Научная статья на тему 'К вопросу о роли инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей'

К вопросу о роли инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGY / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озерская С. Н.

В данной статье автор рассматривает необходимость применения новых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Непосредственно инфокоммуникационные технологии способствуют формированию и развитию иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся, предоставляют преподавателю новые возможности работы на занятиях. Использование средств инфокоммуникационных технологий обеспечивает активизацию иноязычной коммуникативной деятельности студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Озерская С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей»

Озерская С.Н.

Аспирант, кафедра педагогики и методики профессионального образования, Белгородский государственный институт культуры и искусств

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье автор рассматривает необходимость применения новых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Непосредственно инфокоммуникационные технологии способствуют формированию и развитию иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся, предоставляют преподавателю новые возможности работы на занятиях. Использование средств инфокоммуникационных технологий обеспечивает активизацию иноязычной коммуникативной деятельности студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, обучение иностранному языку, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность

Keywords: information technology, teaching a foreign language, communicative activity, communicative competence

В содержании российского высшего образования на первый план выдвигается проблема качества подготовки специалиста на всех этапах обучения, продиктованная динамично меняющимися экономическими и социально-культурными условиями современного общества, процессами глобализации и информатизации. В настоящее время рынком труда востребованы специалисты, владеющие не только навыками профессиональной деятельности, но и обладающие хорошо сформированным уровнем иноязычной компетентности. Поиск путей повышения эффективности обучения иностранному языку привел к возникновению новых средств обучения, созданию и использованию новых технологий.

К таким технологиям можно отнести инфокоммуникационные технологии, которые, несомненно, влияют на формирование и развитие: а) иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся; б) личностных характеристик обучающихся, его психологических качеств.

Информационная технология - технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. С развитием информатизации образования действительно эффективным можно считать обучение, в процессе которого у обучающихся формируется и развивается мышление нового типа, определенным образом отличающееся от мышления, сформировавшегося на основе использования в процессе обучения печатной информации и средств массовой коммуникации.

В свое время печатные материалы и средства массовой коммуникации внесли значительный вклад в расширение возможностей человеческого познания. С их помощью происходило и происходит накопление и передача опыта. Так же и инфокоммуникационные технологии могут увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре речемыслительной деятельности.

Специфика современной глобальной коммуникационной среды «диктует необходимость научить студентов функционировать в мире электронных носителей информации: читать и создавать странички в сети Интернет, вести в ней поиск, формировать и передавать сообщения на иностранном языке и т.д.» [1, 81].

Овладение инфокоммуникационными технологиями можно разделить на два этапа. На первом этапе любое инфокоммуникационное средство обучения является предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются преимущественно технические знания о работе компьютерного оборудования, усваиваются навыки работы оператора и т.п. На втором этапе компьютер становится средством решения профессиональных, учебных задач. Подобное преобразование предмета в средство обусловливает развитие деятельности и мышления личности, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

В связи с этим к студентам предъявляются требования, связанные с наличием особой компетенции, включающую в себя умения пользоваться поисковыми программами, коммуникационными средствами, как средствами передачи различных видов коммуникации; воспринимать и критически оценивать полученную информацию; самостоятельно создавать мультимедийные, гипертекстовые продукты, что приводит к изменению природы письменных документов.

Инфокоммуникационная обучающая среда содействует формированию следующих характеристик мышления: склонности к экспериментированию, гибкости, связности, структурности, что соответствует познавательным процессам, связанным с проблемностью и креативной деятельностью. Следует отметить, что пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и таких психических функциях как память, восприятие, эмоции и др. Использование средств инфокоммуникационных технологий дает возможность студентам расширить кругозор, углубить знания в различных областях науки, стимулирует поиск решения учебных проблем.

Эффективное использование средств инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе предъявляет соответствующие требования не только к студентам, но и к преподавателям. Специалистам, использующим инфокоммуникационные технологии в учебном процессе, необходимо опираться на ряд положений, а именно: а) средства инфокоммуникационных технологий - это всего лишь одна из частей образовательного процесса, наравне с другими формами и средствами;

б) обучение студентов работе со средствами инфокоммуникационных технологий является частью содержания учебного процесса; в) обучение работе со средствами инфокоммуникационных технологий является одним из методов формирования мышления. Помимо этого преподаватель иностранного языка должен обладать следующими качествами: а) умением стимулировать развитие самостоятельности студентов с учетом их психических характеристик, принимая во внимание психолого-педагогические требования к процессу обучения; б) умением анализировать собственную преподавательскую деятельность, для того, чтобы совершенствовать ее и повышать профессиональную квалификацию; в) знанием объективных связей обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; г) знанием основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии малых и больших коллективов; д) владением формами деловой переписки, навыками подготовки текстовых документов, нормами официально-деловой письменной речи, международных и национальных стандартов, видов и разновидностей служебной документации; е) способностью применения современных образовательных технологий, применения педагогической теории в различных сферах жизни; ж) владением навыками и умениями работы со словарем, оригинальными источниками профессиональной направленности; з) умением отбирать необходимый речевой материал в соответствии с различными видами речевого общения и умением редактировать такие тексты.

Данные требования особенно актуальны при проведении виртуального процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, направленного на коммуникацию с представителями иносоциокультур. Например, в последнее время особенно распространены и актуальны такие формы занятий как виртуальные семинары и лекции, читаемые носителями языка, видеомосты, веб-конференции, международные

проекты, в которых участвуют студенты из разных стран и др. Такое взаимодействие является не только мощным мотивирующим фактором при изучении иностранного языка, но и способствует формированию социокультурной компетентности студентов.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что использование средств инофокоммуникационных технологий в лингвообразовании способствует созданию единой информационно-образовательной среды, активизирует коммуникативную деятельность обучающихся, дает возможность каждому студенту реализовать свой личностный потенциал, повышает мотивацию изучения иностранного языка, делает занятие интересным и увлекательным, обеспечивает вариативность и дифференциацию обучения.

Литература

1. Е.М. Голишникова - Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е.М. Голишникова // Учитель. - 2007. - №4.

2. М.Г. Евдокимова - Компьютерная среда автономности студента в процессе овладения иностранным языком / М. Г. Евдокимова // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам : сб. науч. тр. Вып. 461. - М. : МГЛУ, 2001. - С. 81-82.

3. И.Г. Захарова - Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Л.К. Раицкая - Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография. - М.: МГИМО-Университет, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.