Научная статья на тему 'Учебник по вероятностным разделам математики как средство формирования стохастической культуры студентов технического университета'

Учебник по вероятностным разделам математики как средство формирования стохастической культуры студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ / СТОХАСТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TEXTBOOK / PROBABILITY THEORY / STOCHASTICS / MATHEMATICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

В статье дан обзор учебников по теории вероятностей для технических университетов, проанализированы их функции, роль и место в формировании математической стохастической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textbook on probability sections of mathematics as a tool of forming stochastic culture of students in technical university

The article gives an overview of textbooks on probability theory for the technical universities; analyses of its functions; role and place in the process of formation of students stochastic culture.

Текст научной работы на тему «Учебник по вероятностным разделам математики как средство формирования стохастической культуры студентов технического университета»

УДК 378:51

УЧЕБНИК ПО ВЕРОЯТНОСТНЫМ РАЗДЕЛАМ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Е.В. Кузнецова

В статье дан обзор учебников по теории вероятностей для технических университетов, проанализированы их функции, роль и место в формировании математической стохастической культуры студентов.

Ключевые слова: учебник; теория вероятностей; стохастика; математическая культура.

Наблюдаемое противоречие между математизацией различных отраслей знаний и все более глубокой специализацией самой математики требует от профессионала прежде всего высокой математической культуры, развитого логического мышления, целостного видения современной картины мира. Анализируя роль математики в жизни современного общества, большинство исследователей подчеркивает гуманитарную направленность математики и рассматривает математическую культуру как важную составляющую профессиональной и общечеловеческой культуры.

Важная роль в процессе формирования математической культуры и системы общечеловеческих ценностей специалиста принадлежит курсу стохастики. Обычно под термином «стохастика» объединяют курс наук о случайном: теорию вероятностей, математическую статистику и теорию случайных процессов. Отмечая возрастающую роль вероятностных методов в современной науке, Ю.В. Сачков утверждает, что «идея вероятности имеет космологическое значение. Она олицетворяет великую концептуальную революцию в познании» [1]. Действительно. многие соотношения и взаимосвязи явлений как физики, биологии, химии, так и гуманитарных наук невозможно описать без использования языка вероятностных понятий. При этом нельзя не отметить, что теория вероятностей занимает особое положение в ряду других математических дисциплин. С одной стороны, ее характеризует единство формально-структурных свойств математического аппарата, с другой стороны, понятия причинности, случайности, вероятности являются философскими категориями, отражающими наиболее общие свойства и связи окру-

жающего мира, и поэтому определение основных понятий теории вероятностей невозможно без раскрытия взаимосвязи философских представлений о необходимости, случайности, возможности, вероятности. Не вызывает сомнения, что в процессе математической подготовки студентов технического университета на первом месте стоит принцип профессиональной направленности обучения, важнейшей целью которого является формирование навыков применения математики и, в частности, теории вероятностей при решении прикладных задач. Тем не менее нельзя забывать о том, что в теории вероятностей, как нигде, методологические и философские установки определяют результат конечной деятельности и для корректного приложения вероятностных методов необходим, прежде всего, высокий уровень стохастической культуры специалиста.

Определим стохастическую культуру как сплав, неразрывную систему, объединяющую знания, умения, навыки в области вероятностных методов и подходов, применяемые как в профессиональной, так и повседневной деятельности; вероятностную картину мира, свободного от абсолютной власти внешних причин; вероятностный образ мышления, методологические и нравственные установки личности, позволяющие ей принимать решения и действовать в условиях неопределенности и случая, ибо освобождение от оков жесткого детерминизма дает человеку крылья свободы выбора, а значит и бремя ответственности за свои поступки. Осмелимся утверждать, что стохастическая культура не может рассматриваться как часть, отрасль, подмножество математической культуры, а представляет собой само-

стоятельное явление, нуждающееся в изучении и осмыслении.

О важной роли курса теории вероятностей в процессе обучения неоднократно писали такие выдающиеся ученые, как А.Н. Колмогоров и Б.В. Гнеденко, а также другие исследователи, подчеркивая при этом многоплановое влияние вероятностных методов и идей на развитие способностей личности адаптироваться к новым условиям жизни, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, осмысленно действовать в ситуации выбора. Тем не менее представляется, что гуманитарный потенциал стохастики до сих пор не раскрыт, противоречие между значением вероятности в развитии науки, научного мышления, влиянием идеи вероятности на развитие фундаментальных научных теорий и уровнем преподавания курса стохастики в техническом университете остается не разрешенным. Причина тому видится, прежде всего, в том, что традиция преподавания математических дисциплин в вузе сложилась в эпоху господства идей детерминизма лапласовского типа, когда источником неопределенности и вероятности считалось отсутствие или относительность знаний о предмете исследования.

Стохастическая культура нуждается в целенаправленной деятельности по ее формированию. Для успешного решения данной задачи необходима методическая система, охватывающая как содержание, так и методы, формы и средства обучения. Важным средством формирования стохастической культуры студентов технического университета является учебник. Развитие информационных технологий и их внедрение в учебный процесс не отменяют традиционных форм обучения и не смогут заменить собой книгу-учебник на бумажном носителе. Современные книгоиздатели предлагают широкий выбор учебной литературы по теории вероятностей и математической статистике, рассчитанной на различный уровень подготовки обучаемых и учитывающей требования и стандарты различных специальностей. Следует отметить, что вновь переиздаются учебники таких ученых и педагогов, как Ю.А. Розанов, Б.В. Гнеденко, В.Е. Гмурман, Е.С. Вент-цель и др. Выдержавшие не одно издание, воспитавшие несколько поколений специалистов различных отраслей, эти книги стали

неотъемлемой частью не только математической, стохастической, педагогической, но и общечеловеческой культуры. Однако это не означает, что не существует потребности в создании новых учебников и учебных пособий. В связи с привычным отношением к учебнику как источнику информации необходимо отметить характерное для настоящего времени противоречие между традиционной системой обучения, основная цель которого - овладение как можно большим объемом информации путем заучивания и репродукции, и постоянным лавинообразным ростом объемов научного знания, быстрой сменой поколений техники и технологий. Выходом из создавшейся кризисной ситуации является переход к новой стратегии обучения, основная цель которого - воспитание личности, ориентированной на саморазвитие, самосовершенствование, самопознание, личности, ориентированной на успех, способной к гибкому изменению своей профессиональной и социальной деятельности. Таким образом, вузовский учебник, оставаясь источником научных знаний, должен стать средством формирования культуры специалиста.

Как отмечают современные исследователи [2-4], учебная литература, оставаясь средством познания, все больше принимает на себя роль организатора и руководителя процесса обучения. «Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечивать студенту самоконтроль, самопроверку, способствовать формированию логического мышления и языковой культуры» [3, с. 5]. В качестве иллюстрации направления изменений в подходах к пониманию места и роли учебной литературы в учебном процессе достаточно сравнить два определения учебника. Так, в первом из них Российская педагогическая энциклопедия [5] определяет учебник как книгу, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры, основной вид учебной литературы. И, как альтернативу, приведем определение учебника, предложенное В.П. Беспалько: «Учебник - комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы - цели обучения, описание содержания обучения, выбор и разработка дидактиче-

ских процессов, ориентация на определенные организационные формы обучения - позволяющая воспроизвести их на практике. При этом учебник учитывает возможности своего потребителя, ученика, и сам является одним из технических средств обучения» [2, с. 26].

Анализ учебной литературы по теории вероятностей и математической статистике в соответствии с методикой, предложенной

В.П. Беспалько [2], позволяет отметить постепенный переход от учебника-монографии к учебнику, который можно рассматривать как модель учебного процесса. Среди учебников по вероятностным разделам математики для студентов технических университетов нельзя не выделить серию «Математика в техническом университете», изданную

МГТУ им. Баумана, в которой раздел «стохастика» представлен тремя выпусками («Теория вероятностей» [6], «Математическая статистика» [7], «Случайные процессы» [8]), а также учебник «Вероятностные разделы математики», созданный коллективом авторов Санкт-Петербургского технического университета под редакцией Ю.Д. Максимова [9]. Авторы уделяют пристальное внимание не только содержательной, но и функциональной составляющей, применяя различные средства управления процессом обучения. Как правило, это контрольные вопросы, задания, задачи, методические указания, списки основной и дополнительной литературы. В [9] разработан лабораторный практикум по математической статистике, снабженный подробными методическими указаниями. Необходимо также отметить, что культурологический подход включает в структуру образования и эмоциональную составляющую. В предисловии к учебнику «Элементарный курс теории вероятностей» авторы - известные математики Станфорд-ского университета - К.Л. Чжун и Ф. Аит-Сахлиа пишут: «Хотелось бы, чтобы читатель не только узнал из этой книги что-то новое, но и получил некоторое удовольствие от самого чтения» [10]. Действительно, хороший язык, легкий стиль изложения, включение материалов о развитии научных идей и понятий, исторических, философских, авторских комментариев способствует повышению эффективности обучения и более глубокому усвоению знаний.

Различным проблемам применения информационных технологий в обучении посвящено достаточно большое количество публикаций, исследований, научных конференций. Многие исследователи отмечают, что компьютерная поддержка учебного курса является средством реализации прикладной направленности и доступности в изложении, что, в свою очередь, повышает качество усвоения знаний, содействует использованию компьютера в будущей профессиональной деятельности специалиста. При этом, в силу специфики курса стохастики, использование информационных технологий в обучении является органичным средством освоения обширной совокупности вероятностных понятий, алгоритмов и методов, анализа результатов эксперимента. В связи с этим представляется закономерным выход учебников по теории вероятностей и математической статистике, предусматривающих использование компьютеров при изучении материала. Так, в учебном пособии [11] предусмотрен практикум по математической статистике с использованием Excel. В учебнике [12] применяется Mathcad для решения задач теории вероятностей и Statistica - для решения задач математической статистики, причем дается подробное описание основ использования данных программных средств. В учебном пособии [13] примеры и задачи как теории вероятностей, так и математической статистики представлены в среде Mathcad. Следует, однако, заметить, что использование информационных технологий в качестве поддержки курса стохастики, как правило, ограничено расчетами при решении задач теории вероятностей и математической статистики. Недостаточно внимания уделяется моделированию случайных событий, применению метода Монте-Карло. Безусловно, для осмысления того или иного понятия важно провести определенные расчеты «вручную», однако, как показывает опыт, не следует перегружать учебный материал утомительными вычислениями и рутинными заданиями. Гораздо важнее научиться интерпретации результатов случайного эксперимента. Возникла существенная необходимость разработки методической концепции учебника нового поколения по вероятностным разделам математики.

В многочисленных публикациях, посвященных проблеме использования компьютерных технологий в обучении, достаточно много внимания уделяется разработке электронных учебников. Однако, в силу психологических и физиологических особенностей, чтение с экрана сложных научных текстов, их понимание и усвоение - достаточно трудная задача. Следует признать, что наиболее удачный вариант электронного учебника -это справочник, позволяющий быстро найти нужную информацию с помощью системы гиперссылок, а не книга для чтения.

Какой же должна быть учебная литература, чтобы способствовать успешной реализации процесса формирования стохастической культуры студентов? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что учебник нового поколения должен представлять собой учебно-методический комплекс, объединяющий в единое целое традиционный «бумажный» учебник, разработанный с учетом дидактической специфики современной вузовской книги, и электронное приложение, представляющее собой реализацию информационнопознавательной среды и эффективно использующее широкие возможности, предоставляемые информационными технологиями.

Выделяя функции вузовского учебника в становлении стохастической культуры студентов технического университета, следует отметить: 1) формирование математических стохастических знаний и умений, возможность приобретения опыта общения со знаниями и их целенаправленного применения в профессиональной и социальной деятельности; 2) развитие стохастического мышления, логики, умения правильно устанавливать причинно-следственные связи в условиях неопределенности; 3) расширение мировоззрения, развитие межпредметных связей, формирование математической стохастической картины мира; 4) отражение историкофилософских аспектов, включение в поток математической и общечеловеческой культуры; 5) реализацию учебно-познавательных функций (мотивационной, познавательной, контрольно-оценочной), способствующих

математическому самообразованию и саморазвитию личности.

Определим также некоторые характерные черты учебника по вероятностным разделам математики как средства формирова-

ния стохастической культуры студентов технических университетов. Прежде всего, это строгость и научность материала, которые должны сочетаться с ясностью и доступностью изложения - качества, необходимые для закладки прочного основания знаний, умений, логики мышления и освоения языка науки. Во-вторых, это блочная структура и многоуровневость, что позволяет выбирать стратегию обучения, учитывать специфику государственного образовательного стандарта специальностей, требования к уровню математической подготовки и время, отведенное на изучение курса. В-третьих, современный учебник, как правило, представляет собой учебно-методический комплекс, включающий не только теоретический материал, но и вопросы, задачи, расчетные задания и задания для лабораторных работ, индивидуальные домашние задания, компьютерный практикум, что способствует успешному освоению материала, приобретению навыков самообразования и самоконтроля, обеспечивает вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса. В-четвертых, отбор и тематика примеров и задач, включение дополнительных глав и разделов прикладной профессиональной направленности не только иллюстрирует теоретические положения и выводы, но и способствует выстраиванию межпредметных связей, повышению мотивации, осознанному усвоению знаний. И, наконец, в-пятых, формирование математической вероятностной картины мира невозможно без включения в учебник исторических сведений, информации об ученых, сделавших важный вклад в развитие теории вероятностей и ее приложений, обсуждения философских и нравственных аспектов. Затрагивая эмоциональную сферу, исторический подход в обучении способствует более глубокому усвоению учебного материала, переходу от знакомства с биографиями выдающихся математиков и с историями отдельных открытий к осознанию сущности случайных явлений.

Электронное приложение должно включать: тренажер для решения задач, объединяющий задачник с комплексом подсказки и помощи; систему контроля знаний (тестирование); методические указания по изучению дисциплины (основные идеи по каждому разделу); полезные ссылки на Интернет-

ресурсы; материалы (ссылки или краткие статьи), иллюстрирующие применения вероятностных методов в различных областях человеческой деятельности; персоналии и материалы по истории развития вероятностных идей, а также материалы развлекательного характера. При этом информационные технологии дают широкие возможности организации контроля, самоконтроля, диалога, подсказки, помощи, что позволяет студенту выбирать индивидуальную траекторию обучения. Так, например, можно начать процедуру самоконтроля с простейшего теста, а можно с более сложного, и, выявив пробелы в знаниях и следуя рекомендациям обучающей программы-тренажера, вернуться к бумажному учебнику. Кроме того, учебник, как правило, ограничен в объемах, тогда как информационные технологии позволяют реализовать создание познавательной информационной среды с множеством полезной информации, ссылок, исторических и биографических справок, материалов развлекательного характера. Построенный с учетом четко обозначенного множества целей обучения, дидактических процессов, форм и содержания обучения учебник нового поколения предоставляет широкие возможности для выстраивания межпредметных связей, формирования мотивации в изучении вероятностных методов, умения находить и применять нужную информацию, позволяет показать историю развития, философские аспекты, высокий гуманитарный потенциал стохастики, создает условия развития индивидуальных наклонностей: кого-то из обучаемых заинтересует применение вероятностных методов в технике, кого-то в банковском деле и менеджменте, а кто-то, возможно, задумается над философскими и методологическими проблемами теории вероятностей. Предполагается, что сочетание достоинств «бумажного» учебника и возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, откроет новые перспективы активизации учебно-познавательной деятельности, сделает процесс обучения легким и продуктивным, будет способствовать созданию новых благоприятных условий для самоопределе-

ния личности и формирования стохастической культуры студентов технического университета.

1. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999. С. 8.

2. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М., 1988.

3. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. М., 1990.

4. Околелов О.П. Дидактическая специфика современного вузовского учебника // Педагогика. 2003. № 10.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999.

6. Теория вероятностей / под ред. В. С. Зарубина, А.П. Крищенко. М., 2001.

7. Математическая статистика / под ред. В. С. Зарубина, А.П. Крищенко. М., 2002.

8. Случайные процессы / под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко. М., 2000.

9. Вероятностные разделы математики / под ред. Ю.Д. Максимова. СПб., 2001.

10. Чжун К.Л., АитСахлиа Ф. Элементарный курс теории вероятностей. Стохастические процессы и финансовая математика. М., 2007.

С. 8.

11. Горелова Г. В., Кацко И. А. Теория вероятно -стей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. Ростов н/Д, 2006.

12. Андронов А.М., Копытов Е.А., Гинглаз Л.Я. Теория вероятностей и математическая статистика. СПб., 2004.

13. Ивановский Р.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Основы, прикладные аспекты с примерами и задачами в среде Mathcad. СПб., 2008.

Поступила в редакцию 27.05.2009 г.

Kuznetsova E.V. Textbook on probability sections of mathematics as a tool of forming stochastic culture of students in technical university. The article gives an overview of textbooks on probability theory for the technical universities; analyses of its functions; role and place in the process of formation of students’ stochastic culture.

Key words: textbook; probability theory; stochastics; mathematical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.