Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ КРОЛЬ НА ГРУДИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ПЛАВАНИЮ'

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ КРОЛЬ НА ГРУДИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ПЛАВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / КРОЛЬ НА ГРУДИ / ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ / ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Емелева Т.Ф., Аиткулова Т.Ю.

В статье раскрываются особенности порядка процесса обучения технике плавания «кроль на груди» у детей 10-11 лет. Выделены главные характеристики техники плавания кроль на груди, представлены комплексы упражнений, направленные на обучение технике пловцов в возрасте 10-11 лет, обозначены условия эффективного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ КРОЛЬ НА ГРУДИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ПЛАВАНИЮ»

УДК 797.2

Емелева Т.Ф., канд .биол. наук, доцент, Аиткулова Т.Ю., магистрант ФГБОУ им.М.Акмулл ы (Уфа, Россия)

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ КРОЛЬ НА ГРУДИ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО ПЛАВАНИЮ

Аннотация. В статье раскрываются особенности порядка процесса обучения технике плавания «кроль на груди» у детей 10-11 лет. Выделены главные характеристики техники плавания кроль на груди, представлены комплексы упражнений, направленные на обучение технике пловцов в возрасте 10-11 лет, обозначены условия эффективного обучения.

Ключевые слова: плавание, кроль на груди, техника плавания, основы обучения плаванию

Актуальность. В современном мире главной целью является здоровье подрастающего поколения, его сохранение и поддержка. Воспитание здорового поколения -одна из основных стратегических задач формирования и развития страны. Растущий поток информации, непрерывная модернизация обучающих школьных программ, увеличивающих объем учебной нагрузки, формируют нежелательное давление на организм ребенка, причиняя ухудшение состояния здоровья. Все это наблюдается в том числе, на фоне низкой физической подготовленности и двигательной активности. Наиболее важными становятся регулярные занятия детей и подростков физической культурой и спортом. Человек как личность развивается в процессе общественной жизни, в общении с людьми в учебе, в труде. Физическая культура вносит свой вклад в развитие всесторонне развитой личности. На тренировках и в период спортивных соревнований выдерживают физические и эмоциональные нагрузки, когда стремительно меняется обстановка, присутствует отпор соперника и результат зависит от максимально примененных усилий. Все это воспитывает физическую силу, уверенность в своих силах, силу воли, дисциплинированность. Все эти качества в первую очередь составляют начало физического и психического здоровья детей [1].

На сегодняшний день во всех слоях образования, а так же и в спортивной педагогике, идет обновление педагогического опыта, новые подходы образовательного и учебно-тренировочного процесса, создаются условия для наибольшей самореализации ребенка в том виде спорта, который ему по душе и к которому он предрасположен. Доступный вид спорта -плавание. В России плаванием занимаются люди всех возрастов, в основном в соревнованиях по плаванию участвуют дети и подростки. Так как вырос интерес к плаванию среди детей и подростков, специалистами, ведется постоянный поиск наиболее эффективных путей обучения технике плавания. Изучая проблемы обучения плаванию детей 10 - 11 лет, мы поставили цель разработать комплекс упражнений, использование которого позволило бы увеличить эффективность обучения технике плавания кроль на груди [3].

Эффективность обучения, в основном определяется умением тренера организовать процесс в соответствии с физиологическими, педагогическими, психологическими и структурными закономерностями, которые лежат в основе современной теорий спортивной тренировки. В то же время является несколько важных составляющих, которые необходимы для минимума периода перехода времени к высокому уровню двигательного навыка. Во-первых, двигательная способность и двигательный опыт занимающегося. Чем больше опыта, тем значительно быстрее осваиваются новые двигательные навыки. Во-вторых, в раннем возрасте дети осваивают двигательные навыки существенно быстрее, чем взрослые люди. В-третьих, координационная сложность двигательного действия. В-четвертых,

профессионализм и опыт самого тренера. И, наконец, степень мотивации, осознанности, активности обучающегося [2].

Результаты исследования и их осуждение. Педагогический эксперимент стал главной составляющей нашего исследования. Он представлял собой проверку теоретических гипотез. Реализовывалось конкретное моделирование учебно-тренировочного процесса, которое позволило изучить педагогические влияния и воздействия на занимающихся в определенных условиях.

Нами был проведен сравнительный эксперимент. Главной сутью являлось: в сравнении применимых методик и результатов, и полученных после их использования. Такой эксперимент проводится путем сопоставления однородных групп занимающихся, одна из которых определяется, как экспериментальная, другая, как контрольная. В контрольной группе в течение установленного периода времени проводили занятия по традиционной методике, которая так же обеспечивает положительное обучение технике плавания кроль на груди. В этот же период времени участники экспериментальной группы использовался разработанный комплекс упражнений с измененными элементами, которые являются авторскими и, по мнению исследователя, помогут повысить эффективность обучения технике плавания кроль на груди.

Дети в контрольной группе тренировались по общепринятой методике обучения плаванию стилем «кроль на груди». Принятая методика обучения начинается с знакомства со всеми составляющими элементами плавания: знакомство с водной средой, воспитание умения опираться на воду, отталкиваться в воде, делать вдох и затем выдох в воду, то же с погружение в воду; ходьба по дну бассейна; освоение горизонтального положения тела в воде; упражнения на всплывание и лежание на воде, спрыгивания с бортика бассейна на мелководье; полная координация плавательных движений руками и правильное дыхание, и многое прочее.

Уникальностью комплекса упражнений, разработанного для экспериментальной группы, состояла в том, что применялся он на глубокой воде. Обучение плаванию начиналось с изучением движений ногами, руками с имитацией на суше, упражнения по правильному дыханию. Знакомство с движениями в воде при поддержке руками за бортик бассейна. Упражнения в скольжении с использованием плавательных средств. Полная координация плавательных движений руками и правильное дыхание. Движения руками, ногами стилем кроль на груди и правильное дыхание. Обучение элементам правильного старта, повороты в воде, прыжки с тумбы, проплывание дистанции 25 м на время. Все упражнения чередовались с и элементами игр на воде в парах и группах с использованием различных предметов.

Выводы. Результаты контрольного тестирования показали, что уровень технической подготовленности детей экспериментальной группы оказался выше, чем у детей контрольной группы. В результате эксперимента в обеих группах занимающиеся были обучены технике спортивного плавания кроль на груди, и смогли проплывать определенные отрезки расстояния на скорость. Все же, у занимающихся ребят экспериментальной группы, результаты оказались выше, чем у занимающихся ребят контрольной группы. Таким образом, разработанный комплекс упражнений, направленный на обучение технике плавания кроль на груди детей в возрасте 10-11 лет в экспериментальной группе, можно считать результативным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание [Текст]: Н.Ж.Булгакова. - М.:Физкультура, образование и наука,2012. - 426с.

2. Викулов А.Д. Плавание [Текст]: учебник для студентов ВУЗа/ А.Д.Викулов. -М.:ФиС. - 2010. - 356 с.

3. Тэлбот Д. Как плыть быстрее/ Тэлбот Д// Физкультура и спорт. - 2000. - №3. -С.34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.