Научная статья на тему 'Обучение двигательным действиям студентов института физической культуры на дисциплине «Единоборства»'

Обучение двигательным действиям студентов института физической культуры на дисциплине «Единоборства» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ЕДИНОБОРСТВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Татьяна Германовна

В статье рассматривается проблема обучения студентов институтов физической культуры специализирующихся в различных видах спорта. Автором выделены ключевые дидактические модули, универсальные двигательные действия, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработана технологическая карта обучения двигательным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor actions training of students of institute of physical culture on the discipline “Martial arts”

The article considers the training problem of students of physical culture institutes specializing in various sports. The author singled out key didactic modules and universal motor actions, defined typical mistakes in martial arts in technique, and developed a technological map for motor actions training.

Текст научной работы на тему «Обучение двигательным действиям студентов института физической культуры на дисциплине «Единоборства»»

6. Shityakova, N.P. (2016), "The training of future teacher to pedagogical support of the process of meaning formation in primary school children", in book Elementary education: science, practice, innovation,, YAGGPU, Chelyabinsk, pp. 181-2111.

Контактная информация: kozlovana@cspu.ru.

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.077.5

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ЕДИНОБОРСТВА»

Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения студентов институтов физической культуры специализирующихся в различных видах спорта. Автором выделены ключевые дидактические модули, универсальные двигательные действия, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработана технологическая карта обучения двигательным действиям.

Ключевые слова: личностный опыт двигательной деятельности, универсальные двигательные действия, типичные ошибки в технике единоборств, технологическая карта, деятельность преподавателя и студента.

MOTOR ACTIONS TRAINING OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE ON THE DISCIPLINE "MARTIAL ARTS"

Tatyana Germanovna Kotova, the candidate of pedagogical sciences, Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The article considers the training problem of students of physical culture institutes specializing in various sports. The author singled out key didactic modules and universal motor actions, defined typical mistakes in martial arts in technique, and developed a technological map for motor actions training.

Keywords: personal experience in motor activity, universal, motor actions typical technique mistakes in martial arts, technological map, teacher and student activity.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация высшего образования в России и внедрение ФГОС нового поколения, а также профессиональных стандартов в деятельность образовательных учреждений, рассматривается, как основной инструмент реализации стратегии развития отечественного образования. В данных условиях специалист, в том числе педагог сферы физической культуры и спорта должен обладать необходимыми компетенциями и способностью применять их в профессиональной деятельности. Однако в процессе профессиональной подготовки студенты институтов физической культуры приобретают теоретические, методические и практические знания, умения, навыки, прежде всего, по избранному виду спорта, что не позволяет им эффективно использовать приобретенный опыт, в том числе, единоборств на практике. Таким образом, подготовка специалистов сферы физической культуры и спорта должна включать такие педагогические технологии и методики, которые предполагают достижение качественных результатов при минимальном расходе времени и сил.

Цель данного исследования - разработать технологическую карту обучения технике двигательных действий на дисциплине «Единоборства» и обосновать ее эффективность.

При поступлении в институт в возрасте 17-18 лет студенты имеют: различный опыт двигательной деятельности (спортивные специализации); сформированные двигательные стереотипы; различные особенности телосложения и свойства темперамента. Но, тем не

менее, их необходимо обучать базовой технике спортивных единоборств (в стойке и партере), в сжатые сроки, учитывая, то, что они еще не имеют достаточного представления о единоборствах. Чаще всего обучение студентов институтов физической культуры технике борьбы осуществляется по традиционной академической групповой системе обучения, не учитывающей личностный опыт двигательной деятельности (ЛООД) студентов. Считаем, что наиболее оптимальным будет организовать дифференцированный образовательный процесс, учитывая опыт двигательной деятельности студентов, полученный ими в избранном виде спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическое исследование было организовано с привлечением 217 студентов дневного обучения Института физической культуры, обучающихся по дисциплине «Единоборства» и состояло из трех этапов. На первом этапе был осуществлен анализ ЛОДД студентов; отобран учебный материал и определены сквозные двигательные действия; сформированы группы студентов; выделены барьеры в обучении (ЭГ-1). На втором этапе дополнительно применили модульно-блочное структурирование учебного материала и рейтинговую систему оценки учебных достижений студентов; подобрали средства и методы, направленные на коррекцию барьеров (ЭГ-2). На третьем этапе обучение студентов технике спортивных единоборств осуществлялось по технологической карте обучения технике двигательных действий (ЭГ-3).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На начало исследования нами выявлено, что у спортсменов во всех выделенных группах уровень развития общих физических качеств (ОФП) соответствовал высокому, специальных физических качеств (СФП) в основном среднему уровню, а техника двигательных действий (ТДД) в стойке и партере чаще всего соответствовала оценкам «не удовлетворительно» и «удовлетворительно».

В процессе работы все спортсмены были разделены на группы для осуществления дифференциации обучения: в Гр-1 - вошли студенты, занимающиеся циклическими видами спорта, Гр-2 - ациклическими, Гр-3 - ситуационными из них в Гр-3-А - студенты, занимающиеся спортивными играми, в Гр-3-Б - единоборствами. Установлены внешние и внутренние факторы, влияющие на качество выполнения техники единоборств [3]. Выявлены основные барьеры в обучении: отстающие физические качества и типичные ошибки при освоении техники приемов в стойке и партере в самбо, дзюдо, греко-римской, вольной борьбе. Определены параметры ЛОДД. Систематизировано содержание обучения студентов посредством реализации систематизированных ключевых дидактических модулей по дисциплине «Единоборства» (развитие ведущих физических качеств, обучение технике и тактике, интегральная подготовка). При отборе учебного материала мы, выделили сквозные двигательные действия, которые разрешены правилами единоборств и применяются в самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбе. [1]. Педагогическое воздействие на личность студентов осуществлялось конструктивным взаимодействием, при котором педагог и студент, одна группа студентов и другая выступают как партнеры содействия и соразви-тия [2].

Обучение технике единоборств осуществлялось по технологической карте, которая в процессе обучения конкретизировала работу по этапам, целям, результатам, а учебные шаги включали деятельность преподавателя и студента. Подбор упражнений учитывал специфические требования, предъявляемые к составу технических действий в единоборствах [1].

На этапе начального разучивания основной целью было: формирование мотивации, знания и двигательного представления; создание общего схематичного, нерасчлененного, зрительно-двигательного образа (таблица 1).

Таблица 1 - Технологическая карта обучения двигательным действиям. - Этап начального разучивания_

_Деятельность преподавателя_

Постановка цели. Обмен смыслами. Создание двигательного представления (ДП) через логический, зрительный

и кинестезический образ по основным опорным точкам (ООТ)._

_Деятельность студента_

Отношение

Поиск личностных смыслов. Личностная значимость. Желание освоить_

Знание — понимание

Восприятие ДП через проговаривание, словесные формулы; мысленное представление - визуализация; прочувствование - двигательные ощущения; внутреннюю речь - осознание, мышечная память_

Двигательный опыт

Сформированные ДП и логический, зрительный кинестезический образы, ощущение элементов действия. Освоение ООД через: имитационный показ; выполнение аналогов_

Результат обучения

Освоение ДП через: объяснение; демонстрацию; многократное повторение; интервалы отдыха. Уровень ознакомления с движением_

На этапе углубленного разучивания целью стало: закрепление знаний, двигательных представлений, сознательный контроль; создание расчлененного, детализированного, мысленно-двигательного образа (таблица 2).

Таблица 2 - Технологическая карта обучения двигательным действиям. Этап углубленного разучивания_

_Деятельность преподавателя_

Обозначение смысловой связи всех ООТ в ООД. Создание схемы ООД, на основе ДП всех ООТ через логический,

зрительный и кинестезический образ. Формирование полной, развернутой ООД, осознаваемой во всех ООТ_

_Деятельность студента_

Отношение

Понимание смысловых связей. Оценка качества выполнения ДД и возможностей устранения ошибок_

Знание — понимание

Узнавание, представление и воспроизведение ООД в целом через: проговаривание схемы ООД и осознанный контроль во всех ООТ; идеомоторный образ ООД; отождествление, распознавание сходных ДД - воспроизведение. Разучивание развернутой ООД по всем ООТ на основе громкой речи - словесное уточнение действий в

каждой ООТ._

Двигательный опыт

Сформированное ДД: идеомоторное воспроизведение ООД; сочетание идеомоторного и практического выполнения ДД; выполнение ДД в облегченных условиях; выполнение в целом и по частям; физические кондиции

Результат обучения

Невысокая быстрота и устойчивость, непрочное запоминание ДД (практическое выполнение, количество повтору_

Целевой направленностью на этапе закрепления и совершенствования являлось: увеличение скорости, свободы, вариативности действий; создание свернутого, обобщенного, преимущественно мышечно-двигательного образа (таблица 3). Таблица 3 - Технологическая карта обучения двигательным действиям. Этап закрепления и совершенствования_

_Деятельность преподавателя_

Направленность на усвоение ДД с экономизацией энерготрат. Введение в ООД требования свободы движения.

Формирование свернутой ООД через логический, зрительный и кинестезический образ_

_Деятельность студента_

Отношение

Самооценка смысловых компонентов ДД. Самоконтроль, самоприказы. Возможность определять отклонения в

технике_

Знание — понимание

Осознание и применение ДД, через оценку и анализ ООД через: внутреннее проговаривание схемы ООД; выполнение ДД внутренним зрением; отождествление своего движения с дифференцировками. Свертывание ООД

и формирование образа действия на основе: внутренней речи - чувственные образы - быстрота_

Двигательный опыт

Сформированный ДД. Точность действия. Избирательность мышечных усилий. Выполнение в нестандартных условиях. Подсознательный контроль ООД_

_Деятельность преподавателя_

Результат обучения

Высокая быстрота и устойчивость, прочное запоминание, автоматизация, вариативное выполнение (вариативные условия выполнения, интервалов отдыха). Уровень двигательного динамического стереотипа_

ВЫВОДЫ

В ходе педагогического эксперимента уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения высоким, а показатели специальных физических качеств свидетельствуют о достоверном повышении. При выполнении техники бросков в стойке с оценкой «отлично» стало больше студентов от 25 до 100 %. Наблюдалась положительная динамика техники приемов в партере студентов с оценкой «отлично» стало больше от 30 до 60 %, в ходе выполнения студентами техники комбинаций - от 25 до 100% соответственно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова, Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств / Т.Г. Котова, Т.Г. Манжелей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 104-109.

2. Манжелей, И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 9-13.

3. Симонова, Е.А. Совершенствование техники бросков в левую сторону у самбистов 1214 лет / Е.А. Симонова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 1. - С. 213-219.

REFERENCES

1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 128, pp. 104-109.

2. Manzheley, I.V. (2013), "Environmental approach in formation of sports lifestyle of young students", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 9-13.

3. Simonova, E.A. (2016), "Perfection of technique of throws in the left side for Sambo fighters 12-14 years", News of the Tula State University. Physical culture. Sports, No. 1, pp. 213-219.

Контактная информация: tatyna2205@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.034

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМБИНАЦИИ МОДУЛЯ

«ГИМНАСТИКА» УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Виктория Валерьевна Кравец,

МОУ Информационно-технологический лицей № 24 (МОУ ИТЛ№ 24), г. Нерюнгри, Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (ТИ (ф) СВФУ)

Аннотация

Всероссийская олимпиада школьников на заключительном этапе включает испытание «Гимнастика». Специальная подготовка начинается с изучения известных элементов различной трудности, рекомендованных Программой олимпиады. Для обучения вольным упражнениям первым этапом является формирование навыков выполнения движений, элементов и простых соединений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Участники составляют комбинацию, обосновывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.