УДК
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Л.А. Ядвиршис
В статье рассмотрены возможности социального проектирования в профессиональной подготовке будущих социальных работников, показано, как проектирование в квазипрофессиональной деятельности позволяет интегрировать теорию и практику социальной работы.
Ключевые слова: профессиональная подготовка социальных работников, технология проектирования социальной среды, учебное социальное проектирование.
Постоянно меняющийся социальный мир характеризуется сегодня неопределенностью и непредсказуемостью ситуации, а, значит, проблемностью человеческого существования. Нестабильность социальных условий характеризуется такими понятиями, как «неопределенность», «риск», «неясность жизненного контекста» и пр. Это заставляет ученых и практиков искать новые пути и средства подготовки будущих специалистов в области социальной работы технологиям проектирования социальных сред как способу преодоления жизненных рисков в нестабильных социальных условиях.
В соответствии с этими тенденциями в современной социальной науке все большее развитие получают идеи понимания проектной деятельности как особой ценности, значимой для современной профессиональной среды, т.к. в условиях функционирования сложных и сверхсложных общественных систем проектирование играет роль культурной ценности. Проектирование в профессиональной деятельности позволяет интегрировать теорию и практику, замысел и пути его реализации, взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов, и тем самым способствовать преобразованию социальной среды.
В результате исследований последних лет в гуманитарной науке сложилось представление о сущности проектной технологии и специфике ее использования, в частности, в социальной работе. Проектирование в социальной работе становится доминирующей характеристикой деятельности специалиста по социальной работе, что означает переход на иную, качественную ступень эффективности его профессиональной подготовки.
Возникновению и практическому применению технологий проектирования способствовал ряд причин. Важнейшей из них является необходимость внедрения в систему социальной работы системно-деятельностного подхода, который позволяет преодолеть малоэффективность вербального способа взаимодействия социального работника и клиента. Еще одной причиной является потребность в повышении субъектности клиентов социальной работы, мотивации и активизации их жизненной активности через выработку и реализацию личных жизненных сценариев. Наконец, еще одна важная причина возникновения технологического подхода в социальной работе: проектирование технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия социального работника и клиента в тех случаях, когда требуется длительная многоплановая поддержка клиента, способная обеспечить гарантированные результаты и снизить негативные последствия его трудной жизненной ситуации. Таким образом, технологический подход в социальной работе предполагает перевод актуальной проблемы клиента в технологическую цепочку специальных профессиональных действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, которые воплощаются в форму конкретного результата.
Однако не следует понимать, что технология способствует эффективности только практической деятельности социального работника. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социальной реальности и позволяет:
• уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека и с более высокой степенью определенности предсказывать положительные результаты его дальнейшей социализации;
• анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт работы с разными типами клиентов;
• комплексно решать сложные социальные проблемы через создание благоприятных условий для решения проблемы клиента, опираясь на оптимальное использование имеющихся в его распоряжении ресурсов;
• отбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые модели решения возникающих социальных проблем.
Эти теоретические идеи были положены нами в основу разработки и использования технологии учебного социального проектирования в профессиональной подготовке специалистов по социальной
работе.
В социальной работе можно выделить специфические объекты проектирования: проектирование социальной среды как культурно-исторической реальности, проектирование адаптивных условий в меняющейся социокультурной среде, проектирование помогающих отношений специалистов и клиентов как средства оздоровления социокультурной среды, проектирование визуальных средств коммуникации школьной (семейной, театральной и пр.) среды, проектирование учебной, рекламной и имиджевой продукции и пр.
Разрабатывая технологию проектирования любой социальной среды, необходимо рассматривать ее как состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Чем теснее это взаимодействие, тем вероятнее получение интегративного результата.
Системообразующей частью технологии проектирования мы считаем цель. Цель либо задается извне, если она объективно содержится в социальной реальности, либо конструируется в зависимости от запроса клиентов. При этом клиенты не всегда могут осознавать ту цель, которая перед ними возникла, и социальному работнику необходимо выработать цель в совместном общении с клиентами. На этом же этапе происходит актуализация знаний и опыта самих клиентов. В случае, когда клиенты не могут сами поставить цель, социальный работник может преднамеренно создать проблемную ситуацию и выдвинуть социальную (социально-психологическую) задачу перед клиентами.
Содержательную основу технологии проектирования составляет собственно проект. В проект могут входить теоретические сведения об объекте, правила поведения и отношений людей, способы взаимодействия групп или отдельных людей, мероприятия, дизайн помещений, оборудование и оформление объектов социальной защиты и пр. Сюда же следует отнести те вопросы и задания, которые социальный работник готов предложить при разработке и обсуждении проекта.
Процессуальную сторону технологии составляют методы социальной работы - способы взаимосвязанной деятельности социального работника и клиентов по достижению конкретных целей. Технологическая составляющая проекта зависит от целей, которые решаются в проекте, но и в значительной мере - от опыта и компетенции специалиста. От методики в решающей степени зависит глубина раскрытия проблемной ситуации, эффективность принятия решений клиентами. Именно они определяют конкретный стиль технологии проектирования в социальной работе.
В процессе современной профессиональной подготовки социальных работников технологии проектирования занимают одно из приоритетных мест. На это напрямую указывают те компетенции, которыми должен овладеть будущий социальный работник: ПК-1 (быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества); ПК-5 (быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах); ПК-20 (быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи).
Содержание компетенций связано с совокупностью объектов и сфер социальной работы (отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально ориентированный бизнес). Даже простой перечень этих объектов свидетельствует о полифункциональности и полипара-метричности профессиональной деятельности социального работника в макро- и микросоциумах.
Отсюда методология проектирования социальной среды базируется на системно-ситуационном подходе. В качестве конкретной технологии проектирования в учебном процессе при подготовке социальных работников мы используем чаще всего имитационные игры. В профессиональной подготовке специалистов игровое проектирование стало использоваться примерно с 80-х годов ХХ века, когда группа ученых объединилась в АРИСИМ (Ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования). Сегодня можно отметить, что имитационные игры приобретают все большее распространение в качестве технологии проектирования будущих социальных объектов.
Учебное проектирование социальной среды начинается с выдвижения рабочих гипотез и их обоснования. Лучше всего, как показал наш опыт, когда гипотезу выдвигают не отдельные студенты, а учебно-проектировочные группы, в которых студенты имитируют разные профессиональные роли. На этом этапе преподавателю необходимо предоставлять студентам возможность обмениваться мнениями в поисках решения поставленной проблемы. Затем следует защита гипотез, причем преподавателю
важно не отвергать и не поддерживать ни одной из них. Как только все группы высказались, экспертная группа в составе нескольких студентов и преподавателя организует их обсуждение в форме дискуссии. Результатом дискуссии должен стать отбор наиболее оригинальных идей для их дальнейшей реализации. Прошедшие отбор гипотезы (не больше двух) ложатся в основу проектирования. Конкретные цели проектирования связаны с созданием новых условий профессиональной деятельности социального работника (учреждения, организации) или с поиском новых способов ее выполнения. Важно заранее выработать критерии оценки проектов, чтобы дискуссия носила деловой характер и не превышала лимита времени.
Самостоятельную ценность представляет процедура защиты проектов, которую целесообразно организовать с привлечением работающих специалистов - социальных работников, учителей, родителей, работников правоохранительных органов и пр.
Примерами студенческих социальных проектов, разработанных под нашим руководством, могут служить разработки социально-педагогических комплексов «Учреждение дополнительного образования - школа», «Учреждение дополнительного образования - Комиссия по делам несовершеннолетних», «Учреждение дополнительного образования - Общество слепых» и пр. Это реальные проекты, которые были выполнены студентами 4 курса специальности «Социальная работа» и защищены в «Областном Доме детского творчества им. Ю.А. Гагарина г. Брянска». В качестве экспертов выступали преподаватели этого учреждения.
Наш опыт показал, что с помощью технологии проектирования социальной среды можно довольно эффективно обучить студентов трудно формируемым компетенциям, новым способам профессионального поведения, а также проверить на практике новые оригинальные идеи будущих специалистов.
Таким образом, проектная деятельность социального работника выступает как средство позитивного изменения социальной реальности и обеспечения личностного роста ее субъектов.
The article deals withsocial workers professional training examining possibilities of social projecting. It shows how pro-jectingin quasiprofessional activities helps to integrate theory and practice of social work.
The key words: social workers professional training, technology of social environment projecting, educationalsocialpro-jecting.
Список литературы
1. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития. СПб, 2003.
2. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. М., 2011.
3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М., 2005.
Об авторе
Ядвиршис Л. А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского