Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ'

ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махмудова М. Ф.

В статье анализируется обучение стилям речи на уроках русского языка в узбекской школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Махмудова М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 1

Махмудова М.Ф.

старший преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания ТГПУ имени Низами

ОБУЧЕНИЕ СТИЛЯМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье анализируется обучение стилям речи на уроках русского языка в узбекской школе.

Ключевые слова: русский язык, преподавание, обучение языку.

При обучении русскому языку как неродному программа и учебник «Русский язык» для школ с узбекским языком обучения предусматривают темы, связанные с разными стилями русской речи. Обучение функциональным стилям речи, особенно в средних и старших классах школы является актуальной.

Задача преподавателя русского языка - дать учащемуся представление о наборе социально значимых синонимических вариантов и вооружить его умением пользоваться вариантами понятийного содержания в конкретных условиях общения.

Открытость общества способствует сегодня более широкому обмену опытом преподавания неродных языков с коллегами из России, стран СНГ и других государств. Этот опыт обогащает методику преподавания русского языка как неродного, потому что в западных странах коммуникация на нескольких языках давно стала нормой повседневной жизни. Однако роль стилистики в обучении языку еще недостаточно учитывается методистами.

Стилистика как наука, изучающая вариантность языковых средств их целесообразное применение в отношении содержания высказываний сферы общения, целей и ситуаций, должна включаться в учебный процесс на поздних этапах овладения языком (10-11 классы).

Непосредственное отношение к стилистике имеет ситуативный уровень, который синтезирует умение первых трех уровней и позволяет применить полученные знания в определенной ситуации. Так как ситуация общения представляет собой многокомпонентное образование (говорящий и его социальная роль; слушающий и его социальная роль; отношения между говорящими и тональность их общения), ситуативные переменные требуют использования различных языковых средств при разных коммуникативных обстоятельствах.

Стилистическая информация имеет серьезное методическое значение в преподавании русского языка как неродного, прежде всего, потому, что именно она содержит сведения о принадлежности субъекта речи к определенной социальной группе и времени, об отношениях между говорящими, о культуре говорящего и о его социальной роли. Это те самые сведения, которые формируют коммуникативную компетенцию. Поэтому уже на первых уроках русского языка как неродного, научив официальной форме обращения к учителю (Мария Петровна, Лола Икрамовна), преподаватель должен дать не только еще один вариант этого имени (Маша, Леля), но и отметить иную его стилистическую принадлежность, рассказать о различии коммуникативных ситуаций, в которых используется первый и второй варианты. Точно также он должен поступить и тогда, когда здоровается со студентами:

"Здравствуйте!" "Добрый день" - эти формы нейтральные, пригодные для любой ситуации;

"Привет" - фамильярная форма, употребляется при встрече хорошо знакомых людей, ровесников, находящихся в одном социальном статусе.

Единообразная структура тренировочных упражнений с заданиями на наблюдение, на копирование, на трансформацию и порождение речи в пособиях для начинающих должна основываться на минимальном объеме текста - от словосочетаний до нескольких предложений.

Газетный текст давно используется в обучении русского языка как неродного в качестве учебного текста. Однако разработок методического характера по работе с газетным материалом на разных этапах обучения очень мало.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий учитель должен подводить их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Рассказать вкратце о разных типах стилей русской речи, подробнее о научно -популярном, который отличается от разговорной, деловой, специальной и др.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся "примеряют" на себе различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке знаний каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным и развивает коммуникативные навыки учащихся.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса или группы и это его подтягивает и заставляет работать над собой.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно -обобщающих уроках или на уроках изучения нового материала.

На уроках изучения нового материала можно использовать прием метода

мозговой штурм совместный поиск в парах - "что мы об этом знаем?". Группе

51

сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе ответов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Особое предпочтение нужно отдавать урокам чтения, связанными научными текстами, работе над ними (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам).

Необходимо для создания «второй языковой личности», как говорил академик В. В. Виноградов, в старших классах школ вводить тексты, связанные с различными профессиями для помощи в профориентации учащихся.

Надо учитывать психологическую адаптацию учащихся в обучении русскому языку в условиях отсутствия языковой среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. М., 1997.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1995.

Васильева А. Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-

филологов старших курсов. М., 1998.

Долинин К. А. Стилистика французского языка. М., 1997.

М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993.

Костомаров В. Г., Митрофанов О. Д. Методическое руководство для преподавателя русского языка как неродного. М, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.