Научная статья на тему 'Обучение основам менеджмента качества в организациях'

Обучение основам менеджмента качества в организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1649
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение основам менеджмента качества в организациях»

Граб В.П.

СДС «АПИКОН», СМК в СДС «Военный Регистр»

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Мировая практика показывает, что системы менеджментакачества, повсеместно внедряемые в организациях, целесообразно разрабатывать или начинать совершенствоватьпутемприменения набора критериев, сформулированных в международных стандартах серии ISO 9000. В результате, как правило, разрабатывается, внедряется и сертифицируется система качества по модели ISO 9001-2008г.;

Деятельностьпо разработке и внедрению СМК в организациях сложный процесс, связанный с реализацией подходов, сформулированных в нормативных документах, с обеспечением выполнения принципов СМК, всеобъемлющим охватом всех действующих на предприятии процессов, с учетом специфики деятельности предприятия, с организацией эффективного функционирования процессов,разработкой показателей для оценки и оценкой результативностиСМК с целью ее постоянного совершенствования.При построении и реализации СМК в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000 возникает множество проблем, обусловленных целым рядом причин организационного, технического, методического характера.

С учетом опыта внедрения СМК на промышленных предприятиях, опыта работ по сертификации СМК были определены так называемые «Болезни» Российского менеджмента» (Табл.1).

Таблица 1

«Болезнь» «Диагноз» «Лечение» в СМК

1. Гипериерар хия Более 5-6 уровней управления - потери в эффективности и оперативности управления, негибкость реагирования на изменения, потери рабочего времени квалифицированных сотрудников на излишние согласования и утверждения, «бесполезные службы и персонал», рассогласованность действий и конфликтность взаимодействий между многочисленными службами, «невозможность быстро решить простой вопрос» и т. п. Не более 4-5 уровней управления, больше полномочий и ответственности «хозяинам» «горизонтальных» ключевых процессов ЖЦП при «вертикальной» системе целеполагания, стратегического планирования, распределения ответственности, менеджмента ресурсов, создания, контроля и совершенствования СМК

2. Репресивны й командно-административный стиль менед-мента «Принуждение счет страха» Решение проб наказать вин В рыночных у нию и деград Репрессивный Жертвенно-ге Репрессивно -Истерический Депрессивный Циничный! Крах| к качественному труду за лем - « достаточно найти и овника» условиях - путь к перерожде-ации: менеджменті эоический| героический! Гуманистический менеджмент на основе TQM и стандартов ИСО серии 9000, ориентированный на системное решение проблем, снижение влияния «статистической изменчивости» (8090% причин проблем) за счет повышения эффективности управления

3. Отсутствие миссии, целей, идеологии, философии, принципов и т . п . Циничный персонал без морали и этики, без принципов и нравственных ограничений. Нет единых «правил игры» - конфликтность, рассогласованность взаимодействий. Нет внутренней мотивации персонала к качественному труду СМК предусматривает прежде всего внедрение новой социально-экономической идеологии, объединяющей персонал на достижение целей предприятия

4. Криминализ ация промышленности и услуг, особенно сфер закупок и продаж Предприятие «докатилось» до циничного менеджмент (см. 2). Циничный персонал и отсутствие идеологии (см. 3). «Корабль, команда которого ворует обшивку, пойдет ко дну» Установление понятных, открытых, единых для всех на предприятии «правил игры», в т. ч. «прозрачный» финансовый менеджмент, вовлечение в СМК снабженцев и сбытовиков

5. Производст венные войны и баррикады Отсутствие понимания общих целей. Нет единых «правил игры» - конфликтность, рассогласованность взаимодействий (см. 3) Процессный и системный подход в СМК, вовлеченность в СМК всего персонала, создание «духа единой команды» и т.д.

6. Разрыв доверия Большая разница в условиях труда, социального обеспечения и уровня заработной платы у руководства и персонала СМК предполагает честные доверительные отношения менеджеров (руководителей) с рабочими и служащими

7. Тройной стандарт «Думаем одно» (что и как надо бы делать), «пишем другое» (в документации предпр.), «делаем третье» («по неписанным правилам») СМК предполагает документирование наиболее эффективных методов осуществления и управления процессами и неукоснительное их соблюдение

8. Дисбаланс ответственности , полномо -чий и взаимодействия Неопределенность в распределении и формулировках ответственности, полномочий и правил взаимодействия («чем выше - больше полномочий, чем ниже - больше ответственности), что приводит к неуправляемости процессов, конфликтности и рассогласованности процессов, «уходу от ответственности» истинных виновников плохого качества, разрушению горизонтальных процессов и т. д. СМК предполагает четкое распределение ответственности за все процессы, наделение «хозяина» процесса соответствующими полномочиями, документирование правил взаимодействия между процессами (подразделениями и персоналом) в соответствии с принципами и требованиями СМК

9. «ИСО- Формальное внедрение СМК («на бумаге») «ИСО-фреников» надо подвергать принуди-

«Болезнь» «Диагноз» «Лечение» в СМК

френия»«ИСО- мания» ради быстрого получения Сертификата, что подобно покупке «справки о здоровье» вместо самого здоровья. Ожидание «быстрых дивидентов» от внедрения ИСО 9001. тельному лечениюв специализированных учебных центрах Для повышения эффективности управления предприятием надо внедрять прежде всего ИСО 9004 и методы TQM

10. Агрессивн ость к лидерам и лидерству Агрессия руководителей и коллектива к лидерам - талантливым энтузиастам, способным направлять и вести за собой людей («инициатива наказуема», «главное - не высовываться», «я начальник - ты дурак») Малочисленность «начальников-лидеров», особенно в области менеджмента качества СМК ориентирована на полное раскрытие и отдачу персонала для достижения целей предприятия, групповое (командное) решение проблем под руководством лидеров

11. Консерват изм в менеджменте и выпуске продукции Постоянство в стремлении выпускать те товары и те услуги, на которые предприятие было сориентировано в прошлом. Постоянство стереотипов поведения, нежелание подчиняться запросам рынка и соответствующим образом изменяться Одна из главных целей СМК - гибкое реагирование на потребности потребителей (рынка) , на изменчивость внешних и внутренних условий

12. Сиюминутн ая и скрытая выгода Отсутствие стратегических целей развития предприятия. «Скрытая выгода» для узкой части персонала (руководства) - при поддержании предприятия в видимом «полуживом» состоянии с получением прибылей не от основного производства Внедрение СМК - стратегия развития предприятия, направленная на повышение результативности и эффективности ключевых процессов создания продукции, повышения рентабельности и конкурентноспособности продукции

13. Отсутстви е открытых правил карьеры Отсутствие или неучет объективных оценок компетенции и оценки качества работы персонала, конкурсов на замещение должности. Карьерная борьба переместилась в «подковерную область» с использованием «связей», интриг, доносов, «подставок». Требуемая в СМК оценка результативности и эффективности процессов позволяет быстро выявлять компетентность руководителей -ответственных за эти процессы

14 . «Начальни к до смерти» «Сговор» важнее эффективности. Основная цель - удержание власти В СМК за каждым менеджером закреплен процесс с оценкой его эффективности (см. 13)

15. «Русская рулетка» Управление предприятием без «цифрового» обеспечения, а только на основе стереотипов, интуиции, мнений. Один из принципов СМК - принятие решений, основанное на фактах

16. «Все об -разуется само собой» Надежды на то, что все само пройдет. Нужно только верить и ждать Внедрение СМК - стратегия развития предприятия

17 . «Новое оборудование решит наши проблемы» Предположение, что все проблемы можно решить только за счет технического переоснащения «Качество нельзя купить за деньги» (Э. Дэминг). Большинство проблем - следствие неэффективной системы управления

18. «Слепое» копирование примеров Предположение, что копирование «чужой» документации по СМК обеспечит ее внедрение на предприятии «Примеры не учат ни чему, если они не рассматриваются с помощью теории»

19. «Наши проблемы другие» Отношение к СМК как к «практически бесполезной бюрократической необходимости» СМК направлена прежде всего на системное решение большинства проблем предприятия

2 0. Устаревши е подходы в менеджменте Запоздавшее заимствование устаревших подходов менеджмента, консерватизм системы управления предприятием В стандартах ИСО серии 9000 отражен мировой современный опыт эффективного менеджмента

21. Непримене ниестатисти-ческих методов «Нулевая» подготовка менеджеров и специалистов в области статистических методов. Непонимание истинных причин проблем - статистической изменчивости «всего и вся» на предприятии СМК предполагает наличие «статистического мышления» у менеджеров и специалистов, «повсеместного применения» статистических методов

22. «Качество м должна заниматься только служба качества (ОТК) » Нет заместителя директора по качеству, разработкой документации и внедрением СМК занимается только «узкая» группа лиц из службы качества (ОТК) СМК - ядро всей системы управления предприятием, с вовлеченностью всего персонала. Большинство документации по процессам СМК - вне компетенции службы качества.

23. Проблемы качества связаны с «плохим» персона -лом Практикуется применение репрессивных методов управления персоналом как главное средство обеспечения качества их труда. Непонимание того, что прежде всего «плохая» система менеджмента мешает персоналу работать полноценно Главная направленность СМК - создать условия, в которых персонал имеет внутреннюю мотивацию и все необходимое для качественного выполнения «своих» процессов

24. Фальстарт Активность по внедрению и функционированию СМК только при подготовке к ее сертификации (или инспекционному контролю) - в остальное время - см. «тройной стандарт» Функционирование СМК - повседневная, кропотливая, повсеместная работа всего персонала - по процедурам СМК с ведением и анализом соответствующих записей о результативности и эффективности процессов, с «быстрым реагированием» на изменчивость процессов и ресурсов, требований и ожиданий потребителей, с постоянной работой по повышению качества всех процессов и ресурсов и т . д.

Причины неэффективной работы СМК напрямую вытекающие из «болезней» приведены на рисунке 1.

Рисунок 1

Анализ причин неэффективнойи нерезультативной работы СМК позволяет сделать совершеннооднозначный вывод:все основные проблемы, возникающие приорганизации работ по СМК на предприятиях связаны с непониманием и неправильными подходами к созданию и внедрению СМК. Отсутствием необходимых знаний, отсутствие квалифицированных специалистов по менеджменту качества на среднем уровне управления в организациях отрицательно сказывается и на деятельности руководства и на деятельности персонала в области качества. При незнании сотрудниками основ менеджмента качества невозможно выполнять один из основных принципов СМК «вовлечение всего персонала».

Исходя из опыта внедрения СМК в организациях разной направленности деятельности можно избежать основных проблем и тем самым не наступить на грабли, на которые наступают почти все, кто разрабатывает и внедряет СМК.

Вовлечение всех специалистов на основе обучения требованиям менеджмента качества залог обеспечения разработки, внедрения и результативного функционирования СМК в организациях.

Основными причинами, которые привели к пониманию особой, решающей роли человеческого фактора можно считать рост технической вооруженности предприятий, появление высоких технологий, возрастание сложности техногенной деятельности человечества, углубление специализации при необходимости системного мышления, глобализациюпроектов, затрагивающую интересы многих государств, (например,

атомная энергетика, химическая промышленность, транспортирование крупных объемов топлива) и т.д.

Управление людскими ресурсами (кадрами) осуществляется через вовлеченность персонала, его компетентность и подготовку.

Цена ответственного поведения работника, зависящая от уровня его квалификации, интеллекта, эмоциональной устойчивости и психического состояния, возросла во много раз.

По мере возрастания мобильности технологий и капитала конкурентоспособность предприятийв значительной мере стала зависеть от квалификации работников и организации эффективной работы персонала .

Обучение персонала должнобазироваться уже не на совершенствовании только производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, методам проведения внутреннего аудита.

В стандартах серии ISO 9000 заложены механизмы, которые позволяют решать проблему по обучению персонала и обучению методам проведения внутренних аудитов.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [1]:

«Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом».

Для обеспечения выполнения этого принципа СМК, одной из задач, стоящих передорганизациями является подготовка специалистов в области качества.

Необходимо обучать персонал новым правилам, проводить оценку результативности обучения, проверять выполнение персоналом установленных правил и т. д.

Следует отметить что «нулевая» подготовка менеджеров и специалистов организаций в области менеджмента качества и незнание его основных законов не позволяют организовать и обеспечить в полной мере эффективное функционирование СМК, приводит к выявлению множества несоответствий при проведении ее сертификации. Компетентность - это ценность полученных результатов, поделенная на издержки, необходимые для их достижения.

Таким образом, если согласно теории Деминга все процессы в организации должны непрерывно улучшаться, то и компетентность персонала так же должна постоянно увеличиваться. Важным моментом здесь является процесс непрерывного обучения.

Непрерывное обучение - это третья составляющая системы глубинных знаний, разработанной Уолте-ромДемингом:

Системный подход Теория вариабельности

Человеческий фактор Непрерывное обучение

Для поддержания компетентности работников в стремительно изменяющихся условиях современного рынка, от сотрудников организации требуется постоянно быть «на уровне», совершенствоваться и улучшать свои профессиональные качества.

Теория Деминга устанавливает важное требование ко всем сотрудникам любой организации - одержимость качеством. На примере японских кружков качества мы убедились в том, что каждый сотрудник должен принимать участие в управлении и улучшении своего участка ответственности. Именно поэтому, помимо обычного повышения квалификации работников, организация должна обеспечить для них соответствующее обучение в области качества.

При налаживании эффективного с точки зрения TQM учебного процесса, должны решиться следующие вопросы:

Какого рода должно быть обучение?

Кого необходимо обучать?

Как и кем будет осуществляться обучение?

Как оценить эффективность обучения?

Как следует усовершенствовать обучение?

Весь цикл обучения при внедрении системы менеджмента качества должен основываться на грамотном формировании программ обучения (Рис.2) и

должен охватывать следующие этапы:

Формирование сознания того, что обучаемым необходимо повысить качество своей деятельности.

Ознакомление с сутью проблемы качества.

Изменение в отношении к вопросам качества.

Ознакомление с теорией, общей методологией и конкретными методами осуществления процесса улучшения деятельности.

Использование полученных знаний на практике.

Рисунок2 Формирование программ обучения

При обучении вопросам управления качеством руководителей высшего звена в курс обучения должны включаться дисциплины, раскрывающие, характеризующие общую картину деятельности организации. Кроме того, должен быть представлен для освоения целый комплекс, как теоретических концепций, так и методов, управленческих процедур, обеспечивающих качество в организации. Комплексный учебный материал зависит от специфики организации и ее персонала. Вопрос о продолжительности основного, базового, курса обучения решается в зависимости то имеющегося в организации (у ее руководства) опыта управления качеством.

Специфика программы обучения руководителей среднего должна заключаетсяв том, что руководители-ответственны за подготовку руководителей низшего звена, они должны владеть принципами применения методов повышения качества, коллективного управления, процесса улучшения работы, организацией процессови т. д.

Руководитель низшего уровня оказывает наибольшее влияние на моральное состояние, отношение к работе, трудовые навыки работников и на требования, предъявляемые к качеству труда. Необходимо, чтобы руководители имели четкое и полное представление о принципах обеспечения качества, требованиях к результатам труда и путях эффективного осуществления процесса улучшения деятельности.

Подготовка исполнительного персонала, включающего в себя специалистов, заключается в том, чтобы обеспечить его вооруженность современными методами решения вопросов качества. Эта категория работников должна обладать способностью решать все методические вопросы, связанные с реализацией процессов системы качества. Подготовку должны пройти те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т. п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качества, методам функционально-стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения исследований и, конечно, проведения самооценки.При этом особое внимание уделяется подготовке в области сбора и анализа статистической информации о ходе технологических процессов .

Все рабочие должны пройти подготовку, обеспечивающую приобретение методов и навыков, необходимых для правильного выполнения рабочих процедур с использованием соответствующих инструментов, оборудования и механизмов, чтения и понимания технической документации. При подготовке должно обеспечиваться четкое понимание взаимосвязи между работниками, качеством их труда и качеством продукции.

В части обучения специалистов требованиям к СМК, авторам разработаны программыи методические пособия для слушателей при подготовке специалистов на курсах повышения квалификации по направлениям :

- основы менеджмента качества;

- организация работ по внедрению СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО;

- проведение внутреннего аудита в организации;

- применение статистических и экспертных методов;

- организация работ по оцениванию затрат на качество;

-подготовка экспертов по сертификации СМК;

- подготовка экспертов по сертификации педагогической продукции Видыобучении, направления обученияперсонала представлены на рис 3.

Рисунок 3

Важная проблема, подлежащая решению при формировании системы обучения, ориентированной на качество, является определение предпочтительной процедуры обучения. Возможны различные варианты организации процесса обучения: направление на обучение в стороннюю организацию, в том числе в

учебное учреждение, оказывающее соответствующие услуги; организация внутрифирменной подготовки, как с привлечением консультантов и инструкторов для разработки учебных программ, реализации этих программ, так и без такого привлечения; обучение с отрывом или без отрыва от производства; с использованием различных форм и методов обучения, широко известных в отечественной и зарубежной практике.

В настоящее время подготовка специалистов в области качества осуществляется:

1) в высших учебных заведениях (менеджеры по качеству)

2) непосредственно на предприятиях (обучение всего персонала, включая руководство предприятия; обучение методам проведения внутреннего аудита; обучениенепосредственных исполнителей при внедрении нормативных документов по СМК)

3) в аккредитованных при системах добровольной сертификации (СДС) учебных центрах (обучение требованиям органов по сертификации в соответствии со спецификой и направленностью деятельности СДС)

4) в высших учебных заведениях (ознакомительный курс лекций для студентов всех специальностей) - проводится крайне редко [2, 3, 4].

В настоящей статьеотражены вопросы обучения специалистов непосредственно на предприятиях и на курсах повышения квалификации в учебных центрахсистем добровольной сертификации

Обучениенепосредственно на предприятиях

Подготовка в области качества должна охватывать весь персонал организации, все ее уровни: руководящий и исполнительный персонал, техников, производственных контролеров и рабочих. Создание собственной схемы обучения и развития персонала в области качества, отвечающей требованиям организации, - сложная и длительная процедура.

Анализ требований ГОСТов,учет реалий, существующих на предприятиях, предполагают длявыполнения положений ГОСТов по СМК, необходимо чтобы:

- Служба качества (СК)предприятия в обязательном порядке должна иметь обученного требованиям к СМК специалиста (обычно обученного в том органе, в котором сертифицируется система менеджмента или продукция данного предприятия и в единичных случаях выпускника ВУЗа по специальности 221400) . Как правило, специалист, прошедший такое обучение, имеет право проводить подготовку сотрудников предприятия для деятельности в области качества.

- СК осуществляет разработку планов, программ, методик обучения специалистов, проводит курс ознакомительных лекций, осуществляет аттестацию обученных специалистов.

- В случае необходимости, СК выходит с предложением к руководству предприятия о приглашении специалистов из соответствующих органов для проведения ознакомительного курса лекций.

- Повышение квалификации сотрудников осуществляется на основании и в соответствии с «Планами подготовки специалистов».

Наиболее эффективными способами обученияперсонала по реализации требований стандарта ISO 9001:2008 являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение части персонала (высшее звено руководства, среднее звено руководителей и часть рядового персонала) на семинарах, которые проводят представители учебных центров или консалтинговых организаций на территории предприятия.Далее обученные сотрудники передадут полученные знания остальным сотрудникам предприятия;

- также как и в предыдущем пункте, только выезд производиться на территорию аккредитованного учебного центра или консалтинговой организации;

- комбинация из двух первых способов: обучение части высшего руководства и руководителей среднего звена на выездных семинарах (с отрывом от производства), другой - на территории предприятия.

Наиболее эффективным способом организации обучения является последний.Практика проведения семинаров на территории предприятия показывает, что обучение рядового персонала, который будет заниматься непосредственной разработкой необходимых нормативной документации и ее внедрении на производстве. не вызывает проблем. Проблемы возникают с руководителями высшего и среднего звена, у которых обычно очень плотный график и им трудно выделить время на обучение. Непонимание требований стандарта ISO 9001 из-за их незнания, необоснованная критика разработанных обученными сотрудниками нормативных документов, отсутствие понимания лидирующей роли руководителей всех звень-ев,«болезни Российского менеджмента» возникают по причине неподготовленности руководства организации к деятельности по СМК.

Обучение руководителей желательно проводить не на территории предприятия, т.е. с отрывом от производства. Иногда проблемы возникают из-за того, что список обучаемых составляется по принципу: на обучение едут те, отсутствие которых не скажется на производстве. Нужно отправлять на обучение людей, которые непосредственно будут реализовывать проект. Некоторые организации планируют проведение обучения в конце месяца или после работы, когда обучаемые уже устали и не способны воспринимать информацию.

Опыт показывает, что чем больше возникает проблем с обучением персонала, тем больше будет возникать проблем при реализации требований стандарта ISO 9001.

При наличиив составе службы выпускника ВУЗа по специальности 221400 «Управление качеством» ознакомление сотрудников с основами обеспечения качества, методами сертификации, методами проведения внутренних аудитов и т. п. поручается именно ему.

Обучениенепосредственно на предприятии имеет свои преимущества (можно обучить весь персонал, что на практикене выполняется) и недостатки, основными из которых является то, что к процессу подготовки сотрудников в области качества на предприятиях привлекают специалистов, не владеющих навыкамиразработки и внедрения документации по СМК,реализации процессного и системного подходов, не имеющих опыта преподавания, не знакомых с новейшимиинновационными технологии в области качества. Обучение проводится не системно, программы обучения, естественно, не включают основы теории качества и т. д..

Обучение в аккредитованных при системах добровольной сертификации (СДС) учебных центрах.

В настоящее время созданы и успешно функционируют органы по сертификации по различным направ -лениям деятельности:

СЕРТИФИКАЦИЯ:

ДОБРОВОЛЬНАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

- СМК - защита жизни здоровья, имущества

- продукция; - ОХРАНА ОКР. СРЕДЫ (животные, растения)

- услуги - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЙСТВ, ВВОДЯЩИХ

- систем управленияокружающей средой - В ЗАБЛУЖДЕНИЕПОТРЕБИТЕЛЕЙ

- систем управления охраной труда

На базе центров по сертификации систем менеджмента и продукции активно осуществляется работа по обучению и повышению квалификации специалистов организаций. Спектр предлагаемых ими услугпоми-мо курсовповышения квалификации по обучению специалистов предприятий, включающих вопросы организации деятельностипо менеджменту качества, экологическому менеджменту и т.п. (см. выше), проведе-

нию внутренних аудитов и подготовке к сертификации (с учетом спецификидеятельностиСДС), а также обучение экспертов, предлагают целый ряд направлений для обучения, таких как:

- статистические методы управления качеством;

- затраты на качество;

- экономика качества;

- реинженеринг;

- метрологическое обеспечение и т. д.

Обучение проводится специалистами органов, имеющих большой опыт проведения работ по сертификации. На сегодняшний день этот вид обучения наиболее востребован,особенно для менеджеров высшего и среднего звена, эффективность восприятия получаемых знаний определяется возможностью их непосредственного использования для решения актуальных практических задач.

Организация обучения качеству должна осуществляться на основе принципов всеобщности, обязательности, непрерывности, иерархической последовательности, комплексности, дифференцированности, индивидуализации, гибкости и действенности.

Принцип всеобщности означает, что подготовка в области качества охватывает все уровни персонала предприятия - от его высшего руководителя до рабочего.

Принцип обязательности предполагает, что обучение и повышение квалификации в области качества являются служебной обязанностью каждого работника предприятия.

Согласно принципу непрерывности, обучение и повышение квалификации рассматриваются как планомерный и непрерывный процесс.

Принцип иерархической последовательности подразумевает, что подготовка в области качества начинается с высшего уровня и подготовка каждого нижеследующего уровня ведется только после подготовки вышестоящего уровня.

Комплексность обучения предполагает, что учебная программа должна быть многоплановой и сбалансированной, так как повышение эффективности и качества является не результатомрешения одной крупной проблемы, а результатом постоянного решения многих разнообразных мелких проблем и изменений систем управления качеством таким образом, чтобы проблемы не повторялись вновь.

Дифференцированность означает наличие различных программ: от основ до высшей квалификации, а

индивидуализация - что каждое подразделение (а может, и работник) имеет свою программу. Показатели для оценки соответствия обучения качеству, его принципам в системе TQM.

Принципы Показатели

Всеобщность Охват персонала обучением качеству в целом и по отдельным категориям персонала.

Обязательность Охват персонала обучением в целом и по категориям; Закрепление требования обучения в нормативной документации; Учет обучения качеству при продвижении и вознаграждении.

Непрерывность Наличие плана обучения и повышения квалификации в области качества и его реализация; Периодизация обучения; Преемственность программ.

Комплексность Структура и состав учебных программ: многоплановость вопросов и их сбалансированность, обеспечивающие всестороннее изучение проблем качества.

Дифференцированность Количество программ; Разнообразие программ по уровню сложности и охвату изучаемых вопросов.

Индивидуализация Разнообразие программ.

Гибкость Обновляемость программ обучения.

Действенность Оценивается по показателям повышения качества рабочей силы, работ и продукции .

Задачей высшего руководства является предоставление необходимой личной и организационной поддержки тем, кто участвует в программе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008Системы менеджмента качества. Требования.

2. Граб В.П. О необходимости обучения студентов высших учебных заведений основам обеспечения

качества Трудымеждународного симпозиума «Надежность и качество», том 1, Пенза: ПГТУ, 2010 г.

(стр.155-159)

3. Граб В.П. Целесообразность обучения студентов технических высших учебных заведений основам обеспечения качества Менеджмент Вооружение Качество. Бюллетень Центрального органа Системы добровольной сертификации «Военный Регистр». М., 2011. - № 1/ 27 (стр.31-42)

4. Граб В.П. Обучение студентов высших учебных заведений методам создания и обеспечения функционирования систем менеджмента качества Ученые записки, РАО ИИО, Москва, №36, 2011 г. (стр. 106119)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.