Научная статья на тему 'Использование информационных ресурсов Интернет в подготовке преподавателей иностранного языка (обзор веб-сайтов, посвященных обучению английскому языку)'

Использование информационных ресурсов Интернет в подготовке преподавателей иностранного языка (обзор веб-сайтов, посвященных обучению английскому языку) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

317
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных ресурсов Интернет в подготовке преподавателей иностранного языка (обзор веб-сайтов, посвященных обучению английскому языку)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОБЗОР ВЕБ-САЙТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

© 2003 Н.А. Шарова

Воронежский государственный университет

Какие бы новые технологии не изобретало человечество, преподаватель все равно остается стержнем и душой учебного процесса. Тем не менее, современный преподаватель должен владеть всеми новыми технологиями обучения, в том числе информационными технологиями. Еще одной причиной, обуславливающей необходимость использования информационных технологий в вузе, является то, что студенты, став специалистами, склонны воспроизводить ту модель учебного процесса, в которой они сами участвовали. То есть авторитарный преподаватель способствует воспроизведению авторитарной модели учебного процесса его/ее учениками.

Поэтому проблема так называемой “автономии" студентов, или другими словами, самостоятельности студентов является ключевой, особенно для России с ее традициями авторитарного преподавания. Не решив проблему студенческой автономии, невозможно вписаться в Болонский процесс, то есть в процесс создания единого образовательного пространства в Европе.

Использование информационных ресурсов Интернет способствует существенному продвижению к реализации принципа студенческой автономии, с одной стороны, и позволяет реализовать перспективные методики, в частности, проектную методику, с другой стороны.

На кафедре английской филологии факультета РГФ ВГУ студенты пятого курса, будущие преподаватели английского языка, участвуют в следующем проекте. Данный проект состоит из трех этапов и сочетает индивидуальную и групповую работу.

1 этап: студенты получают задание изучить веб-сайты, посвященные обучению английскому языку, и дать описание трех сайтов. На этом этапе студенты работают

индивидуально и самостоятельно. Никакой схемы анализа веб-сайтов не предлагается.

2 этап реализуется в аудитории под руководством преподавателя. Практика показывает, что при участии двух и более студенческих групп, один и тот же сайт привлекает внимание нескольких студентов.

На данном этапе преподаватель организует студентов в малые группы (5-6 человек), раздает каждой из малых групп описание одного и того же сайта.

Задания:

1) прочитать все описания данного сайта;

2) обсудить сильные и слабые стороны описаний в аудитории;

3) разобрать наиболее приемлемую схему анализа веб-сайтов (Это задание обусловлено тем, что иногда невозможно узнать, что описывается один и тот же сайт, если бы не был указан адрес).

Таким образом, второй этап состоит из аудиторной устной дискуссии в малых группах.

3 этап: один из участников группы ппу-чаег задание отредактировать описание обсужденного веб-сайта.

Веб-сайты, которые привлекли внимание студентов и которые могут помочь в подборе материала для занятий, включают в себя следующие:

httn://www. english-language.chat.ru

Адресат (Target Audience): от школьников до преподавателей.

Содержание:

предполагает широкий спектр информации, включающей

• более ста тематических текстов различного уровня;

• информацию о словарях;

• перечень сайтов, нацеленных на развитие лексико-грамматических навыков;

• страноведческую информацию о Великобритании, Австралии, США, Канаде;

• шутки, связанные с изучением и обучением английскому языку;

• информацию об организациях, предлагающих курсы иностранного языка, о новых тенденциях в методике и образовательных программах.

http://www.study.ru

Адресат: школьники, студенты и учителя английского языка.

Содержание:

Раздел “Learning Foreign Languages” содержит информацию о школах, курсах, университетских программах, о дистанционном обучении, обучении заграницей, летних школах.

Раздел “Studying Online” предлагает бесплатные уроки, развивающие лексические и грамматические навыки.

Раздел “Round the World” предлагает информацию об иммиграции и туризме. Кроме того, на данном сайте есть раздел новостей, а также online дискуссии и форумы по вопросам методики преподавания иностранного языка.

Сайт несколько перегружен рекламой, кроме того, общая информация дается по-русски.

http://www.teflfarm.com

Адресат: преподаватели английского языка и студенты.

Содержание:

Раздел "For Teachers Only" рассчитан на профессионалов и содержит обзор последних публикаций, интервью с авторами учебников и известными методистами. Кроме того, этот раздел предлагает инновационные приемы обучения английскому языку.

Раздел “English for Pleasure” предлагает пользователям выиграть призы, участвуя в викторинах и решая загадки. Раздел “Farm Hands” предлагает общение с другими пользователями. Вы можете предложить свою рубрику. Сходную функцию выполняет и раздел “Communication”.

Раздел “Useful Stuff’ разъясняет методическую терминологию.

Данный сайт отличается прекрасным дизайном.

http://www.english-forum.com

Адресат: преподаватели английского языка и студенты.

Содержание:

Раздел “Today's Specials” дает информацию о языковых школах, учебниках.

Раздел “Web Directory”, организованный по тематическому принципу, предлагает ссылки на другие веб-сайты.

Раздел “Latest News from the ВВС” предлагает пользователям читать, смотреть или слушать сообщения о наиболее важных мировых событиях.

Раздел “Cool Tools” предлагает новые приемы и технологии обучения для преподавателей английского языка.

Раздел “Interactive Exercises” предлагает лексико-грамматические и орфографические упражнения, загадки, викторины, анаграммы и т.п. Задания имеют ключи.

Раздел “Messages” позволяет пользователям, обменяться мнениями об обучении / изучении английского языка. Кроме того, есть “Teachers' Board” для обмена мнениями преподавателей.

Раздел “Good School Guide” содержит информацию примерно о тысяче школ, преподающих английский язык в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, на Мальте и в Южной Америке.

http://www.reward-english.com

Адресат: студенты и преподаватели. Содержание:

веб-сайт разработан издательством Macmillan Оксфорд и содержит информацию о

• уровнях обучения курса Reward;

• учебных материалах с методическими комментариями для преподавателя. http://www.english-practice.com Адресат: начинающие изучать английский язык, бизнесмены, желающие подготовиться к тестам.

Содержание:

Веб-сайт содержит следующую информацию:

♦ бесплатный демонстрационный курс;

* платные уроки английского языка (6 месячный курс стоит $50). www.better-english.com/vocabularv.htm

Адресат; бизнесмены, изучающие английский язык, студенты.

Содержание:,

Этот сайт фокусируется на расширении вокабуляра. Сайт содержит 4 секции:

Business Language (Деловой язык) содержит деловую лексику и фразеологию, названия рабочих мест и принятые сокращения.

Telephone Language ('Гелефонный язык) содержит цифры и выражения, используемые в телефонных разговорах.

Idioms (Идиомы). Здесь представлены идиомы общего характера, идиомы, используемые в деловом английском и идиомы, расклассифицированные по темам.

Useful Vocabulary (Полезные слова). Здесь представлены полезные выражения, просьбы, прилагательные, и тому подобное. В каждой секции предлагается тесты множественного выбора. Данный сайт рассчитан на студентов продвинутого уровня. www.onestopenglish.com Адресат: преподаватели и студенты. Содержание:

Это сайт издательства Макмиллан в Оксфорде. Основные секции этого сайта включают:

Free Resources (Бесплатные учебные материалы). Здесь представлены задания и тесты готовые к использованию в учебном процессе.

Books and Courses (Книги и курсы). Эта секция представляет собой международный каталог издательства Макмиллан с бесплатными демонстрационными уроками.

Authors and Writing (Авторы). Эта секция содержит информацию об авторах, которые пишут для издательства Макмиллан.

Culture (Культура). Предлагаются планы занятий, развиваются лексико-

грамматические навыки и умения аудирования.

• Professional Support (Профессиональная поддержка) предлагает всевозможные идеи преподавателям английского. Здесь Вы можете представить свои разработки и обменяться опытом с другими преподавателями.

Lesson Share (Поделись уроком). Эта секция представляет собой конкурс и копилку интересных уроков.

Games (Игры). Эта секция содержит интерактивные Игры для изучающих английский язык.

Onestop Magazine. Эта секция предлагает уроки, основанные на статьях из газеты The Guardian Weekly. www.toefl.ru Адресат: студенты.

Содержание:

Данный сайт посвящен самостоятельной подготовке к сдаче экзамена с одноименным названием. Здесь вы сможете найти:

• общую информацию об экзамене TOEFL;

• примеры тестов, которые можно выполнить в режиме on-line;

• список вопросов с ответами, которые являются наиболее часто задаваемыми;

• полезные рекомендации о том, как лучше готовиться к сдаче данного экзамена;

• серию бесплатных уроков по подготовке к экзамену, сказку, темы, сочинений предыдущих экзаменов;

• обзор печатных учебных пособии по подготовке к экзамену;

• список учебных центров по России, их адреса и телефоны;

• доску объявлений, где вы можете разместить интересующую вас информацию;

• бланки заказа компакт-дисков для подготовки к экзамену.

В качестве примера предлагаемых тестов можно привести следующее описание типичной структуры текста.

Часть 1: Listening Comprehension. Оценивается способность воспринимать на слух английскую речь (североамериканское произношение), выделять основную мысль, наиболее значимые детали, делать выводы.

Вопросы делятся на 3 группы.

1. Мини-диалоги. В этой части вы должны прослушать диалог и вопрос, касающимся содержания этого диалога, и среди предложенных вариантов выбрать правильный ответ.

2. Длинный диалог. В этой части вы должны прослушать диалог и серию вопросов, касающихся содержания этого диалога, и среди предложенных вариантов выбрать правильные ответы.

3. Короткие монологи. В этой части вы должны прослушать монолог и серию вопросов, касающихся содержания этого монолога, и среди предложенных написанных вариантов выбрать правильные ответы.

Часть 2: Structure and Written Expression.

Оценивается способность понимать письменную речь, уровень владения грамматикой.

1. Structure. В этой группе необходимо выбрать один из предложенных вариантов заполнения пропуска в предложении так, чтобы получилось грамматически правильное предложение.

2. Written Expression. В этой группе необходимо среди нескольких выделенных частей предложения выбрать неправильную.

Часть 3: Reading Comprehension.

Оценивается способность понимать короткие отрывки, схожие по теме и стилю с академическими текстами в колледжах и университетах. В этой части содержатся вопросы по содержанию пяти или шести прочитанных отрывков. Вы читаете отрывки и отвечаете на вопросы. Сюда также включены вопросы о значении слов в контексте отрывка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 4: Test of Written English.

Вы должны написать сочинение на заданную тему. В сочинении нужно согласиться или не согласиться с некоторым утверждением и подкрепить свой ответ вескими доказательствами и примерами.

На наш взгляд, данный сайт можно использовать лишь на этапе контроля знаний, при проверке уже сформированных навыков и умений. Всяподготовительная информация, учебный материал предоставляются пользователям платно. Однако не каждый сможет себе позволить оплатить полный пакет услуг.

Данный сайт полезен тем, что дает представление о содержании самого экзамена, его составляющих, приблизительном уровне необходимой подготовки.

На данном сайте вы также сможете найти список других учебных центров и программ за рубежом, их контактную информацию.

В результате проектной работы с вебсайтами в рамках занятий по практике основного языка будущие педагоги совершенствуют свои иноязычные умения, в частности умения реферирования, рецензирования, говорения, письменные умения, а также развивают профессиональные умения анализировать, систематизировать и профессионально оценивать предлагаемые вебсайтами учебные материалы. Кроме того, данный проект совершенствует пользовательские навыки и умения при работе с компьютером.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет решить сразу несколько задач профессиональной подготовки будущих преподавателей английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.