Научная статья на тему 'Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств'

Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ЕДИНОБОРСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Татьяна Германовна

В статье рассматривается проблема обучения студентов институтов физической культуры с учетом личностного опыта двигательной деятельности. Автором систематизированы факторы, влияющие на качество выполнения техники, выделены ключевые дидактические единицы и структурирован учебный материал на основе модульно-блочной системы, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработаны упражнения для их коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the students of the physical culture institute to the martial arts technique

The article considers the problem of the training of the physical culture institutes students taking into account the personal experience of the motor activity. The author has systematized the factors affecting the quality of the technique, the study identifies the key didactic units and it structures the educational material based on the module-block system, it defines the typical mistakes in the technique of the martial arts and the article develops the exercises for their correction

Текст научной работы на тему «Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств»

2. Романова, М.Л. Отражение научного знания в содержании вузовского образования / М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2016. - № 3. - С. 372-393.

3. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.

REFERENCES

1. Romanov, D.A. (2015), "Modern models of investigate activity assessment", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 4, pp. 30-44.

2. Romanova, M.L. (2016), "Reflection of scientific knowledge in content of higher education", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 372-393.

3. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of competitiveness persona", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-399.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2016

УДК 796.077.5

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИКЕ

СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Татьяна Германовна Котова, преподаватель, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения студентов институтов физической культуры с учетом личностного опыта двигательной деятельности. Автором систематизированы факторы, влияющие на качество выполнения техники, выделены ключевые дидактические единицы и структурирован учебный материал на основе модульно-блочной системы, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработаны упражнения для их коррекции.

Ключевые слова: личностный опыт двигательной деятельности, внешние и внутренние факторы, ключевые двигательные действия и типичные ошибки в технике единоборств.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p95-99

TRAINING OF THE STUDENTS OF THE PHYSICAL CULTURE INSTITUTE TO THE MARTIAL ARTS TECHNIQUE

Tatyana Germanovna Kotova, the lecturer, Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The article considers the problem of the training of the physical culture institutes students taking into account the personal experience of the motor activity. The author has systematized the factors affecting the quality of the technique, the study identifies the key didactic units and it structures the educational material based on the module-block system, it defines the typical mistakes in the technique of the martial arts and the article develops the exercises for their correction.

Keywords: personal experience of motor activity, internal and external factors, key motor activities and typical mistakes in technique of martial arts.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие, в рамках обновления высшего физкультурного образования в России, большое внимание уделяется подготовке педагога новой формации, готового к работе с детьми и подростками, обладающего широким диапазоном когнитив-

ных, коммуникативных и двигательных способностей [4]. В связи с этим спортивный педагог должен владеть техникой различных видов спорта, в том числе единоборств, чтобы помочь учащимся найти себя в будущем, стать уверенными в себе людьми, уметь защитить себя и своих близких. Таким образом, проблема подготовки спортивных педагогов с широким репертуаром двигательного опыта попадает в смысловое поле современного педагогического образования: формирование общекультурной и профессиональной компетентности и готовности реализовать полученный опыт спортивных единоборств в профессиональной деятельности.

Цель данного исследования - систематизировать факторы, влияющие на качество выполнения техники спортивных единоборств в обучении студентов с опорой на личностный опыт двигательной деятельности, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Личностный опыт двигательной деятельности определяется нами как результат практического освоения и выполнения физкультурно-спортивной (спортивная специализация) деятельности, опирающийся на приобретенные знания, умения и физические кондиции человека, а также сформированное отношение к данной деятельности, ориентированной на самосовершенствование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опытно-поисковая работа (ОПР) была организованна по типу линейного исследования и состояла из трех этапов. На первом этапе был осуществлен анализ личностного опыта двигательной деятельности (ЛОДД) студентов; отобран учебный материал и определены универсальные двигательные единицы; сформированы группы студентов для осуществления дифференцированного процесса обучения; выделены отстающие специальные физические качества и типичные ошибки при выполнении техники спортивных единоборств в обучении. На втором этапе мы дополнительно применили модульно-блочное структурирование учебного материала и рейтинговую систему оценки учебных достижений студентов; подобрали средства и методы, компенсирующие исправление типичных ошибок в технике двигательных действий и развитие физических качеств с учетом ЛОДД. На третьем этапе обучение студентов технике спортивных единоборств осуществлялось на основе создания образа «ориентировочной основы действия» (ООД) и выделения «основных опорных точек» (ООТ), а также осуществлялся смысловой анализ техники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе обучения студентов института физической культуры, с помощью разработанной нами анкеты [3], определили в какой степени на результативность выполнения техники в спортивных единоборствах, влияют различные факторы. Затем мы систематизировали факторы, влияющие на качество выполнения техники спортивных единоборств студентов специализирующихся в различных видах спорта и выявили типичные ошибки.

Внешние факторы:

- статусно-символические: ранг соревнований, весовая категория соперника, квалификация соперников;

- коммуникативные: поведение тренера, поведение болельщиков, мешают высказывания со стороны партнеров-соперников;

- эко-предметные: климатические условия в спортивном зале, спортивная форма.

Внутренние факторы:

- психологические: сложность выполнения двигательного действия, ложное представление о двигательном действии, усталость, неуверенность в себе, боязнь оши-

биться, страх получить травму;

- физические кондиции и мышечные чувства: недостаточный уровень развития физических качеств, излишнее напряжение мышц, закрепощенность туловища, закрепо-щенность верхних конечностей, закрепощенность нижних конечностей, недостаточная согласованность работы рук и ног, излишние внесение в двигательное действие дополнительных ненужных движений туловищем, верхними и нижними конечностями;

- кинематические характеристики выполняемых двигательных действий: пространственные: ошибочное исходное положение (стойка), ошибочное положение тела во время передвижения и входа на бросок (низкая стойка), неправильное положение головы, неправильное положение туловища, неправильное положение верхних и нижних конечностей, ошибочное положение нижних конечностей (слишком прямые), амплитуда выполнения двигательного действия, неправильное направление траектории движения;

- временные: нарушение последовательности и временных характеристик при выполнении двигательных действий, темп выполнения двигательного действия;

- пространственно-временные: слишком быстрая смена положений тела, скорость выполнения двигательного действия.

В процессе работы со студентами мы выделили три группы соответственно с принадлежностью к виду спорта: циклические (Гр-1), ациклические (Гр-2) и ситуационные (Гр-3-А - спортивные игры, Гр-3-Б - единоборства) (В.С. Фарфель) [5] и выделили типичные ошибки при освоении техники спортивных единоборств.

Типичными ошибками в Гр-1 были рассогласованность движений рук и ног; неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; закрепощен-ность движений туловища и нижних конечностей; отстающими специальными физическими качествами были координация, гибкость, сила мышц пояса верхних конечностей.

В Гр-2 юноши (тяжелая атлетика) - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; внесение в двигательное действие лишних движений; закрепощенность движений туловища; несоразмерность мышечных усилий; низкая скорость выполнения движений; западающими физическими качествами - скоростно-силовые способности, гибкость. Девушки (гимнастика) - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; рассогласованность направления, темпа и амплитуды движений; отстающими физическими качествами - скоростно-силовые способности, сила мышц спины [1].

В Гр-3-А - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; рассогласованность направления, темпа и амплитуды движений, а также движений рук и ног; закрепощенность движений верхних и нижних конечностей; не достаточно развитые физические качества - сила мышц верхних конечностей, сила мышц туловища, гибкость.

При отборе учебного материала мы, выделили универсальные двигательные действия в стойке, партере и комбинациях которые разрешены правилами борьбы и применяются в самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбе (броски в стойке, приемы в партере, комбинации) [2].

На начало ОПР у спортсменов во всех сформированных группах (юноши, девушки) уровень развития общих физических качеств соответствовал высокому, специальных физических качеств - в основном среднему уровню, техника двигательных действий чаще всего соответствовала оценкам «не удовлетворительно» и «удовлетворительно». В ходе обучения студентов технике единоборств мы выделили недостаточно развитые физические качества и типичные ошибки, влияющие на эффективность выполнения техники двигательных действий в стойке и партере. Именно с учетом результатов первого этапа исследования нами были определены содержание, цель, задачи, средства и способы технологии дифференциации обучения студентов технике спортивных единоборств на основе учета ЛОДД.

Содержание технологии обучения студентов технике единоборств с учетом ЛОДД включало логически завершенные модули учебного материала, состоящие из взаимосвязанных блоков (входящее тестирование, теоретический, практический: методико-практическая, учебно-тренировочная, самостоятельная работа; контрольное тестирование) и предполагало учет ЛОДД студентов. Каждый модуль учебного материала подразделялся на ряд учебных тем, которые реализовались через конструирование педагогических ситуаций включения, направленных на формирование необходимых компетенций. Состав упражнений формировался с учетом особенностей борьбы, обеспечивая их прочное усвоение, и включал: имитационные, подводящие, комбинированные (сопряженные), идеомоторные упражнения, направленные на коррекцию типичных ошибок в технике и развитие физической подготовленности студентов. Основные различия в обучении в сформированных группах заключались в постановке и реализации задач техники обучения студентов (сложность двигательных действий, темп и уровень освоения, количество повторений, режимы работы и отдыха) в связи со специфическими требованиями, которые предъявляются к составу необходимых технических действий в единоборствах.

ВЫВОДЫ

В ходе ОПР в сформированных группах уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения высоким, уровень развития специальных физических качеств достоверно вырос. Выявлена положительная динамика в выполнении техники бросков в стойке - с оценкой «отлично» стало больше студентов от 25 до 50%, лишь в Гр-3-Б у юношей - на 22,2%, у девушек показатели остались без изменения -100% оценка «отлично». Значительный прирост наблюдался в технике выполнения приемов в партере с оценкой «отлично» стало больше студентов от 30 до 60%, а у всех студентов Гр-3-Б показатели остались без изменения - «отлично». В ходе выполнения студентами техники комбинаций - от 25 до 53% соответственно, в Гр-3-Б у юношей - на 11,1%, а у девушек показатели остались без изменения - 100% оценка «отлично».

ЛИТЕРАТУРА

1. Колунин, Е.Т. Конвергирование средств гимнастики в процессе начальной подготовки спортивного резерва / Е.Т. Колунин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 22-24.

2. Котова, Т.Г. Дифференциация обучения студентов в рамках дисциплины «Единоборства» / Т.Г. Котова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 100-104.

3. Котова, Т.Г. Дифференциация обучения студентов институтов физической культуры технике спортивных единоборств с опорой на личностный опыт двигательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Котова Т.Г. - Тюмень, 2015. - 261 c.

4. Манжелей, И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 24-30.

5. Фарфель, В.С. Классификация движений в спорте / В.С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 11. - С. 4-7.

REFERENCES

1. Kolunin, E.T. (2015), "Gymnastic means convergence in training process of sports reserve", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 22-24.

2. Kotova, T.G. (2014), "Differentiation of the student's education in the frames of the discipline "Martial Arts"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (113), pp. 100-104.

3. Kotova, T.G. (2015), Differentiation education of students institute of physical culture the martial arts technique relying on personal experience of motor activity, dissertation, Tyumen.

4. Manzheley I.V. (2004), "Constructive interaction in physical education", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 24-30.

5. Farfel V.S. (1970), "Classification of movements in sports", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 4-7.

Контактная информация: tatyna2205@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 796.011.1

ЭЛЕКТИВНАЯ СРЕДА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ирина Владимировна Манжелей, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Николаевна Чернякова, соискатель, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования физкультурной компетентности у студентов в информационно-образовательной среде вуза. Определены универсальные детализированные компетенции и введено понятие элективной среды физического воспитания. Разработана авторская модель формирования физкультурной компетентности, в основе которой лежит построение элективной среды физического воспитания через информатизацию и дифференциацию учебного процесса, интеграцию учебной и внеучебной работы, модульное структурирование и спиральное конструирование учебного материала, рейтинговую оценку достижений бакалавров, а также организацию различного рода микросред и практик. Доказано, что элективная среда физического воспитания должна быть открытой, гибкой, кластерно-сетевой, личностно ориентированной, чтобы побуждать студента к поиску собственных результатов учебной и внеучебной деятельности для проявления и самовыражения его индивидуальности средствами физической культуры и массового спорта.

Ключевые слова: физкультурная компетентность, индивидуальный физкультурно-образовательный маршрут, элективная среда физического воспитания, информационные ресурсы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p99-104

ELECTIVE ENVIRONMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS Irina Vladimirovna Mangeley, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Nikolaevna Chernyakova, the competitor, Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The subject of the research is formation of physical culture competence of students in the the information and education environment of the university. The authors have obtained the detailed universal competences and introduced the concept of the elective physical education environment. The content and functions of the elective environment of physical training have been described. The authors have developed the model for formation of the physical education competence which cornerstone is creation of the elective environment of the physical training through the informatization and differentiation of the educational process, the integration of the educational and extra-curricular activities, the modular structuring and spiral designing of the training material, the rating assessment of achievements of the students, and also the organization of the different microenvironments and the practices. It has been proved that the elective environment of physical education has to be open, flexible, cluster-network, personally focused to induce the student to search for the own results of the educational and extracurricular activities for manifestation and self-expression of their identity by means of the physical culture and mass sports.

Keywords: physical culture competence, individual physical educational route, elective environment of physical education, information resources.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме формирования физкультурных компетенций у студентов непрофильных вузов посвящены работы С.Г. Гилазиева (2004), А.И. Загревской (2015), М.И. Кабышевой (2000), В.Ф. Костюченко (2008), Р.С. Наговицына (2014), В .В. Пономарева (2011) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.