Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОСНОВАМ БИОМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ НАУЧНОГО КРУЖКА'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОСНОВАМ БИОМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ НАУЧНОГО КРУЖКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Фаисович, Деменев Сергей Викторович, Диц Сергей Георгиевич, Рихтер Илья Константинович, Габдрахманов Разил Фанзилович

Целью научного кружка являлось создание представления о биомеханике движений человека и применение этих знаний в процессе занятий физической культурой и спортом и выявление научного потенциала среди студентов. В ходе исследования нами были поставлены задачи: ознакомить студентов с основными законами биомеханики движений человека и методам биомеханического анализа движений; сформировать мотивацию к самостоятельному изучению законов биомеханики и т.д.; выявить наиболее одаренных студентов и увеличить научный потенциал с целью улучшения мониторинга кафедры физвоспитания. Исследование проводилось с применением эмпирических методов, опроса и анкетирования, и статистической обработки данных, а также фото-сьемки. Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: полученные данные могут применяться преподавателями и студентами на занятиях по физической культуре и спорту, а также при проведении заседаний научного кружка; повысить работу кафедры в направлении научных исследований и мониторинг показателей кафедры и вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Фаисович, Деменев Сергей Викторович, Диц Сергей Георгиевич, Рихтер Илья Константинович, Габдрахманов Разил Фанзилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE BASICS OF BIOMECHANICS OF HUMAN MOVEMENTS TO UNIVERSITY STUDENTS DURING THE CLASSES OF THE SCIENTIFIC CLUB

The aim of the scientific club was to develop understanding of the biomechanics of human movements and to apply this knowledge in the process of physical training and sports and to identify scientific potential among the students. During the study we set goals: to familiarize students with the basic laws of biomechanics of human movements and methods of biomechanical analysis of movements; to form motivation for independent study of the laws of biomechanics, etc.; to identify the most talented students and increase their scientific potential in order to improve the monitoring of the Department of Physical Education. The study was conducted using empirical methods, survey and questionnaire, and statistical data processing, as well as photography. The data obtained during the study indicate the positive dynamics of the knowledge received by students in the process of visiting the scientific club and their application in the classes of physical education and sports (elective disciplines) in a selected sport "Athletics". The practical significance of the study is as follows: the obtained data can be applied by teachers and students in the classes of physical culture and sports, as well as in the meetings of the scientific club; to increase the work of the department in the direction of research and monitoring of the department and university performance.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОСНОВАМ БИОМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ НАУЧНОГО КРУЖКА»

Yao/f64ed54b6d8e75ffeb422f94c14f12e07d57ad8e (date accessed: 30.01.2022 30.01.2022).

6. Shor, P.W. (1994), "Algorithms for Quantum Computation: Discrete log and Factoring", Proceedings of the 35th Annual Symposium on the Foundations of Computer Science, edited by S. Goldwasser, IEEE Computer Society Press, Los Alamitos, CA., https://www.phys.uni-sofia.bg/~svetivanov/FourierPapers/1994%20-%20(Th)%20P%20Shor.pd/ (date accessed: 30.01.2022).

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 378.147.88

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОСНОВАМ БИОМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ НАУЧНОГО КРУЖКА

Ильдар Фаисович Ибрагимов, кандидат биологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет; Казанский государственный медицинский университет, Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, Казан; Сергей Викторович Деменев, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань; Сергей Георгиевич Диц, старший преподаватель, Илья Константинович Рихтер, преподаватель, Разил Фан-зилович Габдрахманов, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань; Айгуль Ринатовна Евсеева, старший преподаватель, Казанский государственный медицинский университет, Казань

Аннотация

Целью научного кружка являлось создание представления о биомеханике движений человека и применение этих знаний в процессе занятий физической культурой и спортом и выявление научного потенциала среди студентов. В ходе исследования нами были поставлены задачи: ознакомить студентов с основными законами биомеханики движений человека и методам биомеханического анализа движений; сформировать мотивацию к самостоятельному изучению законов биомеханики и т.д.; выявить наиболее одаренных студентов и увеличить научный потенциал с целью улучшения мониторинга кафедры физвоспитания. Исследование проводилось с применением эмпирических методов, опроса и анкетирования, и статистической обработки данных, а также фото-сьемки. Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: полученные данные могут применяться преподавателями и студентами на занятиях по физической культуре и спорту, а также при проведении заседаний научного кружка; повысить работу кафедры в направлении научных исследований и мониторинг показателей кафедры и вуза.

Ключевые слова: биомеханика, легкая атлетика, студенты, физическая культура и спорт, элективные дисциплины.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p166-171

TEACHING THE BASICS OF BIOMECHANICS OF HUMAN MOVEMENTS TO UNIVERSITY STUDENTS DURING THE CLASSES OF THE SCIENTIFIC CLUB Ildar Faisovich Ibragimov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kazan State Power University, Kazan State Medical University, Kazan Institute (branch) All-Russian State University of Justice; Sergey Viktorovich Dementev, the senior lecturer, Kazan National Research Technological University; Sergey Georgievich Dits, the senior teacher, Ilya Konstanti-novich Richter, the teacher; Razil Fanzilovich Gabdrakhmanov, the teacher, Kazan (Volga Region) Federal University; Aigul Rinatovna Evseeva, the senior teacher, Kazan State Medical

University

Abstract

The aim of the scientific club was to develop understanding of the biomechanics of human movements and to apply this knowledge in the process of physical training and sports and to identify scientific

potential among the students. During the study we set goals: to familiarize students with the basic laws of biomechanics of human movements and methods of biomechanical analysis of movements; to form motivation for independent study of the laws of biomechanics, etc.; to identify the most talented students and increase their scientific potential in order to improve the monitoring of the Department of Physical Education. The study was conducted using empirical methods, survey and questionnaire, and statistical data processing, as well as photography. The data obtained during the study indicate the positive dynamics of the knowledge received by students in the process of visiting the scientific club and their application in the classes of physical education and sports (elective disciplines) in a selected sport "Athletics". The practical significance of the study is as follows: the obtained data can be applied by teachers and students in the classes of physical culture and sports, as well as in the meetings of the scientific club; to increase the work of the department in the direction of research and monitoring of the department and university performance.

Keywords: biomechanics, athletics, students, physical education and sports, elective disciplines.

ВВЕДЕНИЕ

Изменение пространственного расположения тел и тех причин или сил, которые вызывают эти изменения, являются предметом изучения механики как науки. Движения человека подчиняются законам механики. Биомеханика одна из старых ветвей биологии. Начало ее - работы Аристотеля и Галена (анализ движения животных и человека).

Мотивом для создания научного кружка явилось выявление научного потенциала среди студентов вуза и его реализация в виде студенческих научных работ. Преподаватели кафедры таким образом улучшили показатели ежегодного мониторинга кафедры и вуза.

Цель исследования. Цель проведения исследования - формирование знаний у студентов о биомеханике движений человека и выявления научного потенциала среди студентов.

Основными задачами научного кружка являются:

- обучить студентов основным законам биомеханики движений человека и методам биомеханического анализа движений;

- сформировать мотивацию к самостоятельному изучению законов биомеханики;

- выявить наиболее одаренных студентов и увеличить научный потенциал с целью улучшения мониторинга кафедры физвоспитания.

Методика и организация исследования. Исследования проводились на базе Казанского государственного энергетического университета на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие 102 студента первокурсника. Данные студенты систематически посещают занятия научного кружка.

Исследование проводилось с применением эмпирических методов, опроса и анкетирования, и статистической обработки данных, а также фотосьемки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из протокола заседания научного кружка на тему: «Биомеханика движений человека» нами была сделана выписка из протокола. В частности, на повестке дня были рассмотрены следующие вопросы. Рассмотрим часть из них (таблица 1).

Таблица 1 - Выписка из протокола заседания научного кружка

Вопрос от слушателя № 1: Ответ на вопрос от слушателя №1

Назовите основные биомеханические свойства тканей организма? Наиболее важные биомеханические свойства мышц это длина, сила и скорость сокращения.

Вопрос от слушателя № 2: Ответ на вопрос слушателя № 2:

Объясните вкратце про особенности функционирования мышц при различных положениях тела? Приведу пример: При выпрямленном положении тела, его удержанию способствуют одновременное сокращение большинства мышц туловища (здесь задействована работа подвздошно-бедренных связок и сокращаются ягодичные мышцы). При сгибании туловища сокращаются мышцы живота, подвздошно-поясничные, грудино-ключично-сосцевидные, лестничные, длинные мышцы головы и шеи и отчасти мышцы переднего отдела шеи и т.д.

Вопрос от слушателя № 3: Ответ на вопрос слушателя № 3:

Биомеханические звенья скелета как система? С точки зрения механики тело человека представляет собой систему подвижно-соединенных звеньев с определенными размерами, массой, мышечными двигателями, оптимальное взаимодействие которых способствует определению избыточных степеней свободы. Количество мышц превышает количество звеньев тела. Сила мышцы определяется либо максимальным грузом, который она в состоянии поднять, либо максимальным напряжением, которое она может развить в условиях изометрического сокращения. Кроме того, сила мышцы зависит от ее поперечного сечения. Между грузом, который поднимает, и ее работой существует зависимость - правило средних нагрузок.

Вопрос от слушателя № 4: Ответ на вопрос слушателя № 4:

Назовите методы исследования движения человека? Например, для ознакомления с биомеханикой движений и в целях контроля проводится ряд тестов и измерений. Для измерения амплитуды движений используют угломер, бранши которого устанавливают по оси сегментов конечностей, а ось угломера по оси движения суставов. Ротатометры используют для определения объема ротационных движений конечностей. Равновесие и устойчивость измеряется общим центром тяжести (ОЦТ). Определяется ОЦТ с помощью прибора В.М. Абалакова. С помощью циклографии происходит регистрация движений человека. Позы движущегося человека или частей его тела фиксируются на одной и той же фотопленке. Следующий пример: Ориентирование в пространстве и устойчивость тела определяют пробой Ромберга: «Встать прямо, ноги вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты и т.д.

В процессе проведения научного кружка так же подробно были изучены фазы прыжка в длину с места (подготовка к отталкиванию, фаза отталкивания, фаза полета и фаза приземления (рисунок 1а и 1б).

Рисунок 1а - Фазы прыжка в длину с места (подготовка к отталкиванию, Рисунок 1б - Работа всех звеньев отталкивание, полет, приземление) [1, С. 11-17] тела человека во время

выполнения прыжка (1-подготовка к отталкиванию; 2, 3, 4, 5, 6 - фаза

отталкивания; 7, 8, 9, 10 - фаза полета; 11, 12 - фаза приземления

В качестве самостоятельного задания студентам было предложено провести анализ техники выполнения упражнения согласно рабочей программе и избранного вида спорта согласно дисциплины физическая культура и спорт (элективные дисциплины) «Легкая атлетика» и составить примерный комплекс упражнений для технически правильного освоения прыжка в длину с места.

Анализ проводился по фотографиям, сделанным студентами в присутствии преподавателя в спортивном зале института. Прыжки выполняли спортсмены легкоатлеты, состоящие в команде легкоатлетов в спортклубе в составе 10 чел. (экспериментальная группа) и 10 чел. студенты, занимающиеся в основной группе и допущенные к занятиям по

физической культуре и спорту (контрольная группа).

С заданием справились практически все студенты. Проведя анализ прыжка в группе студентов-легкоатлетов выявлена более тщательная подготовка к фазе отталкивания и более сильное отталкивание. Далее в фазе полета у легкоатлетов наблюдается более высокая траектория полета, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе в фазе приземления, наблюдали, что в момент соприкосновения с поверхностью тазобедренный сустав согнут в сочетание с выпрямленными вперед ногами и одновременным отведением рук назад (вероятно для увеличения дальности прыжка). Однако испытуемые контрольной группы во время прыжка практически не сгибали тазобедренный сустав в момент горизонтального полета, и до момента вертикального выхода в положение стоя на поверхности, вероятно боясь падения и желания безопасного приземления. В контрольной группе мы так же наблюдали проскальзывание в момент приземления. В ходе эксперимента выявилось, что вдох и выдох во время выполнения прыжка у испытуемых контрольной и экспериментальной групп осуществлялся в следующем порядке: во время взмаха рук вверх испытуемые делали вдох, затем наблюдалась короткая задержка дыхания и выдох при приземлении. Таким образом, у студентов, посещающих регулярно научный кружок в процессе анализа техники выполнения прыжка в длину с места расширился кругозор, а именно, студенты стали четко понимать работу различных звеньев тела при выполнении как простых, так и технически сложных двигательных действий.

Во второй половине уч. года студентам, посещающим научный кружок было предложено использовать накопленный материал для формирования научной статьи на научно-практическую конференцию под названием «Всероссийская с международным участием очная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии» проводимую кафедрой физического воспитания ежегодно.

Следующим этапом было предложено подготовить актуальность, определить цель и задачи исследования, основанные на собственных экспериментах, и применении различных методик (например, использование станового динамометра, пробы Ромберга, тест Яроцкого и т.д.

Таблица 2 - Мониторинг. Руководство НИРС. Руководство студенческим научным кружком

Параметр Ед. из. Осенний семестр (ставка - 1) Весенний семестр (ставка - 1) Итого

Но рм План Факт Но рм План Факт План Факт

Знач. |Бал Знач. | Подтв. |Бал Знач. |Бал Знач. | Подтв. |Бал Знач. |Бал Знач. | Бал

1- Учебно-методическая деятельность

2.06 Использование размещенных в ЬМ8 МооШе электронных учебных курсов, прошедших внутреннюю экспертизу ед. 1 60 60 60 60 60 1 60 60 120 120

2 - Научная деятельность

3.09 Публикация в изданиях, рекомендованных ВАК (за год) ед. 20 3 60 2 40 40 20 3 60 6 120

3.11.06 Руководство НИРС: Руководство студенческим научным объединением (кружком, обществом, КБ и т.д.) ед. 20 1 20 1 20 20 20 1 20 2 40

Параметр Ед. из. Осенний семестр (ставка - 1) Весенний семестр (ставка - 1) Итого

Но рм План Факт Но рм План Факт План Факт

Знач. |Бал Знач. | Подтв. |Бал Знач. |Бал Знач. | Подтв. |Бал Знач. |Бал Знач. | Бал

3 - Организационно-методическая деятельность

4.02.12.03 Участие в организации и проведении вузовских мероприятий воспитательной, творческой и спортивной направленности ед. 10 4 40 13 130 130 10 4 40 8 80

Ито го 250 250 250 250 500

Проделанная работа позволит преподавателям вуза, работающим на кафедре физического воспитания выполнить мониторинг (400 бал. преподаватели, 450 бал. для старшего преподавателя и 500 бал. кандидаты наук) и набрать необходимое количество баллов (таблица 2).

Из представленного выше рисунка 1, мы видим, что за проведенные занятия в рамках научного кружка преподаватели получат 20 бал. в первом семестре и 20 бал. во втором семестре (общее кол-во баллов 40).

Проведя анализ работы научного кружка предыдущих лет нами выявлено, что в 2018 г. с момента начала работы количество студентов, посещающих систематически научный кружок изменилось с 23 чел. до 102 чел. Следовательно, это говорит о том, что работа научного кружка набирает популярность, а также об эффективности проводимой работы со студентами преподавателями кафедры. Таким образом, деятельность кафедры в рамках научного кружка дает положительные результаты раскрывая скрытый потенциал у студентов вуза, а также решает проблемы кафедры в области публикационной активности преподавателей и дает зерно для поиска новых проблем, которые решаются в процессе научно-исследовательской работы со студентами и с преподавателями.

ВЫВОДЫ

В заключении делаем следующие выводы:

- в процессе проведения систематических занятий научного кружка со студентами мы выявили несомненную пользу для наращивания научного потенциала кафедры;

- выявлено, что в течении регулярных занятий в научном кружке студенты расширили свой кругозор, но и научились подбирать материал для написания статьи, а именно получили знания в области основ и основных законов биомеханики движений человека;

- увеличилось количество студентов, принявших участие в проводимых в течении года научно-практических внешних конференциях и во внутри вузовской конференции;

- статистические данные показали, что проводимая преподавателями работа научного кружка является эффективной на протяжении более 3-х лет и набирает популярность среди студентов, а также является индикатором научной активности среди студентов и преподавателей вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации к сдаче норматива ГТО: прыжок в длину с места и с разбега / А.И. Муртазина, И.В. Воробьева, О.В. Залялиева, С.А. Фалеева, Е.В. Фомина. - Казань : Казанск. федеральн. ун-т, 2017. - 60 с.

REFERENCES

1. Murtazina, A.I., Vorobieva, I.V., Zalyalieva, O.V., Faleeva, S.A., Fomina, E.V. (2017), Methodological recommendations for passing the TRP standard: long jump from a place and from a run,

Kazan Federal University, Kazan.

Контактная информация: ibraildar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

УДК 796.015.59

ПАУЭРЛИФТИНГ И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Ильдар Фаисович Ибрагимов, кандидат биологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет», Казань; Казанский государственный медицинский университет, Казань; Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, Казань; Вячеслав Александрович Зайцев, старший преподаватель; Ильнар Исмагилович Хасанзянов, старший преподаватель; Наиль Ка-рамович Минебаев, старший преподаватель; Евгения Владимировна Фомина, старший преподаватель; Ольга Владимировна Залялиева, старший преподаватель; Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Аннотация

В данной статье отражены показатели, полученные в ходе исследования, и положительное влияние занятий пауэрлифтингом на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку подростков 14-16 лет с особенностями интеллекта. Ведущее место среди других инва-лидизирующих заболеваний, имеющих комплексные необратимые последствия, занимает умственная отсталость. Данное умозаключение вытекает из представленных ниже статистических данных. Различные нарушения психического и физического развития, а также функциональные отклонения в развитии ребенка, возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, требуют от ученых и специалистов создания определенных условий для удовлетворения естественных потребностей в движении лиц с умственной отсталостью. В связи с этим актуальным является вопрос о привлечении детей и подростков с легкой умственной отсталостью к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и спортом с целью увеличения двигательной активности лиц с данными отклонениями. Цель исследования - практически обосновать методику физической подготовки подростков с умственной отсталостью в процессе занятий пауэрлифтингом с учетом их психофизического развития. Достоверность сходства двух групп было проверено с помощью математической статистики, используя U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, а также t-критерия Стьюдента.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, АФК, СФП, ОФП, адаптация, инвалидность, лица с легкой умственной отсталостью, особенности интеллекта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p171-177

POWERLIFTING AND ITS POSITIVE IMPACT ON THE MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Ildar Faisovich Ibragimov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan State Medical University, Kazan Institute (branch of All-

Russian State University of Justice; Kazan, Vyacheslav Alexandrovich Zaitsev, the senior teacher; Ilnar Ismagilovich Khasanzyanov, the senior teacher; Nail Karamovich Minebaev, the senior teacher; Evgenia Vladimirovna Fomina, the senior teacher; Olga Vladimirovna Zalyalieva, the senior teacher; Kazan (Volga Region) Federal University

Abstract

This article reflects the indicators obtained during the study, and the positive impact of powerlift-ing on the general physical fitness of adolescents aged 14-16 with intellectual disabilities. The leading

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.