Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ АВТОРСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА)'

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ АВТОРСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
322
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА ПОНИМАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ АВТОРА / СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гольцева Елена Алексеевна

В предлагаемой статье рассматривается сопоставительный анализ учебников по русскому языку, содержащих в упражнениях художественный текст и задания, направленные на понимание и анализ авторских языковых средств и вместе с тем авторской позиции; проанализированы методические аспекты работы с художественным текстом (текстами-миниатюрами, прозаическими и стихотворными) на уроках русского языка и выявлены учебники, в которых процент упражнений, включающих художественный текст и направленных на работу с ним, наиболее высок; рассмотрен вопрос о формировании умения понимать смысл художественного текста и формулировать позицию автора, анализировать языковые средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STUDENTS TO ANALYZE THE AUTHOR’S LANGUAGE MEANS IN A LITERARY TEXT (BASED ON A COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN TEXTBOOKS)

The article deals with a comparative analysis of the Russian language textbooks, containing in exercises a literary text and tasks aimed at understanding and analyzing the author’s language means and, at the same time, the author’s position; methodological aspects of working with a literary text (miniature texts, prosaic and poetic) in Russian language lessons were analyzed and textbooks in which the percentage of exercises involving literary text and aimed at working with it is the highest were identified; the issue of the formation of the ability to understand the meaning of a literary text and to formulate the author’s position, to analyze linguistic means is considered.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ АВТОРСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ■ ТЕХНОЛОГИИ ■

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19

DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-153-164

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АНАЛИЗУ АВТОРСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА)

Е. А. Гольцева

Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается сопоставительный анализ учебников по русскому языку, содержащих в упражнениях художественный текст и задания, направленные на понимание и анализ авторских языковых средств и вместе с тем авторской позиции; проанализированы методические аспекты работы с художественным текстом (текстами-миниатюрами, прозаическими и стихотворными) на уроках русского языка и выявлены учебники, в которых процент упражнений, включающих художественный текст и направленных на работу с ним, наиболее высок; рассмотрен вопрос о формировании умения понимать смысл художественного текста и формулировать позицию автора, анализировать языковые средства.

Ключевые слова: анализ учебников, русский язык, текстовая деятельность, средства художественной выразительности, авторская позиция, текст как единица понимания, коммуникативные намерения автора, скрытый смысл.

Для цитирования: Гольцева Е. А. Обучение школьников анализу авторских языковых средств в художественном тексте (на материале сопоставительного анализа учебников русского языка) // Наука и школа. 2021. № 5. С. 153-164. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-153-164.

TEACHING STUDENTS TO ANALYZE THE AUTHOR'S LANGUAGE MEANS IN A LITERARY TEXT (BASED ON A COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN TEXTBOOKS)

E. A. Goltseva

Abstract. The article deals with a comparative analysis of the Russian language textbooks, containing in exercises a literary text and tasks aimed at understanding and analyzing the author's language

© Гольцева Е. А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

means and, at the same time, the author's position; methodological aspects of working with a literary text (miniature texts, prosaic and poetic) in Russian language lessons were analyzed and textbooks in which the percentage of exercises involving literary text and aimed at working with it is the highest were identified; the issue of the formation of the ability to understand the meaning of a literary text and to formulate the author's position, to analyze linguistic means is considered.

Keywords: textbook analysis, the Russian language, textual activity, means of artistic expression, author's position, text as a unit of understanding, author's communicative intentions, hidden meaning.

Cite as: Goltseva E. A. Teaching students to analyze the author's language means in a literary text (based on a comparative analysis of Russian textbooks). Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 153-164. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-153-164.

Объективный анализ учебников всегда являлся важным фактором повышения качества образования в школе . Учебник, будучи важнейшим компонентом и основным средством обучения, источником научных знаний, реализует подходы, принципы, методы, приемы, обеспечивая содержание учебного материала в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предметных программ . По мнению А. Д . Дейкиной, «человечество пока еще не придумало ничего более ценного для обучения, чем учебник. Он является ориентиром в содержании, объеме и научном уровне знаний по предмету, содержит тот минимум заданий и упражнений, без выполнения которых невозможно практическое овладение материалом» [1, с . 22] .

Задача авторов учебника состоит в том, чтобы наполнение всего учебно-методического комплекса было интересно, информативно, полезно каждому ученику Опора на художественные тексты в упражнениях, ориентир образца слова перед глазами и, как следствие, развитие у учащихся чувства прекрасного определяет текстоцентрический подход, справедливо являющийся одним из актуальных и современных (исследования Е . С . Антоновой, А. Д. Дейкиной, Т М . Пахно-вой, Н . А. Ипполитовой, О . Н . Левушкиной,

Е . И . Никитиной и др . ) . Систематическое использование текстоцентрического подхода на уроке русского языка формирует культурологические, языковые компетенции, прививает учащимся «бережное отношение к слову» (А. Д . Дейкина, Т М . Пахнова) [2] . А. Д . Дейкина отмечает в своей монографии «Аксиологическая методика преподавания русского языка»: «...широкое включение текстов в структуру дидактического материала учебников и учебных пособий по русскому языку на всех этапах обучения и во всех классах способствует созданию культурного фона, сопряжению языка и культуры, осмыслению феномена русского языка» [3, с . 13] .

Для нашего исследования, целью которого является обучение анализу авторских языковых средств и в целом пониманию смысла художественного текста, заложенного автором, важно определить понятия, которые нами используются:

• анализ текста: «Аспект обучения в практическом курсе русского языка, цель которого - помочь учащемуся глубже и полнее понять идейно-художественное содержание читаемого текста, особенности его языка и стиля и в конечном счете способствовать обогащению словаря и развитию речевых умений учащегося . <...> Художественный текст на уроке рассматривается с двух сторон: со

стороны автора - как воплощение художественного замысла и со стороны читателя - как восприятие его содержания, которое обусловлено не только текстом, но и тезаурусом самого читателя, его личным опытом» [4, с . 15];

• смысл текста: «Преображенная в сознании читателя текстовая информация . Исследователи выделяют: а) поверхностный смысл текста, соотнося его с усвоением языковой информации; б) глубинный смысл текста, связанный с постижением всех элементов структуры текста в их взаимосвязи с фоновыми знаниями (пресуппозицией) и информационным тезаурусом коммуникантов (их знанием о мире вообще)» [5, с . 347];

• выразительность речи: «Одно из коммуникативных качеств речи . Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя . Выразительность проявляется на всех языковых уровнях Выразительной может быть интонация, лексика. Особой выразительностью обладает синтаксис» [5, с . 69];

• языковые средства: «Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по-разному, в зависимости от речевой системности стиля . Набор языковых средств зависит от типовой ситуации общения, в которой возникает текст того или иного функционального стиля . Кроме того, языковые средства группируются вокруг той или иной стилевой черты, а значит, их употребление зависит от стилевой структуры текста» [5, с . 483] .

Смысл текста как целостной единицы языка и культуры (А. Д . Дейкина, О . Н . Левушкина), средства выразительности, авторская позиция, а вместе с тем и его содержание являются ключевыми понятиями при работе с художественным текстом на уроках русского языка:

«...многократно обращаясь к чтению текста, ученики получают возможность более глубоко осмыслить содержание текста, авторский замысел, соотнести авторскую позицию и субъективный опыт, фоновые знания» [6, с . 11] .

Откликаясь на упражнения, в которые включен художественный текст и содержатся вопросы, наталкивающие на правильное понимание (определение темы и идеи текста, выявление особенностей построения предложений, анализ авторских языковых средств и др ), учащиеся расширяют свой кругозор, совершенствуют речь, воспитывают в себе языковую личность . В трудах Ю . Н . Караулова подчеркнуто, что языковая личность выражается в «языке (текстах) и через язык, реконструированная в основных своих общих чертах на базе языковых средств» [7, с . 38] . Таким образом, шаг за шагом развивающееся языковое чутье школьника ориентируется на возможность получить знания о создателе текста как языковой личности со своим мироощущением и своими языковыми особенностями и личности коммуникативной, а значит, и способность совершенствовать свои навыки и умения [8, с . 61] . Работа на уроке на базе художественного текста воспитывает лингвистическое чуткое, бережное отношение к языку как средству общения, создает условия для формирования речевой культуры, развивает творческие способности учащихся, способствует «духовному становлению личности» [9]

В результате систематической работы с художественным текстом на уроках русского языка текст начинает пониматься как единица, которая имеет две формы - внешнюю (план выражения) и внутреннюю (план содержания) Средства языка, выражающие внешнюю форму, помогают реализовать форму внутреннюю, на первый взгляд не всегда понятную учащемуся, - тот замысел автора, который в школе привыкли анализировать только на уроках литературы .

Система языка, использующая определенные модели и средства для выражения смыслов, «соотносится» с соответствующими по тематике текстами; с помощью «прочтения» языка художественного произведения, пусть и его фрагмента, учитель может помочь школьнику прийти к пониманию текста в целом, обосновать необходимость использования автором текста тех или иных средств художественной выразительности, зависящих от речевой ситуации и важных для отражения авторской позиции

Грамотное и осмысленное чтение художественного текста развивает все виды речевой деятельности в их неразрывном единстве, позволяет сформировать коммуникативные умения . Вдумчивое чтение - творческий процесс, благодаря которому ученик сможет открыть новые смыслы произведения, применить полученные знания и умения в собственной речи для передачи своих утверждений, своего отношения к окружающему миру

М . Р Львов отмечает особенности учебника 5-9-х классов в «Словаре-справочнике по методике русского языка»: «.воспитательная направленность материала, опора на лучшие образцы русской речи; систематическое изложение материала; опора на курс начальных классов; наличие системы практических работ - заданий, упражнений по грамматике, словообразованию, орфографии, развитию речи учащихся.» [10, с. 224] . Отметим, что лучшие образцы русской речи находятся в художественной литературе, и именно поэтому так важно осуществлять анализ языковых средств в художественном тексте с целью его понимания

В связи с исследованием художественных текстов, включенных в современные учебники русского языка, и работы с ними на уроках была поставлена цель сопоставительного анализа учебников русского языка: выявить, как художественные тексты и их фрагменты

отражены в федеральных учебниках русского языка для 9-х классов трех авторских коллективов, как в заданиях к упражнениям с художественными текстами анализируются авторские языковые средства, в какой степени упражнения, включающие художественный текст, способствуют формированию у учащихся речеведческих навыков и пониманию коммуникативного намерения автора.

Для этого нами были определены приемы анализа учебников русского языка:

• наблюдение за использованием художественных текстов разных авторов в качестве дидактического материала;

• определение частотности обращения к художественным текстам в учебниках по русскому языку;

• сопоставление полученных данных, их целевая направленность и классификации .

Учитывая, что важным аспектом научного исследования является определение критериев, на базе которых производится оценка какого-либо объекта, назовем критерии отбора упражнений и заданий, использованные нами в процессе анализа выбранных учебников по русскому языку:

• частотность употребления художественных текстов в упражнениях;

• частотность упражнений, включающих в себя задания: на восприятие художественного текста; на анализ языковых средств, помогающих определить скрытые смыслы отобранного текста; на выявление авторской позиции и понимание коммуникативного намерения автора.

При анализе действующих учебников по предмету «Русский язык» нами отбирались упражнения, которые содержали художественный текст, подсчитывалось количество упражнений с публицистическим и художественным текстами (в процентах) . Отмечая упражнения с художественным текстом, мы учитывали в том числе и те, в которых использовались фрагменты художественного текста

известных авторов . За 100% было принято количество упражнений во всем учебнике для определенного класса Также нами были проанализированы задания к этим упражнениям: какие вопросы ставятся авторами учебника к художественному тексту для того, чтобы учащийся понял его смысл; какая работа проводится с авторскими языковыми средствами в художественных текстах, приведенных в упражнениях; упоминают ли авторы учебника важность интонации, с которой необходимо прочитать художественный текст в упражнении и др .

Задания к упражнениям в указанных ниже учебниках по русскому языку решено было классифицировать по группам, предложенным М . Т Барановым [11, с . 283]:

• задания аналитического характера (здесь и далее - курсив наш . - Е. Г.) по готовому тексту: определить основную мысль, сформулированную автором; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления языковых средств от задачи (замысла) высказывания и т. д . ;

• задания аналитико-синтетиче-ского характера по готовому тексту, требующие анализа и создания новых элементов текста (сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф);

- задания на переработку готового текста в плане его совершенствования;

- задания, требующие создания нового текста на основе данного;

- задания, требующие создания своего текста

Выбор учебников по русскому языку для 9-х классов (основное общее образование) конкретных авторских коллективов определился, прежде всего, ориентацией на федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год (https://fpu . edu . ги/, табл . 1) .

Во-первых, это учебник по русскому языку для 9-го класса коллектива авторов А. Д . Шмелёва, Э . А. Флоренской,

С . Н . Митюрева и др . Во-вторых, учебник по русскому языку для 9-го класса «Русский язык. Практика» (авторы Ю . С . Пичугов, А . П . Еремеева, А. Ю . Купалова и др . ), а также учебное пособие «Русский язык. Русская речь» (автор Е . И . Никитина), включенное в данный УМК . В-третьих, для сопоставительного анализа нами был выбран учебник коллектива авторов Л. А . Тростенцовой, Т А . Ладыженской, А. Д . Дейкиной и О . М . Александровой (научный редактор -Н М Шанский) как востребованный в современной школе и незаслуженно исключенный из федерального перечня учебников

Выбор учебников именно 9-го класса обусловлен тем, что в процессе ГИА-9 проверяется способность учащихся к пониманию смысла художественного текста и работе с его аспектами:

• способность к анализу содержания текста (задание № 6);

• способность к анализу языковых средств выразительности (задание № 7);

• способность к лексическому анализу (задание № 8);

• способность к написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту с приведением аргументов из него (задание № 9 2 и задание № 9 3) (https://fipi . ги/оде/) .

Представим результаты проведенного нами анализа выбранных учебников по русскому языку за 9-й класс с использованием указанных выше приемов и критериев .

Результаты, представленные в табл 2, также отражены на рис . 1 и рис . 2 . В диаграммах наглядно прослеживается количество интересующих нас упражнений в каждом из проанализированных учебников по русскому языку для 9-го класса . Соотношение содержания учебников в диаграммах показано по критериям - по частотности употребления художественных текстов в упражнениях (см . рис . 1) и по частотности количества упражнений с заданиями, направленными на

Таблица 2

Количественный анализ упражнений в анализируемых учебниках

Таблица 1

Учебники, выбранные для сопоставительного анализа

№ Учебник / авторский коллектив Издатель

1 Учебник по русскому языку для 9 класса (авторы А . Д . Шмелёв, Э . А . Флоренская, С . Н . Митюрев и др . ) ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник»

2 Учебник по русскому языку для 9 класса (авторы Ю . С . Пичугов, А . П . Еремеева, А . Ю . Купалова и др . ); учебное пособие «Русский язык. Русская речь» (автор Е . И . Никитина), включенное в УМК ООО «Дрофа»

3 Учебник по русскому языку для 9 класса (авторы Л . А . Тростенцова, Т. А . Ладыженская, А. Д . Дейкина, О . М . Александрова) АО «Издательство «Просвещение»

№ Учебник Общее количество упражнений в учебнике Количество упражнений, направленных на работу с текстом, в том числе касающихся авторских языковых средств и позиции автора Количество упражнений, в которых присутствует художественный текст

1 Учебник по русскому языку, 9 класс (авторы А . Д . Шмелёв, Э . А . Флоренская, С . Н . Митюрев и др ) 519 (100%) 18 (3,5%) 40 (7,7%)

2 Учебник по русскому языку, 9 класс (авторы Ю . С . Пичугов, А . П . Еремеева, А . Ю . Купалова и др . ) 450 (100%) 95 (21,1%) 46 (10,2%)

Учебное пособие «Русский язык . Русская речь», 9 класс (автор Е И Никитина) 273 (100%) 15 (5,5%) 50 (18,3%)

3 Учебник по русскому языку, 9 класс (авторы Л . А . Тростенцова, Т. А . Ладыженская, А . Д . Дейкина, О . М . Александрова) 282 (100%) 63 (22,3%) 73 (25,8%)

понимание позиции автора и на работу с текстом (см рис 2)

Самые высокие числовые результаты по критериям, отмеченным нами, наблюдаются у двух учебников: коллектива авторов Ю . С . Пичугова, А . П . Еремеевой и др . и коллектива авторов Л . А. Тростен-цовой, Т А . Ладыженской и др . Показатели количества упражнений, направленных на понимание художественного текста, у этих учебников практически равны (21,1% и 22,3%) .

Показатели количества упражнений, содержащих художественный текст, выше у учебника авторов Л А Тростенцо-вой, Т А . Ладыженской и др . (25,8%) .

Стоит отметить, что линия УМК В . В . Ба-байцевой включает в себя, помимо учебников «Теория» и «Практика», учебное пособие «Русский язык. Русская речь», которое также содержит довольно высокий процент упражнений на базе художественного текста (18,3%) .

1 . Учебник по русскому языку (авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, С. Н. Митюрев и др.) [12] . Этот учебник, построенный по модульному принципу, существенно отличается от остальных, выбранных нами для анализа. Анализируя учебник, мы отметили, что в нем очень много фрагментов эссе, выдержек из энциклопедий, отрывков из

В

W

О

100

80

60

40

20

25.8

18.3

7.7 ■ 10.2

Учебник авторов А. Д. Шмелева, Э. А. Флоренской и др.

Учебник авторов Ю. С. Пичугова, А. П. Еремеевой и др.

Учебн ик авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.

■ количество упражнений в пособии Е. И. Никитиной, дополнение к учебнику Ю. С. Пичугова и др.

■ количество упражнений, содержащих художественный текст

Рис. 1. Показатели количества упражнений, содержащих художественный текст, в анализируемых учебниках по русскому языку

X 100

в

w О

80

60

40

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.5

Учебник авторов А. Д. Шмелева, Э. А. Флоренской и др.

21.1

Учебник авторов Ю. С. Пичугова, А. П. Еремеевой и др.

22.3

Учебник авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.

■ количество упражнений в пособии Е. И. Никитиной, дополнение к учебнику Ю. С. Пичугова и др.

■ количество упражнений, направленных на анализ авторских яхыковых средств и понимание авторской позиции в художественном тексте.

Рис. 2. Показатели количества упражнений, направленных на понимание авторской позиции в художественном тексте, в анализируемых учебниках по русскому языку

публицистических статей, памяток. Упражнений, в которых есть задания, помогающие проанализировать художественный текст, всего 18 (3,5%) - только

в них авторы учебника затрагивают образ автора . Это самый низкий результат среди анализируемых нами учебников по русскому языку (см . табл . 2) .

0

0

Приведем наиболее подходящие, на наш взгляд, формулировки заданий к упражнениям: Какое общее значение объединяет слова с приставкой «бес-»? Случайно ли автор ее использовал? Какой образ использует автор для характеристики своего героя - всемирно известного ученого?

В данном учебнике по русскому языку также содержится меньше всего упражнений, включающих художественный текст - 40 (7,7%) из 519 (100%) . Отметим некоторые из них: Обсудите, есть ли в тексте звуки и их сочетания, которые создают особую выразительность текста? Находится ли заголовок в прямой зависимости от темы? Назовите средства выразительности, которые используются в этом стихотворении (однако об их роли в тексте не спрашивается ничего) . Учащимся предлагается прочитать текст и понять смысл, проанализировать его с художественной точки зрения, в остальных случаях необходимо законспектировать приведенный текст, но не ставится задача понять позицию автора .

Анализируя результаты, полученные при подсчете упражнений в этом учебнике, можно сделать вывод: весьма слабая опора на работу с художественным текстом может негативно сказаться на результатах ГИА и ЕГЭ учащихся, ведь для успешной сдачи этих экзаменов необходим навык поиска проблемы текста, понимание позиции автора (ФГБНУ «ФИ-ПИ») Отметим, что учебник отвечает целям всестороннего развития, в нем много статей ученых-филологов, заметок, но непосредственной, глубокой работы с художественным текстом практически нет

2 . Учебник по русскому языку (авторы Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.), линия УМК авторов В. В. Бабайцевой и др. Отметим удачную, на наш взгляд, формулировку задания к текстовому упражнению - «прочитайте, ведя диалог с текстом» . Учебник

содержит приложение «Диалог с текстом», в котором авторы поместили «алгоритм», вопросы, которые следует задать себе при работе с текстом: «Писатель ведет диалог с текстом, а текст ведет диалог с читателем Этот сложный процесс помогает нам в самом трудном - в том, как вести диалог с самим собой Так процесс чтения становится событием внутренней жизни человека, это является основой самосознания, самосовершенствования» [13, с . 276] .

В учебнике практически к каждому упражнению, включающему текст, предложены задания: Объясните смысл названия; Озаглавьте текст; Укажите ключевые слова; Определите тему текста; Какие языковые средства использует автор, чтобы выразить свои чувства, дать эмоциональную оценку? - позиция автора текста не выясняется открыто, но присутствует формулировка: Какова основная мысль текста, какие чувства/мысли [автора] выражаются в стихотворении/тексте? либо: Согласны ли Вы с автором текста?

Существенное количество упражнений в учебнике содержат в себе задания на работу с художественным текстом Приведем примеры заданий, в которых учащимся предлагается, на наш взгляд, понять личность автора:

Упражнение 212 - Прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Какое настроение и какая мысль выражены в нем? Объясните знаки препинания. Как они помогают читать и понимать настроение? В чем вы видите иносказательность картины, нарисованной поэтом?

Упражнение 264 - В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть строфа, которую вы, быть может, помните наизусть. К кому обращается на «ты» автор? Какие местоимения создают особо доверительный тон признания поэта в любви?

Упражнение 266 - Какую роль выполняет пейзажная зарисовка в

приведенном отрывке из повести «Отрочество» Л. Толстого? Произведите лексический разбор текста.

Упражнение 282 - Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряженность изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Докажите, что это художественный текст.

Большой процент упражнений из выявленных 450 (100%) содержит задания, направленные на работу с художественным текстом (понимание смысла, выявление авторской позиции, работа с художественными средствами) - 95 (21,1%) . Художественный текст используется в 46 (10,2%) упражнениях (см . табл . 2) . Также стоит отметить то, что в данном учебнике большое количество упражнений, включающих в себя публицистический текст (очерки, письма, фрагменты статей ученых-филологов) .

Учебное пособие «Русский язык. Русская речь» (автор Е. И. Никитина), линия УМК авторов В. В. Бабайцевой и др. [14] . Дополнительный компонент комплекса - учебное пособие «Русский язык. Русская речь», состоящий из упражнений, направленных на развитие текстовой деятельности Учитывая, что учебное пособие полностью состоит из упражнений, включающих в себя работу с текстом, мы определили количество упражнений, направленных на работу только с художественным текстом, и отметили те, которые затрагивают вопросы, касающиеся позиции автора, выявляемой через анализ авторских языковых средств . Отметим распространенные задания к упражнениям, которые направлены на авторскую позицию: Какова роль авторской пунктуации? Найдите деталь, которая говорит об ироничном отношении автора к майору, Расшифруйте умолчание; о чем оно вам говорит? Какие приемы использует автор для того, чтобы показать

простоту и талант своего героя? Это пособие, как и основной учебник, содержит задания, предлагающие учащимся озаглавить текст, найти ключевые слова, ответить на вопросы по тексту, выразить в письменной форме собственное мнение

Некоторые задания к упражнениям содержат вопросы, прямо направленные на понимание смысла, заложенного в художественный текст автором:

Упражнение 203 - Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева, написанное в 1835 году. Укажите устаревшие поэтические слова и объясните их значение. Как вы думаете, для чего их употребил автор?

Упражнение 212 - Можно ли по содержанию стихотворения догадаться (понять, почувствовать), что поэт написал его в ссылке? Свой ответ аргументируйте.

Из 273 (100%) упражнений на работу с художественным текстом нацелены только 15 (5,5%) упражнений, художественный текст присутствует в 50 (18,3%) упражнениях (см . табл . 2) . Основу учебного пособия составляют очерки, заметки, интервью, фрагменты статей искусствоведов и филологов

3 Учебник по русскому языку (авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова) [15] . В учебнике нами были обнаружены, наряду с традиционными формулировками заданий: Озаглавьте текст, Спишите текст, определите тему и основную мысль, задания к упражнениям, направленные на понимание авторского замысла: Какие средства художественной речи использует поэт в стихотворении? Для чего? Какое отношение автора к себе проявляется в этом рассказе? Какую привычку людей автор не принимает?

Приведем примеры заданий, направленных на понимание смысла, заложенного в художественный текст автором:

Упражнение 127 - Подберите одно общее заглавие для двух отрывков.

Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчиненных предложений описано бережное отношение к памяти А.С. Пушкина?

Упражнение 185 - Прочитайте отрывок из очерка М. Горького, затем тот же отрывок с внесенными в него изменениями. Какой из отрывков отличается большей эмоциональностью со стороны автора? Благодаря каким языковым средствам возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов?

Упражнение 192 - Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Для художественной прозы Н. В. Гоголя характерно тщательное воспроизведение и выписывание бытовых деталей в подробностях. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки? С какой целью?

Работу с художественным текстом из 282 (100%) упражнений включают 73 (25,8%) . Отметим, что 63 (22,3%) упражнения, задания к которым направлены на понимание текста и анализ языковых средств, включают в себя не только художественный, но и публицистический и научный текст Это более высокий результат, чем в предыдущем учебнике . Результаты анализа представлены в таблице (см табл 2)

Сопоставительный анализ учебников по русскому языку для 9-го класса позволил выработать рекомендации, направленные на понимание художественных текстов и работу с авторскими языковыми средствами С этой целью следует:

• включать художественный текст (фрагменты художественного текста, тексты-миниатюры) в достаточном количестве в материал учебников по русскому языку Понимание смысла приведенного

текста, «прочтение» позиции автора с помощью средств художественной выразительности поможет учащимся правильно анализировать разные тексты одного автора, правильно употреблять языковые средства в собственных текстах, понимать художественные произведения в их явных и скрытых смыслах, что важно не только для уроков русского языка, но и для уроков литературы;

• формулировать задания к упражнениям, развивая речь учащихся (например, «Прочитайте текст вслух», «Вдумчиво прочитайте текст известного автора.», «Прочитайте, ведя диалог с текстом» -именно так формулируются задания к упражнениям в учебнике авторов Ю С Пичугова, А П Еремеевой и др );

• устанавливать межпредметную связь с изучаемым материалом по литературе с целью более полного понимания художественных текстов (фрагментов текста), используемых на уроках русского языка;

• использовать фрагменты художественных произведений для лингвистического и лингвокультурного анализа на уроках русского языка, включать больше заданий, направленных на понимание личности автора художественного текста и его позиции по отношению к написанному

Таким образом, анализ выбранных учебников русского языка дает представление о работе с художественным текстом в направлении понимания в нем авторской позиции с помощью языковых средств, что особенно важно в 9-м классе . На наш взгляд, приведенные данные позволяют судить о том, в каком направлении следует обогатить содержание и дидактический материал учебников русского языка, чтобы учащиеся смогли научиться работать со словом как выражением глубоких смыслов, понимать авторскую позицию через написанное и выражать свое отношение к миру

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. 176 с. (Б-ка учителя рус. яз. и лит.).

2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2001. 416 с.

3. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: моногр. М.: МПГУ,

2019. 212 с.

4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

5. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 210. 486 с.

6. Пахнова Т. М. Методическое пособие к учебникам Т. М. Пахновой «Русский язык. Базовый уровень». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2013. 104 с.

7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Общее языкознание: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 408, [8] с. (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

9. Львов М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. 2001. № 4. С. 3-8.

10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

11. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. 368 с.

12. Русский язык. 9 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, С. Н. Митюрёв, Г. И. Кустова, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёва]; под ред. А. Д. Шмелёва. 5-е изд., стер. М.: Вентана-Граф, 2020. 400 с.: ил. (Российский учебник).

13. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. 6-е изд., стер. М.: Дрофа, 2019. 301, [3] с.: ил. (Российский учебник).

14. Никитина Е. И. Русский язык: Русская речь: 9 класс: учебник. 6-е изд., перераб. М.: Дрофа,

2020. 335, [1] с.: ил., 8 л., цв. вкл. (Российский учебник).

15. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. 6-е изд. М.: Просвещение, 2019. 207 с., [4] л. ил.: ил.

REFERENCES

1. Deykina A. D. Obuchenie i vospitanie na urokakh russkogo yazyka. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 176 p. (B-ka uchitelya rus. yaz. i lit.).

2. Deykina A. D., Pakhnova T. M. Russkiy yazyk: Uchebnik-praktikum dlya starshikh klassov. Moscow: Verbum-M, 2001. 416 p.

3. Deykina A. D. Aksiologicheskaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka: monogr. Moscow: MPGU, 2019. 212 p.

4. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moscow: IKAR, 2009. 448 p.

5. Zherebilo T. V. Slovar lingvisticheskikh terminov. Nazran: Piligrim, 210. 486 p.

6. Pakhnova T. M. Metodicheskoe posobie k uchebnikam T. M. Pakhnovoy "Russkiy yazyk. Bazovyy uroven". 10-11 klass. Moscow: Drofa, 2013. 104 p.

7. Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost. Moscow: LKI, 2010. 264 p.

8. Popova Z. D., Sternin I. A. Obshchee yazykoznanie: ucheb. posobie. Moscow: ACT: Vostok-Zapad, 2007. 408, [8] p. (Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikatsiya. Zolotaya seriya).

9. Lvov M. R. Rol rodnogo yazyka v stanovlenii dukhovnogo mira lichnosti. Russkiy yazyk v shkole. 2001, No. 4, pp. 3-8.

10. Lvov M. R. Slovar-spravochnik po metodike russkogo yazyka: ucheb. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 240 p.

11. Baranov M. T., Ippolitova N. A., Ladyzhenskaya T. A., Lvov M. R. Metodikaprepodavaniya russkogo yazyka v shkole: uchebnik dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2001. 368 p.

12. Shmelev A. D. (ed.) Russkiy yazyk. 9 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Ventana-Graf, 2020. 400 p.: il. (Rossiyskiy uchebnik).

13. Pichugov Yu. S., Eremeeva A. P., Kupalova A. Yu. et al. Russkiy yazyk. Praktika. 9 kl.: uchebnik. Moscow: Drofa, 2019. 301, [3] p.: il. (Rossiyskiy uchebnik).

14. Nikitina E. I. Russkiy yazyk: Russkaya rech: 9 klass: uchebnik. Moscow: Drofa, 2020. 335, [1] p.: il. (Rossiyskiy uchebnik).

15. Trostentsova L. A., Ladyzhenskaya T. A., Deykina A. D., Aleksandrova O. M. Russkiy yazyk. 9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 207 p., [4] l. il.

Гольцева Елена Алексеевна, аспирант кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет e-mail: el_golts@mail.ru

Goltseva Elena A., PhD Postgraduate Student, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: el_golts@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2021 The article was received on 21.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.