Научная статья на тему 'Планово-экономическая деятельность в условиях функционирования на предприятиях систем менеджмента качества'

Планово-экономическая деятельность в условиях функционирования на предприятиях систем менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
930
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планово-экономическая деятельность в условиях функционирования на предприятиях систем менеджмента качества»

Граб В.П.

СДС «АПИКОН», СДС «Военный Регистр»

ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 [1]:

Планирование качества - часть менеджмента качества, направленная на УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА, устанавливающая (определяющая) производственные процессы и соответствующие ресурсы, необходимые для достижения [этих] целей в области качества.

Внедрение систем качества (СМК) - это процесс, обеспечивающий привнесение целей качества во

все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на предприятии политики в области качества,

Для обеспечения выполнения одного из важнейших принциповСМК - процессный подход, необходимо -рассматривать следующие вопросы:

что такое процесс и процессный подход;

как процессы могут взаимодействовать внутри некоторой системы;

как можно воспользоваться циклом Шухарта-Демингадля управления этими процессами.

Цикл PDCA - цикл управления, которыйтрадиционно носит название «цикл Деминга», в то время как сам Э. Деминг ссылается на работы У. Шухарта.Цикл Шухарта - Демингавключает четыре шага: планирование процесса (Plan), выполнение процесса (Do), анализ показателей эффективности процесса (Check), корректировка процесса (Act) -.PDCA.

В любой вид деятельности (процесс), действующий в организации, необходимо произвести встраивание в него некоторого механизма непрерывного совершенствования, основанного на циклеPDCA, который включает планирование, апробацию,проверку и внедрение. Это касается не только процессов, обеспечивающих жизненный цикл продукции и/или услуг, но и остальных процессов системы менеджмента качества на всех уровнях организации.

Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования.

В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с различной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность цикла PDCA может быть меньше или больше длительности цикла отчетности и планирования и устанавливается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания мероприятий по устранению причин отклонений.

«Планирование», являющееся одним из важнейшихи обязательным видом деятельно-

сти, распространяется на всю систему менеджмента качества, все ее процессы и продукцию, причем не только на процессы, обеспечивающих жизненный цикл продукции и/или услуг, но и остальные процессов системы менеджмента качества на всех уровнях организации (рисунок 1).

В рамках «планирования» решаются следующие задачи:

- разработка рабочих документов сквозного планирования при проведении работ по проектированию и изготовлению изделий;

- анализ экономических показателей, планируемых и реально получаемых;

- установление общих положений по планированию повышения качества продукции и качества труда на предприятии;

- разработка показателей качества продукции и качества труда для оценки деятельности подразделений и установления порядка оценки;

- организация работ по разработке и реализации программы совершенствования системы качества;

- организация работ по пересмотру и разработке НДС по качеству предприятия;

- планирование мероприятий по повышению организационно-технического уровня производства и улучшению качества продукции;

- планирование, приобретение (изготовление) и обеспечение средствами технологического оснащения ;

- программа аудитов (проверок) планируется с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита;

- совершенствование системы оценки качества труда и стимулирование рабочих, ИТР и служащих;

- составление статистических отчетных документов, аналитических справок, актов выполнения работ и также сопроводительных документов, касающихся планово-экономической деятельности предприятия .

Целью процесса планирования являетсяразработка планов, программ, нацеленных на выполнение производственной программы организации по критериям количества, качества, сроков и затрат при соблюдении социальных и экологических нормативов.

Объектами планирования, в соответствии со стоящими перед организацией целями, являются: взаимодействие с потребителями с целью выявления востребованной на рынке продукции и определения требований к ней;

организация производства продукции , востребованной потребителем ; производство и обслуживание продукции; метрологическое обеспечение продукции;

обеспечение ресурсами, необходимыми и достаточными для функционирования процессов; измерение, анализ и улучшение функционирования СМК в организации; управление процессами организации (по принадлежности).

Входные данные для планирования - это объективные данные, поступающие с выходов всех процессов .

Выходные данные процесса планирования являются директивными данными управления всеми процессами организации.

Улучшение процесса планирования может быть достигнуто за счет: применение научных подходов к планированию;

повышение качества информационного и методического обеспечения планирования; стимулирование качества планов.

Сущность и принципы планирования.

Процессный подход в планировании рассматривается как взаимосвязанные стадии планирования, которым предшествуют стадии маркетинга. На стадии планирования эти нормативы "привязываются" к ресурсам , исполнителям , срокам , эффективности и т . д .

Плановые показатели должны быть не качественными (например, "улучшить", "повысить"), а количе-

ственными (например, улучшить показатель на 15%).

План должен разрабатываться коллективно, утверждаться (приниматься) персонально, реализовываться коллективно, ответственность за его выполнение должна быть персональной.

Планирование включает работы:

анализ ситуации и/или продукции по качественным и ресурсным показателям; сравнение качества продукции с лучшими достижениями в данной области;

анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных организацией; разработка плана;

оформление, согласование и утверждение плана; доведение плановых заданий до исполнителей; координация выполнения плана;

учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров; анализ плана на всех стадиях его выполнения;

осуществление (при необходимости) корректирующих и предупреждающих мероприятий.

Основные задачи планирования:

выбор оптимальной стратегии организации на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

обеспечение устойчивости функционирования и развития организации; формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля заказов; структуризация целей при проектировании и разработке; комплексное обеспечение выполнения планов;

формирование организационно- технических и социально- экономическихмероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

координация выполнения планов по заданиям, исполнителям (в т. ч. контрагентам), ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

стимулирование выполнения планов.

Основным принципы планирования: преемственность всех видов планов; социальная ориентация плана;

ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с требованиями потребителя ; альтернативность выполнения и сбалансированность плана; экономическая обоснованность плана ;

контролируемость выполнения плана;

Примерный сценарий разработки стратегического плана приведен в таблице 1.

Таблица 1

Этапы работ Способы достижения

1. Подготовка к работе: анализ уровня плановой работы; выявление проблемы; определение круга задач по планированию; формирование группы для выполнения плановых работ; обучение кадров; издание документа (программы, приказа, распоряжения) по выполнению работы.

2. Выявление проблемы повышения кон-курентоспо-собности товара и формирование целей: исследование рынка и определение степени удовлетворения потребностей в данной продукции ; определение тенденций развития технико-экономического уровня продукции и производства на 5 — 10 лет; оценка негативного влияния проблемы на окружающую среду и экономику; выявление факторов макро- и микросреды, влияющих на конкурентоспособность продукции ; сегментация рынка; структуризация проблемы; построение дерева показателей конкурентоспособности новой продукции; определение ресурсных возможностей организации.

3. Поиск ин -формации: установление требований к информации; установление источников информации; определение каналов получения информации; оформление доступа к информации; определение перечня и вида информации; первичная идентификация информации; сбор и кодирование информации.

4. Обработка информации: проверка полноты информации; проверка достоверности информации; группировка информации; сравнение полученной информации с имеющейся; качественный анализ информации; селекция и фильтрация информации.

5. Выявление возможности ресурсного обеспечения: анализ условий реализации целей; прогнозирование потребностей в различных видах ресурсов; прогнозирование организационно-технического развития изготовителя и потребителя продукции; выявление необходимой координаторской деятельности органов управления.

б. Ранжирование целей: построение дерева конечных целей; определение научной новизны и практической ценности реализации целей; формирование и согласование нормативов улучшения экологических, эргономических и технико-экономических показателей новой продукции, показателей качества ее сервиса; определение ресурсоемкости продукции и ее оптимизация с использованием метода функционально-стоимостного анализа; определение приоритетов и очередности реализации целей; упорядочение целей по уровням иерархии; разработка организационного проекта обеспечения дерева целей.

7. Формулирование плановых заданий: уточнение состава исполнителей и соисполнителей заданий; формирование заданий конкретным исполнителям; оптимизация сроков выполнения заданий; построение оперограммы и/или ленточного графика выполнения заданий.

8. Оформление плановых документов : выбор формы планового документа (программа, техническое задание, план и т. п.); выполнение дополнительных расчетов, их технико-экономическое обоснование; оформление проекта планового документа, его согласование и утверждение; тиражирование и доведение планового документа до исполнителя.

9. Реализация решений, контроль их выполнения и мотивация: издание приказа (распоряжения) об исполнении планового документа и доведение его до исполнителя; организация выполнения плановых заданий; учет и контроль выполнения плановых заданий; мотивация выполнения плановых заданий качественно и точно в срок; организация регулирования (обратной связи) плановых заданий по требованиям потребителей или новинкам научно-технического прогресса в данной области.

Бизнес-план является инструментом реализации стратегии организации, его структура может совпа-

дать со структурой стратегического плана

Оперативно - календарный планразрабатывается на уровне производственного подразделения организации, в котором месячные программы (задания) разбиваются на более короткие промежутки времени: декаду и/или сутки, и/или смену.

В организации в плановом порядке проводятся внутренние аудиты, касающиеся проверки:

- соответствия планов жизненного цикла продукции запланированным мероприятиям;

- соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 [1],или других нормативных документов.

В организации необходимо планировать проведение:

- мониторинга и измерения процессов;

- мониторинга и измерения продукции;

- действия по управлению несоответствующей продукцией;

- анализа данных, полученных в результате мониторинга и измерения

процессов и продукции.

В общем виде структура «Планово-экономической деятельности» представлена на рисунке 2, где отражена также ответственность за проводимые виды работ.

Рисунок 2 Структура «Планово-экономической деятельности»

Критерием качества разработки и выполнения плановможет быть степень адекватности теоретической модели планового показателя к фактическим данным, на основе которых она была разработана:

П ф - П р

Ккп = —ф—- х ioo,%

П

Пф

где Ккп — критерий качества разработки и выполнения планового показателя, %;Пф — фактическое

значение планового показателя в отчетном периоде;П- — расчетное (нормативное, прогнозное) значение планового показателя.

По приведенной формуле может рассчитываться критерий качества выполнения важнейших показателей плана.

Результаты анализа и принятые решения доводятся до персонала организации на совещаниях и используются при планировании и улучшении деятельности.

Главными условиями постоянного улучшения являются: применение научных подходов к планированию и управлению;

повышение качества информационного и методического обеспечения планирования и управления; стимулирование постоянного улучшения.

В каждом разработанном и внедренном процессе имеется раздел с указаниями на возможные пути улучшения этого процесса.

Мероприятия по обеспечению и улучшению качества планируются в следующих документах:

- политика в области качества;

- программа обеспечения качества;

- программы и протоколы совещаний постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК);

- программы мероприятий по результатам совещаний ПДКК;

- планы внутренних проверок и мероприятия по их результатам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планы разработки и внедрения основополагающих документов СМК (План по стандартизации);

- программа подготовки к сертификации;

-программы улучшения по результатам анализа планово-экономической деятельности и т. д.

Планирование разработки и внедрения основополагающих документов СМК осуществляется для решения задач по организации и координации работ по стандартизации, для обеспечения эффективного функционирования СМК в соответствии с "Руководством по качеству".

Разработка политики в области качества осуществляется в соответствии с ГОСТ ИСО 9001[2], политика является элементом общей политики предприятия и утверждается высшим руководством.

Политика в области качества реализуется в конкретные плановые периоды деятельности предприятия через конкретные цели и задания по качеству, устанавливаемые в целевых научно-технических программах на конкретную продукцию или в иных документах планового характера.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия в части обеспечения качества разрабатываемой документации, поставляемых изделий или долгосрочной цепи по объемамили номенклатуре изделий.

Основными положениями, представляемымив политике, являются:

- улучшение экономического положения предприятия за счет повышения качества;

- расширение объемов сбыта продукции за счет повышения качества продукции;

- достижение высокого научно-технического уровня продукции, превышающего уровень предприятий конкурентов;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности поставляемой продукции;

- развитие сервиса (обслуживания), а также любые другие направлениясоответствующие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, отраслевым стандартам и документам, действующим на предприятии.

Для премирования деятельности по качеству создается специальный денежный фонд, размер которого не должен превышать устанавливаемый ежегодно % от общего премиального фонда и включающий в себя следующие статьи:

- за работу по контролю качества;

- за качественное выполнение работ в установленные сроки подразделениями или отдельными исполнителями;

- за разработку и внедрение нормативной документации покачеству (НДС);

- за работы по проверкам СМК сотрудниками предприятия;

- за разработку и реализацию предложений по совершенствованию СМК;

- за работы, проводимые в подразделениях ответственными по качеству.

Распределение премиального фонда осуществляется на основе предложений от представителя руководства по качеству (ПРК).

Для реализации данного направления планирования необходимо постоянно оценивать и утверждать у руководства требования к выполнению работ в области качества и на их основании анализировать деятельность подразделений, отделов и сотрудников.

Планирование обучения вопросам качества осуществляет ПРК и отдел кадровв рамках ознакомления сотрудников с построением, внедрением СМК, при подготовке к сертификации, а также со всеминововве-дениями по качеству (новые документы предприятия по качеству, изменения в НДС). Деятельность, осуществляемая в рамках совершенствования СМК должна своевременно доводиться до исполнителей в виде информации об уже внесенных изменениях, планах работ с указанием сроков выполнения и необходимыми разъяснениями.

Планирование отчислений на качество на предприятии осуществляется

путем установления в начале каждого года процента отчислений на деятельность по качеству, включающую в себя:

- работы, связанные с модернизацией и совершенствованием приборной и инструментальной базы;

- компьютеризацию предприятия (разработка и внедрение программного обеспечения на деятельность по качеству);

- разработка и внедрение мероприятий по программам обеспечения качества (ПОК);

- обучение специалистов вопросам качества;

- организацию и проведение работ по маркетингу (реклама, публикации);

- проведение экспериментальных; работ по совершенствованию технологических и производственных операций.

Планирование работ по обеспечению качества продукции, процессов жизненного цикла продукции может осуществляться в виде программных и плановых документов по качеству, предусмотренных для данного класса (группы) или вида (типа) продукции.Вдокументах устанавливают цели, этапы, виды и содержание работ по обеспечению качества на стадиях жизненного цикла продукции, полномочия и ответственность подразделений (служб), участвующих в работах.

Планирование качества продукции направлено на установление перспективного уровня и качества продукции, с учетом спроса, новейших научных разработок, условий производства, материальнотехнического обеспечения , требований экологической безопасности, квалификации сотрудников .

Планирование позволяет с достаточной для практических целей точностью определить динамику технического уровня и качества продукции, облегчает подготовку и осуществление перспективных мероприятий и служит для управления качеством продукции на предприятии.

В планах повышения качества продукции предусматривается установление заданий вплотьдо поставки продукции заказчику.

В целях обеспечения выполнения требований технических заданий и условий контракта на разработку и (или) поставку продукции, предприятие должно спланировать и своевременно предусмотреть средства технологического оснащения, квалификацию работников, этапы работ, виды и категории испытаний и контроля, гарантирующие качество оборонной продукции.

Планирование номенклатуры, технического уровня, характеристик и качества поставляемых изделий основывается на анализе новейших разработок аналогичной продукции, спросе, исследованиях конкурентов и требований заказчиков (условий контракта), а также анализа имеющихся средств, оборудования, персонала и т.д., необходимых для реализации данных видов работ. Данный вид планирования осуществляется, в том числе, на основе предложений подразделений.

Планирование улучшения качества применяемых ПКИМ (покупных изделий и материалов), а также их замена основывается на статистических данных анализа элементной базы и поставщиков, результатах входного контроля,

Планирование улучшения условий труда и безопасности лежит на начальниках подразделений и руководстве предприятия и осуществляется, при необходимости, по результатам проверок этих условий и предложений от сотрудников.

Разработка программ качества направлена на решение следующих задач:

- реализацию целей политики в области качества, перспективного плана развития организации и выпуска продукции;

- повышение показателей качества, конкурентоспособности, экономичности, надежности продукции предприятия;

- обеспечение поставки новой продукции, отвечающей требованиям заказчика,

- сертификацию системы качества и продукции;

- совершенствование системы качества, ее процессов.

Программа качества может быть разработана на конкретную продукцию, для подразделения органи -зации, производства, процесса или предприятия в целом.

Программа качества может быть целевой, направленной на выполнение конкретных задач (программа по реализации "Политики в области качества") или комплексной, направленной на решение комплекса задач, стоящих перед предприятием и его подразделениями в области совершенствования системыкачест-ва. В зависимости от решаемых задач ПОК могут быть перспективными (долгосрочными) и оперативными (краткосрочными).

Целью ПОК является обеспечение необходимых технических, экономических, социальных и организационных условий для формирования, поддержания и восстановления требуемого качества работ и продукции .

Все ПОК должны отвечать следующим требованиям и включать следующую информацию:

- цели и задачи в области поддержания и улучшения качества, работ, продукции, процессов, системы качества о р г а н и з а ц и и ;

- обоснование разработки ПОК;

- конкретное распределение ответственности и полномочии по этапам реализации программы;

- определенные методы (процедуры) достижения целей, поставленных в программе, в том числе методы контроля и статистики;

- сроки реализации программы.

При разработке ПОК следует использовать следующие документы и исследования:

- положения "Политики в области качества";

- перспективный план развития о рга низа ции и поставки продукции;

- требования заказчика, содержащиеся в контракте, с использованием результатов анализа контракта;

- материалы маркетинговых исследований и изучения поставщиков и элементной базы;

- результаты испытаний, исследованийновых разработок, а также опыт сторонних организаций, применительно к конкретному проекту;

- сравнительные данные о качестве и техническом уровне изделий и их аналогов (таблицы сравнительных данных, в том числе информация из учетных форм затрат на качество);

- результаты входного контроля, контроля в процессе разработки, производства;

- данные о метрологическом обеспечении подразделений;

- результаты анализа состояния производственного оборудования, технологических процессов, оснастки и т. д.

Анализэкономических показателей деятельности по качеству и затрат на качество изделийосновыва-ется на следующих мероприятиях:

- сбор и обработка информации по затратам на качество;

- расчет показателей затрат на качество;

- оценка затрат на качество [3].

Сбор, обработка информации о затратах, сопоставление полученных реальных затрат с планируемыми затратами позволяет провести анализ и выявить несоответствия. При анализе получаемой информации используются статистические методы. Суммарное количество затрат на обеспечение качества за текущий год является основанием для планирования финансирования работ на последующие периоды.

Мероприятия по планированию качества в обязательном порядке подвергаются анализу и самой тщательной оценке с точки зрения их влияния на улучшение процессов СМК, показатель, характеризующий планово-экономическую деятельность, учитывается при оценке результативности СМК.

Основной задачей, стоящей при проведении анализа работ, является систематизация полученной информации, подведение итогов по выполнению запланированных мероприятий и сроков их выполнения, оценка результатов и эффективности работ.При недостаточной эффективности выполненных мероприятий, в связи с изменившимися внутренними и внешними факторами на основе выданных рекомендаций осуществляется разработка дополнительных мероприятий по устранению несоответствий и предотвращению их в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008Системы менеджмента качества. Требования.

3. Граб В.П. Практический опыт учета и анализа затрат на качество на предприятии. Информационные технологии в проектировании и производстве. - М.: ГУП ВИМИ, 2002. - №3. , (стр. 52-56) ..

4. Граб В.П. Методы проведения самооценки и оценки результативности систем менеджмента качест-

ва предприятий. Трудымеждународного симпозиума «Надежность и качество», том 2, Пенза: ПГТУ, 2011 г. (стр.170-178)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.