Научная статья на тему 'Обучение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы путем решения проектных задач'

Обучение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы путем решения проектных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT TASK / DESIGN AND RESEARCH COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Елена Юрьевна

Введение. В статье рассматривается возможность использования технологии «Проектная задача» на уроках русского языка и литературы в 5-7-м классах. Методология. Исследование проводится на основе таких методов, как проведение эксперимента, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ. Результаты. Решение проектных задач способствует формированию у обучающихся проектно-исследовательских компетенций. Заключение. Автор предлагает варианты предметных и межпредметных проектных задач, приводит примеры «продукта» результата решения задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE THROUGH THE PROJECT TASKS SOLUTION

Introduction. In the article we study the possibility of using “Project task” technology at the lessons of Russian language and Literature in grades 5-7. Materials and Methods. The study is conducted on the basis of such methods as experiment, observation, survey, comparison, analysis. Results. Project tasks solution contributes to the formation of students’ design and research competences. Conclusions. The author offers the subject and intersubject project tasks variants, gives examples of the «product» the result of the problem solution.

Текст научной работы на тему «Обучение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы путем решения проектных задач»

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

УДК/uDC 371.385.5

Е. Ю. Насонова

E. Nasonova

ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

TEACHING PROJECT ACTIVITY OF STuDENTS AT THE LESSONS Of RuSSIAN LANGuAGE AND LITERATuRE THROuGH THE PROJECT TASKS SOLuTION

Введение. В статье рассматривается возможность использования технологии «Проектная задача» на уроках русского языка и литературы в 5-7-м классах.

Методология. Исследование проводится на основе таких методов, как проведение эксперимента, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ.

Результаты. Решение проектных задач способствует формированию у обучающихся про-ектно-исследовательских компетенций.

Заключение. Автор предлагает варианты предметных и межпредметных проектных задач, приводит примеры «продукта» — результата решения задачи.

Introduction. In the article we study the possibility of using "Project task" technology at the lessons of Russian language and Literature in grades 5-7.

Materials and Methods. The study is conducted on the basis of such methods as experiment, observation, survey, comparison, analysis.

Results. Project tasks solution contributes to the formation of students' design and research competences.

Conclusions. The author offers the subject and intersubject project tasks variants, gives examples of the «product» — the result of the problem solution.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная задача, проектно-исследовательские компетенции.

Keywords: project activity, project task, design and research competences.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться. Этой задаче отвечает системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, основной результат применения которого — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Учебно-исследовательскую и проектную деятельность в рамках урока можно использовать тогда, когда в учебном процессе при освоении нового материала по теме возникает исследовательская или проектная задача, при решении которой требуются интегрированные знания, привлечение исследовательских методик или получение проектного результата, имеющего конкретное выражение — продукт деятельности.

Учитель, составляя рабочую программу по предмету, календарно-тематический план, принимая во внимание региональный компонент, определяет темы, на материале которых можно развернуть учебно-исследовательскую или проектную деятельность обучающихся.

Практика показывает, что у обучающихся 5-го класса отсутствуют необходимые для творческой проектной деятельности общие знания: самостоятельность в выборе темы, отмечается недостаточный уровень системного аналитического мышления, трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов, неумение аргументированно строить доказательства, слабое владение техническими средствами обработки информации.

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

5-6-й классы — это переходный этап для обучающихся, «подступ» к полноценной учебно-исследовательской и проектной деятельности. Поэтому на этом этапе важно обучать детей основам проектной деятельности через решение проектных задач, для выполнения которых школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых данных.

Под проектной задачей понимается «задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей» [1]. Проектная задача имеет групповой характер.

Проектная задача устроена так, чтобы через систему заданий задать возможные «стратегии» ее решения, поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти-шести первых лет обучения в школе обучающиеся осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Что может быть «продуктом» проектной задачи? Реальный «продукт» — словарик, журнал, текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т. д. Нематериальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка. Участие обучающегося в решении проектных задач способствует воспитанию у него чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, внимательно относиться к сверстникам.

Проектные задачи могут быть предметными: например, проектная задача по литературе «В гостях у сказки», продуктом которой может быть литературный журнал. Продукт задачи по русскому языку «Знакомимся с жанрами официально-делового стиля» — объяснительная записка, с особенностями написания которой шестиклассники знакомятся в ходе решения задачи. Продукт проектной задачи «Я б в писатели пошел...» — художественный текст о цветке с использованием средств художественной выразительности.

Проектные задачи могут быть и межпредметными: «Социальная реклама» — продуктом решения задачи станет буклет или рекламный плакат; «ЭкоСМИ» — продуктом решения может быть заметка в экологическую газету.

В процессе решения проектной задачи обучающиеся не только работают со справочной литературой, различными словарями, но и сами создают небольшие словарики. Иногда это может быть тематический словник. Например, на уроках русского языка в шестом классе при обобщении и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное» шестиклассники работают над проектной задачей, продуктом которой станет «Природный словарик». Главная задача «Природного словарика» заключается в том, чтобы оказать помощь в подборе прилагательных тому, кто пишет сочинение-описание о природе. А на уроке литературы при изучении произведения А. С. Пушкина «Песня о вещем Олеге» обучающиеся в ходе решения проектной задачи «В творческой лаборатории писателя» работают над созданием «Словарика устаревших слов», куда войдут историзмы и архаизмы из данного произведения.

Это может быть и «Мой фразеологический словарик», «Словник народных топонимов района Черемошники города Томска», «Словарик диалектных слов произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и др. Такие словники и словарики востребованы в учебном процессе. Их используют на уроках русского языка и литературы, экологии и истории как дети, так и педагоги.

Применение на уроках и во внеурочной деятельности проектно-задачной технологии способствует овладению обучающимися проектно-исследовательскими компетенциями, воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Занимаясь проектными задачами в системе, обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией. Они работают с текстами, преобразовывают и интерпретируют содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизируют, сопоставляют, анализируют, обобщают и интерпретируют информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделяют главную и избыточную информацию, представляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм).

В процессе такой деятельности у обучающихся формируются ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками.

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявле-

Professional Education in Russia and Abroad 3 (27) 2017

173

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

ния выполненных «продуктов». Разработка критериев — один из сложных этапов для педагога при составлении проектной задачи. Для каждой задачи будут свои критерии оценивания.

Если учитель оценивает непосредственно результат, то процесс проектирования оценивается самими школьниками. Дети учатся давать адекватную оценку своей работе и работе членов группы. Учитель может заложить самооценку не только в карту самооценивания группы, но и в один из этапов решения проектной задачи. Например, при создании журнала или словарика обучающимся нужно выбрать главного редактора, оформителя и т. д. Так определяется лидер группы.

Проведение проектной задачи позволяет педагогу увидеть каждого ребенка в отдельности: его способности к коммуникации, умение взять на себя ответственность, наличие или отсутствие лидерских качеств, умение работать с инструкцией, планировать свою деятельность. Таким образом, проектная задача является инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Интерес обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности зарождается во время решения проектных задач. Именно в процессе такой деятельности дети делают первые открытия в мире науки, углубляют и расширяют знания по изучаемым предметам, задаются вопросами, строят планы, и, возможно, у них рождаются замыслы будущих проектов.

Литература

1. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. М. : Просвещение, 2011. 176 с.

2. Сафонова Т. В., Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников //Интеграция образования. 2012. № 2. С. 21-26.

3. Чумакова И. А. Проектно-задачная технология как эффективный способ формирования универсальных учебных действий младших школьников //Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 158-166.

References

1. Vorontsov A. B. and etc. Project tasks in primary school [Proektnye zadachi v nachal'noj shkole]. Moscow: Prosveschenie, 2011. 176 p. (In Russian).

2. Safonova T. V., Chumakova I. A. A project problem as a way of formation of universal educational actions of younger schoolchildren. Integration of education [Integraciya obrazovaniya]. 2012. № 2. P. 21-26. (In Russian).

3. Chumakova I. A. Design-Assigned Technology as an Effective Way to Form Universal Learning Activities of Junior Schoolchildren. Scientific Problems of Humanitarian Research [Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovaniy]. 2012. № 5. P. 158-166. (In Russian).

УДК/UDC 372.8:004 Ю. П. Немчанинова

Y. Nemchaninova

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

USING OF TECHNOLOGY "FLIPPED CLASSROOM" IN TEACHING PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Введение. В статье обоснована необходимость поиска новых технологий и методов обучения программированию на уроках информатики. В качестве одного из возможных решений рассматривается использование технологии «Перевернутый класс» для обучения программированию старшеклассников. Проанализирован имеющийся опыт применения данной технологии при преподавании различных школьных предметов. Рассмотрены плюсы и минусы ее применения в современных условиях общеобразовательной школы.

Методология. С целью выяснения эффективности применения технологии «Перевернутый класс» был организован преобразующий педагогический эксперимент на базе общеобразова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.