Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ БАССЕЙНОВ'

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ БАССЕЙНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / МАЛЫЕ БАССЕЙНЫ / ОБУЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА / КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна

Рассмотрен вопрос обучения плаванию детей дошкольного возраста. Представлены результаты тестирования детей 3-4 лет по овладению плавательными движениями. Разработана и апробирована методика начального обучения плаванию дошкольников 3-4 лет в условиях малого бассейна. Реализация предложенной методики позволила улучшить результаты тестов детей 3-4 лет и тем самым повысить уровень плавательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING FOR PRESCHOOLERS 3-4 YEARS IN SMALL POOL CONDITIONS

In modern socio-cultural conditions, the importance of teaching children to swim is increasing. There are more and more small swimming pools within walking distance. This type of motor activity is of great importance for the health of children, allows them to master a vital applied skills. There is an increasing need to find effective methods of teaching preschoolers swimming depending on age. The purpose of the study - to identify the features of teaching 3-4 years old preschoolers swimming in small swimming pools. Tasks the study - 1. To develop a methodology for primary education 3-4 years old preschoolers of swimming training in a small swimming pool. 2. To check the effectiveness of the developed methodology by conducting a pedagogical experiment. Research methods: the method of control testing, pedagogical experiment. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the swimming pool of the medical center “Elmed” in Vologda. The study lasted for 7 months from September 2020 to March 2021. A group of preschoolers from 3 to 4 years old (n = 5) was formed. At the beginning of the experiment, the group of students showed a low level of swimming training, the average score was 3.2. At the end of the experiment, the average score significantly improved and amounted to 7.4 points, which corresponds to the average level of swimming readiness. During the period of the pedagogical experiment, the methodology of basic swimming training for 3-4 years old preschoolers in a small pool was tested. A special feature of the methodology is structuring by tasks and means of teaching swimming. Exercises and game tasks available for this age, were offered. Conclusions. The effectiveness of the offered method is proved. The level of swimming readiness of 3-4 years old children was improved. The children learned to dive into the water, learned to lie on the water on their chests, perform sliding on their backs.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ БАССЕЙНОВ»

УДК 797.21 ББК 75.717.5

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17108

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 3—4 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ БАССЕЙНОВ

Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия

Рассмотрен вопрос обучения плаванию детей дошкольного возраста. Представлены результаты тестирования детей 3—4 лет по овладению плавательными движениями. Разработана и апробирована методика начального обучения плаванию дошкольников 3—4 лет в условиях малого бассейна. Реализация предложенной методики позволила улучшить результаты тестов детей 3—4 лет и тем самым повысить уровень плавательных навыков.

Ключевые слова: плавание, малые бассейны, обучение, дошкольники, методика, контрольное тестирование.

Актуальность. Дошкольный возраст является благоприятным для овладения различными базовыми, жизненно необходимыми двигательными действиями. Фундамент освоенных двигательных умений и навыков в данном возрасте позволит в дальнейшем формировать последующие двигательные действия.

Плавание является прикладным двигательным действием и в современных реалиях создаются условия для массового обучения детей данному виду движений. Малые бассейны функционируют при медицинских организациях, в дошкольных образовательных организациях, в различных аква-центрах. Преимуществом малых бассейнов является их шаговая доступность для населения. В этой связи возрастает потребность в педагогах, тренерах, инструкторах по плаванию, а также актуальным становится вопрос разработки эффективных методик обучения плаванию детей, в частности детей дошкольного возраста.

Польза занятий плаванием для детей неоценима, т. к., прежде всего происходит оздоровление и закаливание организма, а также реализуется начальное обучение плавательным движениям, закладываются основы для формирования двигательных умений и навыков данного двигательного действия у дошкольников.

Изучению вопроса раннего обучения плаванию посвящены исследования многих авторов. В частности К. К. Марков [3. С. 115] отмечает, что плавание — это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, что позволяет тренировать опорно-двигательный аппарат.

0. С. Трофимова в своей работе обращает внимание на то, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию дошкольников и положительно влияет на развитие всех систем организма [4. С. 74].

Е. А. Буданова и др. обращают внимание на тот факт, что дошкольники по своим двигательным возможностям в основном готовы к освоению первоначальных плавательных движений. Авторы отмечают роль игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста [1. С. 80].

Е. К. Грищук обращает внимание на значимость при обучении детей преодоления страха перед водой. Автор также признает роль родителя, через которого первое время проводится обучение детей [2. С. 59].

В основе процесса обучения должна быть хорошо структурированная программа, которая должна подходить для конкретной возрастной группы. Кроме того занятия должны быть безупречно организованы, чтобы исключить негативное отношение детей к обучению плаванию [5. С. 54].

В соответствии с вышеизложенным, выбранная тема исследования является актуальной и своевременной.

Цель и задачи

Цель исследования: выявить особенности обучения плаванию дошкольников 3-4 лет в условиях малых бассейнов.

Задачи исследования:

1. Разработать методику начального обучения плаванию дошкольников 3—4-х лет в условиях малого бассейна.

2. Проверить эффективность разработанной методики путем проведения педагогического эксперимента.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: метод контрольного тестирования, педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился на базе бассейна медицинского центра «Эльмед» г. Вологда. Исследование длилось в течение 7 месяцев с сентября 2020 года по март 2021 года. Была сформирована группа дошкольников от 3 до 4 лет (п = 5). Все дети занимались первый год плаванием.

Результаты исследования и их обсуждение

В первый месяц обучения основными задачами были привыкание к воде, знакомство со свойствами воды, привитие интереса детей к занятиям плаванием, закрепление правил техники безопасности на воде, обучение различным видам передвижений в воде, формирование углубленного дыхания. Первые занятия проводились длительностью 25 минут, время занятий увеличивалось постепенно.

Занятия на 1—2 неделе (сентябрь 2020 г.) проводились совместно с родителями. Основные задачи данного этапа: вызвать интерес детей к занятиям в бассейне; добиться соблюдения правил техники безопасности в бассейне; содействовать преодолению страха перед водой, безбоязненного вхождения в воду; обучить различным видам передвижений в воде. Детям рассказывалось как нужно себя вести в бассейне. Вход в воду осуществлялся с помощью родителей. Ходьба по дну бассейна выполнялась самостоятельно без их помощи, детям необходимо было держаться за поручни бассейна.

С первых занятий проводились подвижные игры, которые способствовали привыканию к воде. Например, игра «Шлёп-шлёп», где детям необходимо сидя в бассейне ударять ладонями по воде, чтобы были брызги. В начале такие игры проводились исключительно на мелкой воде, затем глубина постепенно увеличивалась. Применялись свободные игры с использованием резиновых игрушек. Детям предлагалось поливать игрушки водой. Для привыкания к воде дети уже на первых занятиях выполняли приседания в воду до уровня плеч.

Уже с третей недели занятия по возможности проводились без участия родителей, хотя родители присутствовали в бассейне и при необходимости помогали ребенку. Те дети, которые не могли заниматься без родителей, занимались совместно. на этой неделе проводились в игровой форме. Применялись такие упражнения, как: передвижение по дну бассейна, держась за поручни (игра

«Змейка»); прыжки в воде, держась за поручни бассейна (игра «Мячики»); различные подвижные игры на привыкание к воде (например, «Кошечка умывается», «Солнышко и дождик», «Делай волну»).

На 4-й неделе сентября 2020 года ставились следующие задачи: обучение передвигаться в бассейне шагом, бегом; закреплять умения прыгать на двух ногах в воде, держась за поручни; научиться работать ногами вверх-вниз из положений лежа на груди и сидя, в упоре сзади.

В воду дети спускались с помощью инструктора, занятия проводились в игровой форме. Для закрепления навыков применялись такие игры, как «Морские змеи» (передвижение по бассейну шагом, бегом); «Мы зеленые лягушки» (бег и прыжки в воде); «Большие брызги» (сидя, упираясь руками сзади, дети выполняют движения ногами вверх-вниз, создавая брызги); «Мы на пляже» (лежа на груди, на согнутых в локтях руках необходимо выполнять движения ногами вверх-вниз). Задания на погружение в воду включали приседания детей до уровня плеч и подбородка.

В октябре 2020 года (5—8 неделя) ставились следующие задачи: обучить умению плескаться в воде и не бояться брызг, попадающих на лицо; обучить умению включать в работу руки, отталкиваясь ими от воды движением вперед-назад; содействовать формированию навыков выполнять глубокий вдох носом и выдох на воду. Время занятий постепенно увеличивалось до 45 минут. На данном этапе обучения применялись упражнения с различными видами передвижений в воде без опоры, игры с хлопками по воде ладонями, игры с надувными игрушками на поверхности воды. При выполнении упражнений с работой ног вверх-вниз добивались правильного исполнения. Для формирования правильного дыхания в воде применялись такие игры, как «Горячий чай», «Ветерок», детям необходимо было выполнить продолжительный выдох на игрушку. Для погружения в воду применялись упражнения с приседанием в воду до уровня подбородка, умывание лица.

В ноябре 2020 года (9—12 неделя) и декабре (13—16 неделя) основной задачей являлась подготовка к погружению в воду с головой. На данном этапе обучения ставились следующие частные задачи: обучение передвижению на различной глубине бассейна шагом, бегом, высоко поднимая колени, прыжками без опоры; обучение передвижению по дну бассейна, опустив лицо в воду; обучение доставанию предметов со дна бассейна; обучение гребковым движениям руками стоя в воде;

обучение опусканию лица в воду, погружения в воду с головой, держась за поручни с задержкой дыхания.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие средства: различные игровые приемы и подвижные игры с передвижениями в воде, например «Цапли», «Веселые шары», «Лягушки». Упражнения в ходьбе с различным положением рук (за спиной, в стороны, за головой); игры для совершенствования правильного дыхания, например «Сделаем воронку», подуть на игрушку; игра «Лодочка» для обучения гребковой работе рук в воде, игра «Мельница» с круговыми движениями рук.

Вводился соревновательный метод, где детям предлагалось принести игрушку (кто быстрее принесет); допрыгать на двух ногах до противоположного края бассейна; за определенное время достать больше предметов со дна. Проводилась игра «Найти сокровища». Предлагалось отпустить лицо в обруч, который лежал на поверхности воды, чтобы увидеть, какие именно игрушки лежат на дне. Задание выполнялось с постепенным увеличением глубины. В тех случаях, когда ребенок не мог открыть глаза в воде, осуществлялась индивидуальная форма организации работы. Дети держались за поручни бассейна, по команде необходимо было присесть сначала до уровня плеч, потом до подбородка, затем до носа, а после этого полностью с головой. Выполнялись упражнения на правильное дыхание, например, «Кошечка умывается», «Пузырьки в ладошках».

На 12 неделе (конец ноября) была поставлена следующая задача -обучение однократному выдоху в воду. Детям необходимо было погрузиться в воду и открыть глаза, сделать выдох в воду, чтобы на поверхности шли пузырьки. Кроме того, в заданиях, где необходимо было достать игрушки со дна бассейна, добивались, чтобы ребята также открывали глаза.

В декабре 2020 года на 13—14-й неделе переходили к обучению удержания на воде лежа на животе, а с 15-й недели учили лежать на спине. На данном этапе обучения ставились следующие частные задачи: совершенствование однократного выдоха в воду, открывания глаз в воде, погружения под воду с головой с задержкой дыхания, передвижение в бассейне без опоры; обучение удержанию своего тела на воде (на животе и на спине); обучение прыжкам в воде. Основной задачей данного этапа являлось освоение ребенком положения своего тела на воде. Детям объяснялось, что вода может нас удержать на поверхно-

сти, поэтому предлагалось сделать большой вдох и выполнить упражнение «Звезда» на животе, а затем на спине. При выполнении упражнения присутствовала обязательная подстраховка со стороны инструктора. Упражнения по удержанию себя на воде постепенно усложнялись различными положениями рук (вытянуты вперед, в стороны), с закрытыми и открытыми глазами. Для совершенствования передвижений в бассейне без опоры применялась различная ходьба (по кругу, змейкой, врассыпную, по диагонали и т.д.). В целях совершенствования элементарных движений руками и ногами использовались такие упражнения, как попеременное движение прямыми ногами в упоре лежа на груди и на спине; движения руками из стороны в сторону, игра «Мельница», «Лодочка».

На закрепление погружения в воду, применялись такие упражнения, как опускание лица в воду, игра «Насос» (погрузиться в воду сначала до плеч, потом до подбородка и в конце с головой). Не забывали выполнять упражнения на тренировку навыка правильного дыхания (выдохи на воду, под воду с опорой и без опоры; задержка дыхания под водой; выдох на игрушку). Также выполнялись выпрыгивания вверх, стоя по пояс в воде.

В январе (17—19 неделя) основной задачей было обучение детей скольжению на груди, держась за плавательную доску. На данном этапе ставились следующие частные задачи: совершенствование плавательных движений ногами, различных видов передвижений с выдохом в воду, открываний глаз в воде; происходило освоение навыков ныряния через обруч, проныривания под «мостиком»; освоение умений держаться на воде без поддержки инструктора. Применялись различные упражнения и игры для совершенствования передвижений в воде (игры «Ледокол», «Цапли», «Лодочка» и др.). Во время выполнения заданий присутствовали упражнения с одновременной и попеременной работой рук. Осуществлялись погружения в воду без поддержки, погружения у опоры выполнялись несколько раз подряд, использовались игровые упражнения (например, «Насос»). Для отрабатывания правильного дыхания, применялись выдохи в воду у опоры, задержка дыхания в воде, многократные выдохи в воду, игры «Больше пузырей», «Подуй на игрушку».

Для освоения навыка ныряния нами был положен обруч на поверхность воды, детям необходимо было выполнить ныряние в обруч, стоя в воде. Немного позднее предлагалось пронырнуть под «мостиком».

На данном этапе знакомили ребят с плавательной доской, объясняли и показывали, что, держась за нее и оттолкнувшись от дна бассейна, можно проплыть небольшое расстояние. Постепенно глубина увеличивалась. Применялись различные приемы, такие как буксировка, подталкивания инструктором.

Проводились упражнения у поручня, где детьми выполнялись движения ногами вверх-вниз (игра «Моторчики»). Так же ребятам очень нравилось выполнять движения ногами под музыку, в такт музыке упражнение выполнялось в медленном, среднем, быстром темпе. Особое внимание обращали на правильное исходное положение, при необходимости исправляли ошибки. Для освоения умений держаться на воде без поддержки инструктора, применялось упражнение «Покажи звезду». В конце занятий было введено свободное плавание с нарукавниками и кругами.

В феврале (20—23 неделя) основной задачей было скольжение на спине с движением ног. Были поставлены следующие задачи на данном этапе: обучение работе ног при плавании способом кроль на груди и на спине у опоры; освоение скольжения на спине с движением ног; освоение самостоятельного входа и выхода из воды; совершенствование многократных выдохов в воду. На данном этапе обучения были введены прыжки в воду. При помощи инструктора дети спрыгивали в воду с бортика, глубина воды при этом была не более, чем по грудь.

Особенностью данного этапа являлось сведение к минимуму поддержки в воде и постепенное увеличение времени самостоятельного плавания. Ребятам, у которых получалось хорошо держаться на воде, давались задания оттолкнуться от бортика ногами и скользить по воде на спине. Задание выполнялось как вдоль бассейна, так и поперек. Выполнялись погружения с головой в воду, детям необходимо было сделать максимальное количество выдохов под водой. В конце занятий также предлагалось свободное плавание с нарукавниками и кругами.

В марте (24—27 недели) проходило совершенствование всех плавательных движений. Особое внимание уделялось скольжению на спине и животе, погружениям с головой под воду, нырянию на небольшую глубину. Предлагались задания на осуществление одиночного и многократного выдоха в воду во время скольжения, задержки дыхания, т.е. отрабатывалось контролируемое дыхание, которое способствует уверенности у детей во время плавания.

На каждом последующем занятии повторялся пройденный материал предыдущего занятия, но задания немного усложнялись. Например, если на одном занятии ходьба в воде осуществлялась шагом, в колонне, лицом вперед, то на следующем — быстрым шагом, бегом и вводились новые задания, такие как ходьба приставным шагом, вперед спиной.

Для оценки уровня плавательных навыков детей применялись следующие контрольные упражнения:

Упражнение 1 — «Погружение с выдохом в воду» (кол-во раз). Описание теста: ребенок стоит в воде, руки на поясе; делает максимальный вдох и приседает, полностью погружается в воду, выдыхает. Измеряется количество выдохов в воде. Оценка: 3 балла — 7 и более раз; 2 балла — от 3 до 6 раз; 1 балл — 1—2 раза.

Упражнение 2 — «Умение лежать на воде на груди» (с). Описание теста: ребенок принимает исходное положение стоя, ноги врозь, руки в стороны-вверх. Сделав глубокий вдох и задержав его, ребенок ложится на воду лицом вниз (погружая лицо в воду). Секундомер включается как только ребенок принимает горизонтальное положение на воде, выключается, когда ребенок опускает ноги на дно бассейна. Временные показатели определялись с точностью до 0,1 сек. Оценка: 3 балла — 4,3 с и более; 2 балла — от 1,6 до 4,2 с; 1 балл — 1,5 с.

Упражнение 3 — «Скольжение на спине с движением ног» (м). Описание теста: ребенок встает лицом к бортику бассейна, руки прямые вытянуты вверх. Испытуемый приседает, толкается ногами и начинает скользить на спине, выполняя попеременные движения ногами (как в способе «кроль»). Дыхание во время выполнения упражнения произвольное. Измеряется расстояние от места толчка до места остановки (кончики пальцев рук). Оценка: 3 балла — 3,3 метра и более; 2 балла — от 2,3 метра до 3,2 метров; 1 балл —2,2 метра и менее.

Для выявления общего уровня плавательной подготовленности, полученные за каждое упражнение баллы суммировались. Определение уровня осуществлялось в соответствии со шкалой оценки: до 4 баллов низкий уровень; от 5 до 7 баллов средний уровень; от 8 до 9 баллов высокий уровень.

В начале эксперимента группа показала низкий уровень плавательных движений, средний балл составлял 3,2. В конце эксперимента средний балл значительно улучшился и составил 7,4 балла, что соответствует среднему уровню.

Рассматривая каждый тест по отдельности, можно отметить, что результаты во всех трех тестах за период педагогического эксперимента значительно улучшились. Так, в тесте «Погружение с выдохом в воду» в начале эксперимента детям было сложно погрузиться в воду, они испытывали страх и выпускали сразу весь воздух, поэтому в среднем получался 1 выдох. После эксперимента ни один из участников исследования не боялся выполнять тест, дети с легкостью погружались под воду с головой и выполняли несколько выдохов в воду.

В тесте «Умение лежать на воде на груди» в начале эксперимента у детей не получалось выполнить упражнение, т.е. лежать на воде, они сильно напрягали мышцы, зажимались и удержаться на поверхности воды не могли. Средний результат составлял 0,2 с. В конце эксперимента дети хорошо справились с данным тестом, среднее время удержания на воде составило 4,2 с.

В начале эксперимента дети не могли выполнить скольжение на спине, т. к. не могли держаться на поверхности воды, средний результат составил 0,9 метра. В конце эксперимента средний результат значительно улучшился и составил 3,3 метра, ребята более уверенно чувствовали себя в воде, движения ногами были правильные.

Заключение. Таким образом, разработанная методика начального обучения плаванию дошкольников 3—4 лет в условиях малого бассейна была реализована. Особенностями обучения плаванию дошкольников 3—4 лет в условиях малых бассейнов явились постепенные усложнения упражнений и заданий, сюжетная основа организации занятий, помощь родителей и инструктора, четкая структуризация задач и средств обучения. Анализ динамики средних результатов в тестах

Поступила в редакцию 2 августа 2021

показал улучшение результатов за период исследования. Дети научились погружаться в воду, лежать на воде на груди, выполнять скольжение на спине. Предложенная методика может быть рекомендована для обучения детей 3—4-х лет плаванию в условиях малых бассейнов.

Список литературы

1. Буданова, Е. А. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста / Е. А. Буданова, В. М. Селиванов, А. М. Долгушин // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 79—82.

2. Грищук, Е. К. Начальное обучение плаванию, принципы, методы обучения и методические рекомендации при работе с детьми младшего дошкольного возраста / Е. К. Грищук // Современные спортивные технологии. — 2015. — № 1. — С. 59—64.

3. Марков, К. К. Совершенствование методики коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде / К. К. Марков, О. О. Николаева, Н. П. Куликова, Е. Н. Сидорова // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 1. — С. 115.

4. Трофимова, О. С. Этапы освоения методики обучения плаванию дошкольников в условиях игровой деятельности / О. С. Трофимова, Е. В. Пе-килова, А. В.Заплетина // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубенского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2018. — № 1. — С. 74—76.

5. Pecaver, A. Analysis of didactic approaches to teaching young children to swim / A. Pecaver, M. Pungersek // The British Journal of Psychiatry. — 2012. — Р. 52—59.

Для цитирования: Мелентьева, Н. Н. Обучение плаванию дошкольников 3—4-х лет в условиях малых бассейнов / Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 50—56.

Сведения об авторах

Мелентьева Наталия Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-2871-899X. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Лопухина Александра Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4923-322X. E-mail: teach_las@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 1, pp. 50—56.

Swimming for preschoolers 3—4 years in small pool conditions

Melentyeva N.N.1, Lopukhina A.S.2

Vologda State University, Vologda, Russia 1nataliyamelenteva@mail.ru 2teachjas@mail.ru

In modern socio-cultural conditions, the importance of teaching children to swim is increasing. There are more and more small swimming pools within walking distance. This type of motor activity is of great importance for the health of children, allows them to master a vital applied skills.

There is an increasing need to find effective methods of teaching preschoolers swimming depending on age. The purpose of the study — to identify the features of teaching 3—4 years old preschoolers swimming in small swimming pools. Tasks the study — 1. To develop a methodology for primary education 3—4 years old preschoolers of swimming training in a small swimming pool. 2. To check the effectiveness of the developed methodology by conducting a pedagogical experiment. Research methods: the method of control testing, pedagogical experiment. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the swimming pool of the medical center "Elmed" in Vologda. The study lasted for 7 months from September 2020 to March 2021. A group of preschoolers from 3 to 4 years old (n = 5) was formed.

At the beginning of the experiment, the group of students showed a low level of swimming training, the average score was 3.2. At the end of the experiment, the average score significantly improved and amounted to 7.4 points, which corresponds to the average level of swimming readiness. During the period of the pedagogical experiment, the methodology of basic swimming training for 3-4 years old preschoolers in a small pool was tested. A special feature of the methodology is structuring by tasks and means of teaching swimming. Exercises and game tasks available for this age, were offered. Conclusions. The effectiveness of the offered method is proved. The level of swimming readiness of 3—4 years old children was improved. The children learned to dive into the water, learned to lie on the water on their chests, perform sliding on their backs.

Keywords: swimming, small pools, training, preschoolers, methodology, control testing.

References

1. Budanova E.A., Selivanov V.M., Dolgushin A.M. Igrovoj metod obucheniya v obuchenii plavaniyu detej doshkol'nogo vozrasta [Game method of teaching in teaching swimming for preschool children]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2014, no. 4, pp. 79—82. (In Russ).

2. Grishhuk E.K. Nachal'noe obuchenie plavaniyu, principy', metody' obucheniya i metodicheskie rekomendacii pri rabote s det'mi mladshego doshkol'nogo vozrasta [Initial swimming training, principles, teaching methods and methodological recommendations when working with children of primary preschool age]. Sovremenny^e sportivny^e texnologii [Modern sports technologies], 2015, no. 1, pp. 59—64. (in Russ).

3. Markov K.K. Sovershenstvovanie metodiki korrekcii oporno-dvigatel'nogo apparata detej doshkol'nogo vozrasta v vodnoj srede [Improvement of the method of correction of the musculoskeletal system of preschool children in the aquatic environment]. Sovremenny^e problemy' nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no. 1, p. 115. (In Russ).

4. Trofimova O.S.,Pekilova E.V., Zapletina A.V. Etapy' osvoeniya metodiki obucheniya plavaniyu doshkol'nikov v usloviyax igrovoj deyatel'nosti [Stages of mastering the methodology of teaching swimming for preschoolers in the conditions of play activity]. Materialy' nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavateVskogo sostava Kubenskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kuVtury\ sporta i turizma [Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kubensk State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. 2018. № 1. p.74-76. (In Russ).

5. Pecaver A., Pungersek M. Analysis of didactic approaches to teaching young children to swim.The British Journal of Psychiatr, 2012, pp. 52—59.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/40/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.