Научная статья на тему 'Обучение студентов технологиям проектирования социальной'

Обучение студентов технологиям проектирования социальной Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ / УЧЕБНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / : SOCIAL WORKERS PROFESSIONAL TRAINING / TECHNOLOGY OF SOCIAL ENVIRONMENT PROJECTING / EDUCATIONALSOCIALPROJECTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ядвиршис Л. А.

В статье рассмотрены возможности социального проектирования в профессиональной подготовке будущих социальных работников, показано, как проектирование в квазипрофессиональной деятельности позволяет интегрировать теорию и практику социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS TO TECHNOLOGIES OF DESIGNING OF THE SOCIAL ENVIRONMENT

The article deals withsocial workers professional training examining possibilities of social projecting. It shows how projectingin quasiprofessional activities helps to integrate theory and practice of social work.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов технологиям проектирования социальной»

УДК

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Л.А. Ядвиршис

В статье рассмотрены возможности социального проектирования в профессиональной подготовке будущих социальных работников, показано, как проектирование в квазипрофессиональной деятельности позволяет интегрировать теорию и практику социальной работы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка социальных работников, технология проектирования социальной среды, учебное социальное проектирование.

Постоянно меняющийся социальный мир характеризуется сегодня неопределенностью и непредсказуемостью ситуации, а, значит, проблемностью человеческого существования. Нестабильность социальных условий характеризуется такими понятиями, как «неопределенность», «риск», «неясность жизненного контекста» и пр. Это заставляет ученых и практиков искать новые пути и средства подготовки будущих специалистов в области социальной работы технологиям проектирования социальных сред как способу преодоления жизненных рисков в нестабильных социальных условиях.

В соответствии с этими тенденциями в современной социальной науке все большее развитие получают идеи понимания проектной деятельности как особой ценности, значимой для современной профессиональной среды, т.к. в условиях функционирования сложных и сверхсложных общественных систем проектирование играет роль культурной ценности. Проектирование в профессиональной деятельности позволяет интегрировать теорию и практику, замысел и пути его реализации, взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов, и тем самым способствовать преобразованию социальной среды.

В результате исследований последних лет в гуманитарной науке сложилось представление о сущности проектной технологии и специфике ее использования, в частности, в социальной работе. Проектирование в социальной работе становится доминирующей характеристикой деятельности специалиста по социальной работе, что означает переход на иную, качественную ступень эффективности его профессиональной подготовки.

Возникновению и практическому применению технологий проектирования способствовал ряд причин. Важнейшей из них является необходимость внедрения в систему социальной работы системно-деятельностного подхода, который позволяет преодолеть малоэффективность вербального способа взаимодействия социального работника и клиента. Еще одной причиной является потребность в повышении субъектности клиентов социальной работы, мотивации и активизации их жизненной активности через выработку и реализацию личных жизненных сценариев. Наконец, еще одна важная причина возникновения технологического подхода в социальной работе: проектирование технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия социального работника и клиента в тех случаях, когда требуется длительная многоплановая поддержка клиента, способная обеспечить гарантированные результаты и снизить негативные последствия его трудной жизненной ситуации. Таким образом, технологический подход в социальной работе предполагает перевод актуальной проблемы клиента в технологическую цепочку специальных профессиональных действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, которые воплощаются в форму конкретного результата.

Однако не следует понимать, что технология способствует эффективности только практической деятельности социального работника. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социальной реальности и позволяет:

• уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека и с более высокой степенью определенности предсказывать положительные результаты его дальнейшей социализации;

• анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт работы с разными типами клиентов;

• комплексно решать сложные социальные проблемы через создание благоприятных условий для решения проблемы клиента, опираясь на оптимальное использование имеющихся в его распоряжении ресурсов;

• отбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые модели решения возникающих социальных проблем.

Эти теоретические идеи были положены нами в основу разработки и использования технологии учебного социального проектирования в профессиональной подготовке специалистов по социальной

работе.

В социальной работе можно выделить специфические объекты проектирования: проектирование социальной среды как культурно-исторической реальности, проектирование адаптивных условий в меняющейся социокультурной среде, проектирование помогающих отношений специалистов и клиентов как средства оздоровления социокультурной среды, проектирование визуальных средств коммуникации школьной (семейной, театральной и пр.) среды, проектирование учебной, рекламной и имиджевой продукции и пр.

Разрабатывая технологию проектирования любой социальной среды, необходимо рассматривать ее как состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Чем теснее это взаимодействие, тем вероятнее получение интегративного результата.

Системообразующей частью технологии проектирования мы считаем цель. Цель либо задается извне, если она объективно содержится в социальной реальности, либо конструируется в зависимости от запроса клиентов. При этом клиенты не всегда могут осознавать ту цель, которая перед ними возникла, и социальному работнику необходимо выработать цель в совместном общении с клиентами. На этом же этапе происходит актуализация знаний и опыта самих клиентов. В случае, когда клиенты не могут сами поставить цель, социальный работник может преднамеренно создать проблемную ситуацию и выдвинуть социальную (социально-психологическую) задачу перед клиентами.

Содержательную основу технологии проектирования составляет собственно проект. В проект могут входить теоретические сведения об объекте, правила поведения и отношений людей, способы взаимодействия групп или отдельных людей, мероприятия, дизайн помещений, оборудование и оформление объектов социальной защиты и пр. Сюда же следует отнести те вопросы и задания, которые социальный работник готов предложить при разработке и обсуждении проекта.

Процессуальную сторону технологии составляют методы социальной работы - способы взаимосвязанной деятельности социального работника и клиентов по достижению конкретных целей. Технологическая составляющая проекта зависит от целей, которые решаются в проекте, но и в значительной мере - от опыта и компетенции специалиста. От методики в решающей степени зависит глубина раскрытия проблемной ситуации, эффективность принятия решений клиентами. Именно они определяют конкретный стиль технологии проектирования в социальной работе.

В процессе современной профессиональной подготовки социальных работников технологии проектирования занимают одно из приоритетных мест. На это напрямую указывают те компетенции, которыми должен овладеть будущий социальный работник: ПК-1 (быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества); ПК-5 (быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах); ПК-20 (быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи).

Содержание компетенций связано с совокупностью объектов и сфер социальной работы (отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально ориентированный бизнес). Даже простой перечень этих объектов свидетельствует о полифункциональности и полипара-метричности профессиональной деятельности социального работника в макро- и микросоциумах.

Отсюда методология проектирования социальной среды базируется на системно-ситуационном подходе. В качестве конкретной технологии проектирования в учебном процессе при подготовке социальных работников мы используем чаще всего имитационные игры. В профессиональной подготовке специалистов игровое проектирование стало использоваться примерно с 80-х годов ХХ века, когда группа ученых объединилась в АРИСИМ (Ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования). Сегодня можно отметить, что имитационные игры приобретают все большее распространение в качестве технологии проектирования будущих социальных объектов.

Учебное проектирование социальной среды начинается с выдвижения рабочих гипотез и их обоснования. Лучше всего, как показал наш опыт, когда гипотезу выдвигают не отдельные студенты, а учебно-проектировочные группы, в которых студенты имитируют разные профессиональные роли. На этом этапе преподавателю необходимо предоставлять студентам возможность обмениваться мнениями в поисках решения поставленной проблемы. Затем следует защита гипотез, причем преподавателю

важно не отвергать и не поддерживать ни одной из них. Как только все группы высказались, экспертная группа в составе нескольких студентов и преподавателя организует их обсуждение в форме дискуссии. Результатом дискуссии должен стать отбор наиболее оригинальных идей для их дальнейшей реализации. Прошедшие отбор гипотезы (не больше двух) ложатся в основу проектирования. Конкретные цели проектирования связаны с созданием новых условий профессиональной деятельности социального работника (учреждения, организации) или с поиском новых способов ее выполнения. Важно заранее выработать критерии оценки проектов, чтобы дискуссия носила деловой характер и не превышала лимита времени.

Самостоятельную ценность представляет процедура защиты проектов, которую целесообразно организовать с привлечением работающих специалистов - социальных работников, учителей, родителей, работников правоохранительных органов и пр.

Примерами студенческих социальных проектов, разработанных под нашим руководством, могут служить разработки социально-педагогических комплексов «Учреждение дополнительного образования - школа», «Учреждение дополнительного образования - Комиссия по делам несовершеннолетних», «Учреждение дополнительного образования - Общество слепых» и пр. Это реальные проекты, которые были выполнены студентами 4 курса специальности «Социальная работа» и защищены в «Областном Доме детского творчества им. Ю.А. Гагарина г. Брянска». В качестве экспертов выступали преподаватели этого учреждения.

Наш опыт показал, что с помощью технологии проектирования социальной среды можно довольно эффективно обучить студентов трудно формируемым компетенциям, новым способам профессионального поведения, а также проверить на практике новые оригинальные идеи будущих специалистов.

Таким образом, проектная деятельность социального работника выступает как средство позитивного изменения социальной реальности и обеспечения личностного роста ее субъектов.

The article deals withsocial workers professional training examining possibilities of social projecting. It shows how pro-jectingin quasiprofessional activities helps to integrate theory and practice of social work.

The key words: social workers professional training, technology of social environment projecting, educationalsocialpro-jecting.

Список литературы

1. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития. СПб, 2003.

2. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. М., 2011.

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М., 2005.

Об авторе

Ядвиршис Л. А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.