Научная статья на тему 'Направления совершенствования подготовки студентов в области менеджмента качества'

Направления совершенствования подготовки студентов в области менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования подготовки студентов в области менеджмента качества»

Граб В.П.

СДС «АПИКОН», СДС «Военный Регистр», «Россаккредитации», Москва, Россия

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В настоящее время вопросам обеспечения качества, современным методам управления производством, в том числе через создание систем менеджмента качества, уделяется первостепенное внимание. Повсеместно на предприятиях и за рубежом и в России разрабатываются, функционируют и совершенствуются действующие системы менеджмента качества (СМК), проводятся их сертификация.

Подходы к управлению на основе одного традиционного менеджмента не обеспечат успеха ни одной фирме, работающей в рыночных условиях, т. к. качество продукции и услуг является главным критерием для потребителя при принятии решения об их приобретении. Проблема качества приняла международное значение благодаря снятию барьеров для обмена продукцией между странами и глобализации развития производства и маркетинга. Сейчас уже бессмысленно разделять концепции и приемы традиционного менеджмента и менеджмента качества. Задача состоит в том, чтобы использовать лучшие и наиболее эффективные достижения, которые есть в обоих этих направлениях, т.е. в их интеграции.

Современные методы управления предприятиями значительно отличаются от первоначальных моделей, предполагают не только проверку качества готовой продукции, но более высокую степень вовлечения работников в процесс труда, устранение причин возможных проблем с качеством.

Внедрение в РФ систем менеджмента качества (СМК), разработанных на основе международных стандартов МС ИСО серии 9000, национальных стандартов (ГОСТ ISO 9001 [1], стандартов по отраслям

промышленности (авиационной, автомобильной, военной и т. д.), свойственно практически для всех отраслей, организаций, учреждений. Модель системы качества по стандартам ISO 9000 не имеют отраслевой направленности и применима к организациям и предприятиям, выпускающим продукцию и оказывающим услуги в различных сферах деятельности, но все же наибольшее развитие внедрение СМК получило на предприятиях промышленности.

В условиях повсеместного внедрения СМК, роль инженерных и управленческих кадров владеющих компетенциями в области качества становится приоритетной. Инженер, в соответствии с требованиями к профессиональным и общекультурным компетенциям, должен выполнять, в том числе, и управленческие функции при организации и реализации различных технологических процессов, при организации разработки того или иного рабочего проекта и его внедрении в практику деятельности предприятия, при оценке результатов выполнения проектов и оценивании качества полученного продукта, как на промежуточных этапах, так и на заключительных стадиях производства.

Для обеспечения выполнения одного из основных принципов СМК - «вовлечение всех сотрудников деятельность по качеству», необходимо проводить обучение всех специалистов предприятия основам

теории качества, подходам и методам, обеспечивающим эффективное функционирование СМК. С точки зрения подготовки кадров, речь идет о принципиально новом подходе, который заключается в формировании интеллектуальных ресурсов организации (включая подготовку и переподготовку кадров). Кадровая политика должна обеспечить создание и развитие совокупного накопленного интеллекта, способного решать текущие, среднесрочные и долгосрочные задачи организации. Согласно теории Деминга, если все процессы в организации должны непрерывно улучшаться, то и компетентность персонала так же должна постоянно увеличиваться.

Исходя из того, что лидирующую позицию занимают предприятия и организации, ориентирующиеся на качество и создавшие систему управления, как систему управления качеством, а система качества организации охватывает все сферы деятельности, необходимо чтобы и молодые специалисты всех специальностей, также как персонал предприятий, знали основы «теории качества» и требования стандартов по качеству, процессы менеджмента качества, действующие в организации.

Предприятия ожидают профессионально компетентных, коммуникативных специалистов, имеющих позитивное отношение к своей профессии, знающих не только своею специальность, но и процессы организационного и управленческого характера, процессы совершенствования и улучшения качества выпускаемой продукции, т.е. подходы к проводимым работам, которые определены методологией СМК. Персонал должен знать не только все специфические особенности выполняемого им процесса, но и его взаимосвязи с другими процессами. Должен знать, как осуществляется управление, планирование и контроль процесса, методы управления документацией, проведения анализа, статистического регулирования и т. д.

Необходимо интегрировать образовательную деятельность в управленческую, научную, производственную и хозяйственную деятельность, что осуществляется при внедрении СМК и достигается путем применения методов вовлеченности всего персонала, в том числе выпускников ВУЗов.В настоящее время подготовка специалистов в области качества осуществляется [2, 3, 4]:

а) в высших учебных заведениях (менеджеры по качеству);

б) непосредственно на предприятиях (обучение всего персонала, включая руководство предприятия; обучение методам проведения внутреннего аудита; обучение непосредственных исполнителей при внедрении нормативных документов по СМК);

в) в аккредитованных при системах добровольной сертификации (СДС) учебных центрах (обучение требованиям органов по сертификации в соответствии со спецификой и направленностью деятельности СДС) ;

г) в высших учебных заведениях (единичные направления обучения)

по отдельным аспектам деятельности в области менеджмента качества;

д) необходимо констатировать, что в высших учебных заведениях не проводится обучение (за редким исключением см. пункт г) основам менеджмента качества (ОМК) в рамках ознакомительного курса лекций для студентов всех технических специальностей.

Существующая система высшего профессионального образования РФ в области подготовки специалистов в области качества ориентирована, в настоящее время, прежде всего, на подготовку специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую связана с деятельностью по обеспечению разработки внедрения и функционирования систем менеджмента качества, т.е. для служб (отделов) качества.

Требования к профессиональным компетенциям выпускников технических специальностей вузов в области СМК (при их наличии) в части владения ими средствами методами менеджмента качества в своей профессиональной деятельности на настоящий момент носят несистемный характер, проводимое обучение не дает представление о реально существующих в организациях СМК, тенденциях их развития и совершенствования. Высшая школа должна дать студентам широкие фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения

специальных дисциплин.Направления по совершенствованию подготовки студентов в области менеджмента качества (рис.1) должны включать обучение бакалавров и магистров ОМК, ввиду востребованности на

предприятиях специалистов, владеющих знаниями современных достижении

в этой области.

Рис.1 Направления совершенствования подготовки студентов в области менеджмента качества

При обучении вопросам управления качеством следует исходить из того, что специалисты должны понимать взаимосвязи смежных функциональных подразделений и осознать их комплексное, взаимное влияние на качество. В связи с этим, в курс обучения должны включаться дисциплины, раскрывающие и характеризующие общую картину деятельности организации. Кроме того, должен быть представлен для освоения целый комплекс, как теоретических концепций, так и методов, управленческих процедур, обеспечивающих качество в организации. Комплексный учебный материал и способ его подачи будут зависеть, безусловно, от специфики и направленности деятельности ВУЗа, но в обязательном порядке раскрывать подходы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК в организациях. Необходимо, чтобы специалисты имели четкое и полное представление о принципах обеспечения качества, требованиях к результатам труда и путях эффективного осуществления процесса улучшения деятельности.

При формировании программ обучения, необходимо исходить из того, что каждый сотрудник предприятия, вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать суть TQM - всеобщего управления качеством, знать возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества, в удовлетворении запросов потребителей, оценивать последствия плохой работы, обладать навыками улучшения работы в команде.

Для решения в системе профессионального образования педагогических проблем, связанных с обучением основам менеджмента качества как инвариантной составляющей подготовки, требуется системный подход, реализующий методологические, организационные, содержательные, дидактические и технологические аспекты. Система подготовки в области ОМК должна быть детерминирована по всем уровням образовательной деятельности как общего (базовый и профильный курсы ОМК), так и профессионального образования: высшего, послевузовского, дополнительного, - и ориентирована на различные специальности и специализации. Многообразие основных систем менеджмента, обеспечивающих устойчивое развитие организаций, направления деятельности в области качества, учитывающие внутренние процессы, влияние окружающей среды, состояние рынка, научно-технический прогресс и т. д., делают проблему по определению основных направлений для обучения студентов ОМК достаточно сложной. Помимо этого необходимо определить перечень дисциплин для изучения студентами технических ВУЗов для обеспечения понимания будущими специалистами направлений деятельности по качеству в организациях промышленного профиля с целью применения полученных знаний в своей конкретной производственной деятельности, и, возможно, внесение усовершенствований и повышение результативности процессов на основе использования новейших подходов и внедряемых методологий по управлению качеством.

Проведенный анализ по выделенным видам проводимого обучения (рис.1) позволил выявить их сильные и слабые стороны и сформировать требования к направлениям подготовки студентов технических специальностей вузов в области менеджмента качества с учетом положительного накопленного опыта по обучению ОМК.

Таблица 1

ОМК в подготовке на вузовском этапе образования

Этап образования Направления подготовки Цели подготовки Ступени подготовки

Менеджеры Специалисты для служб (от- Внедрение и обеспечение

по качеству делов) качества организаций (в соответствии с требова- функционирования СМК 1-4 курсы

Бакалавр ниями ФГОС по направлению «Управление качеством»). 1-2 курсы

Магистр

Бакалавр Различные аспекты применения ОМК с учетом требований Приобретение основных знаний и умений в области ОМК 4 курс

Для всех направления стандартов по качеству к для применения в профессио-

обучения студентов технических специальностей (инвариантная составляющая) СМК организаций (таблица 2) нальной деятельности

Этап образования Направления подготовки Цели подготовки Ступени подготовки

Магистр Для всех направления обучения студентов технических специальностей ( вариативные состав -ляющая) Применение ОМК: по профилю избранной специальности с учетом требований к СМК в соответствии со спецификой деятельности организаций (таблицы 3,4) Приобретение основных знаний и умений по ОМК необходимых для формирования функциональной готовности к использованию средств и методов менеджмента качества в - профессиональной деятельности по предназначению 1-2 курсы

Обоснование направлений обучения ОМК студентов технических специальностей ВУЗов осуществлено методами экспертного оценивания: ранжирование, непосредственных измерений, сопоставления [5]. Полное единодушие мнений экспертов о включении в перечень обязательных для изучения (инвариантная подготовка студентов) высказано в отношении дисциплин, представленных в таблице 2.Для определения согласованности мнений экспертов для включения дисциплин в вариативную подготовку был применен метод непосредственных измерений, определены дисциплин, представленные в таблице 3.

Таблица 2 Дисциплины для инвариантной подготовки

Модуль Дисциплина

mi - Эволюция понятий качества. Развитие СМК в России. Современные системы менеджмента

m2 - Нормативные требования по управлению качеством по отраслям промышленности

m3 - Принципы СМК. Процессный и системный подходы

т4 -Алгоритмизация процессов ЖЦП

т5 - Контроль качества продукции и процессов

те - Планирование качества

mv - Организация работ по внедрению и обеспечению функционирования СМК

т8 - Виды сертификации. Сертификация СМК

m 9 - Оценка результативности СМК(

mio - Метрологическое обеспечение

mii - Менеджмент ресурсов. Управление персоналом

mi2- - Внутренние аудиты организаций

Таблица 3 Дисциплины для вариативной подготовки

Модуль Дисциплина

mi - Статистические методы управления качеством СМК

m2 - Затраты на качество СМК

m3 - Экспертное оценивание качества процессов и продукции

m4 - Квалиметрический подход к оцениванию качества процессов и продукции

m5 - Организационно-функциональные структуры управления организациями

m6 - Разработка документации по СМК

mv - Сертификация продукции

Модули, определенные для вариативной подготовки студентов, можно варьировать в разных комбинациях, в зависимости от специфики будущей специальности обучаемого. Основное содержание дисциплин для вариативной подготовки определено в таблице 4.

Таблица 4

Модуль Дисциплина

mi - Статистические методы управления качеством СМК Применение методов статистического анализа в управленческой деятельности предприятия . Организация разработки статистических методов. Блок-схема организации применения статистических методов. Классификация применяемых статистических методов; диаграмма Парето; диаграмма Исикавы; стратификация данных (расслоение данных); контрольные листки; частотные гистограммы; графики рассеивания; контрольные карты Шухарта. Новые статистические методы. Объекты для применения статистических методов управления качеством продукции. Определение с помощью причинно-следственной диаграммы причины возникновения брака продукции. . Использование диаграммы Исикавы при планировании. Факторы, влияющие на качество продукции. Применение статистических и экспертных методов при определении и управлении качеством продукции.

m2 -Затраты на качество СМК- - Классификации затрат. - затраты на поддержание достигнутого уровня качества и его улучшение; - затраты, связанные с неудовлетворительным качеством. - Методы оценки затрат на качество;. - Расходы на качество как средство оценки и совершенствования деятельности в области качества. - Расходы на качество как средство анализа качества производственного процесса. - Расходы на качество, как средство планирования мероприятий по улучшению качества.

- Расходы на качество, как средство финансового планирования. - Расходы на качество, как средство прогнозирования. - Расходы на качество, связанные с устранением выявленных в процессе проектирования, изготовления и эксплуатации несоответствий. - Классификатор затрат на качество по профилактическим мероприятиям. - Классификатор затрат на качество по контрольным мероприятиям. - Классификатор затрат на внутренние и внешние дефекты. - Причины отказов изделий. - Организация потоков информации о затратах на качество. - Потери от несоответствия работ по созданию продукции требованиям к выполнению этих работ или нормативам для их выполнения

Шэ Экспертное оценивание качества процессов и продукции - Экспертные методы. Сферы применения. - Метод непосредственных измерений - Методы сопоставления (простое, попарное, двойное), сферы применения - Метод Дельфи. - Оценка качества изделия методом простого сопоставления. - Оценка достоверности полученных результатов. - Оценка согласованности мнений экспертов. - Формирование экспертных групп.

Ш4 Квалиметрический подход к оцениванию качества процессов и продукции - Методы оценивания качества продукции и процессов. - Управление качеством продукции на основе сбора и обработки информации. - Методы и способы оценки: комплексный, интегральный, экспертный и т.д. - Оценка технического уровня изделий. - Комплексный показатель качества. - Квалиметрические методики. - "Основная схема" квалиметрии -Формирование шкал и определение коэффициентов весомости - Построение дерева свойств - Методика оценивания показателей качества (МОК) - Классификация показателей свойств продукции. -Алгоритм интегральной оценки показателей качества продукции.

Ш5 Организационно-функциональные структуры управления организациями - Виды организационных структур организаций. - Преимущества и недостатки организационных структур при обеспечении внедрения СМК. - Оценка организационно-штатной структуры предприятия в зависимости от направленности деятельности. - Разработка организационно-функциональной структуры по управлению качеством организации . - Типовая структура организации, порядок проведения работ, связанных с организацией внедрения СМК и обеспечением качества. - Организационно-штатной структура предприятия проектирующего изделия. - Организационно-штатной структура предприятия проектирующего и изготавливающего изделия. - Организационно-штатной структуры предприятия изготавливающего изделия. - Организационно-штатной структуры предприятия, проводящего испытания изделий. -Организационно-штатной структуры предприятия, поставляющего комплектующие и материалы. - Матрица ответственности за процессы. - Оценка организационно-штатной структуры предприятия в зависимости от направленности деятельности. - Типовые структуры службы качества в организации.

Шб Разработка документации по СМК - Состав документации СМК. - Обязательные и рекомендуемые документы и документированные процедуры СМК. - Оформление стандартов организации (содержание, требования к основным разделам). - Оформление раздела руководства по качеству предприятия на основе требований ИСО 9001:2008, применительно к проведению контроля - Унифицированные требования к СМК ИСО 9001-2012 , их принципы , структура, исключения , обязательный состав документации и записей. - Документы для организации процессного менеджмента. - Стандарт на процесс: требования к описанию процесса, описанию процедуры. - Проведение экспертизы нормативных и рабочих документов СМК

Ш7 -Сертификация продукции - Нормативное обеспечение работ по сертификации продукции: комплекс государственных стандартов «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества». - Сертификация добровольная и обязательная. - Общие требования к системам добровольной (СДС) и обязательной сертификации. - Требования нормативных документов к методам проведения сертификации. - Международные и Российские стандарты по сертификации - Схемы проведения сертификации. - Этапы проведения сертификации. - Организация работ по сертификации продукции на предприятии. - Принципы проведения сертификации. - Взаимодействие предприятий с сертифицирующими органами при сертификации СМК и продукции.. - Виды проводимых сертификационных аудитов. - Закон «О техническом регулировании». - Нормативная среда объектов сертификации в системе сертификации Международной Элек-

тротехнической комиссии (СС МЭК).

- Нормативное обеспечение деятельности органов по сертификации.

- Методология проведения испытаний

- Цели испытаний.

- Виды проводимых испытаний.____________________________________

Педагогический эксперимент, проведенный в целях доказательства эффективности предлагаемых методических подходов к совершенствованию подготовки в области использования ОМК в профессиональной деятельности, а именно подготовки по общим и специальным вопросам в области обеспечения функционирования СМК в условиях вовлеченности специалистов (в том числе и выпускников вузов) в деятельность по обеспечению качества, показал, что после прохождения обучения по предложенной программе, специалисты и студенты получили необходимый запас знаний для применения их в практике работы СМК предприятий.

Гипотеза эксперимента заключалась в следующем:

Реализация базовой подготовки студентов технических специальностей в области ОМК в соответствии с выдвинутыми требованиями к ее содержанию и организации, позволит:

- большинству обучающихся достигнуть репродуктивного уровня овладения ОМК;

- создать базовый запас знаний, умений и навыков у будущих ИТР, необходимый для самообразова-ния и дальнейшего образования на послевузовском этапе в области ОМК;

большинству специалистов, получивших базовую вузовскую подготовку в области ОМК применять средства и методы управления качеством в профессиональной деятельности и достигнуть адаптивного, эвристического и творческого уровней (на примере подготовки специалистов предприятий и студентов кафедры «Системная среда качества»).

В задачи педагогического эксперимента входило также обеспечение научно-объективной и доказательной проверки правильности гипотезы.

Экспериментальная работа включила два вида исследования. Первое исследование заключалось в определении уровня овладения ОМК специалистами промышленных предприятий после изучения дисциплин по предлагаемой программе методом тестирования. Второе исследование заключалось в определении уровня овладения студентами кафедры «Системная среда качества» ПК по основам менеджмента качества после инвариантной подготовки, реализована в рамках первичного, рубежного и итогового контроля и тестирования.

Конкретизация выполнения целей экспериментальной работы и проверки гипотезы включает следующие направления:

- анкетирование специалистов на предмет выявления их уровня подготовленности к деятельности в области СМК;

- проверка уровня овладения ОМК специалистами предприятий после обучения на курсах повышения квалификации по предлагаемой программе;

- проверка уровня овладения ОМК студентами технических вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством».

В 2009-2012 гг. проводилось анкетирование специалистов промышленных предприятий в аспекте необходимости получения знаний в области ОМК в профессиональной деятельности, получивших минимальную подготовку в рассматриваемой области, в условиях наличия на предприятиях СМК. Анкета была составлена в соответствии с разработанными основными направлениями инвариантной и вариативной подготовки специалистов.

Количество анкетируемых - 100 специалистов. Результаты анкетирования представлены в таблице 5. Таблица 5.Знания, умения и навыки в области ОМК

Тема (модуль (m) Хорошо знаю Знаю час- тично Не знаком Хочу изучить Эти знания мне не нужны

в % от тех, кто не знаком, или знает частично

Знания, умения и навыки в области ОМК, в в % от общего числа анкетируемых

- Эволюция понятий качества. Развитие СМК в России. Современные системы менеджмента 2% 10% 88% 80% 20%

- Нормативные требования по управлению качеством по отраслям промышленности - 8% 92% 90% 10%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Принципы СМК. Процессный и системный подходы 2% 10% 88% 100% -

-Алгоритмизация процессов ЖЦП - 10% 88% 100% -

- Контроль качества продукции и процессов 10% 60% 30% 100% -

- Планирование качества 2% 20% 78% 100% -

- Организация работ по внедрению и обеспечению функционирования СМК - 15% 85% 90% 10%

- Виды сертификации. Сертификация СМК ( - 5% 95% 85% 15%

- Статистические методы управления качеством СМ) - 7% 93% 60% 40%

- Затраты на качество СМК - - 100% 50% 50%

- Экспертное оценивание качества процессов и продукции - - 100% 50% 50%

- Квалиметрический подход к оцениванию качества процессов и продукции - - 100% 50% 50%

- Оценка результативности СМК 2% 10% 88% 100% -

- Метрологическое обеспечение 10% 60% 30% 90% 10%

- Организационно-функциональные структуры управления организациями ( - 7% 93% 50% 50%

- Разработка документации по СМК 10% 60% 30% -

- Сертификация продукции , - 5% 90% 40% 60%

- Менеджмент ресурсов. Управление персоналом, 30% 50% 10% 100% -

- Внутренние аудиты организаций 10% 60% 30% 100% -

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

Выявлено, что специалисты, получившие (хотя бы частично) знание в области ОМК имеют более высокий уровень мотивации на использование средств и методов управления качеством в профессиональной деятельности и на осуществление дальнейшего образования в этой области.

Подтверждено, что выбранные по результатам экспертного оценивания для вариативной подготовки студентов дисциплины являются наименее востребованными в практической деятельности специалистов на предприятиях.

Определена необходимость организации базовой подготовки всех специалистов в области ОМК.

Подтверждена педагогическая целесообразность изучения выделенных направлений обучения студентов в области применения ОМК в профессиональной деятельности.

После изучения дисциплины «Основы менеджмента качества» 3,3% студентов овладели знаниями по

дисциплине ОМК на репродуктивном уровне, 17 % - на адаптивном, 77% - на эвристическом, 2,7% - на творческом уровне (рисунок 2).

Рис. 2 Уровень овладения знаниями по дисциплине ОМК.

По результатам обучения и проведенного анализа первоначально разработанные темы для изучения по приведенным модулям, направлениями для обучения были дополнены интерактивными методами - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех студентов, включая преподавателя

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования.

2. Граб В. П. О необходимости обучения студентов высших учебных заведений основам обеспечения качества. Труды международного симпозиума «Надежность и качество», том 1, Пенза: ПГТУ, 2010 г. (стр.155-159).

3. Граб В.П. Целесообразность обучения студентов технических высших учебных заведений основам

обеспечения качества Менеджмент Вооружение Качество. Бюллетень Центрального органа Системы добровольной сертификации «Военный Регистр». М., 2011. - № 1/ 27 (стр.31-42).

4. Граб В.П. Обучение студентов высших учебных заведений методам создания и обеспечения функционирования систем менеджмента качества Ученые записки, РАО ИИО, Москва, №36, 2011 г. (стр. 106119) .

5. Граб В.П. Обоснование направлений обучения основам менеджмента качества студентов техниче-

ских вузов с применением экспертного оценивания приоритетности дисциплин. Труды международного симпозиума «Надежность и качество», том 2, Пенза: ПГТУ, 2013 г. (стр.233-238).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.