Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ ГЛАГОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВИНОСТРАНЦЕВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ ГЛАГОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВИНОСТРАНЦЕВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРИНЦИП ИНТЕРАКТИВНОСТИ / ВИДЫ ГЛАГОЛОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КРОССВОРД / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асонова Галина Анатольевна

В настоящей статье описаны обучающие возможности цифрового интерактивного кроссворда на занятиях по русскому языку как иностранному при обучении видам глаголов для развития у иностранных учащихся лексико-грамматической компетенции. Представлены особенности трансформации учебного процесса в условиях работы с цифровыми ресурсами как ключевыми элементами цифровой образовательной среды. Описаны задания и рассмотрены особенности применения интерактивного кроссворда на начальном этапе обучения, проанализированы результаты обучения. В результате исследования, проведенного в статье, выяснено, что обращение к цифровым образовательным ресурсам, актуальным в современной методике преподавания РКИ, может повысить эффективность формирования лексико-грамматической компетенции иностранных учащихся при изучении категории вида глагола на занятиях по РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асонова Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING RUSSIAN VERB TYPES TO FOREIGN STUDENTS USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the learning opportunities of an interactive crossword puzzle in English as a foreign language classes when teaching types of verbs for the development of lexical and grammatical skills of foreign students. The features of the educational process transformation in terms of working with digital resources as important elements of the digital educational environment are presented. The tasks are described and the features of using a crossword puzzle at the initial stage of training and the results of the study are analyzed. As a result of the study conducted in the article, the author comes to the conclusion that the use of digital educational resources that are relevant in the modern methods of teaching Russian as a foreign language can increase the effectiveness of the formation of the lexical and grammatical qualifications of foreign students when studying the category of verb aspect in Russian as a foreign language class.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ ГЛАГОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВИНОСТРАНЦЕВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 008 ББК 78.362

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-220-229

ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ ГЛАГОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г. А. Асонова

Аннотация. В настоящей статье описаны обучающие возможности цифрового интерактивного кроссворда на занятиях по русскому языку как иностранному при обучении видам глаголов для развития у иностранных учащихся лексико-граммати-ческой компетенции. Представлены особенности трансформации учебного процесса в условиях работы с цифровыми ресурсами как ключевыми элементами цифровой образовательной среды. Описаны задания и рассмотрены особенности применения интерактивного кроссворда на начальном этапе обучения, проанализированы результаты обучения. В результате исследования, проведенного в статье, выяснено, что обращение к цифровым образовательным ресурсам, актуальным в современной методике преподавания РКИ, может повысить эффективность формирования лек-сико-грамматической компетенции иностранных учащихся при изучении категории вида глагола на занятиях по РКИ.

Ключевые слова: цифровые технологии, трансформация учебного процесса, цифровая образовательная среда, принцип интерактивности, виды глаголов, интерактивный кроссворд, русский язык как иностранный, лексико-грамматическая компетенция.

Для цитирования: Асонова Г. А. Обучение видам глагола русского языка студентов-иностранцев с помощью цифровых образовательных технологий // Наука и школа. 2023. № 1. С. 220-229. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-220-229.

© Асонова Г. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

TEACHING RUSSIAN VERB TYPES TO FOREIGN STUDENTS USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

G. A. Asonova

Abstract. The article is devoted to the learning opportunities of an interactive crossword puzzle in English as a foreign language classes when teaching types of verbs for the development of lexical and grammatical skills of foreign students. The features of the educational process transformation in terms of working with digital resources as important elements of the digital educational environment are presented. The tasks are described and the features of using a crossword puzzle at the initial stage of training and the results of the study are analyzed. As a result of the study conducted in the article, the author comes to the conclusion that the use of digital educational resources that are relevant in the modern methods of teaching Russian as a foreign language can increase the effectiveness of the formation of the lexical and grammatical qualifications of foreign students when studying the category of verb aspect in Russian as a foreign language class.

Keywords: digital technologies, educational process transformation, digital educational environment, principles of interaction, verb aspect, interactive crossword puzzle, RFL, lexical and grammatical competence.

Cite as: Asonova G. A. Teaching Russian verb types to foreign students using digital educational technologies. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 220-229. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-220-229.

Развитие цифровых образовательных технологий усиливается в последнее время в методике обучения русскому языку в иностранной аудитории. Российскими методистами и исследователями, такими как А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, С. А. Вишняков, Е. С. Полат и многими другими отмечается важная роль использования различных современных цифровых ресурсов в образовательных целях. Если в двухтысячные годы нашего столетия говорилось об электронных ресурсах и информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), то в настоящее время особую актуальность приобретают цифровые технологии, являющиеся частью цифровой образовательной среды. Согласно А. Д. Дейкиной и В. Д. Янченко, «принципиально важно повышать мотивацию обучающихся к изучению русского родного языка и РКИ, учитывать широкие возможности новых информационных технологий в обучении русскому языку,

создавать новый образовательный контент, в котором находит отражение новое время» [1]. Необходимо отметить и тот факт, что под ИКТ понимаются технологии обмена информацией в коммуникации, подразумевается использование информации в электронном варианте (например, текст, видео, аудио, анимация, изображение); мультимедиа (игровые и компьютерные программы, видео-презентации,интерактивные презентации и др.); аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, интерактивная доска). Вместе с тем под цифровыми технологиями понимается иной «формат передачи способа информации». Так, С. А. Попова характеризует цифровые технологии как «прорывные»: «Выделим следующие виды прорывных технологий:

• технико-технологические прорывные технологии (фундамент построения нового технологического уклада - база промышленной революции);

• социальные прорывные технологии (фундамент построения новой цивилизации;

• база общественных преобразований тектонического характера);

• образовательные технологии (фундамент построения качественно новых эдукологических процессов, обеспечивающих формирование современного общества)» [2, с. 76].

К. Г. Кязимов указывает на важность цифровых образовательных технологий: «Использование современных цифровых образовательных технологий в УПО приведет к достижению качественно новых образовательных результатов, повысит эффективность управленческой деятельности, ускорит процесс поэтапного достижения молодыми специалистами профессиональной компетентности» [3, с. 3].

Автором статьи под цифровыми образовательными технологиями понимаются технические, аудиовизуальные средства и способы передачи учебной информации, основанные на интерактивных принципах функционирования в виртуальной среде, что способствует решению учебных задач. Неслучайным является понятие и виртуальной среды, так как оно позволяет всем цифровым технологиям существовать и функционировать в ее условиях. А.Н. Лаврёнов указывает на следующее определение виртуальной реальности: «Виртуальная реальность (ВР, англ. virtual reality, VR, искусственная реальность) - созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие» [4, с. 85].

Цифровая трансформация - это изменение системы управления всех уровней образования на основе цифровых технологий. Использование цифровых образовательных технологий на занятиях по русскому языку как иностранному позволяет повысить мотивацию иностранных обучающихся к изучению, проверить

знания лексико-грамматической системы русского языка. Предшественниками цифровых технологий являются информационные технологии, о роли которых говорилось многими исследователями в методике преподавания русского языка как иностранного еще в начале XXI в. Так, доктором педагогических наук, профессором А. Д. Дейкиной отмечается, что есть необходимость «принять цифровую модель обучения» [5].

К видам цифровых технологий представляется важным отнести следующие разновидности:

• цифровые задания-тренажеры;

• мобильные технологии и цифровые инструменты (мобильные приложения, онлайн-сервисы с набором цифровых инструментариев);

• учебные информационно-коммуникационные платформы;

• учебные пособия цифрового формата.

Цифровые технологии образовательных услуг способны решать различные задачи учебного процесса:

• построить обучение в дистанционном формате, применяя сеть Интернет совместно с цифровыми учебными ресурсами;

• обеспечить процесс передачи знаний, формирования навыков и умений при интерактивном взаимодействии между учащимися с помощью интерактивных источников;

• реализовать возможности информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступность интерактивных учебных материалов и оцифрованных версий PDF учебников;

• осуществлять проверку знаний по учебному предмету и выполнение домашних заданий учащимися, независимо от их физического местонахождения.

В образовательной среде можно выделить три уровня цифровизации и ее цели:

1. Первый уровень цифровизации имеет целью запустить процесс цифровой трансформации через объяснение

сотрудникам основных принципов циф-ровизации и мотивация руководителя. Для того, чтобы обучить учащихся, необходимо повысить так называемый «цифровой интеллект» (Digital IQ) студентов-иностранцев:

• выстроить общую для процесса обучения стратегию достижения поставленных целей;

• рассказать, как будет проходить учебный процесс на основе применения цифровых образовательных технологий, выстроить правильную мотивацию;

• донести важность сочетания традиционного подхода к обучения и применения цифровых образовательных технологий в процессе обучения.

2. Второй уровень цифровизации в образовательном процессе направлен на то, чтобы подключать инструменты и сервисы, позволяющие дополнять учебный процесс цифровыми технологиями. Данные технологии должны способствовать правильному сбору данных и анализу полученных результатов обучения.

3. Третий уровень цифровизации отвечает за применение целого комплекса инструментов, которые называются «открытой цифровой инфраструктурой» [6, с. 112]. Главное здесь - это использование открытых цифровых интерфейсов (API). Внедрение API дает возможность учебному процессу открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API - это регистрация на сайте с использованием данных личной страницы в соцсетях. «Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками», - справедливо утверждает Л. П. Даниленко [6].

Важно отметить, что к современным цифровым образовательным технологиям относятся инфографика, интерактив-

ные презентации с движущимися в них учебными красочными материалами, интерактивные учебники, интерактивный кроссворд, интерактивные сайты и некоторые другие. Данные технологии являются так называемым инструментом общения с иностранными обучающимися, а руководителем данного процесса общения по-прежнему остается преподаватель. Однако применением самих цифровых технологий позволяет преподавателю акцентировать внимание обучающихся на процессе обучения в большей степени, так как обращение к технологиям является пусть и дополнительным, но полноценным решением в современной методике обучения РКИ. Н. А. Гузь отмечает: «Цифровизация образования сегодня строится на принципах творческого мышления, воображение и желание развиваться. Задача высшего образования состоит в том, чтобы способствовать развитию творческих способностей, что сегодня важнее формальных знаний. Задача преподавателя - дать ученику толчок к развитию» [7, с. 100].

Так, рассмотрим на примере интерактивного кроссворда возможности формирования и закрепления знаний лексико-грамматических средств русского языка как иностранного в условиях цифровой среды обучения. Кроссворд активизирует мыслительную деятельность учащихся. Кроссворд (англ. crossword) означает «пересечение слов». Цифровая среда позволяет создавать так называемые электронные интерактивные кроссворды, что позволяет использовать данный ресурс и в дистанционной среде обучения. Цифровые интерактивные кроссворды появились в связи с развитием электронных технологий. Получившая большое развитие электронная среда обучения вызвала появление различных интернет-платформ, которые можно использовать в учебных целях. Одной из таких интернет-платформ по созданию электронных кроссвордов является сайт www.puzzle-cup.com, на котором представлена

возможность создания собственных кроссвордов при обучении русскому языку в иностранной аудитории. Следует отметить, что интерактивный кроссворд является частью виртуальной среды. Как и многие другие интерактивные технологии, относящиеся к цифровым, интерактивный кроссворд обладает следующими немаловажными достоинствами:

а) организация самостоятельной работы обучающихся в дистанционном формате (иностранные учащиеся могут выполнять работу самостоятельно);

б) обеспечение возможности закрепления иностранными обучающимися знаний сложных аспектов лексико-грам-матической системы русского языка как иностранного (с помощью самого процесса «разгадывания» слов, во время которого активизируется мыслительная деятельность иностранных обучающихся, а также появляется необходимость вспомнить изученные грамматические правила и лексику);

в) предоставление возможности преподавателю составлять и генерировать кроссворды на любые лексико-грамма-тические темы, распечатывать данные учебные материалы, отправлять ссылки на кроссворды обучающимся в дистанционном режиме.

При подготовке к работе над электронным кроссвордом по дисциплине «Русский язык как иностранный» должны быть соблюдены следующие требования:

1. Задания в интерактивном кроссворде должны соответствовать теме пройденного урока.

2. Преподавателю важно обозначить для иностранных обучающихся цель работы над электронным кроссвордом, что будет способствовать формированию у них умения целеполагания.

3. Формулировки заданий к кроссворду могут быть даны в развернутом виде для обеспечения лучшего понимания иностранными обучающимися сути заданий и облегчения процесса выполнения работы по решению кроссворда.

4. Анализ и оценка выполненных заданий в кроссворде должны быть проведены преподавателем на уроке вместе с обучающимися.

Важным представляется и то обстоятельство, что интерактивный кроссворд является, с одной стороны, учебной формой работы, а с другой стороны, творческим элементом урока. При выполнении интерактивного кроссворда иностранным обучающимся необходимо обратиться к словарю, используя не перевод целой фразы, а именно пословный перевод. Пример интерактивного кроссворда, подготовленный автором статьи по дисциплине «Русский язык как иностранный» с помощью сайта www.puzzlecup.com, можно посмотреть по следующей ссылке: http://puzzlecup. com/?guess=0703F1D1DC55B6AU.

Описание подготовки интерактивного кроссворда и характеристика проведения его в исследовательской части представлены далее в статье (рис. 1-3).

После генерирования кроссворда, что позволяется интерактивной платформой, на которой располагается сам кроссворд, преподавателю необходимо расписать задания, как это показано на рис. 1. В кроссворд включены задания на проверку знаний грамматической категории вида русского языка ввиду того, что данная тема представляет собой сложность для иностранных обучающихся. Пропущенные глагольные формы несовершенного и совершенного вида глагола отмечены в форме многоточия. При наведении курсора на горизонтальную или вертикальную позицию слова иностранные обучающиеся, изучающие русский язык и выполняющие данное задание, могут после прочтения назвать нужную глагольную форму. Преподаватель вписывает глагольную форму в кроссворд. Если кроссворд выполняется в качестве домашнего задания обучающимися, то последние вписывают пропущенные глагольные формы. Пропишем алгоритм работы

Рис. 1. Подготовка преподавателем (автором статьи) кроссворда на сайте www.puzzlecup.com

над электронным кроссвордом на сайте www.puzzlecup.com:

1. Преподавателю необходимо заранее продумать лексико-грамматическую тематику кроссворда и расписать слова в поле, указанном на сайте, после чего сама система сгенерирует слова в нужном расположении.

2. Ориентируясь на сгенерированное расположение слов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, преподаватель может войти на сайт еще раз и

вписать заранее продуманные слова в клеточки кроссворда для последующего разгадывания данных слов.

3. Когда электронный кроссворд будет готов, система предложит сохранить кроссворд и отправить ссылку на работу над кроссвордом иностранным учащимся.

Приведем в качестве примера задания из составленного нами интерактивного кроссворда. Задания к электронному кроссворду рассчитаны на начальный

(я) С/ А puzzlecup.com Фабрика кроссвордов Я СЕ> 'цЬ 4:

О» Здравствуйте. Ас

Рис. 2. Пример заполнения интерактивного кроссворда глагольными формами несовершенного и совершенного вида, которые в дальнейшем должны отгадать и назвать иностранные обучающиеся преподавателю

уровень владения РКИ иностранными учащимися:

По горизонтали:

2. Глагол совершенного вида: гид хочет ... музей или улицы туристам. 3. Глагол совершенного вида: Утром все люди голодны. Они сидят за столом, потому что хотят ... 4. Глагол совершенного вида: Художник пригласил людей на свой мастер-класс, чтобы ... картину и услышать мнение людей о картине. 6. Глагол совершенного вида: Когда Онегин увидел Татьяну, он хотел ... ей, что очень любит ее. Но она так и не услышала его слов...

По вертикали:

1. Глагол несовершенного вида: Когда есть история, ее ... Эта история больше не секрет. 5. Глагол несовершенного вида: Зимой мы идем на каток. У нас есть коньки. Мы любим .... на коньках. 5. Глагол несовершенного вида: Зимой мы идем на каток. У нас есть коньки. Мы любим .... на коньках.

Задания с помощью данного интерактивного кроссворда на выбор и понимание глагольных форм НСВ и СВ могут быть использованы с целью формирования лексико-грамаматической компе-

тенции у иностранных обучающихся. В нашем исследовании по выполнению интерактивного кроссворда приняла участие группа из 6 студентов: студенты из Африки, Алжира, Индии. Смешанный поликультурный формат группы представителей разных национальностей имеет свои преимущества: все студенты дружески настроены по отношению друг к другу, а также опыт здоровой конкуренции способствует повышению мотивации к изучению русского языка как иностранного.

Вид глагола является одной из важных грамматических тем русского языка, без усвоения которой иностранным обучающимся будет трудно овладеть лекси-ко-грамматической компетенцией. Видом глагола занимались известные российские и отечественные методисты: А. М. Горлатый, А. В. Бондарко, О. П. Рассудова, М. А. Шелякин, В. В. Виноградов, Л. Н. Щерба. За последние годы созданы различные учебные пособия по грамматической категории вида глагола с практикой отработки форм категории вида русского глагола в условно-речевых и речевых конструкциях русского

Рис. 3. Пример подготовки всего интерактивного кроссворда, представленного интерактивной платформой, на которой располагается кроссворд

Таблица 1

Результаты выполнения интерактивного кроссворда по теме обучения категории вида глагола в смешанной группе иностранных студентов

Результаты приведены в балльной системе согласно общим подсчетам (по шкале от 1 до 100 баллов)

ФИО студента Степень участия в игре и понимания особенностей видовых различий глаголов Правильное написание глагольных слов Правильное понимание значение глагольных слов Время выполнения заданий по кроссворду, мин

Студентка из Камеруна 82 82 80 15

Студент из Алжира 80 80 82 25

Студент из Йемена 73 70 65 21

Студентка из Индии 78 74 78 15

Студент из Афганистана 68 65 70 28

Студент из Чада 83 83 83 17

(Иллюстративный материал предложен Г. А. Асоновой)

языка. Теоретическое обобщение вида глагола представлено и в монографии А. М. Горлатого, в которой он исследует и анализирует семантику вида глагола в русском языке: «Семантический признак, лежащий в основе распределения глаголов по совершенному и несовершенному видам, а именно отношение действия к моменту достигнутости или преодоленности своего внутреннего предела, обусловливает существенные различия в распределении форм совершенного и несовершенного вида по трем временным формам русского языка (назовем эти формы применительно к терминологии общей грамматики - презенс, футур, претерит). На вопрос "Что ты там делаешь?", являющийся индикатором презенса со значением настоящего времени, можно ответить только презенс-ной формой несовершенного вида, а соответствующая презенсная форма совершенного вида имеет значение будущего времени» [8, с. 235].

Таким образом, возникает вопрос, как учить виду глагола на основе применения цифровых образовательных технологий? Необходимо обратить внимание

на тот факт, что интерактивный характер цифровых технологий обусловлен процессом познания учебных материалов человека с помощью творческих электронных элементов в дидактическом процессе обучения. Это означает, что цифровые технологии интерактивны по своему функциональному признаку. В их основе лежат инструментальные средства разработки дидактических материалов для решения поставленных профессиональных задач с помощью принципа интерактивности в его взаимосвязи с принципом наглядности.

Следуя указанному плану исследовательской работы, необходимо также отметить, что к моменту проведения нашего исследования иностранные студенты были ознакомлены с различительными особенностями и правилами применения категории вида на занятиях по РКИ в режиме дистанционного формата обучения по учебнику «Дорога в Россию-1», уроки с 1 по 12 [9]. Далее грамматическая тема обучения видам глагола объяснялась преподавателем (автором статьи) для студентов на протяжении трех последующих занятий. Занятия проводились по

изучению темы вида русского глагола на подготовительном отделении Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Иностранные учащиеся могли писать, читать, строить коммуникативные высказывания на русском языке на отдельные бытовые темы, такие как «Покупки», «Музеи и театры», «Моя семья», «Мои друзья», «Учеба в университете», «Общежитие» (уровень А2).

В. Д. Янченко замечает, что применение на занятиях по русскому языку лингвистического кроссворда позволит преподавателю выявить, «понимает ли школьник учебный материал, насколько глубокими являются знания ученика по русскому языку» [10].

В исследовательской части работы нами применялось несколько кроссвордов, один из которых описан в данной статье. В кроссворде обучающимся можно было найти задания для формирования понимания грамматической категории глагольного вида и развития умений выбора верных форм, понимания смыслового наполнения глаголов. Результаты выполнения интерактивного кроссворда по теме обучения категории вида глагола отражены в табл. 1.

Важно отметить, что большинство иностранных обучающихся остались довольны работой над интерактивным кроссвордом и проявили большую заинтересованность в изучении темы категории вида глагола. Нельзя отказываться полностью от традиционных способов обучения, однако проведение занятий по обучению категории вида русского глагола в условиях обращения к цифровой образовательной среде играет большую роль на

занятиях по РКИ и активизирует работу всех иностранных обучающихся.

Выводы

1. Выполнение лексико-грамматиче-ских упражнений на тему категории вида глагола с помощью интерактивного кроссворда по русскому языку как иностранному как части цифровой образовательной среды способствует формированию и закреплению знаний по теме категории вида у студентов различной национальной принадлежности.

2. Цифровые образовательные технологии позволяют трансформировать процесс обучения видам глагола так, чтобы повысить эффективность сфор-мированности грамматических и коммуникативных умений иностранных обучающихся при изучении грамматической темы категории вида глагола.

3. Трансформация обучения русскому языку как иностранному происходит в современной методике РКИ с помощью различных цифровых образовательных технологий, к которым относят инфографику, интерактивные презентации, учебные пособия, а также интерактивные кроссворды.

4. Проанализированный в нашей статье цифровой интерактивный кроссворд способствует формированию лексико-грамматической компетенции у иностранных обучающихся, позволяет вовлечь всех студентов в учебный процесс и сделать его увлекательным и интересным, повысить мотивацию учащихся, улучшить знания учащихся по изучаемой теме категории вида русского языка как иностранного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Приоритеты в новых научных исследованиях по методике преподавания русского языка // Современная коммуникативистика. М., 2021. Т. 10, № 5. С. 26-31.

2. Попова С. А. Цифровая образовательная среда: исходные понятия и концептуальное проектирование: моногр. М., 2021. 252 с.

3. Кязимов К. Г. Цифровая образовательная среда - важное условие подготовки квалифицированных кадров: моногр. М., 2021. 196 с.

4. Лаврёнов А. Н. Пути виртуализации образования // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: материалы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. г. Москва, 2-6 октября 2017 г. / под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: МПГУ 2017. 165 с.

5. Дейкина А. Д. Трансформация процесса обучения в начальной школе с учетом цифровизации среды образования. М.: Начальная школа. 2021. № 11. С. 4-7.

6. Danilenko L. P. Digital transformation of the educational process when sdtudying a foreignlanguage at the university // Заметки ученого. 2022. № 7. С. 109-113.

7. Гузь Н. А. Цифровая трансформация высшего образования: глобальные тренды и антитренд // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 99-103.

8. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию-1. Учебник русского языка. Элементарный уровень A1. СПб.: Златоуст, 2019. 344 с.

9. Горлатов А. М. Грамматическая категория вида глагола в русском и немецком языках в аспекте типологии и перевода: учеб.-метод. пособие. М.: МГЛУ, 2009. 92 с.

10. Янченко В. Д. Русский язык. ЕГЭ: Тематические тренировочные кроссворды. М.: РИПОЛ классик, 2009. 176 с.

REFERENCES

1. Deykina A. D., Yanchenko V. D. Prioritety v novykh nauchnykh issledovaniyakh po metodike prepodavaniya russkogo yazyka. Sovremennaya kommunikativistika. Moscow, 2021. Vol. 10, No. 5, pp. 26-31.

2. Popova S. A. Tsifrovaya obrazovatelnaya sreda: iskhodnyeponyatiya i kontseptualnoeproektirovanie: monogr. Moscow, 2021. 252 p.

3. Kyazimov K. G. Tsifrovaya obrazovatelnaya sreda - vazhnoe uslovie podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov: monogr. Moscow, 2021. 196 p.

4. Lavrenov A. N. Puti virtualizatsii obrazovaniya. In: Virtualnaya realnost sovremennogo obrazovaniya: idei, rezultaty, otsenki. Proceedings of the VII International scientific-practical internet-conference. Moscow, 2-6 Oct. 2017. Ed. by M. E. Vayndorf-Sysoeva. Moscow: MPGU, 2017. 165 p.

5. Deykina A. D. Transformatsiya protsessa obucheniya v nachalnoy shkole s uchetom tsifrovizatsii sredy obrazovaniya. Moscow: Nachalnaya shkola. 2021, No. 11, pp. 4-7.

6. Danilenko L. P. Digital transformation of the educational process when sdtudying a foreignlanguage at the university. Zametki uchenogo. 2022, No. 7, pp 109-113.

7. Guz N. A. Tsifrovaya transformatsiya vysshego obrazovaniya: globalnye trendy i antitrend. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022, No. 3 (94), pp. 99-103.

8. Antonova V. E., Nakhabina M. M., Tolstykh A. A. Doroga v Rossiyu-1. Uchebnik russkogo yazyka. Elementarnyy uroven A1. St. Petersburg: Zlatoust, 2019. 344 p.

9. Gorlatov A. M. Grammaticheskaya kategoriya vida glagola v russkom i nemetskom yazykakh v aspekte tipologii i perevoda: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGLU, 2009. 92 p.

10. Yanchenko V. D. Russkiy yazyk. EGE: Tematicheskie trenirovochnye krossvordy. Moscow: RIPOL klassik, 2009. 176 p.

Асонова Галина Анатольевна, аспирант 3-го курса, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: Asonova.galina@yandex.ru

Asonova Galina A., PhD post-graduate student, Year 3, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: Asonova.galina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022 The article was received on 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.