Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста'

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1074
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / THE COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE SPEECH COMPETENCE / THE BASIC SCHOOL / THE COMPLEX ANALYSIS OF THE TEXT / TEXT-BOOK COMPLEXES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Табатчикова Кристина Дмитриевна

Рассматривается формирование коммуникативной и речевой компетенций у учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста. Анализируется сущность понятий «коммуникативная компетенция», «речевая компетенция», «комплексный анализ текста», даются их определения. Делается попытка найти решение данной проблемы путем анализа учебных комплексов для основной школы. Приводятся примеры работы с текстом на уроке русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Табатчикова Кристина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BASIC SCHOOL PUPILS IN THE PROCESS OF TEACHING THEM COMPLEX TEXT ANALYSIS

The article discloses the question of formation of the communicative and speech competences of schoolchildren of the basic school in the process of teaching them complex analysis of a text. The author examines the essence of the concepts «the communicative competence», «the speech competence», «the complex analysis of a text», gives them definitions. The author also tries to find the solution of the given problem in the analysis of some text-book complexes for the basic school. Examples of the work with the text at the lesson are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста»

УДК 372.881.161.1

М. Л. Кусова, К. Д. Табатчикова Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА

ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетенция; речевая компетенция; основная школа; комплексный анализ текста; учебные комплексы.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается формирование коммуникативной и речевой компетенций у учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста. Анализируется сущность понятий «коммуникативная компетенция», «речевая компетенция», «комплексный анализ текста», даются их определения. Делается попытка найти решение данной проблемы путем анализа учебных комплексов для основной школы. Приводятся примеры работы с текстом на уроке русского языка.

M. L. Kusova, K. D. Tabatchikova

Ekaterinburg FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BASIC SCHOOL PUPILS IN THE PROCESS OF TEACHING THEM COMPLEX TEXT ANALYSIS

KEY WORDS: the communicative competence; the speech competence; the basic school; the complex analysis of the text; text-book complexes.

ABSTRACT. The article discloses the question of formation of the communicative and speech competences of schoolchildren of the basic school in the process of teaching them complex analysis of a text. The author examines the essence of the concepts «the communicative competence», «the speech competence», «the complex analysis of a text», gives them definitions. The author also tries to find the solution of the given problem in the analysis of some text-book complexes for the basic school. Examples of the work with the text at the lesson are presented.

Ориентированность современно- языковой личности и решение коммуни-

го языкового образования на кативных задач делает более значимым

компетентностный подход, на развитие такой вид речевых упражнений, как

© Кусова М. Л., Табатчикова К. Д., 2011

комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста — это вид речевых упражнений, в основе которых лежит коммуникативный подход, включающий в себя определение функциональных возможностей лингвистических единиц в анализируемом первичном тексте, их реализацию во вторичном тексте, а также взаимодействие автора исходного текста с адресатом (создателем) вторичного текста, наделяющим вторичный текст субъективным смыслом и оценкой.

Заметим, что наше понимание данного вида упражнений отличается именно актуализацией их коммуникативной направленности, учетом адресата и адресанта как участников коммуникации, осознанного использования ими языковых средств при выражении собственной мысли в процессе создания текста на основе другого, ранее воспринятого.

Комплексный анализ текста используется в современной лингвистике и методике языкового образования потому, что рассматривает реалии языка и речи в их совокупности, поскольку только объединение в единое целое дает возможность полно представить событие или явление. Понятие комплексности в анализе текста, по нашему мнению, также следует рассматривать и с точки зрения возможности включения в него элементов диалога. Это связано с тем, что каждый функциональный элемент языковой системы «предлагает» собственное «видение» проблемы, представленной в тексте (авторская позиция). Иными словами, каждый текст имеет свой коммуникативный план, указывающий в дальнейшем на определенный характер взаимоотношений между участниками акта коммуникации, их эмоционального вз аимодействия.

Если обратиться к категории интерпретируемости художественного текста, то стоит отметить, что он обладает эмоциональной силой воздействия на читателя, а также эстетической функцией.

Обе эти позиции (эмоциональность и эстетизм) реализуются в тексте при помощи речевых средств, поскольку именно речь вызывает разные чувства, мысли, ощущения. Кроме этого, речь обладает «образным обобщением и яркой выразительностью» [7. С. 28], а язык — лишь «значением восприятия, но не смысла того, что мы слышим или читаем» [2. С. 5].

В анализе текста позиция не только автора, но и того, кто анализирует текст, ищет в нем определенный смысл и таким образом тоже включается в интерпретацию действительности. Любой текст можно интерпретировать, наделяя его собственным смыслообразованием и вычленяя из него интегральное содержание. В конечном итоге получается определенная картина события, явления, включающая точку зрения автора и анализирующего текст субъекта. Отсюда и название анализа — комплексный, что значит целостный, поскольку, когда изменяется реальность, окружающая нас, естественно, меняется и мнение, связанное с тем или иным текстом-реальностью. В понятие «комплексность» входит жизненный опыт личности и ее принципы, принадлежащие личности стратегии восприятия и порождения текста.

Связывая комплексный анализ текста с формированием коммуникативной компетенции, мы исходим из того, что коммуникативная компетенция, в трактовке И. А. Зимней, — это потенциальное психологическое новообразование, состоящее из знаний, представлений, программ (алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) [Цит. по: 3]. И. А. Зимняя также считает, что коммуникативная компетенция — сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения [Там же]. М. Н. Вятютнёв понимает под коммуникативной компетенцией выбор и реали-

зацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок [См.: 4]. В «Лингводидактическом энциклопедическом словаре» А. Н. Щукина данный термин определяется как «способность решать средствами... языка актуальные для учащихся задачи общения в. жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [9]. Это способность учащегося действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать коммуникацию между людьми.

Для формирования у учащихся коммуникативной компетенции важен комплексный характер исследования текста. Если комплексный анализ текста представить в виде деятельности, то коммуникативная компетенция будет являться итоговым продуктом (результатом) такого анализа. Отметим, что в основе коммуникативной компетенции лежат коммуникативные умения, совершенствуемые в процессе создания вторичного текста. Коммуникативные умения — это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях коммуникативных задач [Там же], а коммуникативная компетенция — это способность применять умения в нестандартной ситуации, т. е. при анализе разных текстов, создавая при этом новый текст, отражающий отношение ученика к исходному тексту.

Обучение комплексному анализу текста обеспечивает концентрацию коммуникативных умений, их реализацию, совершенствование в течение всей жизни; позволяет адаптироваться в каждой конкретной коммуникативной ситуации. Также при обучении комплексному анализу текста интегрируются базовые теоретические знания по русскому языку, литературе, истории, культуре и другим

наукам с практической их реализацией. При этом обеспечивается переосмысление места и роли языковой теории в процессе обучения, ее упорядочивание, систематизация, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации учащихся к освоению и совершенствованию коммуникативных умений. Отличие такого анализа от предложенного в учебниках и методической литературе заключается в том, что он позволяет учащимся не только открывать представленные в тексте языковые связи, языковые явления и закономерности, но и определять функциональные возможности языковых единиц, что, в свою очередь, дает возможность наделять текст (совместно с его автором) личностно значимым смыслом и оценкой.

Рассмотрим, как решается проблема формирования у учащихся коммуникативной компетенции в школьных учебниках по русскому языку. Анализ учебников по русскому языку для 5—9 классов авторов Т. А. Ладыженской и других (под редакцией Н. М. Шанского) показал, что в основе языкового образования лежит познавательно-практическая направленность [6]. Формирование коммуникативной и речевой компетенций реализуется через совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков, через овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Эти компетенции совершенствуются при подготовке к написанию изложения и сочинения и включают в себя анализ темы, уточнение ее границ, определение основной мысли, составление плана и в соответствии с ним систематизацию материала, правильность отбора языковых средств. Определение темы, основной мысли, идеи должно реализовываться через анализ функциональных возможностей языковых единиц. Однако данные позиции (анализ функциональных возможностей

языковых единиц) в учебниках почти не представлены, также отсутствует алгоритм по совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся в языковом образовании.

Учебники под редакцией М. М. Разумовской ориентированы на «функционально-коммуникативный», или «системно-деятельностный подход», основанный, по мнению Л. Г. Бабенко, на том, что «1) за каждым текстом стоит его творец, автор, уникальная языковая личность; 2) каждый текст опрокинут в социум, направлен к адресату, читателю» [1. С. 49].

При обучении по данному комплексу обеспечивается связь процессов восприятия, воспроизведения и порождения текста, в которых участвует активный субъект, но алгоритм анализа текста представлен в учебнике для 9 класса [7]. К сожалению, имеющегося в учебниках материала недостаточно для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции, хотя нужно признать, что они обеспечивают языковое образование и речевое развитие учащихся через овладение речевой деятельностью, что определено коммуникативным подходом к содержанию языкового образования. Речевая направленность курса «Русский язык» отражается в осознании речи и речеведческих знаниях, представляющих собой систему ориентиров в процессе речевой деятельности. Авторы учебников усиливают семантический аспект в изучении фактов и явлений языка. Но анализ функций языковых единиц они связывают преимущественно с наблюдением за изобразительновыразительными средствами языка. Анализ функциональных возможностей языковых единиц, их роли в раскрытии темы текста, основной мысли проводится эпизодически.

Учебники по русскому языку для 5—9 классов (авторы А. Ю. Купалова и др.) предполагают формирование

коммуникативной компетенции [5]. Эта позиция определяет право учителя на обучение русскому языку с опорой на функциональный подход. Продемонстрируем реализацию данного подхода на примере темы «Словообразование». Членение слова на морфемы, по мнению авторов программы, — умение, необходимое для формирования орфографической зоркости. Речь идет о функции морфемы в слове, но анализ слов с определенной морфемной структурой в аспекте их роли в тексте отсутствует. Аналогичное наблюдаем и при изучении строения предложений. В учебнике органично сочетается повторение с изучением нового лингвистического материала, но и на этапе повторения функции языковых единиц в тексте рассматриваются эпизодически.

Сказанное позволяет заключить, что методический аппарат школьных учебников по русскому языку демонстрирует учащимся комплексность данного вида упражнений — комплексный анализ текста — с позиции изучения системы языка: одновременного выполняются лексические, словообразовательные, морфологические и другие задания. Коммуникативная направленность комплексного анализа текста в учебниках по русскому языку отражена в меньшей степени. В связи с этим предлагаем дополнять уроки русского языка работой с текстами по алгоритму, который отличается тем, что позволяет не только проанализировать функциональные возможности языковых единиц в тексте, но и использовать эти языковые единицы при создании собственного (вторичного) текста. При этом учащийся вступает в диалог с автором исходного текста и с адресатом собственного текста, что, безусловно, определяет более высокие требования к текстовым умениям учащихся. Для комплексного анализа учащимся можно предлагать отрывки как из художественных произведений, так и из публицисти-

ческих эссе. Данные тексты должны сопровождаться вопросами, которые, по нашему мнению, способствуют совершенствованию как коммуникативной, так и речевой компетенции.

Мы предлагаем следующий обобщающий алгоритм для анализа текста:

1. Прочитайте текст.

2. Сформулируйте рабочую гипотезу по поводу содержания текста: определите тему, проблему текста.

3. Составьте план.

4. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип текста.

5. Проанализируйте функции языковых единиц: особенности использования в тексте определенных сочетаний звуков, особенности функционирования слов с различной стилистической окраской, объединений слов — синонимов, антонимов, слов с различной морфемной структурой, слов, принадлежащих к разным частям речи, определенных типов предложений. Определите их роль в раскрытии темы и проблемы текста.

6. Определите позицию автора текста, опираясь на анализ функционирования языковых единиц.

7. Создайте собственный текст. Обобщающий алгоритм — это своего

рода универсальный план анализа текста, который от класса к классу подвергается изменению и дифференциации, поскольку в курс «Русский язык» ежегодно добавляются новые темы, разделы.

Приведем пример вариативного алгоритма для учащихся 8-го класса:

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

2. Сформулируйте проблему, которая волнует автора текста. Перечислите слова, помогающие понять позицию автора.

3. Составьте план текста.

4. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип текста.

5. Найдите ключевые слова. Определите связь между ними.

6. Установите роль слов, обозначающих цвет.

7. Установите роль прилагательных в тексте.

8. Определите структурные типы предложений в тексте. Почему автор использует такие конструкции?

9. Обозначьте функции знаков препинания в тексте.

10. Выразите свое отношение к проблеме, затронутой автором в тексте.

Текст

Клены оделись в багрянец. Они стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел октябрь. Иногда тихонько роняют свои резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов...

Как нежно выглядят золотые березки среди зеленых сосен. Они опустили ветки и печалятся, что скоро придут холода. Похожие на огромных великанов, раскинув ветки, стоят желтозеленые дубы.

Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и летят на юг. Где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно, и они вынуждены лететь туда, где тепло. Только воробьи летают вокруг и звонко чирикают, потому что им некуда спешить.

Прокомментируем некоторые пункты плана, исходя из определения комплексного анализа текста. Пункты 5, 6, 7,

8, 9 позволяют определить глубинные структуры в тексте, а пункт 10 предполагает оценочные замечания того, кто анализирует текст. Такие тексты можно предлагать школьникам для анализа и создания вторичного текста. Для того чтобы создать вторичный текст, необходимо прежде всего отобрать из анализируемого текста те языковые единицы, которые отражают авторскую позицию.

Специфика такой работы заключает- «перевод» комплексного анализа текста

ся в том, что ученик, постигая смысл в разряд упражнений, при выполнении

анализируемого текста, интегрирует во которых учащийся хорошо представляет

вторичном высказывании позицию ав- себе то, зачем нужны такие упражнения,

тора и свою собственную. Также он мо- где могут пригодиться формируемые

жет проанализировать свой текст с точки умения. Благодаря комплексному анали-

зрения собственного коммуникативного зу текста школьник учится использовать

намерения, осуществляя выбор языко- факты языка в процессе общения — у

вых единиц с учетом другого адресата. него формируется коммуникативная

Таким образом, предложенный нами компетенция.

алгоритм анализа текста обеспечивает

ЛИТЕРАТУРА

1. БАБЕНКО Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для вузов. М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004.

2. ДОЛИНИН К. А. Интерпретация текста: (фр. яз.) : учеб. пособие для студентов по спец. № 2103 «Иностранный язык». М. : Просвещение, 1985.

3. ИВАНОВ Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. 2008. № 1.

4. КРАМАРЕНКО Н. О. Коммуникативная компетентность студента-филолога // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2009. № 1 (2), май.

5. КУПАЛОВА А. Ю., ЕРЕМЕЕВА А. П., ЛИДМАН-ОРЛОВА Г. К. и др. Русский язык : учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.

6. ЛАДЫЖЕНСКАЯ Т. А., БАРАНОВ М. Т., ТРОСТЕНЦОВА Л. А. и др. Русский язык : учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ / под ред. Н. М. Шанского.

7. РАЗУМОВСКАЯ М. М., ЛЬВОВА, С. И., КАПИНОС В. И. и др. Русский язык : учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

8. САВЧЕНКО А. Н. Речь и образное мышление // Вопросы образования. 1980. № 2.

9. ЩУКИН А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь : более 2000 единиц. М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.