Е. СТАРОДУБЦЕВА, соискатель Московский педагогический государственный университет
Современное общество вступило в стадию так называемого информационного общества, в котором главным капиталом является труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Объективной закономерностью такого общества стала интенсификация информационных процессов: повышается скорость передачи сообщений и их обработки, увеличиваются объёмы передаваемых данных, возрастает объём добываемой новой информации и ускоряется её внедрение и т.д. Соответственно образовательные учреждения любого типа должны предлагать учащимся широкий выбор информационных ресурсов и обучать способам работы с ИКТ.
Одним из результатов обучения должно стать достижение информационной культуры, которая подразумевает:
■ стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества, выражающийся в умении использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными;
■ совокупность умений и навыков работы с источниками информации;
■ самостоятельное решение любых задач, связанных с профессиональной и непрофессиональной деятельностью, поиском, обработкой, хранением и передачей информации.
Мало установить в школе или вузе один или несколько компьютерных классов с современной техникой и всех поголовно научить применять информационные технологии. Следует изменить также саму технологию обучения и его формы, что подразумевает соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Широкое использование и постоянное усовершенствование микроэлектроники, энерго-
Обучение языку с использованием ИКТ
сберегающих устройств, компьютеров меняют характер труда и место человека в образовательном пространстве. Информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем та, что взята из традиционных учебников, книг, фильмов и пр.
Интересен в этом плане опыт функционирования виртуальной деревни, созданной группой экспериментального обучения филиала Французской академии образования в Каене. «Анви ля Корбелин» - первая французская виртуальная деревня в сети: это педагогическое средство, помогающее организовать виртуальный учебно-воспитательный процесс, главный принцип которого - переписка между студентами и воображаемыми персонажами виртуальной деревни. Живые люди - аниматоры, среди которых чаще всего можно встретить преподавателей, - стоят за лицами этих персонажей виртуальной деревни или прячутся под их маской.
Ситуация, когда эпистолярный вид общения может существовать между студентами и виртуальными персонажами, разнесёнными во времени, представляет собой оригинальный педагогический концептуальный замысел, который воплощён в виртуальном образовательном процессе с помощью современных компьютерных средств обучения.
Определённый интерес заключается в аутентичном характере этого средства обучения, когда аниматор живо реагирует на всевозможные вопросы учащихся от лица персонажа, который он олицетворяет, представляя свою эпоху, окружение, отличные от сегодняшнего.
Через регулярный обмен письмами учащиеся учатся раскрывать для себя - изо дня в день - жизнь того «персонажа», с которым они переписываются. В свою очередь аниматор, действующий от лица пер-
94
Высшее образование в России • № 5, 2007
сонажа, расспрашивает студентов об их жизни, их окружении и др.
Общаться могут студенты из любой страны, главное - заранее создать команду и зарегистрироваться на сайте. Надо ли говорить, что такое общение на иностранном языке представляет огромный интерес! В итоге происходит интерактивная, персонифицированная коммуникация и развитие комплексных знаний, лежащих в основе письменных работ обучающихся.
Через коммуникативный проект обучающийся становится главным действующим лицом своего образования, начиная с эффективной деятельности, которая включает в себя выполнение как индивидуальных, так и коллективных заданий.
В перспективе именно эффективная активная деятельность самого обучающегося для приобретения системы знаний, навыков и умений должна стать главенствующей в сравнении с традиционным обучением, более сконцентрированным на передаче педагогом знаний по отдельным дисциплинам. В условиях использования мультимедийных средств обучения преподаватель оказывается лоцманом, ориентированным в образовательном процессе на единое целое, группу со всеми её сложными взаимоотношениями, переплетающимися и частично непонятными. Он тот, кто одновременно готовит к успешной реализации коммуникативного проекта, ведёт к цели и управляет учебной деятельностью.
Лекционно-семинарная форма обучения потеряла в настоящее время свою эффективность: практика показывает, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, стоит отметить важный момент: преподаватель выступает сегодня не столько в качестве распространителя информации, сколько в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает следующие положительные результаты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения по той или иной об-суждамой проблеме, моделировать реаль-
ные ситуации творческого общения по тематике изучаемого ими предмета.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях по иностранному языку включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической формам речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Данные формы могут быть организованы как с помощью электронных учебников, которые стоят в центре дистанционного обучения, так и с помощью сети Интернет.
На занятиях иностранным языком в вузах с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактическихзадач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, возможности интернет-технологий могут быть направлены на расширение кругозора обучающихся, налаживание и поддержание ими деловых связей и контактов со своими сверстниками в других странах.
Учащиеся могут получать информацию по проблеме исследования, над которой они работают в данный момент в рамках какого-либо проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Какинформационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Его базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам (справочным каталогам, поисковым системам); разговор в сети. Все эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без
практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.
Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, с его помощью можно превратить аудиторию в агентство новостей, а студентов - в репортеров. Такой вид деятельности включает в себя и объемное чтение, и искусство интерпретации, и беглую речь.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои веб-страницы и медиа-сайты на английском языке.
ВВС World Service (http://www.bbc.co.uk/ worldservice) предоставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским языком и прослушать новости в режиме Learning English. Интересной может показаться двойная классификация статей -по темам и по континентам. Помимо новостей этот сайт предоставляет немало возможностей как для изучения основ английского языка, так и для повышения уровня знаний. Сайт обновляется каждый месяц, содержит какинформацию о грамматике, лексике английского языка, так и страноведческую информацию - каждый месяц он знакомит с новой страной.
CNN News (http://www.cnn.com/ EDUCATION/learning.activities/ archive/ index.html) также предоставляет возможность изучать английский язык (Learning Activities). При желании можно вызвать аудио- и видеосопровождение. Представленные тексты охватывают разнообразные темы, в которых выделены ключевые слова.
The New York Times (http:// www.nytimes.com/learning/ students/ wordofday/ index.html) помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям
учебную версию газеты с тестами на знание новостей за неделю с ссылками на соответствующие статьи. Интерес представляет рубрика «Слово дня» (Word of the Day), которая знакомит с самым частотным на определенную дату словом, дает возможность обратиться к online-словарю Webster и тем самым позволяет следить за последними изменениями в лексике английского языка.
Полезными являются и страноведческие сайты (к примеру: http:// www.tfl.gov.uk/ tfl/ explore-londor/default.asp, http://www.london. gov.uk, http://www.london.gov.uk/ londoner/ index.jsp), открыв которые можно получить полезную информацию о достопримечательностях Лондона, рассмотреть фото, изучить лондонское метро, узнать погоду, прочитать про приготовления к Олимпиаде 2012 г., ознакомиться со свежим номером газеты The Londoner («Лондонец»).
Студентам, имеющим проблемы с грамматикой английского языка, можно порекомендовать сайты, где материал изложен для учащихся с разным базовым уровнем, есть ссылки на словари, имеются языковые игры, тесты, позволяющие реализовать принцип самопроверки (http://www.englishpage.com, http:// www.english-coach.com).
Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде, то есть общению. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая искреннюю заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети Интернет представляет собой постепенный процесс самообразования и самосовершенствования, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка, является нахождение оптимальных путей подведения обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.