УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-138-140
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Рустам Олегович БЕШТОЕВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения техническим основам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России. Ключевые слова: слушатели; физическая подготовка; технические основы; боевые приемы борьбы.
TRAINING IN THE TECHNICAL BASIS OF COMBAT TECHNIQUES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES
Rustam Olegovich BESHTOEV,
Teacher of the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the issues of training in the technical basics of the use of combat techniques in physical training classes with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: trainees; physical training; technical foundations; combat techniques of wrestling.
Постановка проблемы. Технические основы применения боевых приемов борьбы имеют своей начальной целью выбор варианта защиты от физического посягательства со стороны правонарушителя и достижение отказа правонарушителя от сопротивления путем проведения в отношении него мощных контратакующих действий и его задержания.
Обучение техническим основам применения боевых приемов борьбы состоит в освоении слушателями комплекса действий, необходимых им для осуществления профессионально-служебной деятельности в ситуации опасности, т.е. при возникновении неизбежного применения физической силы в отношении правонарушителя.
Обоснование. Применение физической силы в отношении правонарушителя является прину-
дительной и крайней мерой, за пределы которой недопустимо выходить. Основное назначение в применении боевых приемов борьбы заключается в осуществлении защиты граждан от преступных посягательств, связанных с насилием или его угрозой, пресечении правонарушений и задержании лиц, их совершивших [4].
В целях успешного выполнения профессиональных задач слушатели должны постоянно совершенствовать физическую подготовку, а именно навыки тактического и технического применения боевых приемов борьбы для пресечения противоправных действий в обществе [5].
Таким образом, боевые приемы борьбы выступают важным средством подготовки к решению задач, направленных на повышение физической и психологической подготовленности слу-
шателей, что обусловливает качественное улучшение их профессионального мастерства [3].
Основная цель учебно-тренировочных занятий со слушателями образовательных организаций МВД России заключается в том, чтобы воспитать у них смелость, решительность, инициативу и находчивость, сформировать технические основы применения боевых приемов борьбы, а также обучить их навыкам эффективного отражения нападения, быстрого и гарантированного обезвреживания правонарушителя [2].
Содержательно изучение технических основ применения боевых приемов борьбы строится на основе оптимизации и совершенствовании навыков применения приемов на занятиях по физической подготовке.
Технические основы применения боевых приемов борьбы имеют своей начальной целью выбор варианта защиты от физического посягательства со стороны правонарушителя и достижение отказа правонарушителя от сопротивления путем проведения в отношении него мощных контратакующих действий и его задержания [1].
В ходе учебно-тренировочного процесса закладываются основы технической подготовленности — умения и навыки, в числе которых — боевые стойки, удары и защитные действия от ударов, болевые и удушающие приемы, броски, освобождения от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием, сковы-вание наручниками, связывание веревкой или брючным ремнем, проведение наружного досмотра, оказание помощи, взаимодействие в составе подразделения (группы), действия с использованием палки специальной, защитные и ответные действия с использованием щита и палки специальной от ударов палкой, действия с использованием автомата [2].
Таким образом, мы видим, что сущностно технические основы применения боевых приемов борьбы состоят в освоении слушателями комплекса действий, необходимых им для осуществления профессионально-служебной деятельности в ситуации опасности, т.е. при возникновении неизбежного применения физической силы в отношении правонарушителя [3].
Вместе с тем содержание технического действия боевого приема борьбы состоит в подготовке благоприятных условий для его проведения — снижении устойчивости позы атакуемого и (или) ослаблении его внимания, путем проведения сковывания, угроз, повторной атаки и т.д. Однако необходимо помнить, что применение физической силы в отношении правонарушителя —принудительная и крайняя мера, за преде-
лы которой недопустимо выходить. Осознанное превышение полномочий может повлечь за собой негативные последствия, вплоть до уголовной ответственности [1]. Поэтому на занятиях по боевым приемам борьбы слушателей обучают действовать в рамках закона, быть уверенным в своих силах, понимать, какие действия целесообразно предпринять и каких последствий ожидать от них, т.е. они практически выпускаются из образовательной организации в полной физической, психологической, правовой, технической и тактической готовности [4].
Практика подготовки слушателей к техническим основам применения боевых приемов борьбы определяется следующими методическими основами повышения качества занятий:
(1) это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка, называемое идео-моторной тренировкой. Она может применяться на всех этапах обучения и подготовки, так как активное представление образов реально выполняемых двигательных навыков и мысленное выполнение приемов благоприятствуют более быстрому овладению двигательным действием. А достижения современных технологий позволяют использовать в процессе тренировки видеоизображения лучших образцов выполнения техники задержания;
(2) это использование подводящих упражнений в целях облегчения овладения техникой приемов путем методичного освоения более простых, но схожих по координационной структуре упражнений;
(3) применение имитационных упражнений, в которых сохраняется общая структура приема, но при этом облегчается понимание и освоение техники его выполнения путем создания различных условий, благоприятствующих более полному освоению двигательного действия;
(4) применение условно-ситуационных заданий для оценки знаний и уровня наработанных навыков принятия самостоятельных решений сотрудниками в экстремальных ситуациях;
(5) использование условий полигона для отработки навыка прохождения полосы препятствий с целью совершенствования быстроты и точности движений. Так, преодоление полосы препятствий развивает и совершенствует у слушателей навыки передвижения, преследования и нестандартного перемещения, прыжковые уп-
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
139
ражнения, приземления. Наряду с указанным рекомендуется в программу тренировки включать и шумовые эффекты, добавлять нестандартные усложненные ситуации (дождь, ночное время суток, задымление, с оружием и т.п.) [5].
Выводы. Обобщая изложенное, следует отметить, что применение боевых приемов борьбы оправдано во всех случаях пресечения любого сопротивления со стороны правонарушителя, в том числе активного сопротивления и вооруженного нападения, так как в процессе выполнения профессиональной деятельности слушатели должны совершенствовать свою физическую подготовку и навыки применения боевых приемов борьбы для осуществления пресечения противоправных действий антиобщественными элементами.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Г. Боевые приемы борьбы совершенствование навыков применения / / Вза-
имодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 166—169.
2. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД России / / Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 142—143.
3. Канукоев A.M. Боевые приемы борьбы как наиболее важный раздел физической подготовки сотрудников ОВД // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 104—108.
4. Тхазеплов Р.Л. Формирование навыков применения боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России / / Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 274—276.
5. Хажироков B.A., Мешев И.Х., Кодзо-ков А.Х. Боевые приемы борьбы в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. №1-1. С. 147—153.
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.