Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогического университета'

Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова И. Р.

«В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея его фундаментализации – глубины и широты общенаучных, философских, общекультурных и специальных знаний. С опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к будущим профессиональным ситуациям – такова парадигма современного типа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогического университета»

Object) [2]. База данных состоит из нескольких таблиц, что обусловлено существованием отдельных, но логически связанных категорий. Это таблицы учащихся, педагогов, а также учебных групп. Функционирующая база данных учащихся нашего объединения удобна не только с точки зрения автоматизации составления расписания, но и служит своеобразным журналом объединения, фиксирующим достижения воспитанников, участия в научных конференциях, разработки учащихся, просто как хорошая память для педагогов, так как база данных способна хранить фотографии детей и служить своеобразным фотоальбомом.

Одна из таблиц базы данных может содержать примерно следующие поля: номер записи, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, учебная смена, адрес, телефон, наличие домашнего компьютера, фотография.

Таким образом, автоматизация процесса комплектования групп и составление расписания являет собой удачный пример как учебной задачи по программированию для школьников, так и дальнейшего практического применения данного программного обеспечения.

Список литературы:

1. Гвоздева В. А. Введение в специальность программиста. - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007.

2. Сорокин А. Delphi. Разработка баз данных. - СПб.: Питер, 2005.

3. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - М.: Вильямс, 2001.

4. Кэнту М. Delpi 2005. Для профессионалов. - СПб.: Питер, 2006.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Санникова И.Р. ♦

Сургутский государственный педагогический университет,

г. Сургут

«В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея его фундаментализации - глубины и широты общенаучных, философских, общекультурных и специальных знаний. С опорой на про-

♦ Преподаватель кафедры Лингвистического образования и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук

шлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к будущим профессиональным ситуациям - такова парадигма современного типа обучения.

Соединив в себе воспитание, обучение и развитие личности каждого человека, создав условия для формирования мировоззрения личности, отвечающего сложным реалиям развития социума, система образования способна вывести общество на качественно новый уровень его развития» [1].

Изменения в российском высшем образовании происходят одновременно с переменами в социальной жизни России. Расходы на образование растут во всем мире, и образовательные процессы затрагивают все большее количество людей. Однако эффективность образования зависит не только от размеров инвестиций. Большую роль играют многие системные факторы: структура самой системы образования, характер взаимодействия ее элементов, качество действующих образовательных программ и т.д. В этой совокупности проблем важное значение имеет подготовка преподавательских кадров, в значительной степени определяющая эффективность образования.

Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и педагогического в частности. Становление его происходит необычным для нашей страны путем: вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования. Постепенно многоуровневое высшее образование получает все более широкое распространение.

Поиск новых путей развития высшей школы невозможен без осознания огромной роли культуры и образования, создания атмосферы обращенности к личности преподавателя и студента, учета особенностей их лично-стно-творческой самореализации. Характерные для современного общества масштабность и динамизм социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение и наращивание культурного потенциала объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры, как развивающейся системы духовных ценностей, технологий и творчества. Однако какие бы модернизации и преобразования не происходили в высшей школе, все они в конечном итоге выходят на преподавателя вуза, педагога и ученого, носителя научного знания, культурно-педагогического опыта нации [2].

В настоящее время профессиональная деятельность людей практически во всех областях насыщается непрофессиональными или надпрофес-сиональными компонентами и умениями интерпретации и анализа результатов, пользования компьютером, базами и банками данных, владением

иностранных языком и т.д., что должно быть отнесено к общеобразовательной подготовке. Поэтому профессиональная школа в будущем будет все больше, очевидно, нести на себе функции продолжения общего образования молодежи. К тому же, в спорах является ли общее и профессиональное образование альтернативой друг другу в нынешних условиях, все чаще звучат мнения о целесообразности «общего высшего образования», «общего профессионального образования». Нравственным императивом любой системы образования является требование, состоящее в том, чтобы подготовка личности соответствовала нуждам развивающейся социальной практики. Не менее значимо здесь формирование и раскрытие потенциала самого человека.

Анализ соответствующей литературы позволяет утверждать, что ученые рассматривают профессионально-ориентированное обучение как определённый исторически сложившийся элемент общего социально-культурного развития и как уровень развития творческих сторон, сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им материальных и духовных ценностях, как процесс участия и взаимодействия в создании новых их элементов, как культуру духа, как ориентацию на духовное и нравственное совершенствование, как уровень развития человека, как форму самодетерминации индивида, образа жизни, сознания, мышления, как социальный опыт и т.д. [3].

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что понятие профессионально-ориентированного обучения многозначно по своей структуре и содержанию, оно представляет собой сложную, динамическую систему, составляющие которой, в свою очередь, складываются из множества компонентов, основу которых составляют различные философские, социально-исторические, социально-культурные, социально-педагогические, этнические и этнологические принципы и подходы. Изучение иностранных языков в системе подготовки специалистов в высших учебных заведениях позволило выявить, что данная дисциплина должна быть обязательным учебным предметом, так как изучение иностранных языков открывает путь для получения научных знаний и является средством для того, чтобы «... приобрести те полезные сведения, которые могут быть приобретены только на языке». Иностранный язык выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста - выпускника современной высшей школы, способного осуществить деловые контакты с иноязычными партнерами.

Так, еще А.А. Вербицкий в своих работах подчеркивал, что «между другими предметами изучения нет ни одного столь способного, развить человека, как изучение языка». По его мнению, главное заключается в

нравственном применении учения. Показателями такого применения будет не столько количество знаний, сколько то, на что они пойдут, в какие взгляды и убеждения сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведения обучаемого. Таким образом, нравственно развивающее обучение призвано заложить прочное основание стройному мировоззрению, серьезным взглядам на труд и жизнь. Принцип воспитывающего обучения, выдвигаемый А.А. Вербицким, имеет исключительно важное значение в обучении иностранному языку, в частности, для отбора содержания материала текстов, заданий, упражнений - всего познавательно-воспитательного потенциала данной дисциплины.

Изучение языков, двух, трех дают положительные результаты. Знания полученные, может быть, и не дают практических рекомендаций, но без них невозможно развитие ни одного научного направления, невозможно развитие конкретных наук во имя практических целей» [4].

В современном вузе занятия по иностранному языку рассматриваются как средство формирования гуманитарной культуры, гражданственности, сознательности и образованности студентов, так как иностранный язык, как всякий другой язык, является средством формулирования мысли.

Любой вид профессиональной деятельности должен включать в свою структуру умение понимать и правильно оценивать ситуацию, умение строить целесообразную программу действий в этой ситуации и реализо-вывать ее. С нашей точки зрения особо важно это для будущих педагогов, так как речь идет о понимании и об умении как о формообразующем факторе облика специалиста. Люди тратят жизнь на достижение неверно поставленных целей и страдают потому, что не ставят перед собой никаких достойных целей, поскольку в процессе обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (в частности, в вузе) у них не было сформировано отношение к цели как к ценности и целеполаганию как к основному, базовому акту деятельности.

Совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалистов, к профессиональной деятельности, включающей в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями, знаниями, навыками, умением использовать их при решении профессиональных задач, мы понимаем как качество профессиональной подготовки специалистов. Безусловно, что вся эта система знаний, умений, навыков, профессиональные качества специалиста формируются в процессе обучения в вузе. Контроль уровня профессиональной подготовки должен осуществляться с помощью оценки качества профессионального образования.

Известно, что существуют параметры оценки качества образования на этапах приема, процесса обучения и выпуска. Присутствие в системе положительной обратной связи приводит к значительным переменам. Так,

выпуск специалистов более высокого качества (то есть переход в стадию «качество выпускников») приведет к расширению возможности трудоустройства, что в свою очередь улучшит репутацию вуза, которая будет способствовать увеличению числа поступающих в вуз, что, естественно, в дальнейшем, приведет к повышению качества выпускников. Качество обучения также влияет на качество выпускников, которое в свою очередь зависит от уровня квалификации преподавателей, а также от качества оборудования учебных лабораторий, материально-технического обеспечения, финансирования в целом.

Чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, личность, безусловно, должна быть активна. Говоря о профессиональной активности, следует иметь в виду активность, проявляемую личностью в профессиональной деятельности, будь то учебная деятельность, самостоятельная работа по усвоению знаний, педагогическая практика в школе и т.д. В контексте нашего исследования интерес представляет творческая активность, деятельность личности, которая проявляется не вообще, а по отношению к конкретному виду деятельности. Таким образом, мы вправе говорить о профессиональном творчестве, вопросах формирования у личности профессионального потенциала.

По нашему мнению профессионализм порождается деятельностью и имманентно присущ человеку, проявляясь во всех видах его деятельности. Нас интересует профессиональная деятельность, а в ней более узкие формы его проявления - мыслительное, художественное, профессиональное и пути формирования у личности потребности в профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение должно способствовать формированию личности профессионала, при условии включения программы профессионального образования в учебный план основного курса обучения в вузе. Использование теоретической модели системы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогических неязыковых специальностей, ведет к совершенствованию форм и методов как профессиональной, так и народной педагогической деятельности, а успешное решение проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов педагогических неязыковых специальностей, является существенным резервом эффективности обучения.

Преподавателю важно создать такие условия в вузе, чтобы студент стал заинтересованным участником педагогического процессе по овладению своей будущей профессией, проще говоря - субъектом профессиональной деятельности. Здесь на первый план выходит приоритетность личности студента, специалиста-профессионала в учебно-воспитательном процессе.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педа-

гогической деятельности, от выбора стратегии и тактики зависит формирование профессионально-педагогической культуры.

Список литературы:

1. www.albertina.ru 23.12.2006.

2. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рос-тов-н/Д, 1989. - 18 с.

3. Бим И. Л. Методика обучения иностранного языка как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Рус. яз., 1977. - 288 с.

4. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. - М.: Педагогика, 1991. - 54 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

© Султанбекова Р.З.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассматривается феномен переговорной культуры в сфере управления и деятельности менеджера, ставится вопрос о необходимости формирования переговорной культуры у студентов-менеджеров средствами иностранного языка с применением лингвокультуро-логического подхода.

Переговоры являются одной из важнейших форм деловой и межкультурной коммуникации, которая определяет повседневное общение любого руководителя. Чтобы быть успешным, менеджер должен обладать переговорной культурой, уметь эффективно общаться и работать на уровне мировых стандартов, быть готовым к межкультурному взаимодействию.

Проблема переговорной культуры по сей день остается белым пятном на карте науки (за исключением работы М.М. Лебедевой «Политическое урегулирование конфликтов»). В то время как развитие этого типа культуры позволит перейти на принципиально новый уровень функционирования общества в области предупреждения и разрешения множества проблем и конфликтов [7, С. 64].

♦ Преподаватель кафедры «Международные коммуникации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.