Научная статья на тему 'Саморазвитие студентов-медиков'

Саморазвитие студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STUDENT / MEDICAL EDUCATION / PERSONALITY / PHYSICIAN PERSONALITY / MOTIVATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Наталия Александровна

Статья посвящена вопросу саморазвития студентов-медиков. Автором проанализирована роль саморазвития в общем и саморазвитие личности врача в частности. Обоснована актуальность проблемы саморазвития студентов-медиков в медицинском образовании. Раскрыт понятийно-категориальный аппарат темы статьи, обозначены основные цели профессионального саморазвития. Профессионально-личностное становление студента в наши дни является актуальной проблемой процесса обучения высшей школы. Студенты рассматриваются как интеллектуальные, профессиональные и культурные резервы российского общества. От их компетентного формирования зависит судьба отечества. К обособленной группе обучающихся, благодаря специфике науки, относятся студенты медицинских учреждений. Образование в комплексе с обучением и воспитанием врачей это важнейшая задача, поскольку исключительно духовно-нравственный работник способен оказывать качественную помощь людям, в которую входят первичная и вторичная профилактика заболеваний, рекомендации по реабилитации пациентов, благоприятная психологическая атмосфера. В связи с этим саморазвитие студентов-медиков является необходимым процессом в самостоятельном профессиональном росте сотрудника. Профессиональное саморазвитие личности врача основывается на осмыслении собственной позиции, способствующей освоению и становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности, направленной на положительное изменение компетентных и личных качеств, в основе которых самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация и самооценка, как психологические составляющие самоанализа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS

The article is devoted to the question of self-development of medical students. The author analyzed the role of self-development in general and self-development of the doctor’s personality in particular. The urgency of the problem of self-development of medical students in medical education is grounded. The conceptual and categorical apparatus of the article’s topic is revealed, the main goals of professional self-development are indicated. The professional and personal development of a student these days is an actual problem of the process of teaching higher education. Students are considered as intellectual, professional and cultural reserves of the Russian society. The fate of the fatherland depends on their competent formation. Due to the nature of science, students of medical institutions belong to a separate group of students. Education in conjunction with the training and education of doctors is the most important task, since an exclusively spiritual and moral worker is able to provide quality assistance to people, which includes primary and secondary prevention of diseases, recommendations for the rehabilitation of patients, and a favorable psychological atmosphere. In this regard, the self-development of medical students is a necessary process in the independent professional growth of an employee. The professional self-development of the physician’s personality is based on understanding his own position, contributing to development and becoming of an individual style of professional activity aimed at positive change of competent and personal qualities based on self-knowledge, self-determination, self-management, self-realization, as psychological components of self-analysis a person.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие студентов-медиков»

психологические науки

Ронжина Наталия Александровна САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ...

УДК 159.9.07, 159.96

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0084

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

© 2019

Ронжина Наталия Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков

Приволжский исследовательский медицинский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина и Пожарского, 10/1, e-mail: nglunatasha@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена вопросу саморазвития студентов-медиков. Автором проанализирована роль саморазвития в общем и саморазвитие личности врача в частности. Обоснована актуальность проблемы саморазвития студентов-медиков в медицинском образовании. Раскрыт понятийно-категориальный аппарат темы статьи, обозначены основные цели профессионального саморазвития. Профессионально-личностное становление студента в наши дни является актуальной проблемой процесса обучения высшей школы. Студенты рассматриваются как интеллектуальные, профессиональные и культурные резервы российского общества. От их компетентного формирования зависит судьба отечества. К обособленной группе обучающихся, благодаря специфике науки, относятся студенты медицинских учреждений. Образование в комплексе с обучением и воспитанием врачей - это важнейшая задача, поскольку исключительно духовно-нравственный работник способен оказывать качественную помощь людям, в которую входят первичная и вторичная профилактика заболеваний, рекомендации по реабилитации пациентов, благоприятная психологическая атмосфера. В связи с этим саморазвитие студентов-медиков является необходимым процессом в самостоятельном профессиональном росте сотрудника. Профессиональное саморазвитие личности врача основывается на осмыслении собственной позиции, способствующей освоению и становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности, направленной на положительное изменение компетентных и личных качеств, в основе которых самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация и самооценка, как психологические составляющие самоанализа личности.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, профессиональное становление, студент, медицинское образование, личность, личность врача, мотивация, компетенции, профессиональная деятельность.

PERSONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS

© 2019

Ronzhina Natalia Alexandrovna, teacher of the Department of foreign languages Privolzhsky research medical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin andPozharsriy street, 10/1, e-mail: nglunatasha@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the question of self-development of medical students. The author analyzed the role of self-development in general and self-development of the doctor's personality in particular. The urgency of the problem of self-development of medical students in medical education is grounded. The conceptual and categorical apparatus of the article's topic is revealed, the main goals of professional self-development are indicated. The professional and personal development of a student these days is an actual problem of the process of teaching higher education. Students are considered as intellectual, professional and cultural reserves of the Russian society. The fate of the fatherland depends on their competent formation. Due to the nature of science, students of medical institutions belong to a separate group of students. Education in conjunction with the training and education of doctors is the most important task, since an exclusively spiritual and moral worker is able to provide quality assistance to people, which includes primary and secondary prevention of diseases, recommendations for the rehabilitation of patients, and a favorable psychological atmosphere. In this regard, the self-development of medical students is a necessary process in the independent professional growth of an employee. The professional self-development of the physician's personality is based on understanding his own position, contributing to development and becoming of an individual style of professional activity aimed at positive change of competent and personal qualities based on self-knowledge, self-determination, self-management, self-realization, as psychological components of self-analysis a person.

Keywords: self-development, professional self-development, professional development, student, medical education, personality, physician personality, motivation, competence, professional activity.

Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть лучше, чем вчера.

Джо Фрейзер

Компетентность, как наличие определенных знаний и опыта в профессиональной деятельности, предполагающее качество специалиста, которое позволяет высказывать веское, авторитетное мнение, не ставящееся под сомнение, является необходимым в образовательной парадигме. Одним из базовых условий современного образования и способ совершенствования компетенций является процесс саморазвития. Развитие знаний, умений и навыков, а также формирование значимых личностных качеств, инициатив и способностей, необходимых в эффективной профессиональной деятельности является профессиональным становлением личности [1].

Подростковый возраст представляется началом процесса саморазвития, который включает ориентацию на ценности, личностный смысл, мотивацию, волю, цели, оценку своей деятельности, рефлексивные аспекты. Студенческий возраст, являющийся сензитивным периодом, наиболее действенный в профессиональном и личностном развитии [2]. Соответственно, обучение в средне-специальном и высшем учебных учреждениях видится определенным условием в дальнейшем само-

развитии, выражающейся в стремлении к продолжению образования, освоению смежных специальностей, самосовершенствованию, профессионального развития предметной области [3].

Философия (Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) рассматривает саморазвитие как определение себя в бытии, процесс самопознания. Социология (В.С. Агеев, Ю.А. Левада, З.А. Ядов) связывает саморазвитие с определенными областями жизнедеятельности и отношений. В отечественной психологии саморазвитие личности рассматривали Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Зарубежные исследования процесса саморазвития анализировались в трудах Э. Берна, А. Маслоу, 3. Фрейда, Э. Эриксона. Исследованием проблемы профессионального медицинского образования занимались В.А. Аверин, В.И. Вернадский, В.М. Бехтерев, К.В. Зорин, Г.И. Лернер, Т.В. Силуянова и другие.

Саморазвитием называется процесс целенаправленной работы личности над собой, предполагающий непрерывное самостановление, самоизменение профессиональных и добродетельных качеств. Саморазвитие - это сознательное управление своим развитием, определение с целями, задачами, путями, средствами самосо-

Ronzhina Natalia Alexandrovna psychological

PERSONAL DEVELOPMENT ... science

вершенствования в соответствии со своими жизненными ценностями и установками [1].

Самостоятельность, инициативность, способность принимать обоснованно-грамотные решения, самообразование и саморазвитие - такие личностные качества, которые совместно с профессиональными знаниями, должны воспитываться в сфере медицинской направленности при подготовке специалиста из-за особой ответственности перед пациентами и обществом в целом.

В современном мире концепция здорового образа жизни обусловливает внутреннюю и внешнюю политику развитых, а также развивающихся цивилизованных стран. Кто как не врач является примером для подражания в залоге активного долголетия - здорового образа жизни. Как гарант обеспечения здоровья населения, специальность врача видится во взаимодействии с социумом различных групп риска, что предполагает политика государства. В этом контексте врач должен быть подкован не только профессиональными знаниями, знаниями техники безопасности, но и чувством самосохранения. Саморазвитие врача является необходимым инструментом в соблюдении правил здорового образа жизни, взаимодействии с населением и в нелегком труде специалиста [4].

В связи с научно-техническими достижениями международными исследованиями подтверждается, что медицинская деятельность претерпевает интенсивное преобразование. Научный прогресс влияет и на медицинское образование, которое должно быть готово и ориентировано на подготовку будущих врачей к саморазвитию в контексте непрерывного образования [4]. Медицинское образование все более углубляется, совершенствуется, открывает новые методы лечений. Высокая подготовка специалиста характеризуется длительным сроком обучения и предполагает постоянное повышение квалификации, стажировку, участие в различных профильных конференциях.

Важным является саморазвитие врача на этапе первичной профессионализации, где формируется важные качества специалиста, структура профессиональных ценностей. Актуальная задача данного периода - это исследование психологических факторов, способствующих влиянию на саморазвитие будущего профессионала. Важно помочь раскрыть потенциал и показать важность изучаемой профессии, подчеркнуть значимость саморазвития в обучении специалиста. В медицинском учебном заведении на младших курсах закладывается настройка профессионального саморазвития, определяется и совершенствуется вектор личностного саморазвития. [2] Вследствие этого в медицинских учебных учреждениях существует необходимость в создании среды, направленной на решение актуальной задачи образования в формировании студента активного, саморазвивающегося субъекта.

Можно обозначить следующие характеристики саморазвития студентов-медиков:

- процессуальность - выделяются этапы и стадии саморазвития;

- активность личности - движущая сила и условия в самостоятельности субъекта по организации и управлению процессом саморазвития;

- осознанность - понимание необходимости;

- целеполагание - ориентир на высокий уровень достижений, составление необходимого плана и программы саморазвития;

- инновационность - стремление к исследованию, постановка и решение принципиально новых проблем и задач, включая условия неопределенности;

- мобильность - характеризуется готовностью к обновлению, трансформации имеющегося опыта и знаний, адаптация к новым условиям, освоение нового социального и профессионального опыта;

- перспективность - это готовность к продолжению медицинского образования, 376

профессиональный и личностный рост, ориентация на успешность действий [5].

Становление личности означает процесс эффективного овладения значимой для субъекта профессиональной деятельностью. Профессионализация выступает личностным ростом, фактором саморазвития личности, определяющим динамику и направленность. К содержательным характеристикам саморазвития относятся ценностные ориентации, смысловые образования, мо-тивационно-волевые аспекты, «Я-концепция», целенаправленность [6].

Из вышесказанного можно утверждать, что личностный рост возможен при условии активности субъекта деятельности, где самореализация личности видится значимой и основой в этой деятельности. С точки зрения ресурса и залога компетентности будущих специалистов, целенаправленная работа по саморазвитию студентов-медиков, в рамках обучения в медицинском образовательном учреждении, способствует эффективности профессиональной деятельности медицинских работников [5]. Саморазвитие - это процесс непрерывного самоизменения личности, сознательное управление собственным развитием, выбор цели, пути и средств самосовершенствования.

Профессиональное саморазвитие врача - это как личностный, так и профессиональный процесс, в основе которого осмысление своей позиции, способствующей вырабатыванию и освоению индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Анализ релевантной психолого-педагогической литературы, учтя особенности критерий студенческого возраста и специфику социокультурной среды медицинских учебных образовательных учреждений в структуре профессионального саморазвития личности студента-медика, позволил выделить следующие ориентации значимости проблемы саморазвития:

- мотивационная - мотивы выбора профессии, мотивация к учебной деятельности, готовность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, степень выраженности профессиональных мотивов и интересов, личностные смыслы;

- коммуникативная - способность к коммуникации как гарантия компетентности в общении;

- деятельностная - профессиональные знания, умения, познавательная активность и самостоятельность;

- рефлексивная - рефлексия, самооценка, высокая требовательность к себе, сознательная саморегуляция, «Я-концепция» как результат самопознания и самоопределения;

- эмоциональная - эмоции, эстетика, нравственность в саморазвитии;

- ценностная - иерархия ценностей, отражающая приоритеты общечеловеческих ценностей;

- целевая - стратегия жизни, приоритеты [7].

Профессиональное саморазвитие связано с процессом целеполагания (таблица 1).

Таблица 1 - Цели профессионального саморазвития

Категория цели Характеристика

Цель-потребность Развитие компетентной, физической и духовной здоровой личности, способной к активному саморазвитию

Цель- возможность Аккумуляция ресурсов в точках роста, эффективное использование достигнутых при прохождении предыдущих этапов развития преимуществ

Цель-результат Готовность выпускника к эффективному профессиональному саморазвитию

Цель-время Получение социального эффекта (отсроченный эффект) в аспекте успешного профессионального саморазвития личности специалиста

Цель-место Повышение рейтинговой оценки выпускников в системе образования города, области

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

психологические науки

Ронжина Наталия Александровна САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ...

К основным факторам риска саморазвития личности врача можно отнести:

- средовый (факторы окружения, включающий, к примеру, низкий социально-экономический статус, плохие жилищные условия, а также факторы отношений, включающий стиль воспитания, жестокое обращение);

- индивидуальный - связан с физиологическими и психологическими аспектами [8].

Становление личности врача является сложным противоречивым процессом, подчиненным определенным общим объективным закономерностям и собственным субъективным усилиям студента. Выделяют основные законы развития личности: воздействие социальной среды на личность; зависимость индивидуальной жизнедеятельности, образа жизни от потребностей, интересов общества и личности; обратное воздействие личности на социальную среду; общение и обособление личности в коллективе. Будущим медицинским специалистам в процессе саморазвития следует учесть особенности воспитательной работы, целью которой является становление положительной личности [2].

Современное общество возлагает на медицинского работника большую ответственность и формирует повышенные требования, как к профессиональным компетенциям, так и к личности врача. Так как эффективное лечение, даже используя последние достижения медицинской науки, требует вырабатывания личностных качеств медика. Задачей медицинского образования является формирование у будущего врача, уже на этапе обучения, понимания необходимости совершенствования собственных знаний на протяжении всей профессиональной деятельности. Саморазвитие для специалиста медика является неотъемлемой составляющей в непростой работе, которая требует постоянных умственных и физических усилий в специфики профессии.

Значимость процесса саморазвития подчеркнул в своих трудах советский писатель, врач-психотерапевт и психолог В.Л. Леви, который утверждал, что если у человека появляется больше интересов и стимулов к жизни, понимание людей (себя в том числе), возможность прощать, внутренняя свобода и независимость, ответственность, взятая на себя добровольно, любовь к миру и людям (к себе в том числе), то это означает, что человек растет личностно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щукина М.А. Психология саморазвития личности/ М.А. Щукина. Монография. — СПб: СПбГУ, 2015. — 348 с.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. /В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

3. Маралов В.Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 320 с.

4. Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник / В.Д. Менделевич. Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 460 с.

5. Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В., Бенькова О.А. Психология саморазвития: учебное пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 230 с.

6. Лежнева Е.А. Формирование мотивационной основы профессионального психолога: учеб. пособие / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2015. — 146 с.

7. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология. Учебник /ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 896 с.

8. Белоновская И.Д., Неволина В.В. Культура профессионального саморазвития личности в медицинском образовании /Дискуссия. — 2017. — №4 (78). — С. 94-101

Статья поступила в редакцию 19.02.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.