УДК 374.1
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
TEACHING STUDENTS THE BASICS OF SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS OF A SOCIAL NATURE
Ахромова Алла Германовна
кандидат медицинских наук, профессор кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма г. Краснодар, Россия Ahromova Alia Germanovna PhD., professor
department of life safety and drug addiction prevention Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism Krasnodar, Russia
Саакова Карине Рафаиловна
кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма г. Краснодар, Россия Saakova Karine Rafailovna department of life safety and drug addiction prevention Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism Krasnodar, Russia
Белоусов Олег Николаевич
кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма г. Краснодар, Россия Belousov Oleg Nikolaevich department of life safety and drug addiction prevention Kuban State University of Physical Culture, Sports and
Tourism, Krasnodar, Russia
Аннотация. Проведен анализ учебного плана направления подготовки Физическая культура на предмет освоения студентами в ходе обучения по программе бакалавриата правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Abstract. The analysis of the curricula of the direction of training Physical culture for the development of students in the course of training under the bachelor's program rules of safe
behavior in emergency situations of a social nature.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации социального характера, обучение, студенты.
Keywords: emergency situations of a social nature, education, students
В Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году» в разделе 8.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Прогноз биолого-социальных ЧС на 2020 год» отмечается, что параметры биолого-социальной обстановки на территории Российской Федерации в 2020 г. Прогнозируются на уровне среднемноголетних значений. Данные касаются только эпидемической обстановки [1]. К сожалению, подобного доклада по защите от ЧС социального характера не существует.
В системе МЧС 2019 год был объявлен годом предупреждения, так как именно предупреждение чрезвычайных ситуаций выходит на первый план [2].
Известно, что около 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) связано с человеческой деятельностью и обусловлено социальным происхождением [3].
Анализ литературы показывает, что чрезвычайные ситуации социального характера можно спрогнозировать и предотвратить. Этим и определяется важность правильного поведения людей в социуме, которое формируется в процессе обучения на всех уровнях образования.
Цель исследования - изучить объемы и содержание учебного материала по ЧС социального характера, который изучают студенты направления подготовки «Физическая культура».
Мы проанализировали учебный план по направлению подготовки «Физическая культура», которое является титульным для КГУФКСТ. Учебный план составлен на основе ФГОС 3++. В него в качестве обязательного для изучения входит предмет безопасность жизнедеятельности. Как известно, обучение на этапе получения высшего образования является компетентностно ориентированным. Для предмета безопасность жизнедеятельности предусмотрена реализация компетенции УК-8 -Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, которая имеет 3 индикатора (УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3). Они предусматривают изучение тем, касающихся действия на человека факторов окружающей среды, которые представляют угрозу для жизни и здоровья, характеристику ЧС различного характера и первую помощь пострадавшим. Реализация данной компетенции с ее индикаторами осуществляется в ходе изучения только предмета безопасность жизнедеятельности (БЖД).
Объем предмета БЖД составляет 108 часов, из них на аудиторные занятия отводится 36 часов. Тема «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» состоит из 2 часов практических занятий и 8 часов самостоятельной работы. На занятии рассматриваются следующие вопросы: Понятие об опасной и чрезвычайной ситуации социального характера. Классификация ЧС социального характера. Характеристика среды обитания человека как фактора потенциальной угрозы жизни
и здоровью. Массовые беспорядки. ЧС криминального характера и защита от них. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Факторы выживания в социуме: умение распознать опасность, знание приемов самоспасения, умение использовать спасательное оборудование и снаряжение, взаимодействовать с аварийно-спасательными службами. Психологическая и физическая подготовка к действиям в ЧС социального характера, коллективное выживание. Социальные угрозы в сфере физической культуры, их профилактика. Выживание в условиях социальной дестабилизации. Методы защиты от ЧС социального характера.
Так как за 2 часа занятий трудно освоить весь предлагаемый материал, большая роль в обучении студентов отводится самостоятельной работе. Она проводится в виде онлайн обучения в системах Moodle, Teams. Студенты после изучения материала, касающегося различных аспектов ЧС социального характера, выполняют тесты. Мы используем тесты открытого и закрытого типов. Самостоятельная работа студентов вносит существенный вклад в освоение данной темы. Однако, такой объем учебной работы явно недостаточен для того, чтобы профилактировать попадание студентов в ЧС социального характера и рассчитывать, что они их успешно преодолеют.
Одним из выходов их данной ситуации является дополнительное образование студентов по внеучебное время. На базе КГУФКСТ много лет функционирует Центр специальной переподготовки специалистов и населения по обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях. На его базе проводятся различные семинары, которые могут посещать студенты.
Всем, кто хочет быть здоровым, умным, смелым, сильным, уметь принимать правильные решения в сложных обстоятельствах, защищать свое здоровье, честь и достоинство своих близких, психологически и физически подготовиться к службе в армии, предлагаются занятия в секции самозащиты на основе рукопашного боя.
Многие студенты направления подготовки Физическая культура посещают и семинары, и секции, что вносит существенный вклад в уровень их знаний по безопасности в ЧС социального характера. Однако, большая часть студентов выпускается из вуза, не имея достаточных умений профилактировать возможные ЧС социального характера, а при их возникновении действовать, сохраняя честь, здоровье и жизнь.
Выходом из такой ситуации, на наш взгляд, является реализация компетенции УК-8 не только в процессе изучения предмета БЖД, как это существует в настоящее время. Вопросы безопасности могут рассматриваться в ходе имеющихся в учебном плане таких предметов, как Правовые основы профессиональной деятельности, Теория и методика обучения базовым видам спорта, Социология физической культуры и спорта, Основы спортивной тренировки, Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Каждый из этих предметов может внести вклад в формирование одного из индикаторов компетенции УК-8 и обеспечить сохранение здоровья и жизни студентов в ЧС социального характера.
Литература
1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году». Москва : МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2020, 239 с.
2. В МЧС подведут итоги работы за 2019 год // ТАСС. URL : https://tass.ru/obschestvo/7730207 (дата обращения: 10.01.2021).
3. ЧС социального характера — что это такое, источники // SRAZU.PRO : онлайн-журнал о психологии. URL : https://srazu.pro/socializacia/chs-socialnogo-xaraktera-istochniki.html (дата обращения: 10.01.2021).
References
1. Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii zashchity naseleniya i territoriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2019 godu» [State report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2019"]. Moscow, EMERCOM of Russia, FGBU VNII GOChS (FC) Publ., 2020, 239 p.
2. V MChS podvedut itogi raboty za 2019 god [The Ministry of Emergency Situations will sum up the results of work for 2019]. TASS - TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/7730207 (accessed 10.01.2021).
3. ChS sotsial'nogo kharaktera — chto eto takoe, istochniki [Emergency situations of a social nature - what is it, sources]. SRAZU.PRO. Onlayn-zhurnal o psikhologii - SRAZU.PRO. Online journal of psychology. Available at: https://srazu.pro/socializacia/chs-socialnogo-xaraktera-istochniki.html (accessed 01.10.2021).