Научная статья на тему 'К вопросу об использовании информационных технологий в процессе преподавания иностранных языков'

К вопросу об использовании информационных технологий в процессе преподавания иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обучающие информационные материалы / тренажеры / виртуальные семинары / лабораторные работы / путешествия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. Г. Солдатов

Компьютерные технологии инновационное средство в образовании. Обучение иностранным языкам с помощью материалов, заимствованных из сети Интернет (электронные версии периодических изданий, специальные сайты и др.), позволяет развить у студентов навыки проектной деятельности, расширить страноведческие знания уровень языковой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании информационных технологий в процессе преподавания иностранных языков»

Б.Г. СОЛДАТОВ,

канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Компьютерные технологии - инновационное ческих изданий, специальные сайты и др.), позволя-

средство в образовании. Обучение иностранным ет развить у студентов навыки проектной дея-

языкам с помощью материалов, заимствованных тельности, расширить страноведческие знания и

из сети Интернет (электронные версии периоди- уровень языковой грамотности.

Обучающие информационные материалы, тренажеры, виртуальные семинары, лабораторные работы, путешествия.

Неотъемлемой чертой современной системы вузовского образования является использование информационных технологий. Интеллектуальные обучающие системы в образовательном процессе по сравнению с традиционными методами имеют ряд преимуществ, а именно: повышают эффективность обучения, приближая его качество к уровню индивидуальных занятий с преподавателем; позволяют работать с каждым обучаемым индивидуально с учетом его личностных особенностей, таких как начальный уровень, темп усвоения информации и обретения навыков, конечная цель обучения и т.д. [8].

Использование интенсивных образовательных технологий на практических и лабораторных занятиях позволяет улучшить усвоение материала и готовить обучаемых к будущей профессиональной деятельное -ти. Особенность используемых методов - длительность активности обучаемых, вызываемой необходимостью осмысления поданного материала [4].

В последнее время большую часть обучающих функций взяла на себя глобальная сеть Интернет, образовательные ресурсы которой можно подразделить на следующие шесть групп:

1) обучающие информационные материалы;

2) обучающее программное обеспечение - развивающие игры, тренажеры, учебные конструкторы;

3) виртуальные семинары и видеоконференции, консультации по электронной почте;

4) виртуальные лабораторные работы;

5) виртуальные экскурсии и путешествия;

6) обучающие тесты (чередующие выполнение теста с изучением учебного материала) и тесты для самопроверок, как правило, имеющиеся в электронных учебниках [2].

Социальный аспект использования компьютерных технологий состоит в том, что компьютеры дают блестящую возможность для развития следующих интерактивных форм обучения: 1) между обучаемым и учебным материалом; 2) между обучаемым и обучающими методами; 3) между обучаемым и преподавателем; 4) между обучаемыми.

Став одним из инновационных средств в образовании, компьютер дает возможность для интенсификации процесса обучения по различным образовательным дисциплинам, в том числе и по иностранным языкам.

Разработка новых высокоинтеллектуальных технологий позволяет создать качественно новые обучающие программы различных уровней сложности. Обучающие программы могут быть созданы для введения информации, для работы и контроля над одним или несколькими языковыми аспектами, охватывать широкие разделы лексики, грамматики, фонетики и т.д. [3].

Информационные технологии, в настоящее время используемые при обучении иностранным языкам в различных вузах России, включают в себя следующее:

- изображение печатных материалов, куда входят учебники (textbooks), учебные пособия с упражнениями (workbooks), справочная литература (reference books), разного рода инструкции (guides), тес -ты, контрольные задания (tests), в основном записанные в электронном виде (например, computer-based textbooks или CD ROM-based textbooks);

- распространение материалов через компьютерные телекоммуникации и их последующее обсуждение;

- передача материалов через местное и кабельное телевидение, через радиостанции и спутниковые системы связи;

- использование видеомагнитофонов с видеофильмами, видеокассетами, электронной почты;

- проведение двухканальных видео телеконференций или одноканальных видеотелепередач с помощью обычного телефона [9].

Подчеркивая значение сети Интернет как обучающего фактора в учебном процессе вуза, необходимо отметить, что письменная, обыденная и научная речь через компьютерную коммуникацию формирует логический стиль, который принят в современном научном сообществе, т.к. обучаемый в процессе коммуникации сталкивается с национальной особенностью языковых высказываний. Следовательно, в обучение входит межкультурное общение. Важным моментом является также возможность читать тексты на ино -странных языках. Этот фактор не только способствует усвоению языка, но и формирует навыки практического научного общения [1].

В последнее время материалы, заимствованные из глобальной сети Интернет, широко используются в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык». Студенты самостоятельно выбирают материал для подготовки рефератов, сообщений на тематиче-

ских вечерах на иностранных языках (например, Рождество в Великобритании и Германии), докладов на научных конференциях. Все больше докладов на страноведческую и профессионально ориентированную тематику представляется в форме компьютерных презентаций. В этой связи необходимо сказать об использовании так называемых онлайн-ресурсов - интернет-версий телевизионных и радиоканалов, журналов и газет. Электронные версии периодических изданий могут оказать ценную помощь в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, пополнении лексического запаса, в освоении современной профессиональной терминологии и разговорных клише, в активизации познавательной деятельности обучаемых, в развитии критического мышления, способностей к дальнейшему самообразованию, использованию иностранного языка в других областях знаний [6].

Электронная версия периодического издания -это, в основном, копия текста, попадающего в руки подписчиков и в газетные киоски. Но в отличие от бумажных изданий здесь есть возможность оперативного взаимодействия, например, составление своего отзыва по поводу прочитанного. Некоторые сайты (BBC, CNN) предоставляют также аудио- или видеосопровождение. Газета The New York Times предлагает своим читателям учебный сайт www.nytimes.com/learning. Кроме краткого обзора новостей, сайт содержит интерактивные рубрики «спроси репортера», «письмо редактору», «слово дня». Студенты могут также пользоваться опциями «словарь» и «географическая справка», а во время чтения статьи они простым нажатием клавиши могут узнать значение неизвестного слова или найти в атласе местоположение географического пункта, о котором идет речь. Журнал Newsweek также имеет свой образовательный сайт www.newsweekeducation.com, на котором размещены методические руководства для преподавателей по различным предметам, включая преподавателей английского языка как иностранного. Существует ассоциация, занимающаяся вопросами интеграции печатных средств информации в процесс обучения, которая предоставляет методическую помощь в планировании занятий на сайте http//nieonline.com

У использования онлайн-газет на занятиях по иностранному языку есть свои плюсы и минусы. Достоинствами этой формы работы являются ее относительно низкая стоимость, аутентичность материала и его злободневность. Студенты часто теряют интерес к чтению текстов в учебнике, т.к. они устаревают и не отражают последние события в мире, новости культурной жизни. Газета является источником последних новостей и отражает реалии страны изучаемого языка. Недостаток подобной формы работы - это наличие отвлекающих факторов (графическая и видеореклама, ссылки на другие интересные сайты) при работе с Интернет-газетой непосредственно в аудитории. Кроме того, отбор подходящей веб-статьи и разработка соответствующего ей плана занятия занимает больше времени, чем подготовка к занятию по учебнику.

Тем не менее, интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс по иностранному языку способствует развитию навыков чтения, аудирования, устной и письменной речи, помогает обогатить словарный за-

пас , практикует опыт межкультурной коммуникации. При подготовке к занятию или составлении заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать языковой уровень и познавательные интересы конкретной аудитории, продумать такие виды работы, которые бы стимулировали актуализацию словарного запаса, активизацию коммуникативных навыков, побуждали бы к дискуссии.

Существует множество различных видов работы с электронными средствами массовой информации - от упражнений по чтению с целью извлечения какой-либо информации до более проблемных заданий, например, как групповая работа по поиску информации на определенную тему в англоязычном издании и сравнение с освещением той же проблемы в отечественных средствах массовой информации. На более продвинутом уровне такое сравнение может стимулировать дискус-сию о роли журналистики и медиа в обществе, о пропаганде, культурных стереотипах и предубеждениях. Газетные материалы предоставляют большое количество «открытых» вопросов, требующих не однозначных ответов, а наоборот, стимулирующих мыслительную деятельность и речевые высказывания. Например, можно выбрать две статьи из разных электронных источников, посвященные одному событию, объединить студентов в группы по 2-3 человека и дать задания прочитать эти статьи и сравнить их, пользуясь следующими вопросами: "Which headline gives you a better idea of what this news item is going to be about? (Какой из предложенных заголовков лучше отражает основную идею сообщения?) Examine the vocabulary used by two journalists. Are there any word combinations, nouns, verbs or adjectives that are used in both sources? (Проанализируйте лексику, используемую журналистами. Используются ли в обеих источниках одни и те же словосочетания, существительные, глаголы, прилагательные?) Do the authors use any literary devices, neutral and emotionally coloured vocabulary? (Используются ли в статьях какие-либо литературные приемы, нейтральная и эмоционально окрашенная лексика?) Examine the length and the placement of the article on both web sites. Are there any differences? (Каким образом расположены статьи на двух различных веб-сайтах? Различаются ли они по объему?) Does it tell you anything about the rank of importance of this news item for the editors? (Представляется ли возможным сделать вывод о степени важности содержащейся в статье информации?) Are there any photos accompanying the story? (Сопровождаются ли статьи фотографиями?) Are the emotions they create the same or different? (Производят ли статьи одинаковое или различное впечатление?) What details are left out in one article and present in the other article? (Какие подробности, опущенные в одной из статей, упомянуты в другой?) Why do you think? What do you think the continuation of the story will be? Predict the consequences/further events related to the story (Попытайтесь предсказать дальнейшее развитие событий)". Таким образом, студенты могут обсудить прочитанное и, используя предложенную схему, проанализировать публикацию.

Электронные версии периодических изданий могут быть использованы преподавателем как материал для языковых упражнений в аудитории без подклю-

чения к сети Интернет. Достаточно выделить нужную статью, скопировать на дискету или на жесткий диск, затем открыть ее в программе Microsoft Word и составить упражнения для аудиторной или самостоятельной работы, например : удалить несколько слов для того, чтобы студенты заполнили пропуски; поменять предложения местами для восстановления последовательности; предложить заголовок для статьи; спрогнозировать тему статьи по ее заголовку; подобрать синонимы к выделенным словам; догадаться о значении выделенных слов из контекста. Газетная статья также помогает проиллюстрировать какое-либо грамматическое явление.

Целесообразно остановиться еще на одном аспекте использования сети Интернет как источнике получения дополнительной информации, в частности, дополнительных материалов для подготовки преподавателя к занятию. Даже в случае, если материалы распечатываются и используются в ходе традиционного занятия, преподавание иностранного языка меняется : пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. В компьютерном классе с подключением к Интернету целесообразно проводить занятия по типу « проектов». Например, используя полученный опыт чтения и анализа газетных статей, студенты могут выполнить групповой проект по созданию собственной газеты - в виде Интернет-страницы или собственной стенгазеты. Студенты работают в группах по 5 человек, где каждый участник проекта играет собственную роль - редактора, одного из репортеров по определенной тематике, фотографа. Перед таким проектом студенты должны быть ознакомлены с некоторыми особенностями газетного публицистического стиля, с такими терминами, как quality paper (серьезная, солидная газета), tabloid (газета бульварного толка, «желтая» пресса), editorial (передовая статья), headline (заголовок), column (колонка в газете), classified ads (классифицированные рекламные объявления), со структурой статьи, технологией написания заголовка.

В общем виде проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта должна быть интересной для обучаемых и входить в общий контекст обучения языку. Примерные темы проектов:

- изучение информации о каком-либо городе или регионе;

- составление плана путешествия самолетом, поездом или другим видом транспорта по странам Европы;

- поиск и нахождение информации о европейских или американских фирмах, их продуктах, о возможностях работы или учебы в Европе или США. Подготовка проекта предполагает формулировку

темы, формирование групп, определение временных рамок проекта, подбор информации и выбор оптимальной формы презентации материала.

В отличие от традиционного занятия в основе проекта лежит более открытая структурная модель. Ус -ложняется работа преподавателя: поскольку результаты поиска в Интернете далеко не всегда предсказуе-

мы, нужно быть готовым быстро реагировать на различные вопросы обучаемых, помогать им и направлять их работу. Следовательно, работа над проектами предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам преподавателя [7].

При изучении социокультурной тематики целесообразно провести занятие в форме проекта с использованием Интернета на тему «Евросоюз» на английском или на немецком языке [5]. Чтобы правильно ответить на все вопросы предлагаемой на занятии викторины, студенты должны посетить сайт Евросоюза. Интернет-сайт Евросоюза располагает большими возможностями для расширения знаний о Европейском Союзе и обширной информацией о странах, входящих в эту международную организацию. В сайте содержатся следующие рубрики: «Государства - члены Евросоюза»; «12 уроков о Европе»; «История»; «Географические карты»; «Государственные флаги»; «Государственные гимны»; «Европарламент»; «Языковой путеводитель по Европе»; «Глоссарии». После посещения сайта преподаватель на занятии может предложить следующие задания:

1. Назвать основные государства - члены Евросоюза и их столицы;

2. Назвать численность населения стран, входящих в Евросоюз;

3. Назвать основные языки стран Евросоюза;

4. Назвать страны-кандидаты на вступление в Евросоюз.

Целесообразно выполнять задания на активизацию лексического и грамматического материала, например:

1) Подтвердите или опровергните следующие высказывания :

a) France borders on Germany.

b) Belgium borders on Italy.

c) Germany borders on the Netherlands.

d) Greece borders on Italy.

e) Austria borders on Luxemburg.

f) Spain borders on Portugal.

g) Spain lies in northern Europe.

h) Germany is situated in the center of Europe.

i) Ireland lies in the north-west of Europe. j) Finland lies in the north.

k) Portugal is situated in the south-east of Europe.

2) Составьте диалоги о государствах, входящих в Евросоюз. Обсудите следующие аспекты: географическое положение, площадь, численность населения, государства, граничащие с Евросоюзом.

3) Сравните площадь и население различных стран Евросоюза (активизация грамматического материала - степени сравнения прилагательных, сравнительные конструкции).

4) Назовите жителей следующих государств:

Spain - the Spaniards; Belgium; Italy; Switzerland; France; Germany; Denmark; Greece.

5) Соотнесите даты и основные события в истории Евросоюза.

1951 - Belgium, Germany, Luxemburg, France, Italy and the Netherlands become the member-states; 1973 - Denmark, Ireland, the UK; 1981 - Greece;

1986 - Spain, Portugal;

1995 - the formation of the European Economic Community;

2004 - Austria, Finland, Sweden; 25 member-states. Затем предлагается викторина о Европейском Союзе.

1. What are the names of the "founders" of the European Union? (Назовите фамилии основателей Европейского Союза).

2. When is the birthday of the European Union celebrated? (Когда отмечается день рождения Европейского Союза?)

3. How many countries were the original members of the European Union? (Сколько стран изначально входило в Европейский Союз?)

4. How many member-states are there in the EU now? (Сколько государств сегодня являются членами Европейского Союза?)

5. What does the circle of 12 stars on the EU flag symbolize? (Что символизирует круг из 12 звездочек на флаге Европейского Союза?)

6. What is the hymn of the EU? (Какая песня является гимном Европейского Союза?)

7. What are the four main European freedoms? (Назовите 4 основные европейские свободы).

8. Which states are called the Schengen-states? (Какие государства называются шенгенскими?)

9. What is the monetary unit of the EU? (Денежная единица Европейского Союза).

Занятие завершается написанием информативного текста о Евросоюзе с использованием полученной страноведческой информации. Студентам можно предложить написать о любой стране Евросоюза или о том, в какой европейской стране они хотели бы жить, обосновав свой выбор.

Таким образом, при работе над проектом обучаемые получают актуальную страноведческую информацию: как живут в России и за рубежом, какие требования предъявляют к жилищным условиям, на каких языках говорят в разных странах, какие праздники отмечаются в каждой стране. Более того обучаемые знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, при этом у них возникают положительные эмоции от того, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, не зря занимаются его изучением. Попутно обучаемые пополняют свой словарный запас [7].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что компьютерные образовательные технологии все более широко внедряются в процесс подготовки специалистов в Ростовском филиале РТА, в том числе и в учебный процесс по дисциплине «Иностранный язык».

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова ЕА. К вопросу о компьютеризации лингвистических знаний на примере компьютерного обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе// Межвуз. сб.: Актуальные проблемы филологии и методики преподавания. 4.2. Ростов н/Д: РГПУ, 2001.

2. ДумешА.В., Витиска Н.И., Протасов В.И. О развитии моделей и методов при дистанционных формах обучения в системе непрерывного педагогического образования //Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании. Таганрог, 2003.

3.Иванова Д.В., Косоногова О.В. Компьютерные технологии как средство интенсификации процесса обучения иностранным языкам в вузе //Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. Ростов н/Д, 1999.

4. Койчуева A.C. О некоторых проблемах внедрения инновационных технологий в учебный процесс ву-зов//Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании. Таганрог, 2003.

5. Нескина CA., Цвиркун С.А. Unterrichtsprojekt mit dem Internet //Иностранные языки в школе. 2005. №8.

6. Новикова А А. Использование онлайн-газет на занятиях по английскому языку //Гуманитарные науки в современном образовании. Т.З. Таганрог, 2005.

7. Подопригорова И.А. Использование Интернета на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. 2004. №3.

8. Руднева Т.Н. Педагог в современном образовательном пространстве //Проблемы российской правовой системы: Инновационные процессы в образовании. Таганрог, 2003.

9. Шестоперова Л.А. Некоторый опыт использования дистанционного метода обучения в техническом университете //ELT News and Views. 2003. № 2(14)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Cambridge Grammar Exercises (электронная версия тестов к учебнику English Grammar in Use Intermediate. - Cambridge University Press, 2000).

Тесты к электронному курсу Interchange. - Cambridge University Press, 2004. www.cambridge.org www.cambridge.org/elt/inuse www.ast-centre.ru euronews.com

www.voanews.com/editorials www .customs .ru/new s voaspecialenglish.com www. nytimes.c om/learning www. newsw eekeduc ation.c om http://nieonline.com http://phoenix.vl.ru/custom.htm http ://www .customs. ustreas. gov/ http ://www .wc oomd org/ie/index. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.