Озерская С.Н.1, Тимофеева Н.А.2, Хабарова К.В.3 ©
кандидат педагогических наук, доцент; 2доцент; 3ассистент, кафедра русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный институт искусств и культуры
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА
ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают обучение письменной речи иностранных учащихся как один из главных этапов методики обучения русскому языку как иностранному. Авторы описывают различные виды письменных заданий, способствующих формированию и развитию у будущих иностранных специалистов письменных навыков и умений, необходимых им в реальной бытовой сфере общения, а также в будущей практической деятельности для решения профессиональных задач в полиязыковом пространстве.
Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, обучение письменной речи, виды письменных заданий, коммуникативная компетентность.
Keywords: Teaching Russian Language as a Foreign Language, teaching writing, kinds of writing tasks, communicative competence.
В современном мире неуклонно растет потребность общества в специалистах, способных осуществлять иноязычное устное и письменное общение в различных сферах деятельности. В связи с этим возрастает ответственность российских вузов, осуществляющих подготовку иностранных граждан, за адекватную подготовку иностранных студентов к иноязычной коммуникации на русском языке.
Подготовка высококвалифицированного специалиста-иностранца - процесс длительный и кропотливый. На этом пути роль преподавателя русского языка как иностранного на начальном этапе обучения в вузе особая, так как изучение русского языка является необходимым условием для получения знаний по основным дисциплинам.
В процессе обучения русскому языку как иностранному значительную роль играет обучение письменной речи. Удельный вес и значение этого вида речевой деятельности на занятиях возрастает от этапа к этапу по мере приближения речи обучаемого к речи носителя языка.
Письмо является одним из видов речевой деятельности, в котором реализуется письменный способ формирования мыслей, чувств, побуждений соответственно ситуации обучения.
Обучая письменной речи, мы решаем сразу несколько задач.
1) Во-первых, обучение письменной речи выступает в качестве самоцели: это обучение сложному продуктивному виду речевой деятельности, результатом которого является развитие у учащихся умения построения самостоятельного письменного высказывания.
2) Во-вторых, развитие навыков и умений в области письменной речи способствует развитию навыков и умений в других видах речевой деятельности, поскольку письменная речь связана с чтением, говорением и аудированием, планом содержания и планом выражения.
3) В-третьих, письменная речь на протяжении всего процесса обучения выступает как бы в роли объективного фиксатора уровня языковой компетенции учащихся [3, 54].
Обучение письменной речи как виду речевой деятельности включает в себя: обучение письму, т.е. графической и орфографической системам языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений, формирование навыков фиксировать устную речь с помощью графических знаков и обучение собственно письменной речи, т.е. умениям сочетать слова в
© Озерская С.Н., Тимофеева Н.А., Хабарова К.В., 2014 г.
письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения, формирование коммуникативных умений [1, 34].
Письменная речь может иметь самостоятельное значение, но также рассматриваться как средство обучения другим видам речевой деятельности [2, 402].
Рассмотрим более подробно 2 компонента обучения письменной речи:
1. Обучение письму
Чтобы пользоваться письмом для лучшего усвоения языка, учащиеся должны овладеть всеми составляющими компонентами обучения письму: графикой, орфографией и записью.
Графика определяет приемы и способы буквенного обозначения звуков речи как таковых безотносительно к конкретным словам, их формам или морфемам, учитывается лишь характер самих звуков и их положение в словах, характер их окружения [1, 34].
Последовательность изучения букв определяется не столько характером графики, сколько вводно-фонетическим или вводным устным курсом.
При обучении русской графике рекомендуется использовать упражнения в начертании букв (в каллиграфии) и упражнения в звуко-буквенных соотношениях. К первым относятся: написание элементов букв по образцу, переписывание букв, буквенных сочетаний, слов, предложений, микротекстов с готовых образцов, группировка данных вразбивку строчных и прописных букв, воспроизведение отдельных печатных букв, переписывание печатных образцов прописью, написание слов и предложений по памяти. Наиболее распространенные упражнения в звуко-буквенных соотношениях: написание букв со слуха, усложненное списывание (с подчеркиванием определенных букв, слов, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв, с подчеркиванием буквы, которая не имеет звукового значения и т.п.) [1, 35].
Орфография определяет приемы и способы буквенного обозначения звуков речи с учетом конкретных слов в целом, их форм или морфем.
Обучение орфографии обычно не выделяется в самостоятельную область, поскольку усвоение правописания тесно связано с общим процессом выработки навыков и умений русской речи и в значительной степени происходит непроизвольно в ходе обучения чтению и письменной речи.
Упражнения при обучении орфографии направлены на создание у учащегося графического образа слова, на запоминание написания слов. Учащиеся обучаются распознаванию, образованию и употреблению грамматических средств и форм. Среди упражнений выделяются различного рода диктанты: зрительные (записываются предложения, стираются, учащиеся пишут по памяти), зрительно-слуховые (предложения или слова записываются, обсуждаются), самодиктанты (воспроизведение ранее выученного текста) и т.д. Помогает выработке орфографических навыков решение кроссвордов, игры на составление слов из букв [2, 436-439].
Запись - учебная деятельность, которая состоит в осознании особенностей единиц языка и речи. Запись в отличие от письменной речи не решает коммуникативных задач и предназначена для самого пишущего, поэтому она может быть экономной, малоразвернутой и синтаксически упрощенной.
Обычно запись выступает как средство обучения, но на начальном этапе для определенного контингента учащихся может выступать как цель обучения. Студенты должны уметь списывать с доски записи, сделанные преподавателем в процессе объяснения учебного материала, дословно записывать под диктовку аудируемый учебный материал, записывать только главную информацию из воспринимаемого на слух материала, записывать собственные высказывания при ответах на вопросы и выполнении различного рода заданий.
2. Обучение письменной речи
Умения письменной речи являются наиболее сложными среди других речевых умений. Прежде всего, это обусловлено отсутствием непосредственной связи между говорящим и слушающим, тем, что письменная речь более тщательно организована.
При обучении письменной речи важно определение целей обучения. Цели очень многообразны, так как определяются коммуникативными потребностями определенных
контингентов учащихся с учетом возраста, социального статуса, формы обучения, наличия или отсутствия языковой среды.
Студенты должны уметь составить план, тезисы, конспект, написать письмо, аннотацию, резюме, реферат, курсовую и дипломную работы.
Для большого числа специалистов весьма актуальным является умение вести деловую переписку, владеть структурой и лексико-грамматическими особенностями таких видов делового письма, как дипломатическое, коммерческое, промышленное.
Таким образом, лингвистической основой обучения письменной речи должны являться разножанровые тексты со своими специфическими характеристиками - языковыми и экстралингвистическими. При работе с текстами используются подготовительные и речевые упражнения.
Обычно подготовительные упражнения в письменной речи выполняются в домашних условиях в целях экономии учебного времени.
Диапазон подготовительных упражнений меняется в зависимости от жанра письменного текста. К подготовительным упражнениям относятся те, которые направлены на отработку соответствующего лексико-грамматического материала, на осознание и последующее воспроизведение структурных компонентов текстов определенных жанров, на осознание и последующее воспроизведение в письменной форме содержательных особенностей того или иного жанра письменного текста.
Каждый из типов речевых работ имеет свои виды подготовительных упражнений. Например, для написания бытового письма важно умение ставить вопросы, умение передать информацию от первого (или третьего) лица, а для написания сочинения необходимы такие сложные умения, как объяснение, доказательство определенного тезиса, описание какого-либо события и явления, повествование.
К числу подготовительных упражнений, развивающих навыки и умения письменного выражения мыслей, относятся различные виды диктантов, например, свободные и творческие.
При свободном диктанте текст читается по частям один раз, а учащиеся записывают его своими словами или только сочетания глаголов и существительных. Творческий диктант - такой вид работы, когда часть текста диктуется преподавателем, а студенты самостоятельно дополняют и расширяют его предполагаемой информацией.
Речевыми упражнениями в развитии письменной речи признаются изложения и сочинения. Изложение понимается очень широко как построение самостоятельного коммуникативно мотивированного высказывания на основе текста-источника. Существует три типа изложения: сжатое, развернутое, свободное.
Сжатое изложение - краткое воспроизведение текста по смысловым опорам, резюме (суммирование основных мыслей текста), аннотация (лаконичное обобщение содержания текста), реферат (краткое изложение содержания и выводов произведения). Студент должен передать содержание, выделив существенные факты, найти адекватные средства для наиболее сжатого и логичного изложения текста.
Развернутое изложение - развертывание текста-основы за счет дополнительных описаний каких-либо деталей, написания вступления, заключения к тексту и т.п.
Свободное изложение - пересказ содержания текста в письменной форме, с изменением композиции, с оценкой поступков героев, со своими впечатлениями от текста в целом.
Сочинение - это самостоятельное высказывание учащегося в письменной форме. На начальном этапе оно может состоять из нескольких предложений, объединенных одной темой. Коммуникативно значимыми формами сочинений являются письма, доклады, статьи. Учитывая особенности построения текста сочинения, важно выработать у учащихся умение формулировать главную мысль будущего высказывания, программировать смысловую и предикативную структуры, построить и развернуть сверхфразовое единство, варьировать текст в зависимости от обращения к разным адресатам и т.п. Для этого могут выполняться следующие упражнения. Например, выделение главной мысли сочинения на определенную тему. Логическим продолжением этого упражнения является коллективное обсуждение
микротем сочинения. Упражнение на продумывание, в какой последовательности будут расположены высказывания, какие из них являются главными, какие - второстепенными, т.е. составление плана сочинения.
Таким образом, обучение письму и письменной речи иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки является длительным и трудоемким процессом, но необходимым для успешной подготовки будущих иностранных специалистов, способных осуществлять иноязычное деловое общение в условиях поликультурного пространства.
Литература
1. Гардези А.М. Обучение иностранных учащихся письму и письменной речи. / Проблемы и перспективы подготовки иностранных студентов в вузах: материалы Международной научнометодической интернет-конференции. - Х.: ХНАДУ, 24 октября 2013 г., 2013. - 364 с.
2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480 с.
3. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи / В.Э. Морозов - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2007. - 268 с.
4. Переслегина Е.Р. Методика обучения иностранных студентов письменной речи: программа курса / Е.Р. Переслегина. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 17 с.