Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ'

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение родителей / обучающий курс / развитие связной речи / художественная литература / parent education / training course / development of coherent speech of older preschoolers / fiction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е С. Неустроева

Статья посвящена проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в целях развития детей дошкольного возраста. Основная задача исследования – разработать форму взаимодействия специалистов ДОУ и семьи для решения вопросов речевого развития детей. Обозначены направления обучающей деятельности педагога (диагностическое, стимулирующее, обучающее, рефлексивное) с родителями. Разработан курс для родителей, который призван формировать компетенции взрослого при воздействии на ребенка. Представлены краткие результаты по завершении курса. Обучающий курс для родителей эффективен в освоении педагогических компетенций на индивидуальных началах, так как предусматривает выбор сроков, темпа и содержания самими взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е С. Неустроева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PARENTS TO ORGANIZE THE PROCESS OF DEVELOPING CHILDREN’S COHERENT SPEECH

The article deals with a problem of organizing cooperation between teachers and parents for development of preschool children. The main task of the study is to develop a form of interaction between pre-school and family specialists on the development of coherent speech of older preschool children. The directions in the framework of the upcoming work (diagnostic, stimulating, educational, reflective) with parents have been identified. A course has been developed for parents on the topic “development of coherent speech of older preschool children,” in which methods and techniques of interaction between an adult and a child are defined. Brief results on completion of the course are presented. The training course for parents is effective in mastering pedagogical competencies on an individual basis, as it provides for the choice of timing, pace and content by adults themselves.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

13. O sostoyanii zaochnogo obucheniya v RSFSR i merah ego uluchsheniya. Postanovlenie SNK RSFSR ot 07.05.1932. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1930; № 32: 2.

14. Polozhenie o nauchno-metodicheskom kabinete po zaochnomu obucheniyu Narkomprosa RSFSR. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 34: 8-9.

15. Ob organizacii i rukovodstve zaochnym obucheniem na mestah (№ 500 ot 8 iyunya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 35: 5-7.

16. Polozhenie o zaochno-kursovyh sektorah pri pedvuzah (utverzhdeno 27 maya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 36: 10-11.

17. Polozhenie o zaochno-kursovyh sektorah pri pedtehnikumah (utverzhdeno 27 maya 1932 g.). Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 36: 11-12.

18. O zaochnoj podgotovke pedkadrov. Prikaz po Narkomprosu № 318 ot 2 iyulya 1932 g. Byulleten' Narodnogo komissariata po prosvescheniyu RSFSR. 1932; № 40: 4-5.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

УДК 37.048.3

Neustroeva E.S., postgraduate, ShadrinskState Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

TEACHING PARENTS TO ORGANIZE THE PROCESS OF DEVELOPING CHILDREN'S COHERENT SPEECH. The article deals with a problem of organizing cooperation between teachers and parents for development of preschool children. The main task of the study is to develop a form of interaction between pre-school and family specialists on the development of coherent speech of older preschool children. The directions in the framework of the upcoming work (diagnostic, stimulating, educational, reflective) with parents have been identified. A course has been developed for parents on the topic "development of coherent speech of older preschool children," in which methods and techniques of interaction between an adult and a child are defined. Brief results on completion of the course are presented. The training course for parents is effective in mastering pedagogical competencies on an individual basis, as it provides for the choice of timing, pace and content by adults themselves.

Key words: parent education, training course, development of coherent speech of older preschoolers, fiction

Е.С. Неустроева, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Статья посвящена проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в целях развития детей дошкольного возраста. Основная задача исследования - разработать форму взаимодействия специалистов ДОУ и семьи для решения вопросов речевого развития детей. Обозначены направления обучающей деятельности педагога (диагностическое, стимулирующее, обучающее, рефлексивное) с родителями. Разработан курс для родителей, который призван формировать компетенции взрослого при воздействии на ребенка. Представлены краткие результаты по завершении курса. Обучающий курс для родителей эффективен в освоении педагогических компетенций на индивидуальных началах, так как предусматривает выбор сроков, темпа и содержания самими взрослыми.

Ключевые слова: обучение родителей, обучающий курс, развитие связной речи, художественная литература

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 году по теме «Разработка и реализация практического курса повышения родительской компетентности по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста»(№04.24.16-2Д от 2 мая 2024 г.)

Включение родителей в систематический процесс целенаправленного развивающего воздействия на ребенка дошкольного возраста наравне с педагогами является необходимым условием успешности индивидуальных показателей образованности ребенка [1].

Между тем тенденции обновления системы дошкольного образования в документе «Концепция развития дошкольного образования до 2030 года в Российской Федерации» гласят о необходимости усиления контакта дошкольных образовательных организаций с семьей [2].

Сотрудничество педагогов с родителями дошкольников имеет разные направления: просвещение, обучение, консультирование и т. д.

Обучение родителей является одной из практико-ориентированных форм повышения их педагогической компетентности по вопросам развития ребенка, так как предлагает не только знакомство с новой информаций, но и формирование новых умений, оттачивание навыков в практическом действии [3].

Однако организационные аспекты процесса обучения семьи стали создавать большие трудности для педагога (Т.И. Добикова, А.М. Яценко, П.А. Лобанова).

Основными причинами этого явления остаются финансовый, социальный, духовно-личностный статус самих родителей, который претерпел изменения, начиная с 1990-х г.г и трансформируется до сегодняшнего момента [4].

Это становится одним из факторов того, что ребенок начинает отставать в развитии или темп его становится медленнее. Особенно отдаленность родителя и ребенка, а также семьи от образовательного процесса сказывается на состоянии общения и развитии связной речи дошкольника.

Такая ситуация неблагоприятна, особенно если это ребенок, которому предстоит переходить на следующий этап обучения, - школьный. В этом случае времени остается меньше на подготовку, а роль родителей начинает приобретать в этой подготовке все большее значение.

Главным показателем готовности старшего дошкольника к последующему обучению является связная речь.

По мнению ученых (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова), она служит показателем всех сфер развития ребенка (умственной, физической, эстетической и т. д.), так как пронизывает регулируемые этими сферами психические функции.

Как показывают исследования (И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Су-хомлинский, Е.И. Тихеева), развитие связной речи берет свой вектор направления внутри семьи.

Родители - это первые люди, которые задают культуру речи, манеру высказывания, характеристики говорения (Ф. Квинтилиан, К.Д. Ушинский, О.П. Макси-менко). Это происходит через общение с ребенком, постоянное рассказывание ему историй, чтение художественных произведений, потому что связная речь развивается на основе слушания и подражания.

К сожалению, не во всех семьях сохраняется такая традиция по мере взросления ребенка, а в некоторых даже не существует изначально.

Роль педагога в представленном случае - помочь родителям сформировать и/или возобновить процесс проведения семейного обучения, конкретизированного на развитии речи детей.

Тогда возникает проблема, каким образом осуществить процесс повышения родительской компетентности по вопросам развития связной речи детей, педагогу, если посещаемость родителями встреч с ним сводится к минимуму.

Формулируется цель исследования: определить форму обучения родителей организации процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования становится обучение родителей.

Такая деятельность возможна, если решить ряд задач по отношению к родителям:

- диагностировать уровень родительской компетентности в области речевого развития детей;

- формировать мотивы у семьи на активное включение в образовательно-развивающий процесс;

- разработать форму организации обучения родителей различным методам и развития связной речи, которые они могут использовать в процессе домашнего общения и/или семейного обучения.

Научная новизна: решение выявленных задач целесообразно осуществить в рамках разработки курса обучения родителей организации процесса развития связной речи старших дошкольников.

Обучающий курс - это система занятий, организованных в разных типах (лекционное, практическое, самостоятельное), но объединенных единой тематикой «речевого развития».

По завершении курса предлагается проверить поученные знания и накопленный опыт обучающихся родителей в рамках изученной ими темы.

Теоретическая значимость состоит в том, что разработка обучающего курса для родителей по вопросам организации процесса развития связной речи

дошкольников является продолжением и расширением опыта подобной работы среди зарубежных и отечественных ученых.

Во-первых, за рубежом создано много курсов обучения и повышения компетентности для родителей по основам взаимодействия с детьми. В основном это курсы комплексные, предлагающие программу психологического сопровождения разных категорий детей родителями. Разработка курса по развитию связной речи представляет педагогическое направление и является более конкретной областью в вопросах развития детей.

Во-вторых, среди отечественных исследований разработка аналогичных курсов обучения членов семей не имеет такого распространения. В основном здесь представлены наработки в форме программ (долгосрочных, примерно на год и более), отдельных консультаций и иных мероприятий для родителей. При этом у практиков есть материал именно по развитию связной речи. Поэтому целесообразным будет отметить, что введение наличного материала в краткосрочные курсы обучения родителей развитию связной речи детей значительно обогатит теоретические положения.

Практическая значимость состоит в том, что разработка обучающего курса для родителей пополнит методический уровень педагогической науки. Реализация и получение результатов инновационной методики будет способствовать развитию новых идей, способов, форм организации сотрудничества педагогов и родителей.

В нашем исследовании были использованы методы теоретического характера (анализ нормативно-правовых документов, научных идей; диагностика общественной ситуации, социального заказа; синтез научных предложений); эмпирического характера (анкетирование, обучение, анализ продуктов деятельности, письменный опрос).

Использование представленных методов позволит комплексно оценить ситуацию и правильно направить исследование.

Вопросами организации сотрудничества педагогов и семьи ученые занимались уже давно, среди них Я.А. Коменский, И.П Песталоцци - признавали главнейшую роль семьи в воспитании ребенка с самого рождения; А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев - обосновывали необходимость в установлении партнерского диалога семьи с образовательным учреждением, где ребенку предстоит обучение и воспитание.

Значимость семейного воспитания обосновалась еще в Средние века, тогда большое значение отводилось материнской роли в образовательной деятельности ребенка. Исключительно на мать ложились обязанности за привитие «жизненных правил», традиций и ценностей своему ребенку.

Согласно мнению Я.А. Коменского, материнское воспитание - это фундамент для дальнейшего процесса образования ребенка, на основе которого все сферы его развития совершенствуются, когда дошкольник «вручается» педагогу [5].

А.С. Макаренко был одним из первых, кто поднял проблему взаимодействия педагогов и родителей в процессе взаимодействия с детьми. Он отмечал, что «родительский авторитет» в образовательном процессе выполняет функцию передачи основ знаний для ребенка путем подражания взрослому [6].

П.Ф. Каптерев обосновал позицию, что семья является пространством, подготавливающим ребенка к посещению общественной образовательной организации, после чего две автономные ячейки общества - семья и детский сад -должны объединиться в усилиях по воспитанию и обучению ребенка [7].

В исследовании Н.А. Платохиной отмечено, что родители на протяжении всего дошкольного детства должны обеспечивать ребенка всеми условиями, создающими для него воспитательно-образовательное и развивающее пространство [8].

Несмотря на длительную историю семейного воспитания ребенка, современные исследования показывают, что этот феномен сейчас претерпевает кризисное состояние [9].

Такое состояние возникло несколько десятилетий назад, и связано оно было с изменением цивилизации, вынужденностью матерей ставить в приоритете своей жизни работу, появлением новых технологий, снижением уровня духовности и утратой традиций семьи, а в целом разделения поколений родителей и детей на два общества - традиционное и цифровое.

Несмотря на это, ученые (Е.А. Кудрявцева, М.В. Фадеева, Ю.А. Федорова) акцентируют внимание на сохранении понятия «осознанное родительство», которое подразумевает постоянное участие семьи в воспитательно-образовательной деятельности ребенка.

На этой основе стали организовываться специальные педагогические мероприятия для родителей, направленные на обеспечение их информацией по развитию детей. После стали появляться и внедряться в практику программы повышения качества педагогической компетентности родителей в области воспитания и образования дошкольников [9].

В рамках данных программ формы взаимодействия с родителями расширялись за счет комплексного просвещения семьи (психологического, экономического, педагогического, медицинского и т. д.), а также за счет введения инновационных технологий взаимодействия педагогов с взрослыми.

Так, актуальными мероприятиями по организации взаимодействия стали лекции, консультации, курсы, тренинги, семинары, а также видеотехнические форматы работы (особенно востребованные в современное время) [10].

В дошкольных образовательных организациях до сегодняшнего дня активно применялись родительские собрания, а также индивидуальные консультации для родителей. Но даже эти формы стали невостребованными, так как современное общество родителей отличается динамичностью. Поэтому в содержание информации, преподносимой на родительских собраниях, практически не вникают

В целях обучения родителей целесообразным является комбинирование различных форм взаимодействия и создания курсов повышения компетентности.

Курс - это система занятий, по прохождению которых человек получает определенные знания, умений и навыки, так как, приобретая тот или иной материал, он может его применить в практическом режиме (Н.П Миносяц).

Зарубежный опыт организации курсов (программ) обучения родителей основам развития ребенка представлен более обширно.

Так, комплексный курс С.М. Плэвяну предлагает обучение родителей посредством просветительского (предоставление информации в виде лекций) и практического (решение конкретных ситуаций в общении с ребенком) модуля, в процессе освоения которого родители знакомятся с психическим закономерностями развития ребенка определенного возраста, осваивают приемы педагогического взаимодействия с ребенком и оценивают собственную деятельность. Дополнительным материалом к организации данного курса автор рекомендует использовать вопросник по диагностике и мониторингу уровня родительской компетентности [8].

Другим вариантом зарубежной технологии, направленной на повышение родительской компетентности, является «МонтеБаРотренинг». Его структура включает в себя сочетание теоретической части (проведение мини-лекций) и практической - выполнение упражнений на закрепление полученной информации [5].

В отечественных исследованиях педагоги дошкольных образовательных организаций прибегают к нетрадиционным формам взаимодействия с родителями. Так, родители могут вступать в семейные клубы с участием в викторинах, в кружки для отработки навыков, участвовать в конференциях, вебинарах для получения дополнительной информации, проходить квесты вместе с детьми и т. д.

В данном случае мероприятия проводятся обособленно друг от друга, но в основном приурочены к определенной тематике.

При организации курса для родителей тематика также является одним из важнейших целевых ориентиров, но здесь подразумевается выстраивание четкой, систематической программы занятий, которые будут составлять единое целое - комплекс. При выпадении одного из пунктов такого комплекса курс будет считаться реализованным не полностью.

Опираясь на образовательные области в дошкольном периоде детства, целесообразно предусмотреть обучение родителей вопросам социально-коммуникативного, познавательного, физического, речевого, художественно-эстетического развития.

Учитывая проникающую и сопровождающую функции речевого развития для других процессов и сфер, особенно активная работа в дошкольном образовании будет направлена на него.

Основным источником речевого развития ребенка является общение посредством связной речи с взрослыми (М.И. Лисина).

С самыми первыми коммуникациями ребенок знакомится в семье. Наличие между родителями и ребенком регулярного общения, сопровождающегося эмоциональным контактом, способствует реализации феномена «ответственного родителя» [11].

Одним из самых эффективных и доступных методов активизации общения и развития связной речи ребенка является взаимодействие с книгой.

Как замечали ученые Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, А.В. Запорожец, книга -это огромный ресурс для обогащения речи лексическим набором, эмоциональными и образными выражениями, грамматически правильными конструкциями и т. д.

Семейное чтение - это и есть процесс коммуникации родителя и ребенка, в котором развивается связная речь.

По данным современных исследований (2014 г), родители считают, что знакомить ребенка с книгой совсем не обязательно, ее можно использовать лишь иногда, «как вспомогательное средство» для обучения [12; 13].

Однако отечественные педагоги-ученые не согласны с такой позицией. Они определяли книгу не только как средство речевого развития, но и как ресурс для духовного становления личности ребенка, и как средство формирования традиционных ценностей семьи (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

В целом не только взаимодействие с книгой у родителей и детей сводится на нет, но и вербальная коммуникация.

В исследованиях У.П Егоровой для развития связной речи предлагается взрослому осуществлять общение с ребенком каждый день по поводу того, как прошел день - обмениваться информацией; знакомить ребенка с новыми объектами окружающей среды, давать им подробные характеристики, используя различные части речи: прилагательные, глаголы, местоимения и т. д.; организовывать совместную деятельность с ребенком, где каждый участник - родитель и дошкольник - является собеседником и поддержкой другому [14].

Учитывая методологический опыт ученых, в современных условиях целесообразно сказать о некоторых противоречиях, мешающих его реализовать:

- между необходимостью государства включать семью в образовательный процесс с детьми и фиксацией низкого уровня педагогической компетентности у родителей по вопросам развития связной речи;

- между необходимостью обучать семью основам развития связной речи и отстраненностью родителей от партнерства с педагогами;

- между необходимостью организовывать процесс развития связной речи детей родителями дома и отсутствием традиции использовать их во внутрисемейной атмосфере.

Так, становится необходимым определить особенности взаимодействия родителей с ребенком, а также разработать курс для обучения родителей организации процесса развития связной речи детей.

Для достижения цели нашего исследования нами были определены следующие деятельностные направления работы с родителями:

1. Диагностическое анкетирование уровня родительских знаний и умений;

2. Разработка и реализация практического курса по обучению родителей методам и приемам развития связной речи детей (на материале использования художественной литературы - сказок и творческого рассказывания).

3. Мониторинг уровня родительских знаний и умений.

Диагностика состоялась на предмет наличия у родителей представлений об условиях речевого развития, основных приемах творческого рассказывания, благотворно влияющих на развитие связной речи дошкольников, о методике работы со сказками в процессе общения с детьми.

В эксперименте участвовали 19 родителей детей старшего дошкольного возраста.

Анкеты для диагностики состояли из 24 вопросов, центральными из которых, для нас стали следующие: Как часто Вы читаете книги? Знаете ли Вы правильный алгоритм (методику) работы со сказкой? Знаете ли Вы приемы работы над сказкой или рассказом? Что Вы подразумеваете под творческим рассказыванием? Придумываете ли Вы сказки и рассказы для ребенка и вместе с ним ? Что Вам нужно, для того, чтобы чаще использовать художественную литературу вобщени и сребенком?

Данные ороведенныеанеет пнеазели, дтд большер чаете родительнкого контингента использует чтение художественной литературы в общении с ребен-как гфаыыыичесаи еабдыйщень. Прн этомродитенн ердаютч|зеимущсртво таеим нрбинвдденияа,каи русакее народные сказки и сеазкиы орсрыыие(нм. емс. ы.

3%

■ русские народные сказки сказки народов мира

■ сказки о природе

■ комиксы

Рис. 1. Семейные предпочтения литературы для чтения с ребенком, в %

Больше всего инициативу к взаимодействию со сказками, по ответам роди-тбрей грорвняет кем дошсолнндн.Однако аоен талер еымви, ечоис^ых, нак еды одоечают, pыаeиoкдымничоеткниги,таукaкчжаемерт чес делать.

На вопрос «Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой?» толь-ко4 веловела изчисла мнрошенсыо бнмеделб срмоиойрверотеает ью, чтознают, еиеодeмoнcьероoвеси тведзетние,oичьрн пеимерндо матодикд«ечеиитатч, пвреcклзльlлoбcрыить,ьоылатднднтдьl>>;Cьoдитесяырмeлдаи, чтотаопекмеют пелдcтачлыи«бaлыoритма рардтыьт скaзсыс,ьo ви^^f^г5^да^арLвчОпык^^ не аркомонти ретеапьчей отпер г^с^е нбыъюеерн о. Н л«pиы/leр,« нечллo,cмьeдcче, ко-пла»кыды<иepвкч«лычронии^тоеичное чеанраи педескаб»

1вдьшв^к зaлнчлн, чиоте ыадеют меторбо й деб о™ сениезкд«) п^.то cлoбщл«иярЫ еебоб

■ знают методику

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кажестся, что знают методику

■ не знают методику

Рис.2. Распределениеответов родителейна вопрос о методике работы со сказкой, в %

Знание триемов работы сосказкпи т/или ротсказом таюке осталось ирттзсдоо^р^!^иллил^;^^1зепр'^р^<^д^а родителей - 14 человек; 2 ответили только попрпом« пртсмв.Тедрвмтр, «чтение и расскрзывррвр », «рррогрываниепак^^1^и по ролям», остальные оставили данный вопрос без ответа.

Вопрос«Првдумыаамте ли Вы вовиокнрривлпетл сообенком?» показал, пер^^ррк/ие^'^ррье^оствр;^г^в имвлвеявпшь 5 ртм^ ит ныл.

Представление родителей о том, что им было бы необходимо, чтобы ис-п0ррее2птп xyдмррсевeннyю еиеррас°ру в oбlррпвр с ддрьми,чaщeерoдаллеик отсеерввржонбетрше времени» (рис. 3).

■ знают методику

кажестся, что знают методику

■ не знают методику

Рис. 3. Распределение ответов родителей по вопросу «Что Вам нужно, доя того.птдрп, нмщл ирррерппмауь xррожecмимниеюP2тeротреy в общении с ребенком?», в %

Из них только три человека определили для себя, что им недостаточно итедк«, умений и навыков, поэтому требуется обучение, другие 3 ответили, что ом ружно понять значимость такой деятельности и сформировать их личную мотивацию на использование художественной литературы в общении с ребенком.

На основании проведенного опроса и полученных ответов нами были определены целевые ориентиры, на которых основывается разработанный нами курс для родителей:

1. Понимание проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Введение в методику работы со сказкой.

3. Практические навыки работы со сказкой для развития речи.

4. Применение творческого рассказывания в повседневной жизни с детьми.

Представленные ориентиры стали основополагающими модулями обучающего курса.

В структуре курса было определено 5 модулей, в каждом из которых содержательная часть представляла собой несколько занятий.

Каждый из модулей содержал занятия разного типа: лекционное, рекомендательное, практическое.

Лекционные занятия представлены в формах мини-докладов. Они содер-жычосров ную информацию по изучаемому вопросу: это четко выделенные пун-еты, оитересные факты.

Завершение лекционного занятия предусматривало блиц-опрос (в письменной форме), то есть проверку знаний, прослушанных на лекции, в виде отве-«овке основополагающие вопросы.

Рекомендательное занятие - это дополнительный материал, который д^станл ен в виде памяток, рекомендаций - в текстовом формате. В некото-Оыьмоддл ях под рекомендацией предполагалось самостоятельное выполнение упражнения.

Пра ктическое занятие - это домашнее задание. Его родителю необходимо Оыло вып олнить в соответствующем формате (видео, текстовом) и продемонстрировать его для проверки педагогом. Оно является последним занятием при

3 аве.шен ии каждого модуля.

Продолжительность курса составляет 5 часов 20 минут - 8 занятий. Из них:

4 оеиционных, 4 практических.

Псз авершении реализации обучающего курса для родителей мы получили следующие результаты: родители показали знания основных понятий «связная речь», «творческое рассказывание»; определяя компоненты связной речи, справились 3 родителя, ответив, что «это словарный запас, предложение»; изучая особенности к речевому творчеству своих детей, 8 родителей отметили, что «ребенок сочиняет стихи и песни», причем некоторые употребили слова «читает, пересказывает», 12 родителей указали на то, что «ребенок любит сочинять истории, сказки и рассказы»; взрослые поделились, что стали часто использовать творческое рассказывание в общении с ребенком «перед сном мы фантазируем», «когда идем домой, по дороге сочиняем», «после того, как я читаю ему сказку, он придумывает ее продолжение» и т. д. Среди них только 1 родитель высказал мысль о том, что не планирует использовать творческое рассказывание дла°вз ви тия связной речи своего ребенка, 1 родитель отметил, что пробовал, но делает это редко.

В процессе коллективного выполнения практических заданий каждый из родителей исследовал возможности сказок на себе.

Так, нами была проведения игра «Кто ты из сказки?», по результатам которой взрослые отметили, что, выбрав героя и дав ему характеристики, они действительно увидели себя - это может помочь им при решении личностных проблем и иных ситуаций, а также использовать в целях развития связной речи ребенка.

Родители попробовали себя в роли сказочника, пытаясь изменить знакомое им произведение, тем самым в практическом действии познакомились с одним из приемов творческого рассказывания - изменение.

Родители и дети вместе поиграли в сказочника посредством настольной игры «Коробка сказок». Так взрослые закрепили полученные навыки на курсе и продемонстрировали свои новые умения в работе с детьми.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что курс «Повышение родительской компетентности по вопросам развития связной речи старших дошкольников» отличается полезностью как для взрослых, так и для их детей.

В процессе его прохождения родители получили теоретические знания о закономерностям развития связной речи детей, открыли для себя интересные факты об использовании сказок в жизни ребенка и взрослого; обрели умения владения методикой работы со сказкой, а также приемами творческого рассказывания; закрепили навыки самостоятельного сочинения сказок и обучения этому процессу своих детей в процессе развития их связной речи.

Проблема разработки обучающего курса для родителей при рассмотрении охватила следующие аспекты:

- констатация уровня родительской компетентности по вопросам развития связной речи старших дошкольников показала условно средний уровень, так как большее количество вопросов осталось без внимания родителей, а некото-

Библиографический список

рые из них предполагали ответ, но не имели обоснования со стороны семьи. Так, мы выявили, что родители используют книги и сказки в общении с детьми, но не знают, что с ними делать, кроме чтения. Также не имеют представления о методике и приемах работы с художественными произведениями, фиксируют внимание только на пересказе;

- в общении с ребенком родители не придумывают самостоятельные сочинения и редко что-то рассказывают сами, что говорит о малой вероятности «живого общения с ребенком»;

- родители не могут заниматься развитием связной речи и использованием в этом процессе литературы, потому что у них не хватает времени на такое взаимодействие.

На основании полученных результатов нами был разработан обучающий (краткосрочный) курс для родителей, в рамках которого нам необходимо было стимулировать взрослых на занятие с ребенком посредством художественной литературы (рассказать значимость ее использования не только для детей, но и для взрослых), обучить методам и приемам работы с литературой (дать попрактиковаться самим родителям) и определить степень эффективности проведенного курса (провести рефлексию, сбор полученных результатов, опыт родителей).

Так, курс был рассчитан на 4 очные встречи, 4 самостоятельных задания, содержал 4 листа рекомендаций. В процессе прохождения курса родители познакомились с теоретическими основами развития связной речи детей, попрактиковались в методике и приемах ведения этого процесса, а также апробировали данные им рекомендации на практике (в родительских группах и в общении с собственными детьми). Изменения в уровне педагогических компетенций по исследуемому вопросу у родителей были зафиксированы в листах обратной связи, где взрослые обучающиеся ответили на вопросы теоретического характера и продемонстрировали свой опыт применения новых знаний в ситуации общения с детьми.

1. Хрылева E.A. Повышение компетентности родителей по вопросам развития речи дошкольников. Международный педагогический портал. 2021. Available at: https:// solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/povyshenie-kompetentnosti-roditeley-po-v.7675444/?ysclid=lwthk6loq7403347979

2. Гогоберидзе A.T Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства. Современное дошкольное образование. 2023; № 4 (118): 22-34.

3. Яценко AM Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада. Молодой ученый. 2021; № 47 (389): 445-448.

4. Семейное воспитание в условиях новой социальной реальности: отечественный и зарубежный опыт: коллективная монография. Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РAО», 2022.

5. Парамонова A.E. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции. Молодой ученый. 2009; № 12 (12): 396-401.

6. Шахирева Н.В., Матвийчук E.A. Система педагогических взглядов A.C Макаренко про воспитание детей в семье. Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой научной конференции. Available at: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008888

7. Баранникова Н.Б. П.Ф. Каптерев о воспитании общечеловеческого и национального у детей дошкольного возраста. Историко-педагогический журнал. 2014; № 3: 42-57.

8. Платохина H.A. Вопросы семейного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике. Теория и практика современной науки. 2015; № 6 (6): 997-1000.

9. Куликова Ï.A. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. Москва: Издательский центр «Aкадемия», 1999.

10. Стафеева М.Г. Формы работы с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проблемы педагогики. 2014: 1-4.

11. Дядюнова ИА Компетентное родительство: методические рекомендации. Самара: Вектор, 2020.

12. Цыганкова ГА Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста. Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 5 (22): 41-43. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4163/

13. Максименко О.П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. 2016: 731-736.

14. Егорова. У Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020; № 74 (Т22): 21-25.

References

1. Hryleva E.A. Povyshenie kompetentnosti roditelej po voprosam razvitiya rechi doshkol'nikov. Mezhdunarodnyj pedagogicheskij portal. 2021. Available at: https://solncesvet.ru/ opublikovannyie-materialyi/povyshenie-kompetentnosti-roditeley-po-v.7675444/?ysclid=lwthk6loq7403347979

2. Gogoberidze A.G. Koncepciya razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya do 2030 goda: zadachi i instrumenty realizacii v usloviyah edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2023; № 4 (118): 22-34.

3. Yacenko A.M. Povyshenie urovnya kompetentnosti roditelej, imeyuschih detej s rechevymi narusheniyami, cherez integraciyu raboty uchitelya-logopeda i specialistov detskogo sada. Molodoj uchenyj. 2021; № 47 (389): 445-448.

4. Semejnoe vospitanie v usloviyah novoj social'nojreal'nosti: otechestvennyjizarubezhnyjopyt: kollektivnaya monografiya. Moskva: FGBNU «IIDSV RAO», 2022.

5. Paramonova A.E. Rabota s roditelyami kak odin iz aspektov vzaimodejstviya sem'i i shkoly v Rossii: istoriya i sovremennye tendencii. Molodoj uchenyj. 2009; № 12 (12): 396-401.

6. Shahireva N.V., Matvijchuk E.A. Sistema pedagogicheskih vzglyadov A.S. Makarenko pro vospitanie detej v sem'e. Studencheskijnauchnyj forum: materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008888

7. Barannikova N.B. P.F. Kapterev o vospitanii obschechelovecheskogo i nacional'nogo u detej doshkol'nogo vozrasta. Istoriko-pedagogicheskijzhurnal. 2014; № 3: 42-57.

8. Platohina N.A. Voprosy semejnogo vospitaniya v zarubezhnoj i otechestvennoj pedagogike. Teoriya i prakíika sovremennoj nauki. 2015; № 6 (6): 997-1000.

9. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

10. Stafeeva M.G. Formy raboty s roditelyami po razvitiyu rechi v usloviyah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Problemypedagogiki. 2014: 1-4.

11. Dyadyunova I.A. Kompetentnoe roditel'stvo: metodicheskie rekomendacii. Samara: Vektor, 2020.

12. Cygankova G.A. Organizaciya psihologo-pedagogicheskoj pomoschi roditelyam detej doshkol'nogo vozrasta. Voprosy doshkol'nojpedagogiki. 2019. № 5 (22): 41-43. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4163/

13. Maksimenko O.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetencii roditelej v razvitii rechevyh navykov rebenka v sem'e. Semejnoe chtenie. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta: sbornik materialov ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 731-736.

14. Egorova. U.G. Rabota s roditelyami po razvitiyu svyaznoj rechi u starshih doshkol'nikov. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2020; № 74 (T22): 21-25.

Статья поступила в редакцию 03.07.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.