Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ НАВЫКУ ОТОСКОПИИ с использованием симулятора'

ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ НАВЫКУ ОТОСКОПИИ с использованием симулятора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отоскопия / общая врачебная практика / практические навыки / аккредитация / симуляционное оборудование / чек-лист / otoscopy / General practice / practical skills / accreditation / simulation equipment / checklist

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Ольга Юрьевна, Лопатин Захар Вадимович, Дегтярева Людмила Николаевна, Овакимян Карина Викторовна, Фролова Ольга Ивановна

В статье представлены результаты оценки уровня владения практическим навыком выполнения отоскопии врачами общей практики с различным стажем работы, а также врачами-терапевтами, проходившими подготовку на цикле профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». цель исследования изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врачоториноларинголог). Материал и методы. Исследование проводили с помощью опросника, включающего социально-демографические характеристики, и чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Статистический анализ данных проводили с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, успешно справились с применением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чеклиста, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40% (р<0,05). выводы. 1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачамитерапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». 2. Для более эффективного освоения отоскопии обучающимися может быть использован симулятор-тренажер. 3. Обучение отоскопии с помощью симулятора-тренажера может проводиться с сопоставимой степенью эффективности как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики. 4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей оценки освоения данной компет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Ольга Юрьевна, Лопатин Захар Вадимович, Дегтярева Людмила Николаевна, Овакимян Карина Викторовна, Фролова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING GENERAL PHYsICIANs IN otoscoPY sKILLs APPLYING sIMULAToR

In the article results of assessing the level of practical skills in performing otoscopy by General practitioners with different work experience, as well as by therapists who were trained in a cycle of professional retraining in the specialty "Family medicine" are represented. The aim of the study was to examine the level of otoscopy skills among General practitioners depending on length of work and among therapists, trainees of the professional retraining cycle in the specialty "Family medicine", depending on specialty of faculty member who conducted the training (the General practitioner or Otolaryngologist). Material and methods. This study was carried out by filling out a questionnaire that includes socio-demographic characteristics, and a checklist for checking the level of otoscopy proficiency on the basis of Department of family medicine of North-Western state Medical University named after I.I. Mechnikov. statistical data analysis was performed using the sPss 22.0 program (sPss Inc., Chicago, Illinois, UsA). 39 people took part in the study: 24 General practitioners with more than 5 years of experience and 15 therapists. results. Analysis of the results showed that 86.7% of therapists who were trained in otoscopy using a simulator successfully coped with the skill implementation, demonstrating correct implementation of more than 60% of the manipulation elements in accordance with the checklist points, in contrast to General practitioners, among whom only 40% achieved the same result (p<0.05). Conclusions. 1. The assessment of the level of otoscopy proficiency showed that General practitioners with work experience demonstrated a significantly lower level of proficiency in this manipulation in comparison with therapists who were trained in otorhinolaryngology using a simulator as part of retraining program in the specialty "Family medicine". 2. For more effective mastering of otoscopy by students, a simulator can be used. 3. Training in otoscopy using a simulator can be carried out with a comparable effectiveness by both an otorhinolaryngologist and a General practitioner. 4. The developed checklist for checking the level of practical otoscopy skills can be implemented for the current assessment of mastering of the competence, as well as in the process of primary specialized accreditation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ НАВЫКУ ОТОСКОПИИ с использованием симулятора»

обучение врачей общей практики навыку отоскопии с использованием симулятора

Кузнецова О.Ю., Лопатин З.В., Дегтярева Л.Н., Овакимян К.В., Фролова О.И., Мадышева А.Р., Ключук Е.А., Гунина А.С.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «северо-Западный государственный медицинский университет имени и.и. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 191015, г. санкт-петербург, Российская Федерация

В статье представлены результаты оценки уровня владения практическим навыком выполнения отоскопии врачами общей практики с различным стажем работы, а также врачами-терапевтами, проходившими подготовку на цикле профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)».

цель исследования - изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врач-оториноларинголог).

Материал и методы. Исследование проводили с помощью опросника, включающего социально-демографические характеристики, и чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Статистический анализ данных проводили с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов.

Результаты. Анализ полученных результатов показал, что 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, успешно справились с применением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чек-листа, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40% (р<0,05).

выводы. 1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачами-терапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». 2. Для более эффективного освоения отоскопии обучающимися может быть использован симулятор-тренажер. 3. Обучение отоскопии с помощью симулятора-тренаже-ра может проводиться с сопоставимой степенью эффективности как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики. 4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей оценки освоения данной компетенции, а также в процессе первичной специализированной аккредитации. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Кузнецова О.Ю., Лопатин З.В., Овакимян К.В., Фролова О.И., Мадышева А.Р., Ключук Е.А., Гунина А.С. Обучение врачей общей практики навыку отоскопии с использованием симулятора // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 30-38. DOI: 10.24411/2220-84532020-13003

статья поступила в редакцию 13.07.2020. принята в печать 07.09.2020.

ключевые слова:

отоскопия, общая

врачебная практика,

практические

навыки,

аккредитация,

симуляционное

оборудование,

чек-лист

TRAINING GENERAL PHYsICIANs IN OTOSCOPY sKILLs APPLYING sIMULATOR

Kuznetsova O.Yu., Lopatin Z.V., Degtyareva L.N., Ovakimyan K.V., Frolova O.I., Madysheva A.R., Klyuchuk E.A., Gunina A.S.

North-Western state Medical University named after I.I. Mechnikov, the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 191015, st.-Petersburg, Russian Federation

In the article results of assessing the level of practical skills in performing otoscopy by General practitioners with different work experience, as well as by therapists who were trained in a cycle of professional retraining in the specialty "Family medicine" are represented.

The aim of the study was to examine the level of otoscopy skills among General practitioners depending on length of work and among therapists, trainees of the professional retraining cycle in the specialty "Family medicine", depending on specialty of faculty member who conducted the training (the General practitioner or Otolaryngologist).

Material and methods. This study was carried out by filling out a questionnaire that includes socio-demographic characteristics, and a checklist for checking the level of otoscopy proficiency on the basis of Department of family medicine of North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov. Statistical data analysis was performed using the SPSS 22.0 program (SPSS Inc., Chicago, Illinois, USA). 39 people took part in the study: 24 General practitioners with more than 5 years of experience and 15 therapists.

Results. Analysis of the results showed that 86.7% of therapists who were trained in otoscopy using a simulator successfully coped with the skill implementation, demonstrating correct implementation of more than 60% of the manipulation elements in accordance with the checklist points, in contrast to General practitioners, among whom only 40% achieved the same result (p<0.05). Conclusions. 1. The assessment of the level of otoscopy proficiency showed that General practitioners with work experience demonstrated a significantly lower level of proficiency in this manipulation in comparison with therapists who were trained in otorhinolaryngology using a simulator as part of retraining program in the specialty "Family medicine". 2. For more effective mastering of otoscopy by students, a simulator can be used. 3. Training in otoscopy using a simulator can be carried out with a comparable effectiveness by both an otorhinolaryngologist and a General practitioner. 4. The developed checklist for checking the level of practical otoscopy skills can be implemented for the current assessment of mastering of the competence, as well as in the process of primary specialized accreditation. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. For citation: Kuznetsova O.Yu., Lopatin Z.V., Degtyareva L.N., Ovakimyan K.V., Frolova O.I., Madysheva A.R., Klyuchuk E.A., Gunina A.S. Training General physicians in otoscopy skills applying simulator. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 30-8. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-13003 (in Russian) received 13.07.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Keywords:

otoscopy, General practice, practical skills, accreditation, simulation equipment, checklist

Отоскопия - один из наиболее часто используемых методов диагностики в общей врачебной практике. Это простой неинвазивный способ осмотра наружного

слухового прохода и барабанной перепонки с помощью специального прибора - отоскопа. Данная методика не требует длительного обучения для внедрения в по-

вседневную врачебную практику, проста в исполнении, позволяет быстро оценить состояние наружного уха и барабанной перепонки, а при ее дефекте - состояние среднего уха. Отоскопия позволяет своевременно поставить диагноз, назначить лечение при заболеваниях уха и таким образом сократить поток пациентов к узкому специалисту (врачу-оториноларингологу). Это особенно актуально в период повышенной заболеваемости острыми респираторными заболеваниями. Востребованность данного метода диагностики объясняет внесение диагностического набора для оториноскопии в стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) в соответствии с приказом Минздравсоц-развития России от 15.05.2012 № 543Н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» [1].

Согласно М. Oyewumi и соавт. (2016), даже однократное занятие с отоскопическим тренажером значительно повышает диагностическую точность у врачей, проходящих обучение базовым навыкам в области оториноларингологии, независимо от их специальности [2]. Однако при анализе результатов, полученных при применении отоскопии врачами в реальной клинической практике, до сих пор выявляют диагностическую непоследовательность и гипердиагностику [3]. Данная проблема может быть связана с относительной ограниченностью образовательных программ, включающих отработку практического навыка выполнения отоскопии. Это касается малого числа часов, выделяемых на обучение врачей с помощью симуля-ционного оборудования, а также отсутствия инструмента для оценки владения

навыками отоскопии. Все это снижает способность преподавателя обеспечить полноценную обратную связь и добиться эффективного результата в формировании навыка отоскопии у врачей общей практики (семейных врачей), обучающихся как на различных циклах повышения квалификации, так и в рамках реализации программ профессиональной переподготовки и ординатуры.

цель исследования - изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врач-оториноларинголог).

Задачи исследования

1. Оценить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики и врачей-терапевтов с помощью моделирующего устройства.

2. Изучить влияние социально-демографических характеристик на уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики и врачей-терапевтов.

3. Сравнить уровень владения навыком отоскопии у слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» в зависимости от специальности преподавателя (врач-оториноларинголог, врач общей практики).

материал и методы

Исследование выполнено на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава

России. В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов, обучающихся на цикле первичной профессиональной переподготовки, не имеющих опыта работы по специальности «общая врачебная практика». Врачи общей практики цикла усовершенствования ранее не проходили подготовку по овладению навыком отоскопии с использо-

ванием моделирующего устройства симулятора, оценка практических навыков выполнения этой манипуляции проводилась без предварительной подготовки.

Врачи-терапевты случайным образом были разделены на 2 группы: в 1-й преподавателем ЛОР-навыков был врач-оториноларинголог; во 2-й - практикующий врач общей практики (семейный врач).

Чек-лист для оценки уровня владения навыком отоскопии

№ Действия аккредитуемого Отметка о выполнении

1 Установил контакт с пациентом (поздоровался, представился, обозначил свою роль) Да/нет

2 Идентифицировал пациента (попросил пациента представиться) Да/нет

3 Уточнил самочувствие пациента Да/нет

4 Получил информированное согласие пациента (рассказал о процедуре, уточнил наличие вопросов и ответил на вопросы) Да/нет

5 Подготовил оборудование Да/нет

6 Обработал руки гигиеническим способом перед началом процедуры Да/нет

7 Правильно усадил пациента (ухо обращено к врачу и находится на уровне его глаз) Да/нет

8 Начал исследование с правого уха Да/нет

9 Провел визуальный осмотр ушной раковины, наружного слухового прохода, сосцевидного отростка Да/нет

10 Осмотрел кожу за ухом на предмет наличия послеоперационных рубцов Да/нет

11 Пропальпировал лимфатические узлы Да/нет

12 Правильно подобрал воронку для введения в слуховой проход Да/нет

13 I и II пальцами одной руки оттянул ушную раковину назад и кверху Да/нет

4 Ввел воронку отоскопа в наружный слуховой проход Да/нет

15 Осмотрел кожу слухового прохода Да/нет

6 Очистил слуховой канал от скоплений серы, грязи, иных выделений Да/нет

17 Осмотрел барабанную перепонку (определил ее цвет, целостность, положение, четкость контурирования опознавательных знаков) Да/нет

18 Нашел рукоятку молоточка, обратил внимание на ее положение Да/нет

19 Осмотрел короткий отросток молоточка Да/нет

20 Перешел к осмотру левого уха Да/нет

21 После завершения манипуляции поблагодарил пациента Да/нет

22 Привел оборудование в порядок Да/нет

23 Обработал руки после манипуляции гигиеническим способом Да/нет

24 Сформулировал верное заключение Да/нет

Протокол исследования был утвержден локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Перед исследованием всеми участниками было подписано добровольное информированное согласие и заполнена анкета, которая включала вопросы о социально-демографических показателях (пол, возраст, стаж работы). Оценка уровня практических навыков по отоскопии проводилась на моделирующем устройстве (фантом-симулятор KK.MW12) с помощью предварительно разработанного чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии [4] (см. схему).

Чек-лист для оценки уровня владения навыком отоскопии был разработан в соответствии с образцами чек-листов, используемых для оценки других практических навыков в рамках первичной специализированной аккредитации по специальности «общая врачебная прак-

тика (семейная медицина)» [5]. Оценку уровня практических навыков врачей общей практики проводили в конце сертификационного цикла обучения, который не включал занятия по отоскопии, так как предполагалось, что этим навыком врачи общей практики должны владеть после обучения в ординатуре и на циклах профессиональной переподготовки. У врачей-терапевтов оценка проводилась после обучения навыку отоскопии в рамках преподавания оториноларингологии в объеме 36 ч в соответствии с программой профессиональной переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)».

Согласились заполнить и заполнили по всем пунктам социально-демографический опросник 23 врача общей практики и 15 врачей-терапевтов. Пройти оценку практических навыков согласились 15 врачей общей практики и 14 врачей-терапевтов.

Рис. 1. Результаты оценки владения практическими навыками врачей общей практики и врачей-терапевтов

Статистический анализ данных был проведен с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). Описательный анализ проводили с помощью оценки частот, среднего показателя, максимального и минимального значения, стандартного отклонения и стандартной ошибки среднего. Использовался следующий непараметрический метод: сравнение независимых выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критической границей достоверности была принята величина а, равная 0,05.

результаты и обсуждение

Средний возраст всех участников составил 41,9±9,5 года. Средний возраст врачей общей практики и врачей-терапевтов составил 48,7±11,4 и 35,0±7,6 года соответственно и имел достоверные различия (р<0,05). Среди всех участников преобладали женщины, их доля составила 69,2% (п=27). При сравнении ген-

дерных особенностей семейных врачей и врачей-терапевтов достоверных различий не получено.

Как показало исследование, 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, более успешно справились с выполнением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чек-листа, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40,0% (р<0,05) (рис. 1).

При использовании множественной логистической регрессии достоверных данных, свидетельствующих о связи между возрастом участников или их стажем работы и результатами оценки владения практическими навыками, не получено.

Для оценки эффективности обучения ЛОР-навыкам преподавателями различных специальностей(врачом-оторино-

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Обучены врачом общей практики

Обучены оториноларингологом

Рис. 2. Результаты оценки владения практическими навыками врачей-терапевтов, обученных врачом общей практики и врачом-оториноларингологом

ларингологом и врачом общей практики) все терапевты случайным образом были разделены на 2 группы: 1-я группа обучалась у врача-оториноларинголога, 2-я - у семейного врача. Распределение результатов оценки практических навыков при обучении терапевтов преподавателями различной специальности представлено на рис. 2. Множественный логистический регрессионный анализ не выявил достоверных различий между результатами обеих групп.

Обращают на себя внимание несколько неожиданные результаты, полученные при анализе результатов оценки владения отоскопией у врачей общей практики, имеющих опыт работы. Как оказалось, уровень владения этим практическим навыком у врачей, проходивших цикл профессиональной переподготовки, был выше по сравнению с врачами общей практики со стажем работы свыше 5 лет. Это может свидетельствовать о достаточно низкой выживаемости знаний и навыков, полученных в период обучения по специальности. Кроме того, ранее при подготовке врачей общей практики для отработки навыка отоскопии не использовались трена-жеры-симуляторы, позволяющие повторно выполнять эту манипуляцию в период ее освоения. Определенную роль могла сыграть высокая заинтересованность врачей без опыта работы в овладении методом отоскопии, так как все слушатели, проходившие подготовку на данном цикле, уже имели необходимое оборудование на своем рабочем месте.

Интересно, что при анализе результатов не выявлено достоверной разницы в эффективности формирования практических навыков в зависимости

от клинической специальности преподавателя. Таким образом, в обучении врачей навыкам отоскопии может быть задействован в равной степени как врач-оториноларинголог, так и врач общей практики, владеющий данным методом диагностики.

На основании полученных данных мы смогли убедиться в том, что формирование практических навыков врачей-специалистов сложно на любом этапе обучения. Для успешного закрепления ранее пройденного материала необходима периодическая отработка практических навыков с помощью симуляционного оборудования, которая поможет закрепить полученные навыки на более длительный срок.

выводы

1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачами-терапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)».

2. Использование в процессе подготовки симулятора-тренажера для проведения отоскопии может способствовать более эффективному освоению обучающимися врачами данного метода диагностики.

3. Эффективность обучения отоскопии с помощью симулятора-тренажера сопоставима при проведении занятий как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики.

4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей

оценки освоения данной компетенции, а также в процессе первичной специализированной аккредитации.

сведения об авторах

ФГБОУ во сЗГМУ им. и.и. Мечникова Минздрава России, г. санкт-петербург, Российская Федерация:

кузнецова Ольга юрьевна (olga Yu. Kuznetsova) - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой семейной медицины E-mail: olga.kuznetsova@szgmu.ru https://orcid.org/0000-0002-2440-6959

лопатин Захар Бадимович (Zakhar v. Lopatin)* - начальник учебного управления

E-mail: zakhar.lopatin@szgmu.ru

https://orcid.org/0000-0001-7283-9911

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дегтярева Людмила Николаевна (Ludmila N. Degtyareva) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры семейной медицины E-mail: ludmila.degtyareva@szgmu.ru https://orcid.org/0000-0001-8375-3363

Овакимян Карина Викторовна (Karina V. Ovakimyan) - ассистент кафедры семейной медицины

E-mail: karina.ovakimyan@szgmu.ru https://orcid.org/0000-0002-5342-3918

Фролова Ольга Ивановна (Olga I. Frolova) - ординатор кафедры семейной медицины

E-mail: frol13-13@list.ru

https://orcid.org/0000-0001-5507-3512

Мадышева Альбина Рамилевна (Albina R. Madysheva) - студентка VI курса E-mail: albina.madysheva@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-3593-1206

Ключук Елизавета Александровна (Elizaveta A. Klyuchuk) - студентка VI курса

E-mail: e.klyuchuk@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5745-591X

Гунина Анастасия Сергеевна (Anastasia S. Gunina) - студентка VI курса

E-mail: gunina.nas@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0002-4101-552X

литература

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543Н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132071/1a2af606826017218055fc9958c 160a08f9774b2/.

'Автор для корреспонденции.

2. Oyewumi M. et al. Objective evaluation of otoscopy skills among family and community medicine, pediatric, and otolaryngology residents // J. Surg. Educ. 2016. Vol. 73, N 1. P. 129-135.

3. Paul C.R. et al. Standardized checklist for otoscopy performance evaluation: a validation study of a tool to assess pediatric otoscopy skills // MedEdPORTAL (The Journal of Teaching and Learning Resources). 2016. Vol. 5, N 12. Article ID 10432.

4. Мадышева А.Р., Ключук Е.А., Гунина А.С. 93-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Мечниковские чтения 2020». Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, 2020. С. 57.

5. Методический центр аккредитации специалистов [Электронный ресурс]. URL: https://fmza.ru/ fos_primary_specialized/Obshchaya-vrachebnaya-praktika-%28semejnaya-medicina%29/.

references

1. Order of the Ministry of health and social development of Russia dated 15.05.2012 No. 543N «On approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132071/1a2af606826017218055fc9958c160a08f9 774b2/. (in Russian)

2. Oyewumi M., et al. Objective evaluation of otoscopy skills among family and community medicine, pediatric, and otolaryngology residents. J Surg Educ. 2016; 73 (1): 129-35.

3. Paul C.R., et al. Standardized checklist for otoscopy performance evaluation: a validation study of a tool to assess pediatric otoscopy skills. MedEdPORTAL (The Journal of Teaching and Learning Resources). 2016; 5 (12): 10432.

4. Madysheva A.R., Klyuchuk E.A., Gunina A.S. 93th all-Russian scientific and practical conference with international participation «Mechnikov readings 2020». North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, 2020: 57. (in Russian)

5. Methodological center for accreditation of specialists [Electronic resource]. URL: https://fmza.ru/fos_ primary_specialized/Obshchaya-vrachebnaya-praktika-%28semejnaya-medicina%29/. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.