Научная статья на тему 'Изучение индивидуально-личностных особенностей студентов, специализирующихся в различных видах спорта'

Изучение индивидуально-личностных особенностей студентов, специализирующихся в различных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕХНИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЕДИНОБОРСТВА / HIGHER EDUCATION / INDIVIDUAL PERSONALITY TRAITS / TECHNIQUE MOTOR ACTION / MARTIAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Татьяна Германовна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества профессионального образования. Выявлена зависимость индивидуально-личностных особенностей и двигательного опыта студентов на выполнение техники двигательных действий студентов, специализирующихся в различных видах спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS OF STUDENTS SPECIALIZING IN DIFFERENT SPORTS

Article is devoted to the problem of improving the quality of higher education. The dependence of the individual personality characteristics of students to perform the art of motor actions of students specializing in different sports

Текст научной работы на тему «Изучение индивидуально-личностных особенностей студентов, специализирующихся в различных видах спорта»

УДК 796.011

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Т.Г. Котова

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества профессионального образования. Выявлена зависимость индивидуально-личностных особенностей и двигательного опыта студентов на выполнение техники двигательных действий студентов, специализирующихся в различных видах спорта

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, индивидуальноличностные особенности, техника двигательных действий, единоборства.

Современное высшее профессиональное образование характеризуется кардинальными изменениями, связанными с социальноэкономической ситуацией в России, переходом на образовательные стандарты нового поколения. Рынок труда требует от системы профессионального образования компетентного конкурентоспособного специалиста, что в свою очередь будет зависеть от качества их подготовки на основе интеграции и дифференциации, индивидуализации и стандартизации, информатизации образования и компетентностного подхода.

В профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту идея преобразования состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебном процессе вуза (факультета) развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум - создать жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научнопедагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями и навыками педагога-ученого [1]. При поступлении в институты физической культуры студенты имеют индивидуальный опыт в тренировке и выступлениях на соревнованиях в различных видах спорта, а так же разную спортивную квалификацию, начиная с юношеских разрядов и заканчивая званием «Заслуженный мастер спорта России». Специализируясь в различных видах спорта, студенты имеют различный уровень обучаемости и заинтересованности в предмете, а также физического развития, физической, технической и тактической подготовленности. Они обучаются по учебным программам, средства и методы которых, как правило, не учитывают индивидуальные особенности и опыт спортивной деятельности занимающихся, что вносит сложности в процесс обучения.

Идея исследования заключается в том, что для совершенствования образовательного процесса студентов в институтах физической культуры необходима дифференциация средств, методов, условий обучения и контроля на основе учета особенностей личности и опыта двигательной деятельности молодых людей.

Целью данного исследования стало изучение индивидуальноличностных особенностей и двигательного опыта студентов, специализирующихся в различных видах спорта.

Педагогический инструментарий предполагал выявление зависимости индивидуально-личностных особенностей и личностного опыта двигательной деятельности студентов различных специализаций на выполнение техники двигательных действий в стойке и партере

Для изучения индивидуально-личностных особенностей студентов мы применили методики: определения уровня субъективного контроля (УСК), доминирующего типа мотивации спортсмена, самооценки личности. Личностный опыт двигательной деятельности был рассмотрен нами с учетом классификации движений в спорте В.С. Фарфеля [2].

В период 2012-2013 учебный год нами проведено исследование с привлечением 62 студентов из двух групп дневного обучения института физической культуры, из них 42 юношей и 20 девушек обучающихся по дисциплине «Теория и методика избранных видов спорта: единоборства».

Для детализированного анализа мы выделили три группы студентов, в соответствии с принадлежностью к виду спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств.

В первую группу (Гр-1) вошли студенты, занимающиеся видами спорта, которым характерны стереотипные (стандартные) движения, циклические, отличающиеся повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим (легкая атлетика, гребной спорт, лыжные гонки, плавание) - 15 юношей и S девушек.

Во вторую группу (Гр-2) вошли спортсмены, занимающиеся видами спорта движения, которых имеют выраженное начало и конец, повторение не связано неразрывно с окончанием предыдущего движения и не обуславливает последующее - ациклические (спортивная аэробика, гиревой спорт, бодибилдинг) - 1 юноша и 4девушки.

В третью группу (Гр-З) вошли студенты, занимающиеся видами спорта, для которых характерны ситуационные (нестандартные) движения со срочным реагированием на внезапно изменяющиеся условия (ситуации) - сложнокоординационные (спортивные игры, единоборства, бокс) - 25 юношей и 9 девушек.

Проведенный анализ индивидуальных особенностей личности показывает, что в уровне субъективного контроля у девушек и юношей Гр-1 преобладают показатели экстернальности. В Гр-2 у девушек проявляются показатели интернальности, у юношей экстернальности. У студентов Г р-3 у девушек и юношей преобладают показатели экстернальности. Результаты мотивов достижения успеха и избегания неудачи свидетельствуют о том, что у всех исследуемых студентов преобладает мотив достижение успеха ради победы над соперником. Самооценка личности у юношей и девушек в Гр-1 и Гр-3 соответствует адекватной. В Гр-2 у юношей наблюдается заниженная, а у девушек адекватная самооценка личности.

Анализ результатов выполнения техники бросков в стойке и приемов в партере у студентов показал, что среднегрупповые показатели выполнения техники бросков в стойке у юношей Гр-1 соответствовали 2,5±0,1 баллам, у девушек 2,9±0,1 баллам и среднему уровню; результаты выполнения техники приемов в партере у юношей соответствовали 3,3±0,1 баллам, у девушек 3,0±0 баллам, что говорит о среднем уровне. У студентов второй группы результаты выполнения техники бросков в стойке у юношей соответствовали 2,3±0,4 баллам, что говорит о среднем уровне, у девушек 3,5±0,5 баллам - уровень выше среднего; результаты техники выполнения приемов в партере у всех студентов данной группы соответствовали 3,0±0 баллам и среднему уровню. У студентов третьей группы среднегрупповые показатели при выполнении техники бросков в стойке соответствовали у юношей 2,6±0,1 баллам и среднему уровню, у девушек 3,6±0,1 баллам - выше среднего уровня; результаты выполнения техники приемов в партере у юношей 3,0±0 баллам, у девушек 3,3±0,2 баллам, что говорит о среднем уровне.

Таким образом, проведенный анализ особенностей личности во всех группах студентов говорит о том, самооценка личности, доминирующие типы мотивации особо не влияют на выполнение техники двигательных действий. Но мы выявили у студентов зависимость от уровня субъективного контроля (локус контроль) у студентов Гр-1, юношей Гр-2 и Гр-3 выполнение техники двигательных действий в стойке и партере на среднем уровне и преобладают показатели экстернальности. Это говорит о том, что спортсмены данной группы не уверены в своих силах, они склонны отложить изучение материала учебного процесса на неопределенный срок, что приводит к затруднению в обучении техники приемов в стойке и партере. У девушек Гр-2 и Гр-3 результаты выполнение техники двигательных действий на уровне выше среднего и преобладают показатели интернальности, им характерна уверенность в себе, ответственность за свою деятельность, настойчивость в достижении поставленных целей и изучении приемов в стойке и партере.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентам Гр-1, юношам Гр-2 и Гр-3 в большей мере необходимы одобрение, поддержка, помощь в ходе обучения техники двигательных действий, обращать внимание на четкое выполнение студентами технических действий, подводящих упражнений, самостоятельной работы. А девушек Гр-2 и Гр-3 привлекать к оказанию помощи членам своей группы и совершенствовать достигнутый уровень выполнения техники двигательных действий.

Изучение индивидуально-личностных особенностей и двигательного опыта студентов, специализирующихся в различных видах спорта, позволяет заключить, что данная характеристика является важнейшим показателем готовности студентов принять либо отказаться от возлагаемой ответственности за свою деятельность и за деятельность всех субъектов в процессе обучения техники двигательных действий в стойке и партере на дисциплине «Теория и методика избранных видов спорта: единоборства», к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.

Список литературы

1. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. 2003. № 12. С. 13-16.

2. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975.

204 с.

Котова Татьяна Германовна, ст. преп., tatyna2205@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет

STUDYING INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS OF STUDENTS SPECIALIZING IN DIFFERENT SPORTS

T.G. Kotova

Article is devoted to the problem of improving the quality of higher education. The dependence of the individual personality characteristics of students to perform the art of motor actions of students specializing in different sports

Key words: higher education, individual personality traits, technique motor action, martial arts.

Kotova Tatyana Germanovna, senior teacher, tatyna2205@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.