Научная статья на тему 'Формирование универсальных базовых навыков учащихся хореографических учреждений на этапе начального обучения классическому танцу'

Формирование универсальных базовых навыков учащихся хореографических учреждений на этапе начального обучения классическому танцу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БАЗОВЫЕ НАВЫКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА / CLASSICAL DANCE / UNIVERSAL BASIC SKILLS / PHYSICAL AND CHOREOGRAPHIC TRAINING / BIOMECHANICS OF CLASSICAL DANCE MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Лаврухина Галина Михайловна, Вебер Алёна

Цель статьи: обосновать необходимость формирования универсальных базовых навыков у обучающихся классическому танцу на начальном этапе в системе хореографического образования. Задачи сводились к поиску и применению биомеханических принципов построения техники движений с учетом особенностей проявлений их в классическом танце. Акцентировалось внимание на новизне и актуальности решения проблемы комплексной физической подготовленности будущих артистов балета с целью доказательства гипотезы о возможности повышения функциональной адаптации опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимающихся к специфическим нагрузкам в системе хореографической деятельности в надежде на сохранение профессионального долголетия. Проведено длительное биомеханическое исследование, данные которого положены в основу естественного педагогического эксперимента, последняя серия которого прошла на базе Венской Академии балета при участии всех занимающихся за период работы над темой (n=130).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal basic skills formation among the choreographic institutions students during beginning classical dance training

The purpose of the article is to justify the need for the formation of universal basic skills for students of classical dance at the initial stage in the system of choreographic education. The tasks were to search and apply biomechanical principles of the movement technique, taking into account their peculiarities in classical dance. Attention was focused on the novelty and relevance of solving the problem of complex physical preparedness of future ballet dancers in order to prove the hypothesis about the possibility of increasing the functional adaptation of the musculoskeletal system involved in specific physical efforts in the system of choreographic activity in the hope of maintaining professional longevity. A long biomechanical study was carried out, the data of which form the basis of a natural pedagogical experiment. Its last series was held on the basis of the Vienna Academy of Ballet with the participation of all those involved during the work on the topic (n = 130).

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных базовых навыков учащихся хореографических учреждений на этапе начального обучения классическому танцу»

REFERENCES

1. Ankudinov, V.A., Zharkih, A.A., Zhazmarov, N.M., Smirnov, S.N. and Arkanov, Yu.M. (2019), "Applied significance of universal combat for employees of the penitentiary system", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 3 (169), pp. 24-27.

2. Varinov, V.V. (2017), "To the problem of the methodology for assessing the skills of fighting techniques of the struggle of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia", Bulletin of the Kuzbass Institute, Vol. 2, pp. 175-183.

3. Guralev, V.M. (2018), "Analysis of the fighting arm technique "Arm inward" in the version of the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated 07/01/2017", Novaum.ru, Vol. 15, pp. 365-368.

4. Zakharchuk, V.N. (2019), "To the question of evaluating the fighting techniques of the struggle among students according to the program of professional training of citizens who were first accepted for service", Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Studies of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vol. 2, pp. 129-137.

5. Zvyagintsev, M.V. and Pichugin, M.B. (2018), "Improving the effectiveness of mastering combat techniques of combat by FSIN cadets", Journal of Problems of modern pedagogical education, No. 60-4, pp. 166-169.

6. Order of the Ministry of Justice of Russia dated 12.11.2001 N 301 (as amended on May 19, 2008) "On the approval of the Manual on the physical training of the employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia" (PTM-2001), available at: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2020

УДК 793.3

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, мастер спорта, Галина Михайловна Лаврухина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алёна Вебер, педагог классического танца, Венская Академия балета, Австрия

Аннотация

Цель статьи: обосновать необходимость формирования универсальных базовых навыков у обучающихся классическому танцу на начальном этапе в системе хореографического образования. Задачи сводились к поиску и применению биомеханических принципов построения техники движений с учетом особенностей проявлений их в классическом танце. Акцентировалось внимание на новизне и актуальности решения проблемы комплексной физической подготовленности будущих артистов балета с целью доказательства гипотезы о возможности повышения функциональной адаптации опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимающихся к специфическим нагрузкам в системе хореографической деятельности в надежде на сохранение профессионального долголетия. Проведено длительное биомеханическое исследование, данные которого положены в основу естественного педагогического эксперимента, последняя серия которого прошла на базе Венской Академии балета при участии всех занимающихся за период работы над темой (n=130).

Ключевые слова: классический танец, универсальные базовые навыки, физическая и хореографическая подготовка, биомеханика движений классического танца.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p162-168

UNIVERSAL BASIC SKILLS FORMATION AMONG THE CHOREOGRAPHIC INSTITUTIONS STUDENTS DURING BEGINNING CLASSICAL DANCE TRAINING

Galina Pavlovna Ivanova, the doctor of biological sciences, professor, honored worker of physical education, master of sports, Galina Mikhailovna Lavrukhina, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg; Alena Weber, the classical dance teacher, Vienna Ballet

Academy, Austria

Abstract

The purpose of the article is to justify the need for the formation of universal basic skills for students of classical dance at the initial stage in the system of choreographic education. The tasks were to search and apply biomechanical principles of the movement technique, taking into account their peculiarities in classical dance. Attention was focused on the novelty and relevance of solving the problem of complex physical preparedness of future ballet dancers in order to prove the hypothesis about the possibility of increasing the functional adaptation of the musculoskeletal system involved in specific physical efforts in the system of choreographic activity in the hope of maintaining professional longevity. A long biomechan-ical study was carried out, the data of which form the basis of a natural pedagogical experiment. Its last series was held on the basis of the Vienna Academy of Ballet with the participation of all those involved during the work on the topic (n = 130).

Keywords: classical dance, universal basic skills, physical and choreographic training, biome-chanics of classical dance movements.

ВВЕДЕНИЕ

Начало биомеханических исследований в хореографии было положено в сороковые годы двадцатого века в Ленинградском хореографическом училище по инициативе А.Я. Вагановой совместно с Институтом физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. Исследования проводились под руководством Е.А. Котиковой и были направлены на изучение биомеханических особенностей движений классического танца, создание научно-обоснованной концепции преподавания дисциплины классического танца. На базе Московского хореографического училища научно-исследовательская деятельность проводилась М.Ф. Иваницким (1958) [1]. В дальнейшем подробный биомеханический анализ движений классического танца на примере женского класса был проведен Е.Г. Котельниковой (1980). Результаты исследования техники некоторых вращений и прыжков в мужском танце были представлены М.М. Габовичем (1987), по которым была раскрыта анатомо-биомеханическая сущность движений классического танца и были даны рекомендации для создания эффективной техники выполнения некоторых вращений и прыжков. Предложены подводящие и подготовительные упражнения для усиления мышц ног, туловища, а также упражнения на развитие подвижности тазобедренных суставов. В итоге были научно обоснованы важные анатомические особенности работы ОДА человека, положенные в основу нормирования нагрузок и отбора детей в учебные классы хореографических учреждений (Васильева Т.И., 1983; Лаврухина Г.М., Клочкова А.А., 2016).

Однако, данные исследования были рассмотрены специалистами хореографии в качестве научного обоснования техники выполнения движений классического танца, в том числе для создания системы физической подготовки артистов балета. Анализ отечественной научной литературы показал отсутствие современных биомеханических исследований движений классического танца. До настоящего времени исследования по физической подготовке детей при обучении классическому танцу также не проводились.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ

С целью определения содержания физической подготовки учащихся хореографических учреждений была предпринята попытка продолжить биомеханический анализ

техники выполнения основных профилирующих движений классического танца с применением следующих методов:

- фото, стробофотография и трехплоскостная видеосъёмка (17 камер Vicon Motion Capture System), по материалам которых определялась структура движений классического танца и её биомеханические особенности.

- стабилометрический метод регистрации стойки балерины с целью определения колебаний проекции ОЦМ на опорный контур.

Педагогический эксперимент проведен на уроках гимнастики и классического танца: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (2003), Академия танца Бориса Эйф-мана (2016), Венская Академия балета (2019-2020), в котором приняли участие дети 1013 лет в количестве 130 человек.

В процессе экспериментальных исследований профессиональных движений солистов Венского балета изучалось:

- положения «выворотности» бедра в тазобедренном суставе в процессе отталкивания и приземления;

- структура компенсаторных движений тела при сохранении равновесия в структуре приземления после полетной фазы прыжка;

- параметры устойчивости тела на опоре преимущественно в переднезаднем направлении;

- оптимальность структуры двигательных действий при разной жесткости фик-

Рисунок 1 - Кадры видеосъемки стойки: 5-ая позиция на пуантах. Подъем ноги назад до 90 градусов

Важнейшей педагогической задачей работы стала разработка комплекса специальных физических упражнений для занимающихся хореографией на начальном этапе обучения. Предполагалось, что решению общих и частных задач в поиске системы физической подготовки поможет биомеханический подход к исследованию проблемы на примере анализа движений мастеров классического танца.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА

Важнейшим условием при разработке комплекса упражнений, способствующего созданию адекватной физической подготовки занимающихся хореографией, является развитие быстрой силы и активной гибкости при сохранении выворотного положения ног [2]. Позы и положения характеризуются удержанием равновесия тела на ограниченной в передне-заднем направлении незначительной площади опоры [1], что усложняет выпол-

нение элементов классического танца, способствуя проявлению компенсаторных движений звеньев тела относительно площади опоры для противодействия падению (Васильева Т.И., 1983). Данные компенсаторные движения способствуют сохранению техники классического танца на начальном этапе, но со временем они могут стать причинами заболеваний и травм ОДА [4, 5]. При соответствующей физической подготовке аппарата движения доля компенсационных проявлений уменьшается, а, следовательно, должен падать предначертанный с детства травматизм.

Колебания проекции ОЦТ тела при выполнении движений классического танца и усиление компенсаторных движений особенно заметны при недостаточной физической подготовленности учащихся. Исследование показало, что в результате преобладания у детей моментов сил относительно фронтальных осей суставов ног над моментами сил мышц-разгибателей таза, проекция точки ОЦТ у детей, начинающих обучение классическому танцу, приходится на переднюю часть поверхности общей площади опоры ног, приводя к перегрузке внутренних поверхностей стоп и к развитию деформации суставов большого пальца.

Профилактика профессиональных заболеваний у учащихся, по мнению многих авторов, [4, 5, 6], заключается в необходимости комплексного развития их опорно-двигательного аппарата (ОДА), в повышении уровня специальной физической подготовленности учащихся для выполнения движений классического танца [6]. По-нашему мнению, важно также формировать универсальные базовые навыки обучающихся в хореографических учреждениях с учетом основных закономерностей биомеханики и знания биомеханизмов техники движений классического танца.

Рассматривая как основу формирования базовых навыков, при подготовке обучающихся важно опираться не только на основные анатомо-биомеханические, морфо-физиологические принципы построения движений (Бернштейн Н.А., 1966) но и знания биомеханических принципов воздействия нагрузок на ОДА обучающихся, понимая значение здоровье сберегающих методик, заключающихся в использовании сил внешнего происхождения, превращая, например, силы реакций в помощников результирующей силе, позволяющей снизить нагрузки на органы и системы, повышая КПД физически работающего человеческого организма.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью определения основных мышечных групп и отдельных мышц, участвующих в создании позы и динамической осанки артиста балета и обеспечивающих устойчивое положение при выполнении движений классического танца, был проведен эксперимент на стабилометрической платформе, который помог экспериментально проанализировать величину перемещения общего центра тяжести в проекции на плоскость опоры в зависимости от уровня владения мастерством танца в группах обучающихся. Основной задачей ведущей солистки Венской оперы, участвующей в эксперименте, являлось удерживание равновесия в движениях классического танца на стопе, полупальцах и пальцах (рисунок 1). Были исследованы основные движения и положения классического танца, изучаемые на начальном этапе профессионального хореографического образования по методике обучения, разработанной ещё А.Я. Вагановой. Исследовалась работа опорно-двигательного аппарата в середине зала на стопе, полупальцах и в пуантах, прыжки без пуантов и в пуантах, вращения в пуантах. Осуществлялось руководство и наблюдение за реализацией поставленных двигательных задач: фиксировались как удачные, так и неудачные попытки выполнения движений, которые сравнивались для выявления ошибок по видеосъемке и стабилограмме [3]. Результаты эксперимента использованы для подбора комплекса упражнений, способствующих коррекции ошибок при сохранении динамической осанки и удерживания равновесия тела при приземлениях ног балерины на опору.

ОБСУЖДЕНИЕ ДАННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главное биомеханическое условие поддерживания равновесия тела заключается в сохранении устойчивости тела путем умения человека управлять вектором силы тяжести тела в пределах эффективной площади опоры для избегания падения и, конечно же, для предотвращения травматизма и перенапряжения тканей ОДА организма при экстремальной динамике. Однако, для повышения технического мастерства артиста и уровня выполнения танцевальных движений экспериментально выявлено повышение скоростно-силовых возможностей танцора на базе развития быстрой силы при высоком темпе движений с фиксацией мышц-антагонистов коленного и голеностопного суставов.

В педагогическом эксперименте проведена апробация разработанного комплекса заданий, включающего упражнения на развитие быстрой силы [2]:

Упражнение 1: серия прыжков вверх (6 прыжков за 3 с); 6-ти кратное повторение серии на одном занятии. Под влиянием тренировки наблюдается возрастание соотношения высоты выпрыгивания к времени отталкивания при обязательном постоянстве промежутка времени прыжков с целью развития скоростной выносливости.

Далее данный подход построен на увеличении высоты выпрыгивания при применении энергосберегающих технологий организации движений, предполагающих постепенный прирост характеристик движений с предельно возможным использованием импульсов сил внешнего происхождения, а именно моментов сил реакций и сил инерции движения звеньев тела при передаче импульсов сил от опоры к общему центру масс тела с минимальными потерями для подъёма ЦМ тела вверх при прыжке с участием и без использования маха рук.

Упражнение 2: скоростной тип построения движений требует от танцора повышения сенсорной чувствительности мышечных волокон наряду со «слепым силовым воздействием нагрузки». Чем жестче при контакте тело и опорная поверхность, тем «острее» отдача сил опоры и выше надежность сохранения устойчивости тела [3]. Создание силы реакции опоры от поверхности для сохранения распределения ОЦМ тела в пределах эффективной площади опоры требует увеличения жесткости мышц-антагонистов в суставах ног и позвоночника при коротком времени торможения в фазе амортизации. Синхронизация сокращений мышечных волокон в работе суставов ног при создании короткого отталкивания и приземления при жесткой опоре влияет на технику выполнения прыжков и вращений. Это определяет, в свою очередь, высоту, скорость, продолжительность и надежность создания движения и осей вращения, что установлено по данным видеонаблюдения и сравнительного педагогического эксперимента, построенного на сопоставлении удачных и неудачных вариантов выполнения упражнений.

Упражнения 3: начинать обучение желательно с создания мышечной жесткости тела сразу за появлением нужной статической и динамической силы у занимающегося [5, 6] путем работы над точностью направления вектора силы толчка или отталкивании и приземлении тела на опору без потери равновесия. Это задание является необходимым условием применения навыка энергосберегающей методики работы мышечной системы за счет использования сил реакции опоры и моментов сил инерции звеньев тела, иногда приводящих к проявлению компенсаторных движений в тазовой области и потери устойчивости, чему может противостоять жесткая организация мышц-антагонистов тазобедренных и голеностопных суставов. Рекомендованные упражнения для занимающихся сводятся к прыжкам «стопа в стопу»: сначала просто предельно вверх, а затем с поворотом на 180 и 360 градусов в разные стороны, упражнения с вытянутыми вверх руками, со скрещиванием ног и пр.

Далее - по мере освоения вертикальности оси вращения за счет жесткой спины и тазового пояса упражнения переходят в ранг тренировки у учащихся аэробной и анаэробной выносливости [6], регулируя число и сложность повторений заданий. В итоге по результатам экспериментальных данных за 2 недели занятий данными упражнениями были

улучшены показатели скоростно-силовых качеств у учащихся в возрасте 13 лет: число прыжков увеличилось в экспериментальной группе с 3-х до 5,9, на фоне контрольной группы, где прирост был всего - 1,1 прыжок.

В итоге проведенной работы была увеличена на 45 мин в неделю доля упражнений, способствующих росту общей физической подготовки занимающихся хореографией, притом 10-12 мин отводится комплексу упражнений специальной физической подготовки к классическому танцу, разработанному в данной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При постановке техники движений классического танца важно учитывать на начальном этапе формирования базовых навыков индивидуальные анатомо-биомеханические и психофизиологические особенности детей.

Корректировать навыки желательно средствами физических упражнений, ориентированными на формирование динамической осанки и рост скоростно-силовых характеристик движений, свойственных современной хореографии.

В работе изучены основные мышечные группы, обеспечивающие устойчивость положения тела при выполнении движений классического танца, а также мышцы, участвующие при создании позы и динамической осанки артиста балета при прыжках и приземлениях.

Предложены специальные упражнения, формирующие жесткостные свойства двигательного аппарата тела ребенка, которые необходимо применять в работе с детьми на начальном этапе хореографической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биленко, А.Г Моделирование вертикальной устойчивости тела человека. Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля / А.Г. Биленко, Г.П. Иванова // Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Москва, Малаховка, 2013. - С. 3-8.

2. Иваницкий, М.Ф. Выворотность / М.Ф. Иваницкий // Бюллетень методического кабинета. Хореографическое училище ГАБТ СССР. - Москва : [б. и.], 1959. - № 2. - С. 21-29.

3. Иванова, Г.П. О жесткостной структуре построения удара по экспериментальным данным / Г.П. Иванова // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Москва, Малаховка, 2014. - С. 41-46.

4. Application and examination of the efficiency of a core stability training program among dancers / B.V. Kovacsne, B. Szilagyil, G. Kiss, E. Leidecker, P. Acs, A. Olah, M. Jaromi // European Journal of Integrative Medicine. - 2016. - No. 8. - P. 3-7.

5. Roberts, K.J. Dance-related injuries in children and adolescents treated in US emergency departments in 1991-2007 / K.J. Roberts, N.G. Nelson, L. McKenzie // Journal of Physical Activity and Health. - 2012. - Vol. 10 (2). - P. 143-150.

6. Twitchett, E.A. Physiological fitness and professional classical ballet performance: a brief reviews / E.A Twitchett, Y. Koutedakis, M.A. Wyon // Journal of Strength and Conditioning Research. -2009. - Vol. 23 (9). - P. 2732-2740.

REFERENCES

1. Bilenko, A.G. and Ivanova, G.P. (2013), "Modeling the vertical stability of the human body", Biomechanics of sports motor actions and modern instrumental methods for their control: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow-Malakhovka, pp. 3-8.

2. Ivanitskiy, M.F. (1959), "Eversion", Bulletin of the teaching room. Choreographic School of the State Academic Bolshoi Theater of the USSR, No. 2, pp. 21-29

3. Ivanova, G.P. (2014), "On the stiffness structure of collusion formation according to experimental data", Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sports: materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation, Moscow-Malakhovka, pp. 41-46.

4. Kovacsne, B.V., Szilagyil B., Kiss, G., Leidecker E., Acs, P., Olah, A. and Jaromi, M (2016), "Application and examination of the efficiency of a core stability training program among dancers", European Journal of Integrative Medicine, No. 8, pp.3-7.

5. Roberts, K.J., Nelson, N.G. and McKenzie, L. (2012), "Dance-related injuries in children and adolescents treated in US emergency departments in 1991-2007", Journal of Physical Activity and Health, Vol. 10 (2), pp. 143-150.

6. Twitchett, E.A., Koutedakis, Y., and Wyon, M.A. (2009), "Physiological fitness and professional classical ballet performance: a brief review", Journal of Strength and Conditioning Research, Vol. 23(9), pp. 2732-2740.

Контактная информация: ivanova@mail.ru, alenamaria.weber@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.03.2020

УДК 378

РОЛЬ PR-КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ ВУЗА

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный

экономический университет

Аннотация

Демографическая ситуация создает жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг. Роль PR-деятельности в сфере образования в существующих условиях резко возрастает. В таких условиях грамотное продвижение своего продукта может стать решающим фактором успешной деятельности. Поэтому создание системы эффективной коммуникации в процессе PR-деятельности помогает повысить конкурентоспособность образовательного учреждения. Понимая роль и значение PR-деятельности организации, авторы определили пути создания нужного имиджа и репутации, которые можно решить с помощью эффективной PR-компании в отдельно взятой образовательной организации. По мнению авторов, если ставится задача высшего образовательного учреждения в повышении собственной репутации и имиджа, то необходимо прибегнуть к совмещению работы по PR-имиджу как штатных, так и привлеченных профессионалов из PR - агентства. Авторами был сделан вывод, что ни одна, даже самая лучшая PR-компания не спасет образовательную организацию, если в ней постоянно не совершенствуются современные интерактивные и информационные технологии.

Ключевые слова: PR-компания, PR-продвижение, PR-деятельность, PR-менеджер, PR-агентство, информационная среда, информационные технологии, потребитель, образовательные услуги, высшее учебное учреждение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p168-173

ROLE OF PR-COMPANY IN THE SYSTEM OF PROMOTING THE EDUCATIONAL

SERVICES OF UNIVERSITY

Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Mi-khailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics

Abstract

The demographic situation creates a tough competition in the market of educational services. The role of PR-activities in the field of education in the current conditions is increasing dramatically. In such conditions, competent promotion of the product can become a decisive factor for successful activity. Therefore, creating a system of effective communication in the process of PR-activities helps to increase the competitiveness of the educational institution. Understanding the role and significance of the organization of the PR-activities, the authors identified the ways to create the desired image and reputation that can

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.