Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ РОСКОСМОСА'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ РОСКОСМОСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризис / антикризисное управление / антикризисное регулирование / космическая отрасль / Роскосмос / crisis / anti-crisis management / anti-crisis regulation / space industry / Roscosmos

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.В. Павлов, В.В. Сафронов

В настоящее время, в условиях рыночной экономики и мировых и локальных кризисов необходимо предпринимать антикризисные меры. Космическая отрасль Российской Федерации сейчас переживает не лучшие дни. Поэтому так важно понимать, как именно выводить предприятия из кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF LEGAL REGULATION IN ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE ON THE EXAMPLE OF ROSCOSMOS

At present, in the conditions of a market economy and global and local crises, it is necessary to take anti-crisis measures. The space industry of the Russian Federation is now going through not the best days. That is why it is so important to understand exactly how to get companies out of crisis situations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ РОСКОСМОСА»

УДК 34

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ РОСКОСМОСА

А. В. Павлов Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sasha.mih211@gmail.com

В настоящее время, в условиях рыночной экономики и мировых и локальных кризисов необходимо предпринимать антикризисные меры. Космическая отрасль Российской Федерации сейчас переживает не лучшие дни. Поэтому так важно понимать, как именно выводить предприятия из кризисных ситуаций.

Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, антикризисное регулирование, космическая отрасль, Роскосмос.

CURRENT ASPECTS OF LEGAL REGULATION IN ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE ON THE EXAMPLE OF ROSCOSMOS

A.V. Pavlov Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sasha.mih211@gmail.com

At present, in the conditions of a market economy and global and local crises, it is necessary to take anti-crisis measures. The space industry of the Russian Federation is now going through not the best days. That is why it is so important to understand exactly how to get companies out of crisis situations.

Keywords: crisis, anti-crisis management, anti-crisis regulation, space industry, Roscosmos.

В целях выявления актуальных аспектов правового регулирования при антикризисном управлении следует проанализировать категории - «антикризисное управление и регулирование», а также исследовать, в каких случаях они должны применяться.

Процедуры антикризисного управления и регулирования на предприятии применяются в случае, когда у предприятия имеются финансовые обязательства, по которым оно не в силах рассчитаться.

Антикризисное регулирование - это совокупность организационных мер, направленных на защиту предприятий от кризисных явлений и на предотвращение их банкротства и ликвидации.

Сложно согласиться с мнением исследователей, которые считают, что антикризисное управление и антикризисное регулирование являются синонимами. Суть антикризисного управления заключается в том, чтобы во время кризисной ситуации на предприятии

провести мероприятия, направленные на то, чтобы улучшить финансовое состояние организации.

Тогда как правовое регулирование антикризисного управления - это процесс целенаправленного воздействия государства на кризисные ситуации на предприятии при помощи специальных юридических средств и методов, а также законодательства.

С учетом анализа опыта антикризисного управления на предприятии следует отметить, что борьба с кризисной ситуацией на предприятии заключаются в реорганизации или ликвидации предприятия с максимально выгодными условиями для должника и кредиторов. Но если же предприятие не справляется, а банкротства уже нельзя избежать, то главной целью становится расчет по обязательствам организации.

Актуальными мерами выступают:

1. Финансовое оздоровление

2. Внешнее управление

3. Конкурсное производство

4. Мировое соглашение

Существует несколько актуальных способов воздействия государства на исправление кризисных ситуаций на предприятиях:

• изменение и корректировка уже существующего законодательства;

• создание новых нормативно-правовых актов;

• государственная поддержка предприятий, деятельность которых приносит пользу экономике;

• добровольная приватизация и ликвидация компаний;

• усовершенствование работы арбитражных управляющих;

• консультирование предприятий, которые имеют финансовые трудности, по вопросам выхода из кризиса или ликвидации;

• формирование критериев оценки финансовой несостоятельности фирм;

• выступление в качестве представителя государственных предприятий.

Существует несколько основных видов кризиса на предприятии. По статистике на

предприятиях чаще всего возникают финансовые или же предпринимательские кризисы. Неплатежеспособность организации постепенно приводит к ее медленному угасанию и полной ликвидации, если не принимаются необходимые меры для ее оздоровления. Помимо финансового кризиса огромную роль в том, что предприятие сбавляет обороты своей деловой активности, огромную роль играют следующие кризисы:

1. Производственный кризис. Он происходит от того, что руководство организации не заинтересовано в обновлении оборудования, отчего со временем качество продукции начинает ухудшаться по сравнению с конкурентами. Вследствие чего прибыль начинает заметно снижаться, а обязательства, взятые для возмещения убытков, только растут.

2. Социальный кризис. Основная причина кризиса - это конфликт между работниками и руководством организации по поводу заработной платы или условий труда, из-за чего снижаются темпы производства и качество продукции.

3. Организационный кризис. В некоторых компаниях имеет место неправильная внутренняя политика, которая может привести к неэффективному распределению полномочий между семи работниками предприятия, что заметно снижает производительность и эффективность организации.

4. Информационный кризис. Его главная причина в том, что предприятие не стремится получать актуальную информацию о рынке, о конкурентах, из-за чего может «отстать» от конкурентов и постоянно изменяющихся тенденций рынка [3].

При выведении организации из кризиса сталкиваются интересы нескольких субъектов (сторон). Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями [2]. Субъектами данных правоотношений

являются: предприятие-должник, кредиторы (которые заинтересованы в быстром возврате долгов), государство (которое является посредником в разрешении кризисной ситуации) в лице Федеральной службы финансового оздоровления (ФСФО), которая заинтересована в возврате задолженности предприятия в бюджет, а также в «оздоровлении» экономически значимых для государства предприятий [1].

Основными правовыми актами, которые регулируют антикризисное управление, является федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», а также распоряжение ФСДН России «Об утверждении разъяснения в вопросах, связанных с применением процедур банкротства».

В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» указывается определение банкротства (несостоятельности) - «признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [4].

На основании пункта 2 статьи 3 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо является неспособным удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, налогов, если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты их официального исполнения.

На основании статьи 30 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях предупреждения банкротства предприятия учредители или участники предприятия до подачи заявления в арбитражный суд должны принять меры, которые должны быть направлены на возвращение платежеспособности предприятия (в том числе, они могут быть приняты и кредиторами на основании соглашения с должником).

Также в целях финансового оздоровления предприятия используется санация. На основании статьи 31 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предприятию может быть оказана финансовая помощь в размере, достаточном для погашения всех обязательств, при условии принятия на себя должником обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

При подаче в арбитражный суд заявления должником о признании себя банкротом, назначается, в соответствии со статьей 62 настоящего закона, процедура наблюдения. Эта процедура позволяет выявить финансовое состояние предприятия, составляется реестр требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. В ходе наблюдения руководство должно действовать по согласованию с назначенным судом временным управляющим (статья 64), обязанности которого прописаны в статье 66 настоящего закона.

На основании статьи 75 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

В случае вынесения решения о финансовом оздоровлении в действие вступает глава 5 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 76-92). Финансовое оздоровление заключается в том, что арбитражным судом вводится административный управляющий на срок не более, чем 2 года, который будет вести реестры требований кредиторов вести отчетность по погашению обязательств предприятия-должника и иные полномочия, предусмотренные статьей 83 настоящего закона.

В случае вынесения решения о внешнем управлении в действие вступает глава 6 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 93-123). Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления, прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством (а также иные последствия, установленные статьей 94).

Мировое соглашение - это сделка, при которой по волеизъявлению сторон их обязательства ликвидируются, а также вступают в силу условия данного соглашения. Оно регулируется главой 8 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [4].

После принятия всех мер, решений арбитражного суда, предприятие либо становится окончательно банкротом и рассчитывается по всем обязательствам, а следом ликвидируется, или иным способом восстанавливает свою платежеспособность и продолжает свою деятельность.

В космической отрасли России имеются большие проблемы, а многие предприятия, связанные с космической деятельностью государства находятся в кризисной ситуации. Например, «Роскосмос» в настоящее время находится в кризисном состоянии и сильно отстает по технологичности и эффективности от западных конкурентов. Так, например, с 2019 года «NASA» перестало пользоваться услугами «Роскосмоса» в сфере доставки астронавтов на МКС.

Специалисты выделяют несколько причин кризиса в «Роскосмосе»:

1. Неэффективная работа руководства, что напрямую говорит о организационном кризисе на предприятии. Неэффективная работа руководства снизила темпы работы всего предприятия.

2. Кризис космической отрасли носит системный характер. Большую роль в этом сыграли значительное техническое отставание, а также дефицит финансирования.

Но это не означает, что «Роскосмос» такими темпами может стать банкротом. В настоящее время существует программа сотрудничества с Китаем по поводу освоения Луны.

В рамках данной программы панируется разрабатывать космические аппараты, которые будут автономно работать на орбите и на поверхности самой Луны. В дальнейшем планируется создание обитаемой базы исследователей на Луне.

Также сейчас набирает обороты космическая отрасль Индии, что, вполне вероятно, также может служить поводом для сотрудничества в космической сфере между Россией и Индией.

Также многие специалисты в качестве решения проблемы кризиса в «Роскосмосе» предлагают смену руководства (предлагается назначить на руководящие должности ученых и специалистов в космической сфере) и реорганизацию системы управления на предприятии в целом.

Данные меры могут вывести «Роскосмос» из состояния кризиса и вернуть его на «мировую арену».

Библиографические ссылки

1. Ефанова А.Н. Антикризисное управление в России: экономико-правовые аспекты: научная статья. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikrizisnoe-upravlenie-v-rossii-ekonomiko-pravovye-aspekty (дата обращения 14.03.2021).

2. Сафронов В.В. Теория государства и права: учебное пособие. Красноярск, 2011. URL: https://studfile.net/preview/7675155/ (дата обращения 14.03.2021).

3. Антикризисное регулирование на предприятии: статья. URL: https://pravoza.ru/rukovoditelyu/antikrizisnoe-regulirovanie-rukovoditelyu/antikrizisnoe-regulirovanie.html (дата обращения 14.03.2021).

4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения 14.03.2021).

5. Электронный журнал «Репортёр»: «Как спасти Роскосмос из глубокого системного кризиса». URL: https://topcor.ru/18936-kak-spasti-roskosmos-iz-glubokogo-sistemnogo-krizisa.html (дата обращения 11.04.2021).

© Павлов А. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.