Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Васильева Н.Н., Никифорова Е.П. Обучение полипредикативным конструкциям младших школьников на уроках якутского языка: коммуникативный аспект // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vasileva N.N., Nikiforova E.P. (2020). Teaching polypredicative structure for elementary school students at the Yakut language classes: the communicatory aspect. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN520.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.25.09
Васильева Надежда Николаевна
ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», Якутск, Россия
Заместитель директора
ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия Соискатель кафедры «Методики преподавания русского языка и литературы»
E-mail: [email protected]
Никифорова Евдокия Павловна
ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия Заведующая кафедрой «Методики преподавания русского языка и литературы»
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Обучение полипредикативным конструкциям младших школьников на уроках якутского языка: коммуникативный аспект
Аннотация. В статье обосновывается необходимость включения полипредикативных предложений в содержание обучения синтаксису родного языка в 4 классе якутской школы. Родной язык (первый язык) ребёнка является основой коммуникативного и когнитивного развития ребёнка. Усвоение системы родного языка происходит на синтаксической основе. К семи годам дети как носители родного языка употребляют в устной речи различные синтаксические конструкции, в том числе полипредикативные предложения. Использование полипредикативных предложений в речи является показателем свободного владения родным языком, коммуникативного и когнитивного развития. Качество владения родным языком должно поддерживаться и развиваться системой образования. Интеллектуальная и коммуникативная активность обучающихся начальных классов более высокая, чем предлагаемая система обучения синтаксису. В настоящее время содержание курса синтаксиса в начальных классах реализуется на основе простого предложения, что не обеспечивает в должной мере формирование коммуникативной компетенции, упускает использование дидактического потенциала полипредикативных предложений для коммуникативного и когнитивного развития обучающихся. В 3-4 классах у большинства из них начинается новый уровень коммуникативного развития. С одной стороны, этому способствует освоение техники письма и обучающиеся спонтанно переносят в письменную речь синтаксические конструкции, используемые в устной речи, а с другой стороны, продолжается интенсивное формирование коммуникативных умений, развивается мышление, а познавательная деятельность
https:// mir-nauki. com
активизирует обогащение не только словарного запаса, но и синтаксического строя речи. Между тем, полипредикативные конструкции, формируемые обучающимися в текстах, не всегда соответствуют синтаксическим нормам письменной речи. Уровень владения родным языком позволяет им формулировать мысли в формах полипредикативных предложений, но ограниченные модели простых предложений, предлагаемые на уроках родного языка, создают барьер в стратегии выбора предложений для оформления мыслей в письменной форме. В статье представлен комплекс умений, формирующих коммуникативную компетенцию обучающихся на синтаксическом уровне, а также матрица взаимодействия и схема их отношений в репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся в процессе обучения полипредикативным предложениям.
Ключевые слова: язык саха; коммуникативная компетенция; коммуникативное и когнитивное развитие; полипредикативное предложение
Предложение является главным средством выражения и сообщения мысли. Н.Н. Ефремов отмечает, что «основной семантикой полипредикативных конструкций является выражение факта и отношения связи между ситуациями (пропозициями), которые обозначаются составляющими частями этих конструкций» [1, с. 16]. В этой связи мы рассматриваем полипредикативные предложения как одно из важных средств формирования коммуникативной компетенции обучающихся на синтаксическом уровне, а умение уместно употреблять полипредикативные предложения в речи показателем качества владения родным языком и развития мышления обучающихся в целом.
В современной методике преподавания родных языков определяются два направления: родной язык как первый язык (ребёнок является носителем языка) и родной язык как этнический язык (ребёнок не владеет этническим языком на достаточном уровне). Первый язык, которым овладел ребёнок, для него становится родным, языком когнитивного и коммуникативного развития. «Языковое развитие влияет на интеллектуальное развитие ребёнка и тесно с ним взаимосвязано, а родной (первый) язык обеспечивает «запуск» познавательных механизмов» [2, с. 45]. Объектом нашего исследования является первое направление, мы рассматриваем методическую систему формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, у которых когнитивное и коммуникативное развитие «запустилось» на родном языке, и они не только владеют родным языком, а являются носителями родного языка.
Л.С. Выготский разграничил генетические корни мышления и речи, подчеркнув, что они совершенно разные, при этом у интеллекта имеется доречевая фаза, а у речи доинтеллектуальная, их развитие совершаются непараллельно и неравномерно, но в то же время многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды и идут параллельно, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются [3, с. 114]. Становление элементов речи (фонетическое, лексическое, морфологическое и синтаксическое) практически происходит по такой же схеме: не одновременно, не параллельно, но на определённых стадиях они соприкасаются, где ребёнок переступает новые пороги развития речи, тем самым постепенно осваивая систему родного языка. Вместе с тем Л.С. Выготский пишет: «Путь речевого развития не есть путь развития элементов речи. В каждом языке есть различные системы, по которым строятся типы отношений значащих звуковых единиц. Ребёнок усваивает систему их построения. Внутри её он овладевает различными типами отношений и сразу овладевает структурой. Этим объясняется развитие детской речи» [4, с. 167].
Введение
При этом в системе языка синтаксическая структура остаётся базовой основой становления речи, основные синтаксические единицы появляются значительно раньше усвоения системы морфологии [5], а усвоение языковой системы направляет синтаксис, парадигмы склонения, спряжения в сознании ребёнка формируются на синтаксической основе [6, с. 193]. По мнению М.Р. Львова, «физиологическая база речи пластична, она легко адаптируется к условиям речевого развития и даже к разным языкам, но эта гибкость и пластичность сохраняется лишь до семилетнего возраста - наилучший возраст для овладения речью» [6, с. 190]. Период самостоятельного освоения родным языком у детей завершается к семи годам, в это время их устная речь выражается достаточно развитым синтаксическим строем. Как отмечает С.Н. Цейтлин, «в речевом потоке детей можно обнаружить широкий репертуар синтаксических компонентов предложения, усложненную иерархическую структуру предложения, полупредикативные конструкции (причастные, деепричастные обороты, ряд однородных членов предложения), средства субъективной оценки (вводные слова), структуру сложного предложения» [7, с. 222]. Данный период И.Н. Горелов и К.Ф. Седов метко сравнили с приобретением «языкового компьютера». Становящаяся личность ещё не знает всех правил его эксплуатации. Правила, «программное обеспечение» он должен будет сам открывать для себя в своей дальнейшей речевой практике [8, с. 235]. Как показывает практика, это пограничный возраст может стать началом «лёгкой потери» ребёнком родного языка, поэтому актуальный уровень владения родным языком, то есть речевой опыт, должен поддерживаться и развиваться системой обучения в школе, и не только поддерживаться, а использоваться как огромный потенциал совершенствования речи на родном языке на основе сознательного его изучения, в процессе целенаправленного формирования коммуникативной компетенции.
На наш взгляд, существующая практика обучения родному языку в начальных классах якутской школы не обеспечивает в должной мере формирование коммуникативной компетенции на синтаксическом уровне. Данное утверждение мы объясняем следующими взаимосвязанными факторами: (1) в начальных классах пропедевтический курс синтаксиса направлен на изучение только простых предложений, что не даёт полностью реализовать речевой потенциал обучающихся - носителей родного языка; (2) упускаются дидактические возможности полипредикативных предложений для развития коммуникативного и когнитивного потенциала обучающихся.
В связи с этим необходимо определить комплексные синтаксические умения, формируемые в процессе обучения полипредикативным предложениям в 4 классе якутской школы.
Методы
Аналитические методы (анализ педагогической, психологической, психолингвистической, онтолингвистической, лингвистической литературы); экспериментальные методы (констатирующее обучение); описательный метод (наблюдение за процессом обучения).
Результаты и их обсуждения
Анализ действующих учебников показывает, что в процессе изучения синтаксиса в начальных классах, обучающиеся учатся распознавать и создавать простые предложения, производить различные синтаксические действия, включающие анализ, синтез, классификацию базовых синтаксических единиц. Семантический аспект обучения синтаксису, направленный на формирование умений формулировать мысли в форме простых предложений, в основном происходит на спонтанном уровне. Обучающиеся как носители родного языка смысл каждого
https:// mir-nauki. com
предложения воспринимают и интерпретируют на ментальном уровне, но в процессе сознательного изучения синтаксиса закономерно обнаруживают трудности в соотношении структуры и смысла предложения. В связи с этим на уроках родного языка в большей степени данная проблема не актуализируется, а создается лингвистическое поле, где структурно-семантический подход реализуются в достаточно упрощённом понимании - от освоения грамматических правил к употреблению в речи.
Как показывают результаты наших исследований, интеллектуальная и коммуникативная активность обучающихся начальных классов более высокая, чем предлагаемая система обучения синтаксису родного языка в школе. В 3 классе у большинства из них начинается новый уровень коммуникативного развития. С одной стороны, этому способствует освоение техники письма и обучающиеся спонтанно переносят в письменную речь синтаксические конструкции, используемые в устной речи, а с другой стороны, продолжается интенсивное формирование коммуникативных умений, развивается мышление, а познавательная деятельность активизирует обогащение не только словарного запаса, но и синтаксического строя речи, поэтому в письменной речи начинают появляться сложные синтаксические конструкции. Уже в 4 классе обучающиеся демонстрируют способность употреблять различные модели полипредикативных предложений, но продолжают осваивать синтаксис родного языка на материале простого предложения, выполнять одни и те же типовые задания. При этом базовые синтаксические умения, сформированные у обучающихся на основе простых предложений, свидетельствуют об их готовности к освоению полипредикативных предложений на сознательном уровне. Они имеют представление о понятии предложения, умеют определять главные и второстепенные члены простого предложения, производить синтаксический разбор, распространять нераспространённое предложениие, употреблять в речи однородные члены предложения.
Между тем, как показывают наши наблюдения, полипредикативные конструкции, формируемые обучающимися в их собственных текстах, не всегда соответствуют синтаксическим нормам письменной речи. Известно, что дети осваивают синтаксис речи прежде, чем синтаксис мышления, поэтому в процессе обучения родному языку синтаксис также остаётся главной основой формирования письменной речи. Если обучающиеся умеют следить за буквами (фонемой) и словом, то структуру производимого собой предложения практически не видят. При этом в процессе создания текста они находятся в потоке мыслей и интуитивно могут использовать полипредикативные предложения, но так как в начальных классах мы предлагаем обучающимся только модели простых предложений, в оформлении письменной речи они в какой-то степени попадают в противоречивую ситуацию. C одной стороны, уровень владения родным языком позволяет им формулировать мысли в формах полипредикативных предложений, а с другой стороны, ограниченные модели простых предложений, предлагаемые на уроках родного языка, создают барьер в стратегии выбора предложений для оформления мыслей в письменной форме.
В связи с этим очевидным является тот факт, что на данном этапе, а именно в 4 классе, необходим новый синтаксический уровень для дальнейшего формирования коммуникативной компетенции. С этой целью необходимо расширить и совершенствовать методическую систему обучения синтаксису.
На наш взгляд, введение изучения полипредикативных предложений в 4 классе не означает «грамматизацию» или «теоретизацию» содержания обучения родному языку. Весь этот процесс направлен на формирование коммуникативной компетенции, в состав которой включены языковая, речевая и дискурсивная компетенции, определяющие основные синтаксические умения (рисунок 1).
Лингвистические понятия, которые школьники будут осваивать в ходе изучения полипредикативных предложений, имеют большее значение, чем обычное понимание «грамматизации» содержания учебного предмета по родному языку. Во-первых, лингвистические понятия служат познавательным инструментом освоения родного языка на сознательном уровне. Язык - это система знаков, речь - язык в действии, языковая норма осваивается только на основе сознательного усвоения лингвистических понятий, грамматических правил, позволяющих обратить внимание на свою речь. В этом плане полипредикативные модели предложений используются в качестве способов обучения разграничивать понятие предложения как языковую единицу и его содержательного смысла как речевую единицу, элементарным приёмам семантического анализа предложений и показать роль полипредикативных синтаксических конструкций в создании текстов. Во-вторых, полипредикативные предложения способствуют формированию умений обобщать ситуации, события и действия. Как отмечает Б.Ю. Норман, «синтаксические модели закономерно отражают объективную действительность», «именно возможности синтаксиса подсказывают нам, как «увидеть» ситуацию, помогают понять, что она, собственно, собой представляет», «синтаксис, образно говоря, - это рельсы, по которым движется поезд познания» [9, с. 38-57].
Рисунок 1. Структура и состав коммуникативной компетенции, формируемая в процессе обучения полипредикативным предложениям в 4 классе якутской школы (составлена авторами)
Несомненно, полипредикативные предложения осваиваются на основе текста. Текст как продукт дискурсивного мышления создаёт ситуацию действительности, где представляется фреймовое моделирование окружающего мира на основе знаний и личного опыта человека. По мнению С.Г. Виноградовой, сложное предложение выступает не только в качестве языкового выражения, но и форматом знания, который является частью языкового сознания. Она отмечает, что «формат сложного предложения как форма представления знаний содержит сведения о событиях, на тех или иных основаниях, связываемых индивидом в ходе познания окружающего мира и его интерпретации с помощью языка» [10], то есть использование
полипредикативных предложений в тексте показывает уровень коммуникативного и когнитивного развития человека.
Нами описаны комплексные синтаксические умения, формируемые в процессе обучения полипредикативным предложениям в 4 классе якутской школы.
1. Умение отличать полипредикативное предложение от простого предложения. Данное умение в системе формирования коммуникативной компетенции на синтаксическом уровне занимает важное и определяющее значение, так как является фундаментом всех будущих действий обучающихся с полипредикативными предложениями. Несомненно, новое синтаксическое понятие должно усваиваться на основе понятия простого предложения, поэтому оптимальными приёмами в формировании обсуждаемого умения являются сравнение, наблюдение, моделирование синтаксических конструкций простого и полипредикативного предложений, где на структурной основе обучающиеся производят тождество и различие синтаксических конструкций, классифицируют и обобщают по характерным признакам, учатся объединять по смыслу простые предложения в одно полипредикативное предложение или, наоборот, преобразовывать полипредикативное предложение в простые предложения. Системное выполнение вышеназванных действий, способствует осмыслению структурной особенности полипредикативного предложения, направленной на обобщение ситуации, действия и события.
2. Умение определять типы полипредикативных предложений. Обсуждаемое умение связано с семантическим аспектом полипредикативных предложений, на данном этапе начинается переход к реализации структурно-семантического подхода. Формирующий процесс осуществляется по принципу от общего к частному, то есть с комплексного ознакомления со всеми типами полипредикативных предложений, выражающих временные, причинные, противительные и сопоставительные отношения. Такой подход представляется наиболее эффективным тем, что семантико-структурные модели предложений будут сопоставляться с обозначающими их терминами, которые на якутском языке отражают семантическое значение предложений. Например, утуу-субуу кэм суолталаах, тврYвт суолталаах. При этом главным познавательным инструментом становится опорная таблица с моделями полипредикативных предложений, с помощью которой обучающиеся будут осуществлять различные синтаксические действия. Детальное осмысление типов полипредикативных предложений обучающимися достигается путём следующих действий: (1) прочитать предложение (осмысление); (2) определить главные члены предложения (структуризация); (3) подчеркнуть слова скрепы (структуризация); (4) установить тип полипредикативного предложения (осмысление).
3. Умение составлять полипредикативные предложения на основе образцов и моделей. Образцы и модели акцентируют внимание обучающихся на структуру и семантику полипредикативных предложений. Обучающиеся учатся создавать предложения, вставляя пропущенные слова-скрепы, знаки препинания, дополняя части полипредикативных предложений, составляя из простых предложений полипредикативные предложения. Процесс формирования обсуждаемого умения способствует развитию навыков оперировать алгоритмами действий в решении синтаксических задач по определению временных, причинных, противительных и сопоставительных отношений в различных ситуациях, событиях и действиях с помощью сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
4. Умение самостоятельно моделировать схемы полипредикативных предложений. Формирование обсуждаемого умения является постепенным переходом обучающихся с репродуктивных действий к продуктивным. На данном этапе обучающиеся учатся самостоятельно моделировать схемы полипредикативных предложений, производить структурный анализ полипредикативного предложения путём осмысления его семантики.
https:// mir-nauki. com
5. Умение формировать собственные мысли в форме полипредикативных предложений. Основой формирования обсуждаемого умения являются навыки обучающихся оперировать моделями полипредикативных предложений. Предлагаются различные ситуации и действия в картинках и текстах, по содержанию которых обучающиеся учатся формулировать мысли в форме полипредикативных предложений, выражающих временные, причинные, противительные, сопоставительные отношения. Модели полипредикативных предложений позволяют им наблюдать за собственными действиями, развивают синтаксическое чутьё, умение обобщать, рассуждать и делать выводы.
6. Умение распозновать полипредикативные предложения в текстах. Данное умение связано с чтением и аудированием, поэтому, как правило, это умение формируется в два этапа. Первый этап связан с развитием навыков смыслового чтения, обеспечивающих понимание содержания текста и проведение таких мыслительных операций, как обобщение отдельных фактов, соотнесение отдельных частей текста в соответствии с его смысловой переработкой. При этом единицами восприятия текста являются словосочетания, предложения и абзац, а не отдельные слова. В ходе смыслового чтения обучающиеся учатся определять полипредикативные предложения, наблюдают за их ролью в содержании текста. Второй этап направлен на развитие умений, необходимых для аудирования. Обучающиеся пишут изложение и на основе самостоятельно продуцированного текста учатся анализировать предложения, составленные при воспроизведении исходного текста.
7. Умение моделировать в тексте полипредикативные предложения. Анализируя предложения текста, обучающиеся преобразовывают простые предложения в полипредикативное, учатся первоначальным навыкам редактирования. При этом их внимание концентрируется на смысловое содержание текста. Также обучающиеся учатся вставлять в тексте предлагаемые полипредикативные предложения. Такие действия способствуют развитию умений смыслового чтения, анализировать содержание текста, наблюдать за функционированием полипредикативных предложений в тексте.
8. Умение создавать текст с полипредикативными предложениями. Самостоятельная текстовая деятельность является показателем сформированности коммуникативной компетенции. Умение сознательно употреблять полипредикативные предложения в тексте обогащает синтаксический строй речи обучающихся, способствует развитию словесно-логического мышления, активизирует стремление обучающихся к улучшению качества собственного текста. Создание полипредикативных предложений происходит с использованием опорных схем, которые являются эффективным вспомогательным средством при моделировании различных видов полипредикативных предложений в соответствии со смысловым содержанием текста.
Комплексные умения создают матрицу взаимодействия процессов, направленных на формирование коммуникативной компетенции, где каждое умение становится основой и дополнением друг другу, ступенькой к выходу результативности (рисунок 2). В матрице чётко прослеживаются инструментальные и основные умения. К инструментальным относятся умения №№ 1, 3, 4, 6 и 7, а основные умения составляют №№ 2, 5 и 8, при этом умения №№ 2 и 5 становятся инструментальным для умения № 8, а умение № 2 инструментален для всех остальных умений. Таким образом, матрица представляет сетевой путь формирования языковой, речевой и дискурсивной компетенций, результативность которых зависит от качественного и правильного взаимодействия умений, входящих в их состав, в процессе формирования коммуникативной компетенции.
Условные обозначения: 1. Умение отличать полипредикативное предложение от простого предложения. 2. Умение определять типы полипредикативных предложений. 3. Умение составлять полипредикативные предложения на основе образцов и моделей. 4. Умение моделировать схемы полипредикативных предложений. 5. Умение формировать мысли в форме полипредикативных предложений. 6. Умение распознавать полипредикативные предложения в тексте. 7. Умение моделировать в тексте полипредикативное предложение. 8. Умение создавать текст с полипредикативным предложением
Рисунок 2. Матрица взаимодействия комплексных умений в процессе формировании коммуникативной компетенции на синтаксическом уровне (разработана авторами)
Известно, что формирование любых умений происходит на основе репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся. В связи с этим в целях создания чётких методических действий мы определили фазы переходов умений с репродуктивного на продуктивный уровень деятельности (рисунок 3).
Условные обозначения: 1. Умение отличать полипредикативное предложение от простого предложения. 2. Умение определять типы полипредикативных предложений. 3. Умение составлять полипредикативные предложения на основе образцов и моделей. 4. Умение моделировать схемы полипредикативных предложений. 5. Умение формировать мысли в форме полипредикативных предложений. 6. Умение распознавать полипредикативные предложения в тексте. 7. Умение моделировать в тексте полипредикативное предложение. 8. Умение создавать текст с полипредикативным предложением
Рисунок 3. Схема отношений репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся в процессе формирования комплексных умений (разработана авторами)
На уровне языковой компетенции умения №№ 1 и 2 формируются на основе репродуктивной деятельности. Речевая компетенция включает умения №№ 3, 4, 5, где умение № 3 формируется в процессе репродуктивной деятельности обучающихся, а умение № 4 является подготовительным этапом к переходу продуктивной деятельности. Как показывают результаты наших исследований, продуктивность умений достигается на основе комбинированных репродуктивно-продуктивных действий, что проиллюстрировано на примере умений № 5, 6, 7, 8, когда достигнутый уровень становится основой для перехода к новому уровню умений, то есть на новом уровне они выступают уже в качестве репродуктивной основы к переходу на следующий продуктивный уровень.
Выводы
1. Полипредикативные предложения как средства формирования коммуникативных компетенций на синтаксическом уровне: (1) предоставляют возможность научить обучающихся элементарным способам семантического анализа синтаксических конструкций, что активизирует их речемыслительную деятельность на родном языке; (2) выступают для обучающихся инструментом при обобщении ими ситуаций, событий и действий, а также в определении их временных, противительных, причинных и других отношений непосредственно в дискурсе.
2. Включение в программу курса синтаксиса в 4 классе полипредикативных предложений будут способствовать поддержке актуального уровня владения родным языком и системному формированию коммуникативной компетенции на синтаксическом уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефремов Н.Н. Полипредикативные конструкции в якутском языке: Структурно-семантическое описание. - Новосибирск: Изд -во СО РАН, 1998.
2. Хамраева Е.А. Теория и методика обучения детей-билингвов русскому языку. -СПб.: Изд - во РГПУ имени А.И. Герцена, 2017.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник / Лев Выготский. - М.: АСТ: Астрель, 2011.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Магадан, 2010.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Лабиринт, 2007.
6. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Освоение ребёнком родного языка. - М.: Владос, 2017.
8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. - М.: Лабиринт, 2004.
9. Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис русского языка. - М.: Флинта, Наука, 2018.
10. Виноградова С.Г. Когнитивные доминанты реализации сложного предложения в речи // IV Международная научно-практическая конференция. РАУ, 2019. - С. 240-245.
Vasileva Nadezhda Nikolaevna
Scientific research institute of national schools of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia
M.K. Ammosov North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Nikiforova Evdokiya Pavlovna
M.K. Ammosov North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Teaching polypredicative structure for elementary school students at the Yakut language classes:
the communicatory aspect
Abstract. The relevancy of including polypredicative sentences in the syllabus for the native language syntax in the 4th grade of the Yakut school is justifying in this article. The child's native language (first language) is the basis of the child's communicative and cognitive development. The native language system absorption occurs on a syntactic basis. By the age of seven, children, as native speakers, use various syntactic constructions in spoken language, including polypredicative sentences. The polypredicative sentences use in speech is a fluency indicator in the native language, as well as communicative, and cognitive development. The quality of native language proficiency must be maintained and developed by the education system. The intellectual and communicative activity of elementary school students is higher than the proposed syntax teaching system. Presently, the syntax course content in elementary school is implemented on a simple sentence base, which does not adequately ensure the communicative competence formation, it misses the didactic potential use of the polypredicative sentences for the students' communicative and cognitive development. In the 3 -4 grades, most of the students begin a new communicative development level. On the one hand, this is facilitated by mastering the writing technique and students spontaneously transfer syntactic constructions used in spoken language into written speech, but and on the other hand, the intensive communicative skills formation continues, and develops thinking, and cognitive work activates the enrichment, not just vocabulary but also syntactic speech structure. Meanwhile, polypredicative constructions formed by students in texts don't always correspond to the syntactic norms of written speech. Their native language proficiency allows them to formulate thoughts in the form of polypredicative sentences, but the limited models of simple sentences offered in native language lessons create a barrier in the strategy of choosing sentences for putting thoughts into writing. The article presents a set of skills that form the students' communicative competence at the syntactic level, as well as an interaction matrix and a diagram of their relationships in the reproductive and students' productive activities in the process of teaching polypredicative sentences.
Keywords: Sakha language; communicative competence; communicative and cognitive development; polypredicative sentence