Научная статья на тему 'Обучение в магистратуре как один из способов саморазвития'

Обучение в магистратуре как один из способов саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / MAGISTRACY / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумров Алексей Александрович

В статье анализируется актуальность получения высшего образования степени магистр, как один из возможных способов саморазвития, рассматриваются основные преимущества обучения в магистратуре в настоящее время, условия саморазвития студентов в рамках данной ступени обучения, а также сочетание собственных профессиональных устремлений студентов и современных требований, предъявляемых со стороны государства и профессиональных сообществ к профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN A MAGISTRACY AS ONE OF WAYS OF SELF-DEVELOPMENT

In article the relevance of receiving the higher education of degree the master as one of possible ways of self-development is analyzed, the main advantages of training in a magistracy now, conditions of self-development of students within this step of training and also a combination of own professional aspirations of students and the modern requirements imposed from the state and professional communities to professional competence of graduates of higher educational institutions are considered.

Текст научной работы на тему «Обучение в магистратуре как один из способов саморазвития»

Ученик А не показал прогресса в выполнении письменного задания, поскольку балл, выставленный ему нами, оказался таким же, как и в предыдущей письменной работе. Возможной причиной является то, что ученик А не испытывал трудностей в формулировке предложений и уже умел использовать письменные шаблоны. Однако письменные работы учащегося А показывают, что он испытывает трудности с соответствием содержания ответа поставленному вопросу и нуждается в поддержке через применение других приемов CLIL.

В целом письменные шаблоны являются эффективным средством для развития навыков научного английского языка, однако сильные учащиеся нуждаются в более серьезной поддержке в виде применения в ходе уроков других приемов CLIL. Для дальнейшего исследования необходимо запланировать применение на каждом уроке разнообразных приемов CLIL (по одному на каждый урок) и оценить выполнение учащимися А, В и С письменных заданий по специально разработанным нами рубрикам. Кроме этого, необходимо в большей степени уделять внимание на уроке навыкам использования научного языка, отдав им приоритет перед остальными навыками, развиваемыми обычно у учащихся.

Список литературы / References

1. Dale Liz, Wibo van der Es, Tanner Rosie. CLIL skills. European Platform - internationalising education, 2011. 272 p.

ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

САМОРАЗВИТИЯ Кумров А.А. Email: Kumrov665@scientifictext.ru

Кумров Алексей Александрович — студент магистратуры, направление: психология и педагогика высшей школы, Государственное автономное образовательное учреждение, высшего образования Институт педагогики и психологии образования, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется актуальность получения высшего образования степени магистр, как один из возможных способов саморазвития, рассматриваются основные преимущества обучения в магистратуре в настоящее время, условия саморазвития студентов в рамках данной ступени обучения, а также сочетание собственных профессиональных устремлений студентов и современных требований, предъявляемых со стороны государства и профессиональных сообществ к профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений.

Ключевые слова: магистратура, саморазвитие, профессиональное саморазвитие.

TRAINING IN A MAGISTRACY AS ONE OF WAYS OF SELF-DEVELOPMENT Kumrov A.A.

Kumrov Alexey Aleksandrovich - Student of Magistracy, DIRECTION: PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS OF THE HIGHER SCHOOL. STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTE OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY OF EDUCATION, MOSCOW

Abstract: in article the relevance of receiving the higher education of degree the master as one ofpossible ways of self-development is analyzed, the main advantages of training in a magistracy now, conditions of self-development of students within this step of training and also a combination of own professional aspirations of students and the modern requirements imposed from the state and professional communities to professional competence of graduates of higher educational institutions are considered. Keywords: magistracy, self-development, professional self-development.

УДК 331.225.3

Ежегодно требования рынка труда к уровню подготовки специалистов возрастают, что влечет за собой изменения в системе высшего профессионального обучения1. В этой связи умение самостоятельно получать знания в течение всей своей жизни для достижения поставленных целей рассматриваются как один из важнейших компонентов непрерывного образования.

Доктор педагогических наук С.А. Сысоева отмечает, что именно под влиянием современных индустриальных аспектов формируются «качественно новые основы профессионального образования: постепенно трансформируется содержание, формы, методы обучения, понимание системы современного образования как непрерывного процесса, способствующего формированию творческих, компетентных и конкурентоспособных людей в условиях глобального информационного пространства XXI века»2.

Современная система высшего профессионального образования формируется и функционирует в рамках единого процесса становления национальной системы образования. В связи с этим в обществе постепенно формируется понимание того, что для того, чтобы быть признанным профессионалом в своей сфере - значит постоянно развиваться, уделяя внимание саморазвитию и самообразованию.

В связи с возрастанием требований к качеству профессиональной компетентности будущих специалистов высшие учебные заведения постепенно перестраиваются на уровень обеспечения готовности магистрантов к принятию нестандартных решений, сотрудничеству и сотворчеству, с целью обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования3. В связи с этим процесс обучения в магистратуре рядом исследователей начинает трактоваться как «возможность стать «специалистом широкого профиля» и получить более высокий уровень квалификации по выбранной профессии или специализации»4.

Процесс обучения в магистратуре направлен на решение таких задач, как:

- формирование условий, при которых решение по поводу выбора специализации может быть отложено вплоть до окончания магистратуры;

- возвращение в профессию профессионалов с изжившей или «морально устаревшей» специализацией;

- углубление знаний в какой-то конкретной области профессионального образования или овладение дополнительной специальностью в смежной области5.

Процесс обучения в магистратуре в настоящее время рассматривается как один из способов саморазвития, позволяющий студентам углубить понимание различных профессиональных и практических проблем, усовершенствовать аналитические и исследовательские навыки. Обучение в магистратуре открывает для студентов возможность повышения квалификационных навыков и мотивирует на развитие личностных и профессиональных качеств, что положительно сказывается на развитии качества современного высшего образования и повышении его престижа. Это обусловлено тем, что именно студентам-магистрантам открывается возможность получения качественного образования, и одновременного расширения образовательного профиля, что позволит в дальнейшем выпускнику стать высококлассным специалистом широкого профиля.

Непрерывность образовательного процесса оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность магистрантов на рынке квалифицированных специалистов и предусматривает:

- углубленное освоение теоретических аспектов и формирование готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности;

- активную интеграцию в образовательный процесс современных информационных технологий и интерактивных методов обучения6;

- усиление роли самостоятельной работы магистров1.

1 Андриченко Л.В. Образовательное законодательство России: новая веха развития: монография / [Андриченко Л.В. и др.] / под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Юриспруденция, 2015.

2 Сысоева С.О. Основы педагогического творчества: Учебник. К.: Миллениум, 2006. С. 250.

3 Мельник Н.М. Педагогические основы формирования потенциального пространства саморазвития студента: монография / Н.М. Мельник. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

4 Савина Н.В. Самоорганизация и саморазвитие как универсальные компетенции будущих магистров педагогики // Труды института бизнес-коммуникаций. 2018. С. 91.

5 Сергеева Т. И., Винокурова Т. С., Татаринова В. А. Обучение в магистратуре как фактор личностного и профессионального развитие педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 26. - С. 491-495. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95383.htm.

6 Сайедамин А. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Азими Сайедамин. - Казань, 2017.

Продолжение учебы в магистратуре позволяет студентам не только усовершенствовать профессиональную подготовку, но и сориентировать ее на развитие собственных навыков. Саморазвитие магистрантов лежит в плоскости нахождения гармоничного сочетания уровня собственных профессиональных устремлений студента и требований, предъявляемых со стороны государства и профессиональных сообществ к профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений. В наибольшей степени приобщению работников к такому способу саморазвития может способствовать создание в организациях таких условий, включающих в себя:

- материальное поощрение и симулирование к саморазвитию;

- организованное развитие персонала - наставничество, методическое сопровождение;

- профессиональную оценку деятельности и обратную связь от клиентов2. Требования, предъявляемые к профессионалам, предусматривают постоянное развитие себя

в профессии, повышение своей профессиональной конкурентоспособности, саморазвития знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Практически каждая профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Важную роль в этом может сыграть организованный и реализуемый самим субъектом процесс профессионального саморазвития, одним из способов организации которого является обучение в магистратуре. Таким образом, обучение в магистратуре позволяет студентам получить знания, соответствующие актуальному состоянию науки, освоить новые методики саморазвития, приобрести инновационные компетенции.

Список литературы / References

1. Андриченко Л.В. Образовательное законодательство России: новая веха развития: монография / [Андриченко Л. В. и др.] / под ред. Н.В. Путило, Н. С. Волковой. М.: Юриспруденция, 2015. 470 с.

2. Мельник Н.М. Педагогические основы формирования потенциального пространства саморазвития студента: монография / Н.М. Мельник. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 203 с.

3. Романовский А.Г. Педагогика успеха / А.Г. Романовский, В.Е. Михайличенко, Л.Н. Грень. Харьков: НТУ «ХПИ», 2012. 372 с.

4. Савина Н.В. Самоорганизация и саморазвитие как универсальные компетенции будущих магистров педагогики // Труды института бизнес-коммуникаций. 2018. С. 89 - 95.

5. Сайедамин А. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Азими Сайедамин. Казань, 2017. 27 с.

6. Сергеева Т.И., Винокурова Т.С., Татаринова В.А. Обучение в магистратуре как фактор личностного и профессионального развитие педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 26. С. 491-495. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95383.htm/ (дата обращения: 07.06.2019).

7. Сысоева С.О. Основы педагогического творчества: Учебник. К.: Миллениум, 2006. 346 с.

1 Романовский А.Г. Педагогика успеха / А.Г. Романовский, В.Е. Михайличенко, Л.Н. Грень. Харьков: НТУ «ХПИ», 2012.

2 Андриченко Л.В. Образовательное законодательство России: новая веха развития: монография / [Андриченко Л. В. и др.] / под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. - М.: Юриспруденция, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.