Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПЛАВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ПОЛНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ОСВОЕНИЕ С ВОДОЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИГРЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / МАКТАБГАЧА ЁШДАГИ БОЛАЛАР / СУЗИШ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛ МАЪЛУМОТЛАР / ТЎЛИқ КООРДИНАТСИЯ / СУВНИ ЎЗЛАШТИРИШ / ХАРАКАТ МАҲОРАТИ / ЎЙИНЛАР / ЎқИТИШ УСУЛЛАРИ / PRESCHOOLERS / SWIMMING / ACCORDING THE RESULTS / TOTAL COORDINATION / WATER EXPERIENCE / MOVING SKILLS / GAMES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминов Ф.М.

Разработка методики и программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников. На основании полученных экспериментальных данных разработана методика обучения технике спортивного плавания детей 4-7 лет, способствующая уменьшению сроков освоения с водой и изучению способов плавания кролем на груди и на спине во всех возрастных группах. Установлены допустимые общие объемы плавания и соотношения плавания в полной координации и по элементам на разных этапах обучения. Определено оптимальное соотношение между играми и упражнениями для изучения техники плавания на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

УУК (УДК, UDC): 796.077.5: 012.412.7

Преподаватель Ф.М. МУМИНОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан.

Информация для связи с автором:

imorpheus@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ

Аннотация

Annotation

Разработка методики и программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников. На основании полученных экспериментальных данных разработана методика обучения технике спортивного плавания детей 4-7 лет, способствующая уменьшению сроков освоения с водой и изучению способов плавания кролем на груди и на спине во всех возрастных группах. Установлены допустимые общие объемы плавания и соотношения плавания в полной координации и по элементам на разных этапах обучения. Определено оптимальное соотношение между играми и упражнениями для изучения техники плавания на разных этапах обучения.

Ключевые слова: дошкольники, плавание, экспериментальные данные, полная координация, освоение с водой, двигательные навыки, игры, методика обучения.

Мактабгача ёшдаги болаларнинг ёш хусусиятларига мос келадиган сувни узлаштириш ва сузишга ургатиш буйича усул ва дастурни ишлаб чикиш. Олинган экспериментам маълумотларга асосланиб, 4-7 ёшли болалар учун спортча сузиш техникасини ургатиш методикаси ишлаб чикилган булиб, бу сувни узлаштириш вактини кискартиришга ва барча ёш гуру^ларида кукракда ва чалканча крол усулларини урганишга ёрдам беради. Тулик координацияда ва элементлар буйича жами белгиланган сузиш ^ажмлари ва сузиш нисбати, машгулотнинг турли боскичлари буйича белгиланди. Машгулотнинг турли боскичларида сузиш техникасини урганиш учун уйинлар ва машклар уртасида макбул нисбат аникланди.

Калит сузлар: Мактабгача ёшдаги болалар, сузиш, экспериментал маълумотлар, тулиц координатсия, сувни узлаштириш, харакат мщорати, уйинлар, уцитиш усуллари.

***

Working out of methods and water experience program with swimming training that fits the age features of preschool children. The methods of swimming training for 4-7 age children were developed according the results that were received during the test. This technique let reduce the period of water experience and training crawl swimming ways on the chest and on the back in all age group. It reduces the period of water experience and training crawl swimming ways on the chest and on the back. The common permissible swimming volumes and swimming correlation in total co-ordination and in the elements on different swimming training periods were established. The optimum correlation between games and exercises for training swimming technique in different periods of training was determined.

Key words: Preschoolers, swimming, according the results, total coordination, water experience, moving skills, games, teaching methods.

Разработка данной тематики предоставит возможность проанализировать и обобщить практические современные данные по обучению плаванию детей дошкольного возраста и сопоставить полученные результаты с данными более ранних исследований.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июня 2017 года ПК-3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта» и Указ Президента Республики Узбекистан, от 24 января 2020 года №УП-5924 "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан», одним из наиболее важных вопросов в подготовке спортивных ресурсов для национального термального сообщества является реализация задач установленных столпов [1,2].

Указ Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года ПФ-5368 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта", особое внимание было уделено формированию

спортивных ресурсов и невозможности подготовить высококвалифицированных спортсменов для качественной корректировки [3].

Цель исследования - разработка методики, программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Актуальность. У маленьких детей навыки плавания формируются гораздо быстрее, если их интерес к плаванию в основном связан с играми в воде, поэтому традиционным методам обучения плаванию уделяется особое внимание играм [4,6,8].

При игре в плавание с детьми, особенно с детьми дошкольного возраста 4-7 лет, важно использовать метод игры. Игры способствуют физическому развитию, здоровью и закалённость для детей. Участие в играх побуждает ребенка быть самостоятельным и инициативным. Кроме того, водные игры могут помочь освоить и усовершенствовать техники плавания. Принимая во внимание тот факт, что в водные игры играют в уникальной среде, их игра будет более интересна для детей [5,7,8].

52

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе - сентябрь 2016 - май 2017 г. - в ходе практической работы происходили подбор и изучение эффективности различных средств и методов обучения дошкольников на базе малого бассейна д/с №425 г. Ташкент. На втором этапе - сентябрь

2017 - май 2018 г. - проведен предварительный эксперимент, позволивший уточнить содержание программы обучения и методику изучения техники спортивного плавания в возрастных группах 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Общее количество дошкольников, занимавшихся в группах обучения плаванию в период с 2016 по

2018 г., составило 346 чел.

Третий этап - основное экспериментальное исследование, проводимое в виде независимого педагогического эксперимента на базе малого бассейна д/с №425 г. Ташкент с сентября 2018 по май 2019 г. Параметры бассейна представлены в таблице.

Общее число детей, принимавших участие в исследовании, составило 118 чел.: 55 девочек и 63 мальчика. Из них 35 детей в возрасте 6-ти лет, 54 - 5-ти лет и 39 дошкольников 4-летнего возраста. Текущий контроль за освоением плавательных навыков осуществлялся на контрольных уроках по окончании каждого этапа обучения. Комплексное тестирование плавательной подготовки было проведено в конце учебного года и включало следующие основные упражнения:

- плавание способом кроль на груди в согласовании с дыханием (м);

- плавание способом кроль на спине с полной координацией движений (м).

Полученные в ходе исследования результаты сопоставлялись с данными литературных источников [9,10].

Параметры бассейна, температурный режим, периодичность и продолжительность занятий

таблица №1

Размеры (м) Глубина (м) t воды (°С) Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятия (мин)

3 X 7 0,5-0,6 30-31 2 30-45

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная программа обучения плаванию дошкольников 4-7 лет рассчитана на освоение занимающимися способов плавания кроль на груди и на спине в течение учебного года. Основу методики составляют:

а) целостно-раздельный метод обучения;

б) параллельно-последовательное изучение техники спортивного плавания способами кроль на груди и на спине.

Разучивание плавательных движений в облегченных условиях является ключевым в нашей программе обучения и заключается в изучении и выполнении движений по элементам и в «связках» с использованием подвижной опоры в виде плавательной доски. Изучение кролевых способов плавания начинается в положении на груди. Плавание на спине включается

в программу занятий после освоения занимающимися рабочей позы пловца в положении на груди [5,8].

Весь процесс обучения плаванию дошкольников был разделен на 4 этапа. На первом этапе происходило ознакомление и освоение с водной средой, на втором - освоение рабочей позы пловца в положении на спине и ознакомление с элементами техники спортивного плавания кролем на груди и на спине. На третьем изучалась техника плавания по элементам и в «связках», а на четвертом происходило объединение движений в целый способ.

Соотношение упражнений, направленных на изучение движений в способах кроль на груди и на спине, представлены на диаграмме 1. Упражнения в положении на груди занимают больше времени, чем в положении на спине на всех этапах обучения [10,11].

Диаграмма 1. Соотношение упражнений для изучения способов плавания кроль на груди и на спине на разных этапах обучения

Это обусловлено более сложным вариантом дыхания, который связан с согласованием изучаемых движений и выдоха в воду.

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников, поэтому элементы игры или соревнования составляют основу выполнения многих упражнений (диаграмма 2).

На этапе освоения с водой игровые формы обучения использовались при изучении большинства плавательных навыков, а выполнение многих упражнений превращалось в игру или соревнование. На представленном рисунке можно увидеть, что доля игр и развлечений в занятиях постепенно уменьшалась, что обусловлено увеличением количества обучающих упражнений в занятиях [10].

Соотношение плавания по элементам и в полной координации также изменялось на разных этапах обучения (диаграмма 3). На втором этапе плавание по элементам составляет 100%. На четвертом этапе эти показатели сравниваются: 50% - плавание по элементам и 50% - с полной координацией.

Диаграмма 2. Соотношение игр и упражнений на разных этапах обучения дошкольников

О СЧ О

сч

О!

ГО £

0 о.

СО

1

с

го

№4-2020 е-шаП: fan_sportga@uzdjtsu.uz

о

(N

0 СЧ

01

ГО

о

Q.

СО

Диаграмма 3. Соотношение плавания по элементам и с полной координацией движений в способе кроль на груди на разных этапах обучения

Диаграмма 4. Соотношение серийного и непрерывного способа выполнения упражнений на разных этапах

При изучении плавательных движений основным методом обучения является выполнение упражнений сериями повторным способом, что позволяет увеличивать нагрузку без освоения способа в целом, выполняя движения по элементам и «в связках» (диаграмма 4). На первом и втором этапах обучения все упражнения в воде выполняются сериями повторным способом. На третьем этапе в связи с включением в занятия непрерывного плавания доля серийного способа выполнения упражнений несколько уменьшается, но остается преобладающей.

Освоение и совершенствование техники плавательных движений на четвертом этапе обучения ведут к увеличению упражнений, выполняемых непрерывным методом, который используется в 40% заданий.

Динамика общего объема плавания у дошкольников 4-7 лет в течение учебного года зависит от возраста занимающихся и этапа обучения. На втором этапе наибольшие величины объемов плавания отмечались в подготовительной группе, а наименьшие - в средней. На третьем этапе в занятия включается непрерывное плавание на груди и на спине по элементам и в «связках», что обеспечивает дальнейшее увеличение объема плавания [7,11].

На четвертом этапе обучения объем плавания достигает своих максимальных величин за счет совершенствования плавания с полной координацией движений способами кроль на груди и на спине.

Таким образом, общий объем плавания возрастает от одного этапа обучения к другому во всех возрастных группах дошкольников.

Динамика объема плавания в течение учебного года имела одну характерную особенность: начиная с третьего этапа обучения во всех возрастных группах она начинает носить волнообразный характер, что обуслов-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

лено стадиями формирования двигательного навыка. Рассмотрим образование волнообразной динамики объема на примере способа кроль на груди. Весь курс обучения плаванию кролем был разбит на пять блоков, включающих несколько упражнений. Упражнения внутри блоков и сами блоки взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают преемственность и последовательность в решении задач обучения [9,10,11].

I блок

1. Изучение движений ног кролем с неподвижной опорой (у бортика: сидя на бортике, опираясь прямыми руками, с поднятой головой, с опущенной головой).

2. Изучение скольжения с движениями ног кролем на задержке дыхания с различными положениями рук.

3. Совершенствование скольжения с движениями ног кролем на задержке дыхания с различными положениями рук.

II блок

4. Изучение движений ног кролем в согласовании с дыханием с неподвижной опорой (у бортика).

5. Изучение движений ног кролем в согласовании с дыханием с подвижной опорой (с доской), выполняя вдох с подниманием головы вверх.

6. Совершенствование движений ног кролем в согласовании с дыханием (с доской, без доски, выполняя вдох с подниманием головы вперед, с поворотом в сторону) [4].

III блок

7. Изучение движений рук кролем с неподвижной опорой (имитационные упражнения у бортика).

8. Изучение согласования движений рук и ног кролем на задержке дыхания («связки» с движением одной рукой, «пристегивание» с доской, без доски).

9. Совершенствование движений рук и ног кролем на задержке дыхания («связки» с движением одной рукой, «пристегивание», «сцепление»).

10. Плавание кролем на задержке дыхания [10].

IV блок

11. Изучение движений рук кролем в согласовании с дыханием с неподвижной опорой (у бортика).

12. Изучение движений рук и ног кролем в согласовании с дыханием с подвижной опорой (с доской).

13. Совершенствование движений рук и ног кролем в согласовании с дыханием с доской и без [5].

V блок

14. Изучение плавания кролем на груди с полной координацией движений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Совершенствование плавания кролем на груди с полной координацией движений.

16. Непрерывное плавание кролем на груди с полной координацией движений.

Содержание каждого отдельного блока соответствует стадиям формирования определенного двигательного умения. Внутри каждого блока снижение объема плавания приходится на момент начала освоения нового плавательного движения (упр. 7, 11, 14). Это связано с

54 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz №4-2020

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

увеличением времени занятия, отводимого на имитационные упражнения, выполняемые в статическом положении. По мере овладения плавательными движениями объем начинает увеличиваться, и его пик приходится на последнюю стадию каждого блока, соответствующую уровню двигательного умения (упр. 10, 13 и 16).

Важно отметить, что снижение объема в начале каждого последующего блока упражнений происходит меньше, а его пик выше, чем в предыдущем блоке. Эти закономерности ведут к увеличению общего объема плавания от одного этапа обучения к другому, реализуя на практике правила последовательности и постепенности и обеспечивая общий кумулятивный эффект занятий [11].

На величину и динамику объема плавания значительное влияние оказал тот фактор, что обучение проводилось двум способам параллельно.

Величины объемов плавания в положении на груди и на спине находятся в обратной зависимости по отношению друг к другу и обеспечивают комплексное развитие технической и физической подготовленности дошкольников.

Изучение нового двигательного действия в положении на груди всегда соответствует совершенствованию уже изученного в положении на спине, и наоборот. Благодаря этому удается избежать значительных колебаний величины объема плавания, что было бы неизбежно при разучивании в одном занятии нового упражнения как в положении на груди, так и в положении на спине [9].

Выводы. Объем плавания у детей разного возраста различается на всех этапах обучения. Наибольшие величины демонстрируют дети 6-7 лет, а наименьшие - 4-5 лет. Величины объемов плавания в положении на груди и на спине находятся в обратной зависимости по

отношению друг к другу и обеспечивают комплексное развитие технической и физической подготовленности дошкольников.

Применение игрового способа обучения на этапах ознакомления и освоения с водой и многократное выполнение упражнений с постепенным увеличением длины дистанции и количества повторений в серии, подводящие к освоению непрерывного плавания, явились наиболее адекватными для всех возрастных групп дошкольников и, особенно, для детей 6-7 лет. Все плавательные движения сначала имитировались на суше, затем в воде с использованием неподвижной опоры (бортик или лесенка) и только потом - в движении с использованием подвижной опоры в виде плавательной доски.

Литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июня 2017 года ПК-3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта».

2. Указ Президента Республики Узбекистан, от 24 января 2020 года №УП-5924 "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан».

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года ПФ-5368 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта".

4. Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. М., 2005 - 245 с.

5. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде и под водой. М., 2000

- 68 с.

6. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008 - 21 с.

7. Велитченко В. Как научиться плавать. М., 2000. - 54с.

8. Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребенка. С-П., 2011 - 133 с.

9. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: М., 2001 - 101 с.

10. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. С-П, 2006 - 38 с.

11. Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей (Копилка советов)

- М, ИКЦ "МарТ", 2004 - 73 с.

УУК (УДК, UDC): 796.41:012.57

ft У;итувчи АКРОБАТИКА

ГЛ Х.Х. УМАРОВ1 'Узбекистан давлат жисмоний МАШКЛАРИНИНГ

JyV тарбия ва спорт университети, БИОМЕХАНИК

mtm Чирчи; ша^ри, Узбекистон ТАХДИЛИ

Муаллиф билан ботаниш учун:

Xurwid89_89@mail.ru

Аннотация

Annotation

В представленной статье раскрываются биомеханический анализ акробатических упражнений. Обосновывается структура двигательного действия спортсменов, «школа» движений. Определяется значимость «специальная техническая подготовка» в общей системе подготовки юных акробатов -прыгунов, направленность совершенствование техники соревновательного упражнения по годам обучения.

Ключевые слова: Техническая подготовка, «школа» движений, координация движений, артистизм, статистика, биомеханика движений.

Маколада акробатика машкларининг биомеханик та^лилининг асослари очиб берилган. Спортчиларнинг ^аракат амалларини структураси, ^аракатлар "мактаби" асосланган. "Махсус техник тайёргарлик"ни сакровчи усмир акробатларни тайёрлашнинг умумий тизимидаги а^амияти, мусобака машки техникасини укув йиллари буйича такомиллаштириш буйича тавсиялар ишлаб чикилган.

Калит сузлар: Техник тайёргарлик, уаракатлар "мактаби", уаракатлар

координацияси, артистизм, статистика, уаракатлар биомеханикаси.

***

This article describes the biomechanical analysis of acrobatic exercises. The structure of the motor action of athletes, the "school" of movements, is justified. The significance of "special technical training" in the General system of training young acrobats - jumpers, the direction of improving the technique of competitive exercises for years of training is determined.

Key words: Technical training, "school" of movements, coordination of movements, artistry, statistics, biomechanics of movements.

№4-2020 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.