Научная статья на тему 'Обучение технике единоборств на основе учета индивидуально-личностных особенностей студентов'

Обучение технике единоборств на основе учета индивидуально-личностных особенностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕХНИКА ЕДИНОБОРСТВ / HIGHER EDUCATION SPORTS / INDIVIDUAL-PERSONAL FEATURES / MARTIAL ARTS TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Т. Г.

Cтатья посвящена актуальной проблеме повышения качества высшего физкультурного образования. Выявлены индивидуально-личностные особенности студентов и их влияние на выполнение техники единоборств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE TECHNIQUES MARTIAL ARTS BASED ON ACCOUNTING INDIVIDUAL-PERSONAL FEATURES STUDENTS

Article is devoted to the problem of improving the quality of higher education sports. Identified individualpersonal features students and their effect on fulfillment of martial arts techniques

Текст научной работы на тему «Обучение технике единоборств на основе учета индивидуально-личностных особенностей студентов»

УДК 378.016:796.8

Т.Г. Котова, T.G. Kotova, [email protected]

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Tyumen State University, Tyumen, Russia

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЕДИНОБОРСТВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

TEACHING THE TECHNIQUES MARTIAL ARTS BASED ON ACCOUNTING INDIVIDUAL-PERSONAL FEATURES STUDENTS

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества высшего физкультурного образования. Выявлены индивидуально-личностные особенности студентов и их влияние на выполнение техники единоборств

Article is devoted to the problem of improving the quality of higher education sports. Identified individual-personal features students and their effect on fulfillment of martial arts techniques

Ключевые слова: высшее физкультурное образование, индивидуально-личностные особенности, техника единоборств

Keywords: higher education sports, individual-personal features, martial arts technique

Требования ФГОС, ориентированы на подготовку профессионально компетентного, мобильного специалиста, которому необходимо владеть ключевыми компетенциями, формирующими их личностные качества и двигательную деятельность. В рамках реализации новой стратегии образования имеется ряд нерешенных вопросов, относящихся к содержанию образовательного процесса в физкультурных вузах с учетом дифференциации и индивидуализации подготовки спортивных педагогов по дисциплинам практической направленности, к которым относится дисциплина «Единоборства».

Целью данного исследования стало изучение индивидуально-личностных особенностей студентов и их влияние на процесс обучения технике единоборств.

В 2009-2012 годах нами проведено линейное опытно-экспериментальное исследование [1] с привлечением 217 студентов дневного обучения Института физической культуры, из них 163 юноши и 54 девушек, обучающихся по дисциплине «Единоборства». Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе обучения студентов технике единоборств мы структурировали учебный материал на основе модульно-блочной системы и выделили ключевые дидактические единицы. На втором этапе - дополнительно применили рейтинговую систему оценки достижений студентов, в процессе обучения технике учитывали индивидуально-личностные особенности студентов, выделили типичные ошибки в технике единоборств и подобрали подводящие комплексы упражнений, компенсирующие их исправление и физические качества. В статье мы приводим результаты второго этапа работы со студентами экспериментальной группы (ЭГ-2) - 62 человека из них 42 юношей и 20 девушек. В ходе работы со студентами ЭГ-2 мы выделили три подгруппы соответственно с принадлежностью к виду спорта по классификации движений в спорте В.С. Фарфеля [3]. В первую группу (Гр-1) вошли студенты, занимающиеся циклическимивидами спорта, во вторую (Гр-2) - ациклическими, в третью (Гр-3) вошли студенты, занимающиеся сложно-координационными видами спорта. Причем Гр-3 мы раздели на две подгруппы в первую (Гр-3-А) вошли студенты, занимающиеся спортивными играми, во вторую (Гр-3-Б) - единоборствами.

В исследовании мы учитывали индивидуально-личностные особенности студентов по следующим показателям: по уровню агрессивности (А. Басса и А. Дарки); по уровню субъективного контроля (УСК) (Д. Роттер); по самооценке личности (С.А. Будаси), по доминирующим типам мотивации спортсменов (Н.Б. Стамбулова) [2].

На начало второго этапа исследования нами выявлено, что уровень развития общих физических качеств студентов во всех выделенных группах (юноши, девушки) соответствовал высокому, уровень специальных физических качеств, в основном, среднему уровню, техника двигательных действий чаще всего соответствовала оценкам «удовлетворительно» и «не удовлетворительно». Анализ индивидуально-личностных особенностей студентов показал, что самые высокие показатели агрессивных реакций были выявлены у девушек и юношей Гр-1 и Гр-3-Б, им характерен верхний предел нормы уровня агрессивных реакций, у девушек Гр-2 наблюдались нижние пределы нормы агрессивных реакций, а у юношей Гр-2 и у всех студентов Гр-3-А индексы агрессивности и враждебности в пределах нормы. Показатели локус контроля свидетельствуют о том, что у девушек и юношей Гр-1 и Гр-3-Б, у юношей Гр-2 и Гр-3-А преобладает внешний локус контроля, а у девушек Гр-2 и Гр-3-А -внутренний локус контроля. Во всех выделенных группах преобладает адекватная самооценка личности и доминирующий тип мотивации - достижение успеха, лишь у девушек Гр-2 доминирующий мотив - избегание неудачи. Типичные ошибки в технике единоборств у студентов были связанны с биомеханическими характеристиками двигательных действий - с качественными (напряженность, расслабленность, свобода, легкость, выразительность и др.) и количественными (кинематические, динамические, статические).

В процессе обучения студентов ЭГ-2 технике единоборств мы учитывали индивидуально-личностные особенности студентов и оказывали им помощь при работе в парах и индивидуально, в ходе самостоятельной работы, контроле и взаимоконтроле (табл. 1), формировали позитивный настрой на учебную деятельность, в процессе обучения технике применяли идеомоторные упражнения, разные комплексы подводящих упражнений. Последовательность выполнения подводящих упражнений в стойке и партере: идеомоторное упражнение, имитационные упражнения без отягощения, ими-

тационные упражнения с резиновым жгутом, выполнение ТДД с партнером по заданию, выполнение ТДД в полной координации; выполнение упражнений для развития отстающих физических качеств.

Таблица 1

Коррекция индивидуально-личностных особенностей студентов ЭГ-2

№ Показатели Виды деятельности Группы значений

1 Агрессивность 1. Снижение и стимулирование агрессивности 2. Безопасность в ходе обучения технике единоборств 1. Выше нормы 2. Норма 3. Ниже нормы

2 Локус контроля Самостоятельная работа 1. Интернальность 2. Интернальность-экстернальность 3. Экстернальность

1. Управление 2. Самоуправление

3 Мотивация 1. Выбор задания и партнера 2. Направленность на результат или процесс 3. Направленность на развитие или признание 1. Достижение успеха 2. Избегание неудачи 3.Сбалансированность показателей

Для студентов Гр-1, Гр-2, юношей Гр-3-А в качестве дополнительного домашнего задания рекомендовались идеомоторные упражнения; проводилась работа по предупреждению и коррекции типичных ошибок за счет четкой постановки цели на выполнение технических действий, актуализируя внимание на четкое выполнение каждого двигательного действия и подводящих упражнений, направленных на компенсацию отстающих специальных физических качеств. Для девушек Гр-2 рекомендовались упражнения в парах направленные на непосредственное противоборство. В качестве самостоятельной работы студентами ЭГ-2 составлялись индивидуальные планы обучения технике единоборств, а девушки Гр-2 и Гр-3-А дополнительно привлекались к оказанию помощи студентам; осуществлялась гибкая оценка техники единоборств.

Выводы. В результате исследования уровень агрессивных реакций во всех группах в пределах нормы, причем у девушек и юношей Гр-1 и Гр-3-Б показатели агрессивных реакций снизились (14%), а у девушек Гр-2 повысились (10%); показатели уровня субъективного контроля, самооценки личности, доминирующих типов мотивации не изменились. Уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения - на высоком уровне; уровень развития специальных физических качеств достоверно вырос и соответствует, в основном, уровню выше среднего. Анализ данных техники бросков в стойке у студентов показал, что динамика результатов положительная, так юношей Гр-1 с оценкой «не удовлетворительно» на 33% и с оценкой «удовлетворительно» на 20% стало меньше, студентов с оценкой «хорошо» стало больше на 53%; у девушек данной группы с оценкой «не удовлетворительно» на 37% и оценкой «удовлетворительно» на 25% стало меньше, а студенток с оценкой «хорошо» стало на 62% больше. В Гр-2 у всех юношей показатели ТДД изленились с оценки «удовлетворительно» на оценку «хорошо» (100%), а у девушек с оценками «удовлетворительно» на 25% и «хорошо» на 50% стало меньше, студенток с оценкой «отлично» на 70% стало больше. В Гр-3-А у юношей с оценками «не удовлетворительно» на 42% и «удовлетворительно» на 9% стало меньше, студентов с оценками «хорошо» на 37% и «отлично» на 14% стало больше; у девушек данной группы с оценкой «удовлетворительно» на 37% и с оценкой «хорошо» на 37% стало меньше, а студенток с оценкой «отлично» стало больше на 70%. В Гр-3-Б у юношей и девушек результаты остались без изменения - на высоком уровне.

Таким образом, результаты второго этапа исследования свидетельствуют о том, что для эффективного обучения технике единоборств необходим учет индивидуально-личностных особенностей студентов.

Библиографический список

1. Магистерская диссертация как научно-педагогическое исследование : учебное пособие / А. Ф. Закирова, И. В. Манжелей. - Тюмень, 2014. - С. 105-106.

2. Практикум по спортивной психологии / ред. И. П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

3. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1975.- С. 173-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.