Научная статья на тему 'Обучение программированию учащихся учреждения дпо объединения «Информатика» на примере разработки программного обеспечения по автоматизации комплектования учебных групп'

Обучение программированию учащихся учреждения дпо объединения «Информатика» на примере разработки программного обеспечения по автоматизации комплектования учебных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко А. Е.

В статье описывается учебный проект по обучению программированию на примере автоматизации комплектования учебных групп в учреждении ДпО детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение программированию учащихся учреждения дпо объединения «Информатика» на примере разработки программного обеспечения по автоматизации комплектования учебных групп»

дательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «М0ДЭК»,2003. - 368 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. - Волгоград., 2001. - 180 с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Творческий центр, 2001. -121 с.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д., 2000. - 288 с.

5. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: «Академия», 2004. - 272 с.

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ дпо объединения

«ИНФОРМАТИКА» НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

© Руденко А.Е.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

В статье описывается учебный проект по обучению программированию на примере автоматизации комплектования учебных групп в учреждении ДпО детей.

Процесс комплектования групп является довольно трудоемким мероприятием, если учесть то количество критериев, которых необходимо иметь в виду при размещении ребенка в то или иное время в той или иной учебной группе. Среди таких критериев можно выделить: смена в школе, возраст ребенка (нежелательно младшим школьникам заниматься в последней по времени группе и возвращаться домой не за светло), занятость в других секциях, курсах или кружках, занятий с репетитором, желание быть в одной группе с тем или другим ребенком и какие другие предпочтения и пожелания. Процесс регистрации новых и «старых» кружковцев выглядит следующим образом: на вахте Дома творчества храниться тетрадь, в которую должны записаться все желающие заниматься в нашем

♦ Старший преподаватель кафедры Информатики и вычислительной техники

объединении. Дети приходят и записываются сами, приходят их родители или звонят и диктуют данные по телефону. В любом случае необходимо оставить следующую информацию: фамилия, имя, отчество, школа, класс, смена в школе (учебная смена?), домашний адрес, телефон, наличие домашнего компьютера, пожелания. Все эти данные вручную записываются вахтером, и позже с данной тетрадкой работают педагоги. Изначально педагоги просматриваю тетрадку в поиске «своих», которые уже занимались у этого педагога в прошлом году. В этом случае процесс комплектации проще по сравнению с комплектацией групп детей первого года обучения. Педагоги стараются оставить старый состав группы, тем более что, как правило, дети сами стремятся сохранить старый «коллектив». Естественно бываю случаи, что по какой-то причине кто-нибудь из учащихся захочет поменять группу. В этом случае достаточно подобрать место в группе с подходящим временем соответственно смене в школе и пожеланием ученика. Тем не менее, если в другой такой подходящей группе будут заняты все места, необходимо будет из этой группы кого-то перемещать, что также представляет известную трудность. Гораздо сложнее обстоят дела с комплектованием новых групп. Вроде бы уже учли все, составили списки, вывесили, и начинают приходить дети или их родители и говорить, что такое время не подходит - слишком поздно - страшно домой идти или наоборот слишком рано, что ребенку полтора часа делать перед английским или перед музыкой? Или теперь ребенок не хочет заниматься в одной группе с Таней, а хочет с Юлей, поэтому немедленно меняйте. И приходится все заново перекраивать, переписывать, перечерчивать. Опять долгие часы рутины. А за это время перекройки расписания и состава групп приходит еще кто-нибудь и выдвигает новые «пожелания». Время от времени появляются дети, которые занимались в прошлом году и забыли записаться на следующий год и естественно начинают удивляться, почему это их вдруг и не записали никуда? Вновь необходимо подстраиваться, «двигать» всех, кого-то уговаривать перейти в другую группу.

Составление состава групп и своего расписания педагог выполняет примерно следующим образом: в текстовом процессоре набираются фамилии, имена детей с подписью времени занятия и номера группы. Фамилии предварительно выбираются из тетради объединения. Нередко бывает, что разные педагоги выписывают себе в группу одного и того же ребенка, и опять возникает путаница. Кроме того, педагоги частенько выбирают себе время для занятий в кабинете уже занятом в это время другим педагогом. Возникаю споры, словесные перебранки, потом в итоге все приходят к тому же выводу, к которому уже пришли до споров, и кончается это все новым расписанием, новым составом группы, переписыванием, переделыванием, перечерчиванием.

Конечно, в период комплектования сложно избежать подобных «приятных» моментов, но сам рутинный процесс составления расписания и состава групп возможно автоматизировать и если не полностью, то хотя бы частично. Можно выделить несколько факторов, которых необходимо учитывать при составлении расписания. Это состав учебных групп, время занятий, педагоги и учебные кабинеты. Типичным примером автоматизации этого процесса может служить создание небольшого приложения ориентированного на работу с базой данных. Такое приложение обладает возможностью формировать списки детей по запросу пользователя, а также распечатывать эти списки. Запрос может содержать несколько критериев. Например, сформировать список детей, занимающихся в школе в первую смену и проживающих определённом районе города. К этому запросу возможно добавить также желательное время для занятий в объединении, время, которое было указано при записи ребёнка.

В самом примитивном варианте процесс создания расписания может быть облегчен благодаря возможности реагировать на простейшие запросы, которые будут не чем иным как промежуточной информацией перед формированием самого расписания. Даже одна эта функция данного приложения может служить неплохим подспорьем для педагогов, так как создание промежуточных вспомогательных списков вручную занимает слишком много времени. Гораздо больший интерес представляет возможность создания готового расписания на основе промежуточных запросов с дальнейшим выводом расписания на принтер. Наличие функций поиска отдельной информации в базе, сортировки по различным полям, а также само хранение разнообразной информации объединения, его выпускников и педагогов делает приложение подобного типа как незаменимым помощником при составлении расписания до начала занятий, так и многофункциональным справочником в течение всего учебного года. Кроме возможностей составления и корректировки расписания, а также выдачи информации по запросу в пределах одной таблицы, важно «умение» приложения выдавать вычисляемую информацию по нескольким таблицам сразу, которой не содержится в «чистом» виде в файле базы данных.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание приложения подобного рода снимает рутинную работу по составлению расписания с педагогов, а также обеспечивает доступ как к «готовой» информации объединения так и к формируемой информации на основе данных нескольких таблиц.

Всё вышеперечисленное вполне может быть реализовано в рамках учебной разработки программного продукта учащимися объединения ДпО детей. На данном примере отрабатываются навыки работы с базами данных, реализация таких общепринятых функций приложения, работающего с базой данных, как заполнение, редактирование, навигация по базе, по-

иск, удаление отдельных записей, связь нескольких таблиц, SQL-запросы как по одной, так и по нескольким таблицам одновременно и т.д. [3].

Характерно, что для создания итогового приложения возможно задействовать потенциал нескольких ребят, работающих над разными задачами. В этом случае распределение обязанностей может производиться как по реализации отдельных функций с примерно одинаковой направленностью деятельности участников проекта, так и выделение нескольких принципиально различных ролей, как-то: постановщик задачи, дизайнер, создающий оригинальные пиктограммы, применяемые в программном продукте, программист или несколько программистов, работающих над кодом, один или несколько тестировщиков, отыскивающих ошибки программы. Ребята могут обмениваться ролями, но целесообразнее делать это после завершения текущего учебного проекта, так как осознание «чужой» начатой работы может свести на нет все усилия команды.

Разработка программных продуктов предполагает следующие этапы и стадии работ: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочий проект, внедрение [1]. В учебных целях возможно пропустить некоторые стадии профессиональной разработки программного обеспечения и остановиться на эскизном проекте, рабочем проекте и внедрении программного продукта.

Характерно то, что ребята будут свидетелями внедрения в эксплуатацию собственного программного продукта, одним из важнейших аспектов которого является процесс сопровождения, который, как правило, самый длительный из всех этапов «жизни» программного обеспечения. Поэтому учащимся доступна возможность примерить на себя еще одну роль - роль сопровождающего программный продукт программиста. Из этого факта вытекают и такие «прелести» работы программиста, как общение с заказчиками, устранение необнаруженных в ходе тестирования ошибок, а также удовлетворения новых запросов пользователей. Можно сделать вывод, что ребята смогут на собственном опыте познакомиться со всеми этапами жизненного цикла программного обеспечения, начиная от технического задания и заканчивая внедрением программного продукта. Это означает, что учащиеся не просто получат навык работы в какой-то области программирования, но и не станут задаваться вопросом, где и как может найти применение разработанный ими программный продукт. Завершение такой разработки будет сильнейшим стимулом к дальнейшему обучению программированию и созданию относительно сложных, «боевых» программ.

Для реализации данной задачи была выбрана среда визуального программирования Delphi 7 [4]. Выбор СУБД для создания базы данных был остановлен на СУБД Access, которая взаимодействует с программной оболочкой, созданной в Delphi, с помощью технологии ADO (Active X Data

Object) [2]. База данных состоит из нескольких таблиц, что обусловлено существованием отдельных, но логически связанных категорий. Это таблицы учащихся, педагогов, а также учебных групп. Функционирующая база данных учащихся нашего объединения удобна не только с точки зрения автоматизации составления расписания, но и служит своеобразным журналом объединения, фиксирующим достижения воспитанников, участия в научных конференциях, разработки учащихся, просто как хорошая память для педагогов, так как база данных способна хранить фотографии детей и служить своеобразным фотоальбомом.

Одна из таблиц базы данных может содержать примерно следующие поля: номер записи, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, учебная смена, адрес, телефон, наличие домашнего компьютера, фотография.

Таким образом, автоматизация процесса комплектования групп и составление расписания являет собой удачный пример как учебной задачи по программированию для школьников, так и дальнейшего практического применения данного программного обеспечения.

Список литературы:

1. Гвоздева В. А. Введение в специальность программиста. - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007.

2. Сорокин А. Delphi. Разработка баз данных. - СПб.: Питер, 2005.

3. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - М.: Вильямс, 2001.

4. Кэнту М. Delpi 2005. Для профессионалов. - СПб.: Питер, 2006.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Санникова И.Р. ♦

Сургутский государственный педагогический университет,

г. Сургут

«В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея его фундаментализации - глубины и широты общенаучных, философских, общекультурных и специальных знаний. С опорой на про-

♦ Преподаватель кафедры Лингвистического образования и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.