Научная статья на тему 'Обучение речевой деятельности на иностранном языке посредством цифровых технологий в неязыковом вузе'

Обучение речевой деятельности на иностранном языке посредством цифровых технологий в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жбиковская О. А., Клевцова Е. В.

В статье рассматривается влияние цифровых технологий на жизнь и профессиональную деятельность человека. Авторы дают определение термина «цифровое поколение», отмечают ряд особенностей представителей данного поколения и констатируют, что под влиянием информационных и коммуникационных технологий стиль мышления современных, так называемых, «цифровых аборигенов» претерпевает существенные изменения. Целью работы является показать как образование вынуждено реагировать на меняющиеся реалии социальной жизни и трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения «цифрового поколения». В данной статье авторы приводят методику использования некоторых аутентичных источников, которые не только способствуют исследованию, сравнению, противопоставлению и развитию знаний об изучаемом языке и культуре, но и помогают овладеть современной информацией по специальности, что чрезвычайно важно в обучении английскому языку для специальных целей. Результатом разработанной методики является рост мотивации у студентов совершенствовать владение иностранным языком, интерес к самостоятельной работе, развитие навыка самоконтроля, умения оценивать собственную деятельность в процессе обучения. Полученные результаты особенно актуальны для студентов неязыковых специальностей, так как достаточное количество абитуриентов неязыковых вузов имеют слабую языковую подготовку и недостаточное понимание необходимости применения иностранного языка как в профессиональной среде, так и в повседневном общении. Авторы статьи приходят к выводу что качество обучения иностранным языкам в высшей школе на текущем этапе непосредственно связано с внедрением новых цифровых технологий и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жбиковская О. А., Клевцова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение речевой деятельности на иностранном языке посредством цифровых технологий в неязыковом вузе»

УДК 372.881.111.1, ББК 74.48 © 525232 О. А. Жбиковская, Е. В. Клевцова

О. А. Жбиковская, Е. В. Клевцова ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается влияние цифровых технологий на жизнь и профессиональную деятельность человека. Авторы дают определение термина «цифровое поколение», отмечают ряд особенностей представителей данного поколения и констатируют, что под влиянием информационных и коммуникационных технологий стиль мышления современных, так называемых, «цифровых аборигенов» претерпевает существенные изменения. Целью работы является показать как образование вынуждено реагировать на меняющиеся реалии социальной жизни и трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения «цифрового поколения». В данной статье авторы приводят методику использования некоторых аутентичных источников, которые не только способствуют исследованию, сравнению, противопоставлению и развитию знаний об изучаемом языке и культуре, но и помогают овладеть современной информацией по специальности, что чрезвычайно важно в обучении английскому языку для специальных целей. Результатом разработанной методики является рост мотивации у студентов совершенствовать владение иностранным языком, интерес к самостоятельной работе, развитие навыка самоконтроля, умения оценивать собственную деятельность в процессе обучения. Полученные результаты особенно актуальны для студентов неязыковых специальностей, так как достаточное количество абитуриентов неязыковых вузов имеют слабую языковую подготовку и недостаточное понимание необходимости применения иностранного языка как в профессиональной среде, так и в повседневном общении. Авторы статьи приходят к выводу что качество обучения иностранным языкам в высшей школе на текущем этапе непосредственно связано с внедрением новых цифровых технологий и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.

Ключевые слова: интернет, цифровые технологии, информация, высшее образование, коммуникационные технологии, мышление, компетенции, профессиональное образование.

двадцать первом веке важными

В аспектами социальной жизни и профессиональной деятельности

человека становятся компьютер, средства мобильной связи, социальные сети, интернет.

Сегодня о них можно говорить как о новых социально-исторических инструментах, которые непосредственным образом влияют и преображают деятельность и общение индивидов.

Их появление за последние несколько лет существенно изменило окружающий мир. Они стали важными и незаменимыми средствами общения и деятельности современных людей.

В начале 2000-х гг. в научной литературе появился термин «цифровое поколение» («Digital Natives»), обозначавший тех людей, которые были рождены и проходили обучение в условиях зарождения и быстрого развития коммуникационных технологий в рамках так называемого цифрового общества.

Исследователи отмечают ряд особенностей представителей «цифрового поколения». Так, например, современные люди больше уделяют времени и внимания виртуальному общению, зачастую сводя на нет личное общение с окружающим миром; на смену обычному для представителей более старшего поколения тексту приходит картинка (визуальный язык). С каждым днем растет скорость, с которой средства массовой информации и интернет источников выдают новую информацию. Скорость восприятия данной информации увеличивается, однако, это происходит в ущерб осмыслению, анализу, оценке данной

информации. На первый план выходит не качество материала, а количество. Современной молодежи трудно долго удерживать в нимание на чем то одном: они перескакивают с одной короткой новости на другую, зачастую читая только заголовки или краткие обзоры статей, «образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения —

поверхностностью». [1, с. 10]

Таким образом можно выдвинуть предположение, что под влиянием информационных и коммуникационных технологий стиль мышления современных, так называемых, «цифровых аборигенов», претерпевает существенные изменения. Сегодня его можно охарактеризовать как стиль мышления, который имеет тенденцию быть эмоциональным, образным, фрагментарным и ограниченным. Данная тенденция формируется на фоне ускорения темпа существования человека, что в совокупности с превосходным, зачастую профессиональным владением цифровыми технологиями зачастую приводит к унификации или упрощению мыслительных процессов.

Образование, будучи особой сферой формирования внешних и внутренних условий развития, воспитания, и социализации человека, вынуждено реагировать на меняющиеся реалии социальной жизни, радикальным образом трансформировать свою деятельность под запросы и особенности стиля обучения «цифрового поколения».

Сегодня высшее образование испытывает необходимость в обучении специалиста с творческим мышлением, способного к профессиональному общению, самореализации и принятию решений. Система высшего образования как инструмент

подготовки высококвалифицированный рабочих кадров должна принимать во внимание современные потребности сферы занятости будущих работников и подготавливать учащихся для рабочего места, где, по словам А. В. Логиновой «ценится инициатива, умение видеть, формулировать и правильно решать профессиональные задачи, выделять в огромном информационном потоке профессионально значимую информацию и на основе анализа достоверной информации самостоятельно принимать решения». [2, с. 805]

Однако, приходится констатировать, что на данном этапе, уровень и качество подготовки специалистов высшей школы не всегда позволяет им полностью интегрироваться в мировое сообщество в качестве равноправных участников. Одной из проблем, которая усложняет выход специалистов на глобальный рынок, является низкий уровень владения иностранным (английским) языком. Многие неязыковые вузы рассматривают иностранный язык в качестве второстепенной дисциплины, не дают достаточное количество учебных часов на овладение данной дисциплиной. В то время как на современном этапе развития общества и экономического сотрудничества иностранный язык является необходимым инструментом профессиональной деятельности, так как академическая и трудовая мобильность, единые международные

образовательные стандарты, совместная

международная научно-исследовательская и производственная деятельность невозможны без высокого уровня владения иностранным (английским) языком.

Как упоминалось выше, ситуация особенно усугубляется в неязыковых вузах, куда поступает достаточное количество абитуриентов со слабой языковой подготовкой и заинтересованностью в изучении языка, недостаточном понимании необходимости применения его как в профессиональной среде, так и в повседневном общении.

«Социокультурные изменения, движение общества к информатизации (в первую очередь в области цифровых технологий) и медиатизации естественным образом влекут за собой переосмысление педагогических подходов, в том числе подхода к изучению иностранного языка» [3, с. 80]. Современный преподаватель должен не только научить студента оценивать, анализировать и структурировать разнообразную информацию по предмету и вокруг него, но и развивать и совершенствовать образовательные методики, чтобы данные методологические приемы могли соответствовать запросу, который предъявляется обществом образовательным учреждениям среднего и высшего звена.

Трудно не согласиться с мнением Л.К. Раицкой, что сегодня выпускники вуза для профессионального роста и успешной карьеры должны обладать не просто иноязычной коммуникативной компетенцией, но и иноязычной информационной компетенцией. Среди условий

развития иноязычной информационной компетенции Л.К. Раицкая выделяет следующие: «представление о видах информации и информационных ресурсах на иностранном языке; ориентирование в сети Интернет на изучаемом иностранном языке; владение навыками просмотрового, поискового чтения для просмотра огромных массивов информации; знакомство с терминологией Интернета и ИКТ на изучаемом языке в пределах, необходимых для работы с информационными источниками; изучение особенностей письменной речи (официальный, неофициальный, научный и пр. стили) на изучаемом языке в сопоставлении с устной речью тех же стилей; виды и стратегии поиска в сетях, поскольку Интернет-ресурсы представляют собой достаточно разнородные и разноформатные источники». [4, с. 28-35].

В этой статье мы хотели бы привести примеры использования некоторых аутентичных источников, которые не только способствуют исследованию, сравнению, противопоставлению и развитию знаний об изучаемом языке и культуре, но и помогают получить доступ к современной информации по специальности, что особенно важно при изучении английского языка для специальных целей.

Это особо актуально для студентов неязыковых специальностей, так как использование различных подходов и методов обучения на материалах качественных аутентичных

образовательных средств, при адекватном и своевременном формировании навыков и умений, повысит не только мотивацию у студентов совершенствовать владение иностранным языком, но и поможет развить интерес к самостоятельной работе, способности самоконтроля, умение оценивать собственную деятельность в процессе обучения.

Изучение английского языка онлайн - простой и эффективный инструмент для понимания основ и начала разговора. Просмотр полезного видео для преподавания английского языка аналогичен посещению лекции в школе или университете, но по сравнению с чтением, просмотр видео является более привлекательным для чувств, и наряду с этим можно также узнать правильное произношение слов. Есть много сайтов для изучения английского языка онлайн. EngVid является одним из них. В этих видео уроках можно найти информацию о часто используемых выражениях на английском языке, распространенных грамматических ошибках, а также советы по использованию сленга, фразовых глаголов и других распространенных выражений в повседневной жизни. Каждое видео

классифицируется по уровням начального, среднего или продвинутого уровня, поэтому можно легко организовать обучение в соответствии с потребностями каждого студента. После каждого видео можно пройти тест, чтобы отслеживать понимание материала. Можно также взаимодействовать с членами сообщества EngVid, чтобы задать вопросы или устранить сомнения.

Но лучшее, что есть в EngVid - это его убедительные, красноречивые и проницательные

инструкторы. Учиться у них похоже на разговор с другом. Даже примеры, которые они приводят, являются более современными и аутентичными. Таким образом, EngVid предоставляет своим пользователям больше понимания как практического, так и уличного английского, который необходим в наши дни, чтобы быть более уверенным и убедительным в официальных, а также неформальных беседах.

Внешний вид веб-сайта также довольно приятен для глаз, поскольку они избегают использования ярких цветов и графики, вместо этого они придают сайту очень модный и свежий вид. Использование веб-сайта также является легкой задачей для пользователя, поскольку в раскрывающемся меню в верхней части веб-сайта появляется множество параметров, по которым видео классифицируются. Одна из таких категорий основана на преподавателях, поэтому пользователям довольно просто получить доступ ко всем видео и другому контенту, опубликованному их любимыми преподавателями.

EngVid демонстрирует исключительный профессионализм в поддержании качества контента, который они предлагают. Они также предлагают, как начать, как продолжить обучение, основываясь на расписании людей, советы по улучшению и запоминанию новых слов и многие другие рекомендации. Подводя итог, можно сказать, что EngVid - это всеобъемлющий и надежный источник для изучения английского языка в Интернете, поскольку он не только помогает в неформальных беседах, но также предоставляет ценную помощь для официальных бесед. [5]

Еще один полезный источник изучения английского языка посредством Интернет, ориентированный на тех, для кого английский не является родным языком, - это «News in levels». Это новостной сайт, разработанный специально, чтобы помочь студентам освоить английский язык на разных уровнях. Сайт был основан в 2011 году.

Студенты, которые переводят тексты на английском языке, делают упражнения и делают тесты, очень хорошо умеют переводить, выполнять упражнения и делать тесты, но у них есть проблемы с пониманием английского языка в реальной жизни. В реальной жизни никто не ждет вашего перевода. Люди обычно используют простой английский, когда говорят, но используют его быстро. Когда вы переводите, вы не можете быть частью общения, потому что вы слишком много думаете о языке. Если вы читаете и слушаете две статьи каждый день, ваши навыки чтения и аудирования могут быстро улучшиться.

Все, что нужно сделать, это:

1.Читайте две новостные статьи каждый день.

2. Прочтите новостные статьи накануне и проверьте, помните ли вы все новые слова.

3. Слушайте новости сегодняшнего дня и одновременно читайте текст.

4. Слушайте новости сегодняшнего дня, не читая текст.

5. Ответьте на вопросы под сегодняшними новостями и напишите их в комментариях.

6. Общайтесь в группе в Facebook в течение 2 минут. Вы можете написать о сегодняшних новостях.

7. Выберите одного человека из раздела Skype. Поговорите с этим человеком. Вы можете ответить на вопросы из «News in levels».

С помощью этого ресурса пользователи получают аккуратно оформленный блог-макет новостей. Каждая запись имеет три кнопки, соответствующие уровню чтения, на котором пользователь хотел бы увидеть историю. Версия 1 написана максимально упрощенно. Предложения короткие, слова простые и охватывают только самые важные фактические элементы. Это может быть удобный инструмент общего класса для учащихся начальных уровней.

Версия 2 дает пользователю немного более сложную версию истории. Эти статьи содержат более изощренные предложения и дают более подробную информацию об истории. Читатели, которые готовы к версии 3, получают историю, которая не будет выглядеть неуместно ни на одном новостном сайте. В новостях одного уровня одни и те же слова повторяются снова и снова. Таким образом, когда студент читает и слушает новости каждый день, через 2 или 3 месяца, он может понимать все слова на одном уровне. Если они знают слова с одного уровня, они могут перейти на более высокий уровень и выучить новые слова. Важно идти шаг за шагом, читать и слушать слова, которые часто используются на английском языке. [6]

Уровень 1 имеет 1000 самых важных слов. Уровень 2 имеет 2000 самых важных слов; Уровень 3 имеет 3000 самых важных слов. Поэтому, если студент использует этот веб-сайт каждый день, он или она может выучить 3000 слов, которые необходимы для естественного и быстрого общения с кем-либо на английском языке, что поможет им в дальнейшей карьере.

Еще одним преимуществом сайта является включение новостей со всего мира. Это дает студентам представление о том, что происходит в мире, и ощущение того, как другие культуры представляют новости. Кроме того, студенты могут выбирать любые новости, которые им нравятся, в соответствии с их вкусами и интересами. Студент становится вовлеченным и заинтересованным, не объектом учебного процесса, а его неотъемлемой и самой важной частью. Таким образом, студенты имеют возможность развивать не только вербальные и невербальные средства общения, но и целый ряд социальных, культурных, профессиональных компетенций, необходимых для качественной жизнедеятельности в повседневных и профессиональных ситуациях.

При формировании языковой компетентности будущих специалистов было проведено опытно -экспериментальное исследование целью которого являлась проверка эффективности использования цифровых технологий при обучении английскому языку как иностранному на аудиторных занятиях и в

процессе самостоятельной работы студентов. Суть данного эксперимента заключалась в сравнении результатов сформированности навыков и умений по иностранному языку в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе преподавание дисциплины «Иностранный язык»

проводилось без использования цифровых технологий.

В конце эксперимента студентам контрольной и экспериментальной групп было предложено пройти тест. Тесты для всех групп были абсолютно одинаковыми. Результаты проверки и анализа выполненных студентами работ сведены в таблицу 1.

Навыки и умения Контрольная группа Экспериментальная группа

чтение 69,7% 91,6%

аудирование 51,4% 86,4%

говорение 67,1% 93.4%

письмо 69,4% 94,7%

Итого: 65,2% 92,9%

Таблица 1

Результаты формирования знаний и умений по английскому языку в контрольной и экспериментальной

группах

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что использование цифровых технологий на занятиях по английскому языку способствует повышению уровня сформированности профессиональной компетентности учащихся. Результаты контрольной проверки после завершения экспериментального обучения показали, что студенты экспериментальной группы в среднем на 20-25% лучше справились с предложенными заданиями. Это говорит об эффективности использования цифровых технологий при формировании умений и навыков чтения, аудирования, говорения и письма на английском языке. Можно предположить, что использование аутентичных интернет источников помогает более полно реализовать дидактические принципы обучения, такие как:

- принцип наглядности, а именно возможность наглядно представлять всевозможные понятия и абстрактные модели;

- принцип доступности и посильности, при котором программа позволяет создавать задачи возрастающей трудности;

- принцип индивидуализации обучения. Современные технологии дают возможность каждому студенту устанавливать индивидуальный график обучения. Таким образом, студент имеет возможность воспринимать и усваивать только эмоционально значимую, привлекающую внимание, субъективно окрашенную информацию в удобном для него темпе, месте и режиме. Процесс восприятия информации, в свою очередь, становится

индивидуализированым появляется мотивация и заинтересованность;

- принцип сознательности. Современные цифровые технологии позволяют студенту самостоятельно организовывать процесс обучения;

- принцип активности. Реализация данного принципа мотивирует самостоятельную деятельность студента при поиске информации в сети Интернет, выполнении, поставленных задач .

Таким образом, качество обучения иностранным языкам в высшей школе на современном этапе напрямую зависит от внедрения технологий нового поколения и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.

Концепция модернизации российского образования ориентирована на формирование ключевых компетенций учащихся, таких как готовность использовать приобретенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Внедрение цифровых технологий в преподавании английского языка как иностранного направлено на развитие таких качеств языковой личности, как коммуникативная мобильность, автономность, толерантность к фактам несовпадения коммуникативного поведения, индивидуальный стиль общения, способность человека использовать иностранный язык для решения жизненных и профессиональных проблем на основе личного опыта. Все это поможет им построить собственную карьеру и стать активными членами общества.

Библиографический список.

1. Вербицкий, А.А. Цифровое поколение: проблемы образования [Текст]/ А.А. Вербицкий// Профессиональное образование. - 2016. -№ 7. - C. 10.

2. Логинова, А.В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. -2015.- №7. - C. 805.

3. Петрова, М.В. Методика преподавания иностранного языка Веры Биркенбил в контексте «цифрового поколения» [Текст] / М.В. Петрова //Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2018. - №11. - C. 80.

4. Раицкая, Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе [Текст] / Л.К. Раицкая // Вестник МГУ. Серия 20. «Педагогическое образование».- 2010. -№ 2. - С. 28 - 35.

5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.engvid.com/, свободный.

6. Newsinlevels [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.newsinlevels.com/, свободный.

Сведения об авторах:

Жбиковская Оксана Алексеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Русский и иностранные языки» Омский государственный университет путей сообщения, Институт Менеджмента и Экономики, (644010 Российская Федерация, г. Омск, 11я Судоремонтная, д.4., кв.2.), /ИЫко\^1к1уа25@1паП. гц.

Клевцова Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки» Омский государственный университет путей сообщения, Институт Менеджмента и Экономики, (644010 Российская Федерация, г. Омск, Куйбышева 148, корп.1, кв. 34.), кктыаУ/.таП. гц.

Статья поступила в редакцию 25.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.