Научная статья на тему 'Обучение риторике как способ активизации познавательной деятельности учащихся'

Обучение риторике как способ активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение риторике как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Е.В.Харченко

ОБУЧЕНИЕ РИТОРИКЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время во многих школах вводятся новые дисциплины, выбор которых в основном зависит от пристрастий администрации или членов коллектива и часто не имеет должного психолого-педагогического оббсйова-ния. К таким дисциплинам можно отнести и возрождающийся курс риторики, целью которого с давних пор считали обучение построению убеждающей речи на основе строгих законов логики и психологии.

Риторика рассматривается нами как комплексная дисциплина, изучающая условия и формы эффективной коммуникации и направленная на создание текстов определенных жанров. Разрабатывая программу риторики дня начальной школы, мы сталили цель — приобщить учащихся к искусству слова, привить интерес к родному языку и словесному творчеству, воспитывать чувство языка, развивать речемыслительную деятельность.

Содержание программы предполагает знакомство школьников с различными моделями публичной речи, техникой речи и ее жанрами, нормами литературной речи применительно к ораторскому искусству, системой функциональный стилей, приемами и средствами выразительной речи.

Программа рассчитана на обучение школьников в лицее начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым. В первом классе дается разграничение понятий "язык" и "речь", определяется предмет риторики, даются коммуникативные признаки речи (правильность, богатство, точность, выразительность), характеризуются типы текстов (повествование, рассказ, описание, загадка). Во втором классе школьники знакомятся со стилями речи, учатся рассуждать, доказывать, отстаивать свое мнение, сочинять. Особое внимание уделяется развитию умения слушать и задавать вопросы. В третьем классе учитель переходит к формированию основных рочемыслительных операций (задача и сверхзадача высказывания, реализация замысла, редактирование подготовленного текста) и продолжает учить словесному творчеству и конструктивному слушанию.

В средних классах предполагается система курсов, дополняющих и развивающих начальную риторику и готовящих к изложению в старших классах основ риторического учения и развитию речевого мастерства учащихся в ак-тшлшх формах речевой коммуникации: "Основы культуры речи", "Стилистика", "Техника речи", "Анализ художественного текста" и др.

В 9-11 классах изучаются следующие темы: "Что такое риторика и зачем она нужна?", "История риторики. Знаменитые риторы", "Этос в риторике: качества, необходимые ритору, и приемы их совершенствования", "Слушание как вид речевой деятельности", "Техника речи: голос как основной инструмент общения", "Чтение как вид речевой деятельности", "Логические аспекты риторики", "Формы мышления: суждение, умозаключение. Правила аргументирования", "Средства влияния на аудиторию , "Рецензия. Анализ рецензии как речевого жанра", "Основные жанры устного

выступления" и др. _ „

В таком виде риторика дополняет и углубляет базовый курс русского

языка, давая возможность ребенку достигнуть такого уровня владения речью, который необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей ему взрослой жизни. При наличии курсов логики, психологии,

ТРИЗа и подобных, риторика вбирает в себя многие положения этих дисциплин и облекает их во внешнюю, словесную форму, давая наглядные примеры конкретного применения изученных теоретических положений. Она дает базу для усвоения дополнительных речевых курсов ("Основы культуры речи", "Стилистика", "Техника речи" и т.д.) и достойно венчает их в старших классах в искусстве красноречия. Культурноречевое воспитание учащихся, несомненно, не ограничивается риторикой, но без нее оно невозможно, поскольку именно красноречие венчает всю пирамиду языковых дисциплин и выявляет уровень готовности к самостоятельной речемыслительной деятельности.

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем мысль о том, что изучение риторики способствует активизации познавательной деятельности учащихся на всех предметах как в начальной школе, так и в старших классах. О важности речевой деятельности учащихся в познании учебного материала говорили такие ученые, как Т.Ф.Крылова, А.Н.Ксенофонтова, Т.КДонская, однако мы не знаем работ, посвященных именно риторике. Это дает нам основание считать предлагаемую тему новой и актуальной.

Мы опираемся на работы таких педагогов, как М.П.Осипова, Н.И.Качановская, Т.И.Шамова, Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер, ЛВ.Занков, В.А.Кондаков и др., а также психологические труды A.A. и А.Н. Леонтьевых, Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, Д.Г.Эльконина и др.

На основании изучения научных трудов, а также опыта учителей нами установлены следующие направления активизации познавательной деятельности (в дальнейшем—ПД):

1) активизация ПД на отдельно взятом предмете (математике, русском языке и др.) или разделе (орфография, синтаксис и др.);

2) активизация ПД в разных возрастных группах (начальные классы, среднее звено, старшие классы);

3) активизация ПД посредством каких-либо средств (беседа, эвристическая беседа, диспут, загадка, программное обучение, видеозапись и т.д.).

Выявлены следующие средства повышения познавательной активности:

1) показ значимости и ценности содержания учебного материала;

2) привлечение занимательности;

3) установление межпредметной и внутрипредмеТной связи (напоминание, указание, уравнение, решение познавательных задач с привлечением знаний из других учебных дисциплин);

4) проблемное обучение;

5) разнообразие и уместность методов обучения;

6) самостоятельная работа как метод обучения.

Дидакты называют и некоторые условия активизации ПД школьников на уроке:

1) соответствующий микроклимат в классе (доброжелательность, жизнерадостность, бодрое настроение и т.п.);

2) формирование стимулов к учению;

3) вооружение учащихся рациональными способами и приемами ПД (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, сопоставление и др.).

„ Для "5е основным направлением активизации ПД на уроках в начальной школе будет риторика как дисциплина, позволяющая совершенствовать речевую деятельность детей (говорение ~ слушание - чтение - писание). Главным средством будет являться установление межпредметных и внутри-предметных связей, а важнейшим условием - освоение учащимися рациональных способов и приемов ПД. ' ^

В целях проверки нашей гипотезы с 1992 года мы проводим эксперимент в челябинской школе-лицее № 11 в ходе преподавания риторики в начальных классах. Цель эксперимента — определить роль и место' риторики в активизаций ПД учащихся начальных классов.

I этап — констатация реального состояния уровня речевой деятельности учащихся до изучения риторики.

И этап — создание и апробация программы по риторике для начальных классов.

III этап — сопоставление уровней речевой деятельности учащихся начальных классов на уроках по различным учсебным предметам в экспериментальных и контрольных классах.

Мы считаем, что полученные в ходе эксперимента данные помогут дать психолого-педагогическое обоснование введения курса риторики в начальной школе.

ПЕДАГОГИКА В ВУЗЕ

Г.А.Колесникова

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЛАДШЕКУРСНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

В настоящее время уже трудно, а в дальнейшем будет совсем невозможно достигнуть передачи готовой суммы сведений во всем объеме известных человечеству знаний. Усвоение необходимых знаний может быть достигнуто лишь благодаря собственной активности человека, стремящегося к познанию, творчески относящегося к предмету своей деятельности.

Особое значение в решении проблемы активизации познавательной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов в этом направлении.

Не секрет, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. По мнению Р.А.Низамова, объясняется это тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активности познавательной деятельности студентов, да и сами студенты (в особенности первых курсов) порой бывают не вооружены эффективными методами учебной работы. Кроме того, он считает, что методика обучения в вузе часто опирается на воспроизводящую деятельность студента, на запоминание определенного круга фактического материала. Конечно, в каждом вузе есть студенты, которые в учебной работе проявляют активность и, участвуя в научной работе, развивают свои творческие способности. Однако, к сожалению, имеется немало студентов, которые занимаются только на "удовлетворительно". Они порой добросовестно посещают лекции, выполня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.