Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения как основа формирования профессионального конкурентоспособного специалиста'

Интерактивные методы обучения как основа формирования профессионального конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посталюк М. П., Посталюк Т. М., Бобиенко О. М.

В статье анализируется теория и практика модернизации образовательного процесса в современной российской профессиональной высшей школе; рассматривается опыт использования интерактивных методов обучения финансово-кредитных специалистов в Академии управления «ТИСБИ», с помощью которых осуществляется переход от знаниевого (традиционного) образования к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article analyze the theory and practice of modernization of educational process in modern Russian higher school; The article describes the experience of use of interactive teaching methods for specialists in finance and credits in TISBI academy which are used to ensure transition from traditional "knowledge providing" education to innovational "competitive specialist making" education.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения как основа формирования профессионального конкурентоспособного специалиста»

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

Интерактивные методы обучения как основа формирования профессионального конкурентоспособного специалиста

Посталюк М.П.

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Академии управления «ТИСБИ» (Казань)

Бобиенко О.М.

Кандидат педогогических наук, доцент Академия управления «ТИСБИ» (Казань)

Посталюк Т.М.

Кандидат экономический наук,

Руководитель направления ЗАО «ФИНАМ» Казань

В статье анализируется теория и практика модернизации образовательного процесса в современной российской профессиональной высшей школе; рассматривается опыт использования интерактивных методов обучения финансово-кредитных специалистов в Академии управления «ТИСБИ», с помощью которых осуществляется переход от знаниевого (традиционного) образования к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию.

В настоящее время в России наблюдается существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников российской профессиональной школы. Современный рынок труда, основными характеристиками которого являются гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, критическому мышлению, самоуправлению

поведением и деятельностью, эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т.д.

Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»). В такой ситуации принципиально меняются цели образования. От знаниевого (традиционного) должен осуществляться переход к компетентностно-ори-ентированному инновационному образованию, в рамках которого знания выступают необходимым, но не достаточным условием достиже-

33

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

ния требуемого качества профессионального образования. Такое образование предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей формирование общих и профессиональных компетенций студентов.

Компетентностное образование - очень противоречивая тема и на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из его лучших традиций.

Развитию компетентностного образования во многом способствовала всеобщая информатизация и компьютеризация. Особенно актуальным компетентностное образование стало в ситуации так называемого информационного взрыва, когда на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решения о том, использовать ее или нет. В противном случае информация станет просто шумом.

Компетентность, в наиболее общем виде, - это традиционная и/или инновационная способность и готовность к какому-либо действию. Компетентность - это способность действовать на основе полученных знаний; общая готовность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы. В отличие от ЗУНов (знаний, умений, навыков), предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Таким образом, новая цель образования должна заключаться в создании условий для приобретения студентами системы компетенций на выходе из образовательного учреждения.

Ключевые компетенции (общие для любых профессий и специальностей), сформированные у выпускников образовательных учреждений, должны помочь им сориентироваться в современных условиях рынка труда, быть мобильными и конкурентоспособными. К ним относятся политические и социальные, межкультурные, коммуникативные и т.д. компетенции, 34

а также способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Главная цель подготовки специалистов финансово-экономического профиля - формирование традиционной и/или инновационной способности и готовности действовать у будущих специалистов как хозяйствующих субъектов в условиях инновационной рыночной экономики информационной цивилизации, формирование экономического образа мышления и ключевых профессиональных компетенций, способности работать в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений. Исходя из целей компетент-ностного образования, при выборе тех или иных методов обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. Это значит, что от обучаемого требуется не только понять, запомнить и уметь воспроизвести полученную информацию (репродуктивный результат), но и научиться оперировать знаниями, применять их в практической деятельности, развивать и дополнять их. Важное отличие слушателя в системе компетен-тностно-ориентированного экономического образования заключается в том, что он параллельно с восприятием учебной информации должен ее анализировать, сопоставлять с уже известной, подвергать сомнению и испытанию. Вновь получаемые знания следует пробовать тут же мысленно применить, по возможности прикладывая к практике и формируя таким образом ключевые профессиональные компетенции. И чем активней протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивней его результат.

Если знания студента из цели обучения превращаются в средство развития практических умений, компетенций личности, то и определение принципов активизации учебно-познавательной деятельности студентов, форм и методов обучения должно отвечать поставленным целям и задачам.

Прежде всего, в качестве основополагающего следует рассматривать принцип проблемности. Путем предложения последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении обучаемого такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя, основываясь на знаниях, умениях и ценностях. Таким образом, новые знания студент получает не в готовых формулировках лектора, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Они являются как бы его личным открытием, продуктом его собственных обобщений и выводов.

Особенности применения принципа проблемного обучения в экономическом образовании требуют и специфических форм проведения занятий, своих педагогических приемов и методов. И естественно, содержание проблемного материала должно подбираться с учетом становления профессиональных мотивов и интересов студентов, которые пока не имеют собственного опыта практической работы. Важное значение, с этой точки зрения, имеет применение метода практических ситуаций, деловых игр и т.д.

Исходя из того, что одной из основных задач экономического образования является формирование профессиональных навыков, в том числе умения применять новые знания, вторым принципом следует считать обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач и функций обучаемого.

Если слушатель не только представляет себе, как он будет использовать новые знания (например, для выработки и обоснования своих решений в области организации трудового процесса), но и имеет возможность тут же на занятиях в дискуссии оперировать этими знаниями для аргументации своих выводов, то такой процесс обучения наряду с формированием практических навыков дает возможность самостоятельного перехода от теоретических к прикладным знаниям.

Данному принципу всецело отвечает задача формирования у студента управленческой точки зрения, которая отличается пониманием конкретных условий, умением определять границы проблемы и находить взаимосвязи, ориентацией на действия и принятие личной ответственности.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности слушателей является принцип взаимообучения. Ведь для

руководителя или специалиста при решении практических вопросов умение не просто услышать мнение коллеги и высказать свое, но и извлечь из него полезную информацию, убедиться в собственной позиции является одним из важнейших качеств. Мобилизовать знания учебной аудитории для развития этого свойства - это одна из дидактических задач преподавателя в подготовке специалистов финансово-экономического профиля. Поэтому стержневым моментом ряда форм проведения занятий с применением интерактивных методов обучения является дискуссия.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучаемых. Для подготовки специалистов финансово-экономического профиля этот принцип имеет также серьезное значение с учетом специфики будущей работы. Поэтому целесообразно увеличение удельного веса различных форм индивидуально-самостоятельной работы с учебным материалом. Способствует реализации принципа индивидуализации и использование в учебном процессе механизма обратной связи. Для этого применимы все дидактические и технические средства программированного обучения и контроля знаний.

Однако еще более важным для финансово-экономического образования с учетом его специфических задач и особенностей является механизм саморегулирования, т.е. реализация принципа самости (самоорганизации, самообучения и самоконтроля). Этот принцип и позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого отдельного студента на основе оперативной регулярной самооценки и активного стремления к пополнению и совершенствованию знаний и умений. При этом саморегулирование выражается в том, что на основе самооценки обучающийся пытается восполнить пробелы в базовой подготовке или отсутствие информации о современных достижениях, изучая дополнительную литературу, получая индивидуальные консультации, а также самостоятельно отрабатывая методы и технику работы на тренажере (в первую очередь, персональном компьютере). Но принцип

35

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

самости должен непременно соблюдаться и при коллективных формах проведения занятий, в том числе и в деловых играх. Для этого необходимо, чтобы сам механизм проведения занятия побуждал к регулярной самооценке и активному саморегулированию, корректировке своих поисково-познавательных действий.

Разумеется, активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое значение для подготовки специалистов финансово-экономического профиля приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. В некоторых работах по применению интерактивных методов обучения можно встретить указание на то, что одной из их особенностей является принудительная активизация мышления и поведения студентов. Суть этой особенности в том, что каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от его желания. Трудно предположить, что принудительная учебная деятельность представляет собой действительно активную мыслительную деятельность и может быть продуктивной. Действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть желание обучаемого решить проблему, познать истину, доказать и т.п. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной.

В числе основных факторов, побуждающих слушателей к активности, можно назвать следующие: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие указанных факторов.

Перед преподавателем вуза сегодня встает актуальная задача оптимального отбора из всего многообразия форм, методов и технологий обучения такой их совокупности, которая обеспечивает развитие студента как субъекта профессиональной деятельности и как личности.

Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов получили в российской системе обучения собирательное название «методы активного обучения». В международной педагогической теории и практике 36

принят термин «интерактивное обучение». Как показал анализ понятийно-терминологического аппарата педагогической теории и практики, термин «интерактивное обучение» точнее отражает субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса. В интерактивном режиме могут использоваться подавляющее большинство известных методов обучения, если они реализуют субъектные позиции преподавателя и студента.

Многие преподаватели в сфере финансовоэкономического образования творчески подходят к применению различных дидактических средств для активизации учебно-познавательной деятельности. Естественно, появляются новые методы или разновидности уже известных, некоторые получают новые названия. Но нередко одно название используется для обозначения довольно широкого круга, по существу, разных методов. Так, под названием “деловая игра” в настоящее время в литературе можно встретить методические разработки, которые, в строгом смысле этого термина, не следовало бы так называть, хотя это вовсе не принижает их значения в учебном процессе для его активизации.

Стремление к более четкому различию разновидностей методов активного обучения приводит к необходимости их классификации. Существуют разные подходы к классификации. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Так, различаются имитационные методы активного обучения, т.е. такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. К ним, в частности, относятся и все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К первым относится проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., ко вторым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. Правомерность такого подхода не вызывает сомнения у специалистов по применению методов активного обучения. Однако использование тех или иных методов не является самоцелью.

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

Поэтому для преподавателя как организатора учебного процесса любая классификация имеет практический смысл, если помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания для решения конкретных дидактических задач.

Конечно, следует иметь в виду, что большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение. Например, разбор конкретной ситуации может быть применен для решения по меньшей мере трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных на лекции); совершенствование некоторых профессиональных компетенций; активизация обмена знаниями.

Однако в учебном процессе можно выделить круг узловых функций и дидактических задач, для реализации которых использование тех или иных методов представляется наиболее целесообразным. Так, применительно к основным задачам финансово-экономического образования можно выделить три узловые функции учебного процесса: сообщение учебной информации; формирование и совершенствование ключевых профессиональных компетенций; контроль результатов обучения.

Функция сообщения учебной информации реализуется в первую очередь в форме лекционных занятий. Здесь возникают такие специфические для экономического образования дидактические задачи, о которых уже говорилось: заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному поиску и активной мыслительной деятельности, помочь совершить переход от теоретического уровня к прикладным знаниям и др.

Для решения этих задач применяются следующие методы: лекция-беседа или диалог с аудиторией; лекция-дискуссия; лекция с применением элементов “мозговой атаки”; лекция с разбором микроситуаций; лекция-консультация; групповая консультация (“пресс-конференция”) и др.

Сюда же следует отнести и другие педагогические приемы и специфические формы проведения занятий. Так, использование деловых игр в ходе проведения практических занятий может стимулировать активность студентов в самостоятельном получении учебной информации по тем вопросам, где ее недостает.

При формировании ключевых профессиональных компетенций решается целая группа дидактических задач, как неспецифических (закрепить полученные знания, формировать умение применять их на практике), так и специфических для финансово-экономического образования. В их числе - формирование и совершенствование умения работать с экономической информацией; обосновывать и принимать финансово-хозяйственные решения, аргументировано их защищать в дискуссии; взаимодействовать со специалистами других областей деятельности, управлять финансовоэкономическим процессом в динамике и т.д. Для решения этих задач применяются в основном имитационные методы активного обучения - неигровые и игровые.

К группе неигровых методов относятся: анализ и обсуждение конкретных ситуаций (кейсов); решение ситуационных задач; разбор инцидентов; разбор папки с деловой документацией и т.д. Группа игровых методов включает: разыгрывание ролей (инсценировка); деловые имитационные (в том числе и компьютерные) игры; игровое проектирование и т.д.

Наряду с имитационными, могут применяться и неимитационные методы активного обучения. При этом принцип адекватности учебно-познавательной деятельности профессиональной реализуется не посредством имитации последней, а на основе выполнения обучаемым определенных профессиональных действий и функций в реальных условиях. Например, непосредственное выполнение студентом профессиональных действий во время прохождения производственной и преддипломной практики - метод неимитационный.

В учебном процессе подготовки специалистов финансово-экономического профиля к таким методам можно отнести: групповое игровое проектирование на реальном объекте; анализ и разработка конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т.п.); непосредственное выполнение студентом профессиональных действий во время прохождения производственной и преддипломной практики; выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно-исследовательских) целях и т.п.

37

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

Функция контроля результатов обучения предполагает использование традиционных методов, таких как зачет, экзамен и т.п., так и нетрадиционных способов контроля, которые активизируют учебно-познавательную деятельность. Отсюда вытекают следующие задачи: проверить умение оперировать полученными знаниями, применять их при решении практических задач; побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний; способствовать реализации непосредственного перехода от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.

К этой группе относятся такие методы контроля, как тестирование, программированный контроль, итоговое собеседование, написание рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ.

Представленная классификация не является жестко детерминированной. Не всегда можно провести четкую грань между отдельными группами и разновидностями методов. Как уже было отмечено, методы многофункциональны, однако ни один из них не является универсальным. И хотя одна и та же функция может быть реализована разными методами (например, сообщение учебной информации возможно не только в лекционной форме, но и при применении других методов), но все же не в одинаковой мере и с разной эффективностью.

К группе наиболее эффективных методов обучения в финансово-экономическом образовании, по признанию многих специалистов, относятся деловые игры. В их основе лежит моделирование деятельности какого-то элемента или хозяйственного объекта в целом. Сущность игры составляет механизм имитации, то есть моделирование экономической ситуации, близкой к реальности.

На основе исходной, а также дополнительно поступающей по ходу работы информации, участники деловой игры действуют по определенным правилам, выполняя поставленную задачу. В деловых играх главным является процесс выработки и принятия решений в конкретной ситуации. Ситуация, моделируемая в игре, должна быть типичной с точки зрения повторяемости решаемых проблем при различных условиях и отличающихся количественных параметрах.

38

Значение деловых игр в подготовке специалистов финансово-экономического профиля трудно переоценить, так как возможности отрабатывать профессиональные навыки в реальных условиях у студентов весьма ограничены. Если, например, на производственной практике будущий специалист-технолог может осваивать какие-то профессиональные приемы, то практи-канту-экономисту вряд ли кто-то даст возможность принимать реальные экономические решения, рискуя благополучием хозяйствующего субъекта, его собственников и клиентов ради обучения. Поэтому очень часто во время практики студенты экономического факультета выполняют техническую работу, делают расчеты, в лучшем случае, готовят материалы для обоснования какого-то управленческого решения.

С этой точки зрения деловые игры, даже при всех ограничениях имитационного подхода, позволяют достичь очень важных результатов в области профессиональной подготовки: сформировать ключевые профессиональные компетенции, т.е. способность и готовность установить связь между теоретическими знаниями и практикой, отработать процедуру решения проблемы.

Одной из наиболее важных целей применения деловых игр в профессиональной подготовке специалистов финансово-экономического профиля является развитие способности системного видения экономического объекта, понимания взаимосвязи производственных факторов и основных элементов предпринимательской деятельности для обоснования принимаемых решений. Такую возможность могут дать только компьютерные деловые игры (КДИ), имитирующие не отдельную ситуацию, а целый их сложный комплекс.

Появление вычислительной техники качественно изменило процесс имитации. Компьютеризация деловых игр позволяет заменить реальный процесс экспериментом с математической моделью, что дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитаций экономических процессов, непосредственно почувствовать динамику взаимодействия основных субъектов рынка, использовать имитационные модели в задачах оптимизации.

Очень важным преимуществом КДИ является также возможность не только разрабатывать

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

и обосновывать управленческие решения, касающиеся деятельности хозяйствующего субъекта в целом, но и проверять их последствия на практике. Можно согласиться с мнением, что «...отработка навыков с помощью виртуальных тренажеров, к которым относятся компьютерные деловые игры, позволяет формировать принципиально новый уровень аналитических способностей и создавать структурированную базу для накопления конкретных знаний в различных областях управленческой деятельности» [1].

Следует отметить, что метод компьютерных деловых игр имеет свои особенности. В первую очередь, деловые игры, как и многие другие интерактивные методы обучения, в целом отличаются высокой трудоемкостью, требуют много времени и усилий на фазе их подготовки. На занятиях в значительной мере изменяется роль преподавателя, от которого требуется больший объем знаний, выходящих за рамки одной дисциплины, умение управлять работой команд и т.д., таким образом, происходит принципиальная замена ролевого репертуара педагога: от преимущественно «транслятора знаний», «оценщика», «ментора» к преобладанию позиций «тьютора», «консультанта», «фасилитатора», «игротехника», «организатора образовательной среды».

Компьютерные деловые игры, кроме того, требуют больших затрат денежных ресурсов, наличия дорогостоящих технических средств. В работе техники иногда происходят неожиданные сбои, устранением которых должен заниматься специалист. Тем не менее эффективность их использования в учебном процессе достаточно высока, что делает КДИ необходимым элементом подготовки специалистов финансово-экономического профиля на уровне современных требований.

Для практического воплощения вышеперечисленных идей необходим серьезный пересмотр (модернизация) всех видов образовательных ресурсов высшей школы: информационных, научно-методических, кадровых, организационно-управленческих, финансовых, а также взаимодействие, обмен накопленным опытом государственных и негосударственных вузов. И конечно же, трансформация образовательной модели не может осуществляться без государс-

твенного решения. В таком случае это будет только активность отдельных вузов.

В настоящее время в Академии управления «:ТИСБИ» с целью активизации учебно-познавательной деятельности реализуются различные неимитационные и имитационные интерактивные методы обучения. Особой популярностью у студентов пользуются КДИ, встроенные в процесс преподавания различных специальных дисциплин как при освоении отдельных тем, так и в виде отдельного игрового курса. Так, например, в процесс преподавания дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка» встроена КДИ «Банки в действии», распространяемая американской системой «Достижения молодых». На основе использования КДИ «Дельта» - разработки БГУ при финансовой поддержке фонда Хайнца Никсдорфа и КДИ «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» - программного продукта НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» разработаны спецкурсы «Имитационное моделирование управления предприятием» и «Конкурентное поведение предприятия», соответственно.

Для проведения занятий по дисциплинам, где используются КДИ, разработаны методические указания. Для контроля результатов обучения с помощью КДИ разработаны тесты по каждой дисциплине, состоящие из трех блоков: теоретические вопросы, вопросы непосредственно по КДИ, задачи.

Результаты работы показали, что возможности управления виртуальным хозяйствующим субъектом, которые дает компьютерная имитационная модель, помогают студентам обобщать, систематизировать и пополнять знания о механизмах функционирования экономического субъекта в рыночных условиях, получать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах.

Накопленный опыт позволяет сделать заключение, что такой «виртуальный тренажер» для студентов финансово-экономического профиля позволяет вырабатывать следующие необходимые для будущей профессиональной деятельности составляющие компоненты компетенций (умения, способы деятельности):

- способность брать на себя ответственность;

39

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.

Экономика

- участвовать в совместном принятии решений;

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- выявлять и разрешать проблемы экономического характера;

- способность системного видения деятельности предприятия;

- работать с различными финансовыми документами, экономической информацией;

- анализировать деятельность предприятия с целью выработки управленческих решений;

- способность профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций;

- принимать решения в условиях конкурентной борьбы и ограниченного времени;

- способность прогнозирования и стратегического планирования;

- способность самоорганизации, самообучения и самоконтроля.

Студенты Академии управления «ТИС-БИ» проявляют отмеченные умения и навыки на различных Всероссийских и региональных конференциях, конкурсах и олимпиадах. Активные участники Лаборатории имитационного моделирования экономических процессов Ака-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

демии управления «ТИСБИ» входят в Высшую лигу команд Всероссийской олимпиады по направлению «Финансы организаций. Финансовый менеджмент» и являются стипендиатами Президента РФ, Президента РТ, Академии наук РТ, Главы Администрации г.Казани. Профессиональные компетенции выпускников Академии управления «ТИСБИ» по достоинству оценены крупными промышленными предприятиями, банками, инвестиционными компаниями, финансовыми организациями и другими хозяйствующими субъектами Республики Татарстан.

Литература:

1. Спрожецкая Н.В. Деловая игра «Дельта» и ее использование в процессе подготовки студентов экономических специальностей. / IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». / Сборник трудов участников конференции. Часть II. - М.: МИФИ, 1999.

Interactive Teaching Methods as Basis for Making a Proficient Specialist

The authors of the article analyze the theory and practice of modernization of educational process in modern Russian higher school; The article describes the experience of use of interactive teaching methods for specialists in finance and credits in TISBI academy which are used to ensure transition from traditional “knowledge providing” education to innovational “competitive specialist making” education.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.