Научная статья на тему 'Обучение в ССУЗе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры'

Обучение в ССУЗе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

598
75
Поделиться
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ССУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Яворская Анастасия Александровна

Рассматривается значение периода обучения в ссузе в формировании ключевых компетенций будущих специалистов, описывается физическое и психическое развитие подростка. Представлены возможности использования средств физической культуры для формирования ключевых компетенций будущих специалистов в ссузе в рамках компетентностного подхода

This article focuses on the role of secondary vocational training in the formation of core competencies of future specialists and describes the physical and psychological development of a teenager. Using the methods of research and methodological literature analysis and pedagogical observation, the author analyses the possibility of the use of physical culture methods in the formation of core competencies of future specialists at secondary vocational training institutions in the framework of competence approach

Текст научной работы на тему «Обучение в ССУЗе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры»

УДК 796/799, 377.3

А. А. Яворская

ОБУЧЕНИЕ В ССУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается значение периода обучения в ссузе в формировании ключевых компетенций будущих специалистов, описывается физическое и психическое развитие подростка. Представлены возможности использования средств физической культуры для формирования ключевых компетенций будущих специалистов в ссузе в рамках компетентностного подхода.

This article focuses on the role of secondary vocational training in the formation of core competencies of future specialists and describes the physical and psychological development of a teenager. Using the methods of research and methodological literature analysis and pedagogical observation, the author analyses the possibility of the use of physical culture methods in the formation of core competencies of future specialists at secondary vocational training institutions in the framework of competence approach.

Ключевые слова: физическое и психическое развитие подростка, условия формирования ключевых компетенций будущих специалистов в ссузе средствами физической культуры, этапы формирования ключевых компетенций, кризисы профессионального становления.

Key words: physical and psychological development of a teenager, conditions of core competence formation at secondary vocational training institutions by means of physical culture, stages of core competence formations, crises of professional development.

Современная средняя профессиональная школа характеризуется смещением акцентов со знаниевоориентированного к компетентностному подходу в образовании. Теоретические и довольно глубинные знания по широкому спектру предметов, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, в новых условиях становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (профессионала-специалиста, выпускника, обучаемого) установить связи между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения профессиональной задачи [12, с. 4].

Согласно требованиям федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения специалист среднего звена должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции включают в себя около 13 способностей, профессиональные же компетенции соответствуют основным видам

профессиональной деятельности и включают около 30 способностей [13, с. 1].

Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в новых стандартах заключается в формировании следующих общих компетенций:

— организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

— принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

— работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

— брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

— вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения;

— исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Формирование профессиональных компетенций средствами физической культуры согласно ФГОС СПО не предусмотрено.

Однако установлено, что направленное использование ценностей физической культуры обеспечивает не только становление личности, ее биосоциальных начал, сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы человека, но и различных его способностей и потребностей [5, с. 13 — 14], в том числе профессиональных.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 160—166.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке [9, с. 24].

Профессионально-прикладная физическая культура призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности [9, с. 18].

Для того чтобы полноценно реализовывать цели профессионально-прикладной физической культуры, необходимо учитывать возрастные особенности физического и психического развития человека.

Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации студенческие года большей частью относятся к VI (15 — 17 лет для юношей и 14 — 16 лет для девушек) и VII возрастным периодам (17—21 год для юношей и 16—20 лет для девушек) [6, с. 85].

Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Д. Б. Эльконин предложил схему периодизации, описывающую психическое развитие личности, согласно которой в старшем школьном возрасте (13 — 17 лет) ведущей деятельностью является учебнопрофессиональная, а типом деятельности — культурный. В 17—30 лет происходит освоение социальных позиций — профессиональной группы и семьи, типом деятельности является социальный [4, с. 23; 10, с. 75; 16, с. 20].

Б. Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности и формирование в этот период ценностносмысловых компонентов профессиональной направленности [1, с. 182].

Личностно-профессиональное развитие студентов в ссузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. С осознанием своих качеств, способностей, возможностей связано содержательное насыщение учебной деятельности и обогащение смысловых связей. Через самопознание молодой человек начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания.

Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности — важное условие профессионального и личностного развития [11, с. 44].

Подростковый период характеризуется кризисами профессионального становления: учебнопрофессиональной ориентации (14—16 лет) и профессионального обучения (16 — 17 лет) [7, с. 56]. К факторам, обусловливающим кризис учебно-профессиональной ориентации, Э. Ф. Зеер относит [7, с. 57]:

— неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация;

— несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность смысла профессиональной деятельности, противоречия между совестью и стремлением «красиво пожить» и т. п.);

— случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям).

Способами преодоления данного кризиса могут стать осознанный выбор профессионального

учебного заведения или способа профессиональной подготовки и глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Кризис профессионального обучения, соответствующий времени обучения в профессиональном учебном заведении, характеризуется:

• неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой;

• перестройкой ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто тратится на зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить как о ведущей деятельности для многих студентов не об учебно-профессиональной, а о собственно профессиональной;

• изменением социально-экономических условий жизни.

Кризис профессионального обучения подросток может преодолеть путем:

— смены мотивов учебной деятельности;

— коррекции выбора профессии, специальности;

— удачного выбора научного руководителя, темы курсовой, диплома и т. д.

-------------------------------------------------------------=в----------------------

Периоду обучения в среднем специальном учебном заведении соответствуют следующие этапы формирования профессиональных способностей:

1) вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы, индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно;

2) первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для формирования профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств;

3) стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле;

4) вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей. Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.

При этом становление личности, формирование ее профессиональных способностей и ключевых компетенций тесно взаимосвязаны с физическим развитием подростка. Система физических нагрузок — это мощное управляющее воздействие на биологические, психологические и иные возможности человека, которые реализуются через социальные факторы [3, с. 44].

Юношеский возраст связан с периодом созревания, когда все органы и системы организма достигают своей морфофункциональной зрелости. В этом возрасте заканчивается биологическое формирование организма. Как отмечают Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, данный период биологического развития, являющийся периодом завершения становления молодого организма, характеризуется также достаточно высокой пластичностью организма и хорошей адаптацией к физическим нагрузкам [14, с. 64]. Поскольку при поступлении в среднее специальное учебное заведение молодые люди сталкиваются с новыми и более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовленности, т. е. можно утверждать, что в период студенчества в ссузе значение физического совершенствования возрастает с профессиональной и социальной точек зрения. В многочисленных исследованиях особо подчеркивается значение физической культуры для повышения успешности образовательной деятельности [1, с. 43; 2, с. 96 и др.]. По словам авторов, обучение, сопровождающееся постоянной умственной работой, определяет высокий общий тонус интеллекта, поэтому в этот период физическая культура становится биологической основой для эффективного процесса познавательной деятельности, формирования ключевых компетенций, а тренированная мускулатура помогает нервной системе справляться с умственными нагрузками.

Изучение специальной литературы позволяет заключить, что основная масса отечественных исследователей считают, что физическое совершенствование, сохранение и укрепление здоровья студентов, а также формирование ключевых компетенций в годы обучения в ссузе является важной составляющей среднего профессионального образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

Б. Н. Чумаков, причисляя уровень соматического (физического) здоровья к числу важнейших аспектов профессионализма, утверждает, что он напрямую отражается в «психофизической готовности специалиста» к труду [15, с. 234], которая, по словам Коваленко, включает [8, с. 45]:

— достаточную профессиональную работоспособность;

— наличие необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда;

— способность к полному восстановлению в заданном лимите времени;

— наличие мотивации в достижении цели.

---------------------------------------------------------------=в-----------------------

По словам большинства авторов, учебная дисциплина «Физическая культура», являющаяся частью гуманитарного образования, выступает в качестве главного инструмента, обеспечивающего физическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности. Она обязательна для всех специальностей и способствует укреплению здоровья, физическому, интеллектуальному и духовному совершенствованию учащихся, формированию общих компетенций. В качестве основных материальных ценностей физической культуры специалисты рассматривают необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т. д.

Все сказанное однозначно указывает на высокое значение дисциплины «Физическая культура» в период обучения в ссузе, и в первую очередь потому, что грамотно организованная и регулярная двигательная активность крайне важна для завершающегося в этот возрастной период биологического становления молодого организма, которое во многом определяет дальнейший уровень соматического здоровья индивидуума, а значит, и его профессиональную состоятельность.

В учреждениях среднего профессионального образования должно проводиться профессионально ориентированное формирование физической культуры учащихся, необходима их ориентация на развитие профессионально-личностных и физических качеств с использованием специально направленных специфических видов физической культуры для подготовки к будущей деятельности.

Главными задачами физической культуры на этапе обучения в ссузе являются:

— сохранение и укрепление здоровья молодежи;

— формирование основ здорового образа жизни, пропаганда здоровья;

— создание позитивной мотивации к двигательной активности;

— активное включение в учебно-профессиональную деятельность;

— формирование ключевых компетенций будущих специалистов.

Обобщая все сказанное, можно заключить, что период обучения в ссузе как центральный в становлении личности является важнейшим этапом формирования ключевых компетенций средствами физической культуры, а также общего потенциала здоровья будущих специалистов.

В связи с вышеизложенным, опираясь на современные данные по проблеме ключевых компетенций, мы выявили те ключевые компетенции, которые можно формировать средствами физической культуры:

1. Компетенции, относящиеся к самому обучающемуся как личности, субъекту деятельности, объекту (компетенции личностного самосовершенствования):

— общекультурные;

— компетенция здоровьесбережения;

— компетенция гражданственности;

— ценностно-смысловые.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию обучающегося и социальной сферы:

— коммуникативные;

— социально-трудовые.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности обучающегося:

— учебно-познавательные.

— информационные.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: учеб. пособие. М., 1982.

3. Виленский М. Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М., 1987.

4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1986.

5. Горбунов С. А., Дубровский А. В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2002. № 12. С. 13 — 14.

6. Горелов А. А., Румба О. Г., Кондаков В. Л. Теоретические основы физической культуры: курс лекций. Белгород, 2009.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2009.

8. Коваленко В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. науч. тр. М., 2002. С. 43—66.

9. Коровин С. С. Функции профессионально-прикладной физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 1997. № 2. С. 20.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995.

11. Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.

12. Матушанский Г. У., Кудаков О. Р. Методологические принципы применения компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 11.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования:

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL:

http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/

14. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд. М., 2006.

15. Чумаков Б. Н. Валеология: учеб. пособие. М., 2000.

16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / / Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20.

Об авторе

Анастасия Александровна Яворская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: ya.nastasiya@rambler.ru

About author

Anastasia Yavorskaya, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: ya.nastasiya@rambler.ru