Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИСТСКОГО ПОДХОДА'

ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИСТСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение теории вероятности / фузионистский подход / стохастика / междисциплинарные связи / физика. / training in probability theory / fusionist approach / stochastic / interdisciplinary / physics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Юлия Юрьевна

В статье рассматривается фузионистский подход для интеграции математики с физикой в учебном процессе студентов физико-технических направлений подготовки. Рассмотрены основные проблемы, влияющие на качество обучения на примере дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» при подготовке студентов физико-технических направлений подготовки. Отмечается роль фузионистского подхода, как средства повышения качества математической и профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PROBABILITY THEORY AND MATHEMATICAL STATISTICS TO FUTURE PHYSICISTS ON THE BASIS OF THE FUSIONIST APPROACH

The article deals with the fusionist approach for the integration of mathematics with physics in the educational process of students of physical and technical areas of training. The main problems that affect the quality of education are considered on the example of the discipline "Theory of Probability and Mathematical Statistics" in the preparation of students of physical and technical areas of training. The role of the fusionist approach is noted as a means of improving the quality of mathematical and professional training of students. The article shows that teaching probability theory and mathematical statistics to future physicists based on the fusionist approach allows improving the quality of education and ensuring effective integration of mathematics and physics in the higher education system. The main ways to implement the fusionist approach in the mathematical preparation of probability theory and mathematical statistics: ensuring unity in the interpretation of general concepts, laws and theories; application of application programs (Maple, Mathcad, Matlab, etc.); combination with various pedagogical approaches (activity, competence and integrative).

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИСТСКОГО ПОДХОДА»

УДК 372.851

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-56-65

ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИСТСКОГО ПОДХОДА

Коняева Юлия Юрьевна,

старший преподаватель e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,

г. Донецк, ДНР

]......'Ь

Аннотация. В статье рассматривается фузионистский подход для интеграции математики с физикой в учебном процессе студентов физико-технических направлений подготовки. Рассмотрены основные проблемы, влияющие на качество обучения на примере дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» при подготовке студентов физико-технических направлений подготовки. Отмечается роль фузионистского подхода, как средства повышения качества математической и профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: обучение теории вероятности, фузионистский подход, стохастика, междисциплинарные связи, физика.

Для цитирования: Коняева Ю.Ю. Обучение теории вероятностей и математической статистике будущих физиков на основе фузионистского подхода / Ю.Ю. Коняева // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2022. -Вып. 55. - С. 56-65.

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-56-65

Постановка проблемы. На современном этапе развития перед высшей школой стоит задача обеспечения высокого качества образовательных результатов. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), их содержанию и к условиям реализации. Концепция ФГОС ВО (3++) для студентов направления подготовки 03.03.02 Физика [23] предусматривает освоение таких общепрофессиональных компетенций (ОПК):

ОПК-1. Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельности;

ОПК-2. Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данные;

ОПК-3. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности [23, с. 6].

Таким образом, одной из важнейших задач профессиональной подготовки бу-

дущих физиков является освоение ими основ физики и математики, в том числе вероятностно-статистических методов исследования и обработки результатов физических экспериментов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Такая задача может быть решена в процессе обучения студентов физико-технических направлений подготовки теории вероятностей и математической статистике (ТВ и МС), которая может быть реализована как в рамках базовой части учебного плана, так и как вариативная дисциплина по выбору. Важнейшим условием при этом является обеспечение профессиональной направленности обучения за счет использования интегра-тивного потенциала стохастики как содержательно-методологического ядра интеграции математики с физикой путём применения в обучении фузионистского подхода. Это не только позволит повысить качество обучения математическим дисциплинам, но и будет способствовать развитию вероятностно-статистического мышления, как необходимой составляющей профессиональной компетентности будущих физиков.

Анализ актуальных исследований. В научно-методических работах Т.А. Покровской [18], Д.В. Ставцевой [19], А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко,

А.В. Якубова [27], рассматриваются принципы фузионизма при изучении элементов геометрии учащимися начальных классов. По мнению, П. О. Авдеевой и К.Е. Панофидко обучение геометрии необходимо выстраивать согласно идеям фузионизма - взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных геометрических фигур [1].

Проблеме реализации фузионистской идеи при изучении геометрического материала в средней школе, а также вопросам свойств многогранников посвящены исследовательские работы В.Н. Агейчик, И.В. Асланян [3], Н.Я. Варнавской, Г.Н. Го-йиназаровой [5], А.Г. Зенцова, Н.В. Кова-

ленко [11], Т.В. Ходеевой [25], Т.Г. Ходот [26] и др. В своих исследованиях Г.А. Клековкин отмечает, что слитное обучение планиметрии и стереометрии на начальном этапе школьного геометрического образования возможно с использованием элементов фузионизма [10].

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в психолого-педагогической и методической литературе накоплено достаточно теоретического материала и практического опыта по изучению геометрии на основе идей фузионизма, но понятие «фузионистского подхода» в обучении никем не рассматривалось.

Понятие «фузионизм» (от лат. /шю — соединение, слияние) вошло в педагогический тезаурус в XVIII в. для обозначения начавшегося в Западной Европе совместного преподавания различных учебных дисциплин. Однако использование элементов фузионизма не нашло широкого применения, так как вместо четкой систематизации учебного материала, слияния, смешения курсов лишь приводило к нарушению основополагающих педагогических принципов систематизации и последовательности обучения. В настоящее время, в связи с переосмыслением прежнего понимания непрерывного образования представляется актуальным и весьма перспективным рассмотрение роли и места фузионизма в естественнонаучных областях на примере дисциплин «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Физика».

Обзор современных диссертационных работ показывает разнообразие подходов, применяемых к обучению ТВ и МС в средней и в высшей школах. Следует отметить работы таких исследователей:

- Д. Д. Бычкова (компетентностный подход к обучению с целью формирования предметных компетенций в области стохастики с использованием междисциплинарных связей) [4];

©

- И.В. Евграфова (реализация межпредметных связей путем разработки методических подходов, в частности, к преподаванию физики и математики, основанных на интеграции различных форм занятий) [6];

- Ж.Н. Турганбаева (концепция введения вероятностно-статистического обучения в курс школьной математики, направленного на формирование статистической культуры обучающихся, реализация принципов преемственности и непротиворечивости стохастического материала) [22];

- И.В. Корогодина (концепция прикладной направленности обучения математике, теория синергетического подхода к реализации идеи фузионизма математики с физикой в технических вузах на основе стохастики) [13];

- М. А. Суворова (проблемно-деятель-ностный подход к обучению теории вероятностей с использованием компьютерных технологий с целью формирования познавательного интереса студентов) [20].

Часть работ посвящена исследованию методических связей между высшей математикой и физикой с использованием стохастической линии. Например, В.Д. Бочкарева, Е.С. Евдокимова [7], М. И. Парчук рассматривают методические аспекты стохастической подготовки будущих специалистов вышей школы; О.А. Арюкова, Е.И. Ермолаева [9], М.А. Федоткин [24] используют методы осуществления фундаментальной профессионально направленной подготовки по физике студентов технических специальностей с использованием математического моделирования; Д. А. Коростелев анализирует возможность преподавания единого курса физики и высшей математики [12]; Д.Д. Бычкова рассматривает возможные пути формирования предметных компетенций в процессе решения вероятностных задач с помощью компьютера [4].

Вопросы, связанные с обучением высшей математике, в том числе и теории вероятностей и математической статистике, студентов технических направлений подготовки, рассматривались многими исследователями, такими как С.Н. Дворяткина, Е.Г. Евсеева [8], И.В. Корогодина [12; 13], М.Е. Королёв [14; 14], Е.В. Кузнецова [16], Н.А. Прокопенко [8], В.Д. Селютин [13], М.А. Суворова [21], Е.А. Чумак и др. В своих работах ученые отмечают необходимость, применения компетентностного, деятель-ностного, интегративного подходов к обучению и целесообразность использования идеи дидактического опережения при обучении теории вероятностей и математической статистике. Во многих работах подчеркивается значимая роль математического моделирования в формировании профессиональной компетентности будущего инженера.

В тоже время, нет научных исследований, посвященных усилению интегра-тивного подхода к обучению в направлении слитного изучения различных разделов одной дисциплины (на внутрипред-метном уроне), либо различных дисциплин (на межпредметном уровне), приводящих к возникновению феномена фузи-онистского подхода к обучению. В большинстве работ речь идет лишь о реализации идей или концепции фузионизма, в связи с чем методика обучения претерпевает трансформации, охватывающие лишь некоторые её элементы. Так, И.В. Корогодина рассматривает идею фузионизма как новая форма интеграции при обучении физике и математике в техническом вузе [12].

Проблеме интеграции в системе высшего образования посвящены работы Г.С. Анисимовой, Л.Н. Евелиной, Е.Г. Евсеевой [8], Н.А. Прокопенко [8], М.А. Родионова [17], В.А. Шершневой и др. В монографии Е.Г. Евсеевой и Н.А. Прокопенко [8] описаны основные положения методики обучения математике студентов инженерных направлений подготовки на

©

основе интегративного подхода, в которой предусмотрено осуществление интеграции на трех уровнях: межпредметном (интеграция высшей математики и фундаментальных дисциплин); внутрипред-метном (интеграция теории и практики в обучении высшей математике); мета-предметном (формирование метапред-метных математических понятий и универсальных способов действий) [8].

М.А. Родионов и В.М. Федосеев считают целесообразным осуществлять обучение математике будущих инженеров в рамках интегрированной методической системы, предусматривающей интеграцию их математической и инженерной подготовки [17].

Проблему сочетания фундаментального и профессионального образования рассматривает В. В. Антоновская и считает важным использование Web-техно-логий как средства формирования профессиональной направленности и реализации компетентностного подхода при обучении студентов вузов [2].

В то же время, научных исследований, посвященных вопросу обучения теории вероятностей и математической статистике студентов физико-технических направлений подготовки на основе фузи-онистского подхода, практически нет.

Целью статьи является рассмотрение понятия фузионистского подхода для решения проблемы повышения качества обучения ТВ и МС будущих физиков, сформулировать основные направления применения этого подхода к обучению в сочетании с деятельностным, компе-тентностным и интегративным подходами.

Изложение основного материала.

По нашему мнению, построение эффективной методической системы обучения ТВ и МС необходимо осуществлять на методологической основе фузионистско-го подхода к обучению, сочетая его применение с интегративным, компетент-ностным и деятельностным подходами, так как именно эти подходы позволяют

студентам освоить способы действий их будущей профессиональной деятельности, лежащие в основе формирования их профессиональной компетентности [8].

Реализация междисциплинарной интеграции при изучении математики и физики также возможна при использовании наиболее тесной формы интеграции, основанной на идее фузионизма, выражающей одновременное изучение различных разделов в тесном их переплетении между собой. Особый интерес представляет диссертационное исследование И.В. Корогодиной [13], в котором автор рассматривает возможности реализации идеи фузионизма математики с физикой в техническом вузе посредством стохастики. С точки зрения автора, слиянию математики с физикой способствует наука о случайном - стохастика. В работе автор представляет стохастику в виде ядра для реализации междисциплинарной интеграции математики с физикой, которая способно объединить в единое целое компоненты математического и физического образования.

В отличие от авторов, рассматривающих междисциплинарную интеграцию математики и физики с точки зрения идей фузионизма, считаем необходимым говорить непосредственно о фузионистском подходе, что позволит обосновать определенные принципы в обучении теории вероятностей и математической статистике.

Представления о стохастической природе играют особую роль при изучении физики, закономерности которой трудно выразить без использования вероятностно-статистического языка. Студенты-физики, практически с первых занятий, используют различные методы для обработки результатов физического эксперимента, при этом используя знания по математике. К примеру, при изучении раздела «Молекулярная физика», основные понятия вводятся с использованием вероятностно-статистических понятий, но

®

с ними студенты знакомятся на занятиях по математике значительно позже.

По нашему мнению, обучение теории вероятностей и математической статистике будущих физиков на основе фузио-нистского подхода возможно в процессе проведения компьютерно-ориентированных лабораторных занятий. Другим вариантом проведения такого типа занятий может быть исследование процессов и явлений с помощью прикладных программ аналитического или имитационного моделирования (Maple, Mathcad, Matlab и др.). По мнению М.Е. Королева и Е.И. Скафы, «при обучении приемам математического моделирования такая форма организации учебного процесса несомненно полезна, особенно, когда предлагаются интегрированные лабораторные работы, для проведения которых используются знания, умения и результаты анализа изучаемого объекта, методами других наук, других специальных дисциплин» [14, с. 172]. Построение модели обучающимися обеспечивает наглядность существенных свойств, связей и отношений. В качестве одного из способов решения вероятностных задач используется метод моделирования Монте-Карло -метод статистического моделирования. Статистическое моделирование не предполагает изначально знания математических связей и позволяет получить их на основе многократного наблюдения (компьютерной генерации) возможных событий в представленной модели.

Для наглядности рассмотрим серию реализаций равномерно распределенной случайной величины методом Монте-Карло с помощью прикладной программы Matlab. Анализируем образ равномерно распределенной случайной величины путем представления ее случайных реализаций в серии длиной К. На рисунке 1 приведено К = 104 реализаций равномерно распределенной случайной величины принимающей значения из интервала (0;1). По оси абсцисс отложен номер реализации i = 1,..., К, а по оси ординат - значения реализаций ^,

/ = 1, ..., К. Изучение рис.1 показывает, что равномерно распределенная случайная величина равномерно плотно заполняет весь интервал (0; 1).

Применение фузионистского подхода в процессе обучения будущих физиков дисциплине ТВ и МС заключается в использовании не только математической, но и физической понятий, решении физических задач, в которых рассматриваются случайные процессы, а также возможности визуализации стохастического эксперимента для физиков на базе МаЙаЬ.

Непосредственно проявление фузио-нистского подхода связано с оптимизацией и сопряжением содержания дисциплин «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Физика». Педагогическое обеспечение связи между дисциплинами естественнонаучного цикла, создание учебно-методического комплекса позволит:

1) исключить дублирование учебных вопросов по дисциплинам естественнонаучного цикла;

2) реализовать преемственность изучения дисциплин естественнонаучного цикла;

3) сформировать у студентов младших курсов мотивацию к изучению дисциплин и умения использовать свои знания в новых условиях (физические понятия на занятиях по высшей математике и математический аппарат на занятиях по физике).

В тоже время анализ содержания разделов физики показал, что стохастика может выступать как системообразующий фактор в ходе подготовки будущего физика (рисунок 2).

Так, в молекулярной физике основные идеи, принципы, методы построены на вероятностно-статистических закономерностях. С точки зрения атомно-молекулярного строения вещества величины, встречающиеся в макроскопической физике, имеют смысл средних значений, которые принимают некоторые функции от микроскопических переменных системы. Величины такого рода

(60)

называются статистическими. Примерами таких величин являются давление, температура, плотность и др. Большое число сталкивающихся атомов и молекул обуславливает важные закономерности в

поведении статистических переменных, не свойственные отдельным атомам и молекулам. Такие закономерности называются вероятностными или статистическими.

Рисунок 1 - Серия реализаций равномерно распределенной случайной величины

длиной К = 104

®

Для реализации фузионистского подхода, а также для лучшего понимания вероятностно-статистических понятий в ходе изучения теории вероятностей студентами физико-технических направлений подготовки уместно рассмотреть задачу о распределении скоростей молекул, на приборе, называемый доской Гальтона (рис. 3). Принцип действия:

- падающие сверху песчинки распределяются между правильными шестиугольниками;

- в результате попадают на горизонтальную поверхность;

- образуют картинку, похожую на график функции нормального закона распределения.

Рисунок 3 -Устройство для наглядной демонстрации нормального закона распределения (доска Гальтона)

Если бросить в воронку одну частицу (песчинку песка), то при падении вниз она испытает множество столкновений с правильными шестигранниками и в итоге упадёт на горизонтальную поверхность на определённом расстоянии от центра доски. На каком расстоянии от центра доски упадёт частица предсказать невозможно из-за множества случайных фак-

торов, влияющих на её движение. Можно говорить лишь о вероятности отклонения частицы на то или иное расстояние. Получаем, что при очень большом числе частиц кривая асимптотически приближается к графику функции нормального закона распределения с параметрами N(0;1):

/w =v2T*p(-T)■

Следовательно, фузионистская форма изложения элементов стохастики в процесс изучения молекулярной физики в вузе, а затем решение физических задач при изучении теории вероятностей и статистики на старших курсах позволит обеспечить более качественную подготовку, как будущих учителей физики, так и будущих специалистов в области физики.

Выводы. Таким образом, обучение теории вероятностей и математической статистике будущих физиков на основе фузионистского подхода позволяет повысить качество образования и обеспечить эффективную интеграцию математики и физики в системе высшего образования.

Подготовка будущего специалиста, обладающего стохастическим мышлением, должна быть построена на основе фузионизма. Основные пути реализации фузионистского подхода в математической подготовке ТВ и МС:

- обеспечение единства в интерпретации общих понятий, законов и теорий;

- применение прикладных программ (Maple, Mathcad, Matlab и др.);

- сочетание с различными педагогическими подходами (деятельностный, компетентностный и интегративный).

Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке методической системы обучения теории вероятностей и математической статистике будущих физиков на основе фузионистского подхода.

1. Авдеева П. О. Фузионизм в изучении геометрического материала в курсе математики начальной школы / П.О. Авдеева, К.Е. Панафидко // Современный взгляд на науку и образование : Сборник научных статей. Ч. IV/Научный ред. доктор филол. наук, проф. Л.Г. Лисицкая. - Москва : Издательство «Перо», 2020. - С. 18-22.

2. Антоновская В. В. Реализация компе-тентностного подхода при решении тематических образовательных м>вЬ-квестов по теории вероятностей / В.В. Антоновская // Преподавание математики, физики, информатики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: материалы V Всероссийской научно-практ. конф. (Глазов, 18-19 декабря 2015 г.). - Глазов : ООО "Глазовская типография", 2015. - С. 10-16.

3. Асланян И. В. Методика контроля развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов средней школы при изучении геометрического материала с позиции фузионизма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Асланян Ирина Владимировна [Место защиты : Московский педагогический государственный университет]. - Ставраполь, 2006. -165 с.

4. Бычкова Д.Д. Формирование предметных компетенций в области стохастики на междисциплинарной основе в вузе : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08/Бычкова Дарья Дмитриевна ; [Место защиты : Московский государственный областной университет]. - Москва, 2011. - 26 с.

5. Гойибназарова Г.Н. Методические аспекты развития пространственных представлений с помощью идеи фузионизма / Г.Н. Гойибназарова // Научный журнал. -2017. - № 3 (16). - С. 45-46.

6. Евграфова И. В. Межпредметные связи курсов общей физики и высшей математики в технических ВУЗах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /Евграфова Ирина Владимировна ; [Место защиты : Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена]. - Санкт-Петербург, 2010. -18 с.

7. Евдокимова Г. С. Стохастическая подготовка будущих специалистов в вузе / Г. С. Евдокимова, В.Д. Бочкарева // ХЫУ Ога-рёвские чтения : материалы научной конференции: в 3 частях (Саранск, 08-15 декабря 2015 года). - Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва, 2016. -С. 434-440.

8. Евсеева Е.Г. Обучение математике будущих инженеров на основе интегративно-го подхода: монография / Е.Г. Евсеева, Н.А. Прокопенко. - Донецк : ДОННУ, 2020. -308 с.

9. Ермолаева Е.И. Математическое моделирование физических процессов в теории вероятностей / Е.И. Ермолаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №10. - С. 13-15.

10. Клековкин Г.А. Роль и место фузио-низма в школьном геометрическом образовании / Г. А. Клековкин // Образование и наука. -2012. - №2. - С. 77-92.

11. Коваленко Н.В. Использование идей фузионизма при построении пространственных фигур / Н.В. Коваленко, М.В. Иванова // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы VМеждунар. научной конф. / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. -Донецк, 2020. - С. 47-49.

12. Корогодина И.В. Идея фузионизма как новая форма интеграции при обучении физике и математике в техническом вузе / И.В. Корогодина, Д.А. Коростелёв // Образование и общество. - 2016. - № 4-5 (99-100). -С. 50-53.

13. Корогодина И.В. Проверка эффективности реализации идеи фузионизма физики с математикой на основе стохастики в рамках технического вуза / И.В. Корогодина, В. Д. Селютин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. -№ 3 (72). - С. 322-325.

14. Королёв М.Е. Организационные формы обучения математическому моделированию в высшей технической школе / М.Е. Королев, Е.И. Скафа // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 168175.

15. КоролёвМ.Е. Основные содержательные линии изучения методов математического моделирования студентами технических университетов / М.Е. Королёв // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. -2021. - Вып. 54. - С. 97-103.

16. Кузнецова Е.В. Формирование стохастической культуры студентов технического университета посредством применения

информационных технологий /Е.В. Кузнецова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 130-137.

17. Особенности проектирования технологического компонента интегрированной методической системы математической подготовки будущих инженеров /М. А. Родионов [и др.] // Интеграция образования. -2018. - Т. 22, № 2. - С. 383-400.

18. Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах на основе принципа фузионизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Покровская Татьяна Александровна ; [Место защиты : Московский городской педагогический университет]. -Москва, 2004. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ставцева Д.В. Использование принципа (идеи) фузионизма в курсе геометрии для начальной школы / Д.В. Ставцева // Гер-ценовские чтения. Начальное образование. -2011. - Т. 2. - № 1. - С. 165-169.

20. Суворова М. А . Формирование познавательного интереса студентов в процессе обучения теории вероятностей с использованием компьютерных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Суворова Мария Александровна ; [Место защиты : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского]. -Ярославль, 2006. - 26 с.

21. Суворова М.А. Формирование у студентов некоторых понятий теории вероятностей при моделировании случайных событий в среде MS Excel /М.А. Суворова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (19). -С. 205-212.

22. Турганбаева Ж.Н. Методические особенности обучения курсу теории вероятностей и математической статистики в условиях обновленного содержания школьного образования : дис. ... доктор. пед. наук : 6D010900 / Жаннур Нуртаевна Турганбаева ; [Место защиты : Казахский национальный

педагогический университет им. Абая]. -Алматы, 2022. - 160 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика. Утвержден Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 7 августа 2020 г. № 891 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https: // fgosvo. ru/upЬadfiks/FGOS%20VO%203++/Bam303 02_B_3_31082020.pdf - Заглавие с экрана (дата обращения 12.01.2022).

24. Федоткин М.А. Анализ методов преподавания теории вероятностей с целью применения в обучении компьютерных технологий / М..А. Федоткин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3. - С. 215-222.

25. Ходеева Т. В. Методика изучения многогранников в средней школе на основе фузи-онистской концепции: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ходеева Татьяна Владимировна; [Место защиты : Московский педагогический государственный университет]. -Москва, 2001. - 220 с.

26. Ходот Т.Г. Некоторые возможности фузионизма в геометрии 7-9 классов средней школы / Т.Г. Ходот // Стандартизация математического образования: проблемы внедрения и оценка эффективности : материалы XXXV Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (Ульяновск, 22-24 сентября 2016 г.). - Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2016. - С. 232-235.

27. Якубов А.В. Фузионизм при изучении геометрии в средней школе / А. В. Якубов // Труды Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова. - 2006. -№ 6. - С. 275-283.

.......£

TEACHING PROBABILITY THEORY AND MATHEMATICAL STATISTICS TO FUTURE PHYSICISTS ON THE BASIS OF THE FUSIONIST APPROACH

Abstract. The article deals with the fusionist approach for the integration of mathematics with physics in the educational process of students of physical and technical areas of training. The main problems that affect the quality of education are considered on the example of the discipline "Theory of Probability and Mathematical Statistics" in the preparation of students of physical and technical areas of training. The role of the fusionist approach is noted as a means of improving the quality of mathematical and professional training of students. The article shows that teaching probability theory and mathematical statistics to future physicists based on the fusionist approach allows improving the quality of education and ensuring effective integration of mathematics and physics in the higher education system. The main ways to implement the fusionist approach in the mathematical preparation of probability theory and mathematical statistics: ensuring unity in the interpretation of general concepts, laws and theories; application of application programs (Maple, Mathcad, Matlab, etc.); combination with various pedagogical approaches (activity, competence and integrative).

Keywords: training in probability theory, fusionist approach, stochastic, interdisciplinary, physics.

For citation: Konyaeva Yu. (2022). Teaching probability theory and mathematical statistics to future physicists on the basis of the fusionist approach. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 55, pp. 56-65. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-56-65.

^^aava Yuliya,

Senior Lecturer Donetsk National University, Donetsk, DPR

Статья представлена профессором Е.Г. Евсеевой.

Поступила в редакцию 12.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.