Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикризисное управление / обучение персонала / антикризисная кадровая политика / промышленные предприятия / anti-crisis management / personnel training / anti-crisis personnel policy / industrial enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Солодкина, С.М. Самохвалова

Представлены результаты анализа методов обучения персонала в условиях кризиса и преимущества их использования в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING IN THE SYSTEM OF ANTI-CRISIS PERSONNEL POLICY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The results of the analysis of personnel training methods in crisis conditions and the advantages of their use in crisis conditions are presented.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 331.108.45

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.В. Солодкина Научный руководитель - С.М. Самохвалова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: katerina-s9@yandex.ru

Представлены результаты анализа методов обучения персонала в условиях кризиса и преимущества их использования в условиях кризиса.

Ключевые слова: антикризисное управление, обучение персонала, антикризисная кадровая политика, промышленные предприятия.

PERSONNEL TRAINING IN THE SYSTEM OF ANTI-CRISIS PERSONNEL POLICY OF

INDUSTRIAL ENTERPRISES

E.V. Solodkina Scientific supervisor: S.M. Samokhvalova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: katerina-s9@yandex.ru

The results of the analysis of personnel training methods in crisis conditions and the advantages of their use in crisis conditions are presented.

Key words: anti-crisis management, personnel training, anti-crisis personnel policy, industrial enterprises.

Современные социально-экономические условия функционирования промышленных предприятий не отличается постоянством и стабильностью. В период кризиса не у всех предприятий есть шансы выжить. Многие из них не выдерживают такой поток кризисных изменений и, как следствие, погибают [1]. Игнорирование кризисных предпосылок имеет крайне отрицательные последствия, в то время как своевременно принятые эффективные управленческие решения по их предотвращению, способствуют стабилизации предприятии [2].

Кризис в развитии любой организации является абсолютно закономерным и, отчасти, прогнозируемым событием. Он может протекать неявно, долго, затрачивая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро - такая ситуация возможна, если менеджеры предприятия грамотно оценили и определили, какие ресурсы необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса[3]. Своевременное применение инструментов предупреждения кризисных ситуаций и устранения их последствий является условием достижения долгосрочной устойчивости и эффективности функционирования предприятий [4]. Кризис также может рассматриваться как повод пересмотреть текущие затраты компании, оптимизировать текущую деятельность, модернизировать производство.

Обучение персонала в кризис становится одной из первых статей сокращения расходов. Многие организации не уделяют должного внимания долгосрочному планированию и

Сеяция ««Современный проблемые экономики трудя и управления! персоналом»»

изменяют систему обучения сотрудников без оценки последствий [5]. Такую статью как «обучение персонала» в период кризиса можно оптимизировать, но, ни в коем случае, нельзя исключать ее вовсе. Обучение персонала в кризис оправдано тем, что персонал компании будет оставаться конкурентоспособным, а также не потеряет свой профессионализм. В таком случае, обучение можно рассматривать как инвестиции предприятия в выход из кризиса, так как от уровня квалификации сотрудников зависят результаты работы организации, а само обучение может рассматриваться как инструмент повышения экономической эффективности и качества трудовой жизни [5, б, 7].

Обучение является одним из ключевых инструментов антикризисного управления. И, действительно, как показывает практика, лучше переживают кризис те компании, которые готовы к изменениям. Они распознают сигналы внешней среды и оперативно адаптируются к работе в ней. Долгосрочное планирование и ориентирование на долгосрочные перспективы способно не только удержать компанию на плаву, но и сделать ее конкурентоспособной.

Основными причинами "за" обучение сотрудников в кризис являются следующие. Во-первых, компетенции персонала и повышение его квалификации — один из главных ресурсов выживания компании в период кризиса. Повышение эффективности, производительности, предприимчивости, инициативности, а также улучшение реакции на изменения. Во-вторых, развитие персонала - стратегическая инвестиция предприятия. Простой в повышении квалификации кадров приведет к тому, что после выхода из кризиса бизнес на таком предприятии будет на уровень ниже, чем у конкурентов, развитие персонала которых проводилось своевременно и качественно. В третьих, стресс заставляет действовать. Исследования показывают, что люди эффективнее обучаются под воздействием стрессовых ситуаций. Чем лучше работники будут учиться, тем лучше они будут применять полученные знания, умения, навыки на практике, помогая тем самым предприятию справиться с испытаниями в тяжелые времена [В].

Использование современных технологий позволяет снизить расходы на обучение и сделать его доступным, что значимо для организаций в условиях кризиса. В период

кризиса благодаря удобному формату и экономичности на первый план выходит онлайн-обучение. Дистанционное образование по интерактивности и эффективности уже практически не уступает очному, однако оно в разы дешевле. На сегодняшний день удаленно можно слушать лекции, выполнять лабораторные работы (подключаясь к оборудованию учебного центра), общаться с преподавателем и сокурсниками, отрабатывать навыки на учебных тренажерах, а также участвовать в различных бизнес-играх для развития soft-skills.

С другой стороны, работникам во время кризиса так же важно сконцентрироваться на трудовой деятельности, заниматься решением наиболее срочных проблем. Для этого современные специалисты предлагают использовать тренинг как рабочую сессию. То есть давать сотруднику такие упражнения, которые помогут решению текущей проблемы в работе группы [9]. Таким образом, обучающий тренинг становится коротким рабочим проектом, в котором люди учатся и развиваются, решая непосредственно те задачи, которые ставит компании кризис. Таким образом, можно сделать вывод, обучение персонала является обязательным инструментом антикризисной кадровой политики предприятия. Используя современные технологии при построении системы обучения можно добиться снижения уровня затрат на обучение без потери его эффективность.

Библиографические ссылки

1. Фридман, А. Антикризисное управление предприятием. Как вытянуть бизнес из кризисной ситуации" // Онлайн-школа "Premium Management". 2017. URL: https://premiummanagement.com/blog/antikrizisnoe-upravlenie (дата обращения: 11.01.2021).

2. Лукошевичус, Г.А. Антикризисное управление: необходимость, сущность, методики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/antikrizisnoe-upravlenie-neobhodimost-suschnost-metodiki (дата обращения: 11.01.2021).

3. Ярных В.И. Кризис в организации: типология, факторы и возможные пути развития // Центр дополнительного образования "ЭЛИТАРИУМ". 2017. URL: http://www.elitarium.ru/krizis-organizaciia-kompaniia-razvitie-izmenenija-rabotniki-menedzhment-processy-resursy/ (дата обращения: 11.01.2021).

4. Что делать в кризис на предприятии. - Текст : электронный // Учебный центр "B.A.Consulting" : официальный сайт. - 2018. - URL: https://www.baconsulting.ru/crizisnaprepriyatii.html (дата обращения: 11.01.2021).

5. Обучение персонала: как экономить в кризис. - Текст: электронный // Практический журнал по управлению человеческими ресурсами "Директор по персоналу". 2015. URL: https://www.hr-director.ru/article/65794-qqq-15-m11-obuchenie-personala-v-krizis (дата обращения: 12.01.2021).

6. Катанаева М.А., Подвербных О.Е., Соколова Е.Л. Развитие персонала как ключевой фактор повышения экономической эффективности медиабизнеса: проектный подход // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2018. № 4. С. 27-32.

7. Соколова, Е.Л., Жуйков, Н.И. Обучение и развитие персонала в системе управления качеством трудовой жизни молодых специалистов // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Красноярск, 2020. С. 231-238.

8. Что делать с обучением сотрудников в период самоизоляции и экономического кризиса? // HR-Portal: Сообщество HR-Профессионалов. 2020. URL: https://hr-portal.ru/print/173956 (дата обращения: 12.01.2021).

9. Сорокоумов, А. Как организовать обучение персонала в период кризиса? // Бизнес-сообщество для менеджеров высшего и среднего звена "E-xecutive.ru". URL: https://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/985651-treningov-uzhe-dostatochno-nuzhny-rezultaty#comments (дата обращения: 12.01.2021).

© Солодкина Е.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.