Научная статья на тему 'Обоснование направлений обучения основам менеджмента качества студентов технических вузов с применением экспертного оценивания приоритетности дисциплин'

Обоснование направлений обучения основам менеджмента качества студентов технических вузов с применением экспертного оценивания приоритетности дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений обучения основам менеджмента качества студентов технических вузов с применением экспертного оценивания приоритетности дисциплин»

Граб В.П.

СДС «АПИКОН», СДС «Военный Регистр», Росаккредитация, Москва, Россия

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОСТИ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В настоящей статье представлены предложения по внесению изменений и дополнений в ФГОС по уже существующим специальностям и перечень дисциплин для включения в программы обучения студентов технических вузов по основам менеджмента качества.

Ключевые слова: документ, качество, менеджмент, процесс, управление.

При обучении вопросам управления качеством следует исходить из того, что специалисты должны понимать взаимосвязи смежных функциональных подразделений и осознать их комплексное, взаимное влияние на качество. В связи с этим, в курс обучения должны включаться дисциплины, раскрывающие, характеризующие общую картину деятельности организации. Кроме того, должен быть представлен для освоения целый комплекс, как теоретических концепций, так и методов, управленческих процедур, обеспечивающих качество в организации. Комплексный учебный материал и способ его подачи будут зависеть, безусловно, от специфики и направленности деятельности ВУЗа, но в обязательном порядке раскрывать подходы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК в организациях. Необходимо, чтобы специалисты имели четкое и полное представление о принципах обеспечения качества, требованиях к результатам труда и путях эффективного осуществления процесса улучшения деятельности. При формировании программы обучения необходимо исходить из того, что каждый сотрудник предприятия, вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать суть TQM - всеобщего управления качеством, возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества, в удовлетворении запросов потребителей, последствия плохой работы, обладать навыками улучшения работы в команде.

Многообразие систем менеджмента, обеспечивающих устойчивое развитие организаций, направления деятельности в области качества, учитывающие внутренние процессы, влияние окружающей среды, состояние рынка, научно-технический прогресс и т.д., делают проблему по определению основных направлений для обучения студентов основам менеджмента качества (ОМК) достаточно сложной. Необходимо определить перечень дисциплин для изучения студентами ВУЗов для обеспечения понимания будущими специалистами направлений деятельности по качеству в организациях с целью применения полученных знаний в своей конкретной производственной деятельности, и, возможно, внесение усовершенствований и повышение результативности процессов на основе использования новейших подходов и внедряемых методологий по управлению качеством.

Высшая школа должна дать студентам широкие фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. Необходимо, чтобы у студентов в период обучения развивались: целостное мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения и экспериментировать.

При формировании программ обучения необходимо учитывать как требования нормативных документов к знаниям персонала, так и уровень его подготовленности

(Рис. 1)

Рис. 1. Формирование программ обучения

Анализ требований ФГОС третьего поколения по различным направлениям подготовки показал:

- практически по всем специальностям обучение основам менеджмента качества отсутствует;

- профессиональные задачи в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программой (ООП) магистратуры (бакалавриатуры) и видами профессиональной деятельности не включают:

-участие в действиях, необходимых при эффективной работе системы менеджмента качества; -организацию мероприятий по улучшению качества продукции и оказанию услуг;

-анализ эффективных методов обеспечения качества и т. д.,

т.е. в тех действиях, которые инженерно-техническим специалистам предприятий приходится решать постоянно в своей профессиональной деятельности.

Подготовка специалистов не должна замыкаться только на тех, кто непосредственно отвечает за качество. Ее должны пройти и те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т.п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качества, методам функционально-стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения исследований и, конечно, проведения самооценки.

Необходимо констатировать, что повсеместно на предприятиях и за рубежом и в России разрабатываются, функционируют и совершенствуются действующие СМК, проводятся их сертификации. Внедрение систем менеджмента качества (СМК), разработанных на основе международных стандартов МС ИСО серии 9000, национальных стандартов (ГОСТ ISO 9001, стандартов по отраслям промышленности (авиационной, автомобильной, военной и т.д.), свойственно практически для всех отраслей, организаций, учреждений. Для обеспечения выполнения одного из основных принципов СМК - «вовлечение всех сотрудников» необходимо проводить подготовку всех специалистов в области качества, что позволило сделать вывод о необходимости включения в программы подготовки практически по всем специальностям дисциплины «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА», объединяющей такие направления, как: «Основы обеспечения качества», «Средства и методы обеспечения качества», «Сертифи-

кация», «Требования к СМК организаций на основе ГОСТ ISO 9001», «Процессный подход в управлении организацией» и т. п. Т.е обобщающий курс лекции должен дать будущим выпускникам четкое представление о том с какими проблемами им придется столкнуться, каким образом их можно решать, а также как реализовать в своей практической деятельности один из основных принципов

СМК - постоянное улучшение.

Если говорить о профессиональных компетенциях (ПК), то необходимо констатировать, что лишь единичные «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ (балаквиатуры)» включают требование о том, что выпускник должен обладать ПК по менеджменту качества.

Некоторые из ФГОС частично включают положения, определяющие отдельные аспекты деятельности по СМК и не дающие выпускникам целостного представления о структуре, содержании, области распространения СМК:

Так, например:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 150700 МАШИНОСТРОЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").

Область профессиональной деятельности магистров включает педагогическую деятельность, а также разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на:

-создание систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

-умение организовывать работу коллективов исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ, организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий и их элементов, по разработке проектов стандартов и сертификатов, обеспечивать адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-6).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 241000 ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НЕФТЕХИМИИИ БИОТЕХНОЛОГИИ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

-способностью использовать современные системы управления качеством в конкретных условиях производства на основе международных стандартов (ПК-17).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 210100 ЭЛЕКТРОНИКА И НАНОЭЛЕКТРОНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

способностью участвовать в подготовке документации для создания и развития системы менеджмента качества предприятия (ПК-24).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 140400 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР”).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

- способностью владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала, обеспечения требований безопасности жизнедеятельности (ПК-

32) .

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 220400 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

-способностью участвовать в подготовке документации для создания и развития системы менеджмента качества предприятия (ПК-27).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 150100 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИМАТЕРИАЛОВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР").

Выпускник должен знать:

- процессы получения материалов, заготовок, полуфабрикатов, деталей и изделий, а также управление их качеством для различных областей техники и технологии (машиностроения и приборостроения, авиационной и ракетно-космической техники, атомной энергетики, твердотельной электроники, наноиндустрии, медицинской техники, спортивной и бытовой техники).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

- владеет основами системы управления качеством продукции и готовностью к внедрению этой системы (ПК-17).

Предложения по совершенствованию существующего ФГОС, в части введения дополнительных требований обеспечивающих формирование профессиональных компетенций выпускников технических ВУЗов по менеджменту качества представлены в таблице 1.

Таблица 1 Анализ структуры и содержания современного состояния подготовки специалистов по менеджменту качества________________

Направление подго- Квалификация(степень) Раздел Пункт Изменить/ добавить

товки таблица

220100 Системный Бакалавр, магистр Таблица В.3 Добавить

анализ и управление 2 М2 Гр.2 Методами и средствами разработки, внедрения и обеспечения функционирования СМК Гр.4 Менеджмент качества

220400 Управление в магистр Таблица В.3 Изменить

технических систе- 2 П.4.4 подготовка документации

мах Бакалавр для создания и развития системы менеджмента качества предприятия, проведение самооценки, подготовка информации и для оценки результативности и эффективности СМК; п.5.2 способностью участвовать в деятельности по созданию и развитию системы менеджмента качества предприятия (ПК-27); добавить 5.2 Готовностью участвовать разработке технической документации и документации по СМК и .... Гр.2. Основные принципы функционирования СМК

221400 Управление Бакалавр, Таблица Б.2 Гр.2. добавить

качеством магистр 2 М.2 Участие в проведении внутренних аудитов на предприятии Участие в оценке результативности СМК Знать теоретические основы методологии оценки качества продукции и процессов Гр.2. добавить Знать методы самооценки и оценки результативности СМК, методы оценки качества продукции и процессов

221700 Стандартиза- Бакалавр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

ция и метрология 2 Знать основы менеджмента кач-ва

магистр Таблица Гр.2. добавить

2 М.2 Знать основы менеджмента кач-ва

230400 Информацион- Бакалавр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

ные системы и тех- 2 Знать основы менеджмента кач-ва

нологии магистр Табл. 2 М.2 Гр.2. добавить Знать основы менеджмента кач-ва

080100 Экономика Бакалавр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

2 Знать классификацию затрат на

качество

магистр Таблица М.2 Гр.2. добавить

2 Знать основы менеджмента кач-ва

080200 Менеджмент Бакалавр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

2 Знать основы менеджмента кач-ва Гр.2. добавить

магистр Табл. 2 М.2 Знать основы менеджмента кач-ва

080400 Управление Бакалавр, Таблица Б.3 Гр.2. добавить

персоналом 2 Знать основы менеджмента кач-ва

магистр Таблица М.2 Гр.2. добавить

2 Знать основы менеджмента кач-ва

140000* Бакалавр, магистр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

Энергетика, энерге- 2 Знать основы менеджмента кач-ва

тическое машино- Гр.2. добавить

строение и электро- М.2 Знать основы менеджмента кач-ва

техника

150000* Бакалавр, магистр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

Металлургия, маши- 2 Знать основы менеджмента кач-ва

ностроение и метал- Гр.2. добавить

лообработка М.2 Знать основы менеджмента кач-ва

160000 * Бакалавр, магистр Таблица Б.3 Гр.2. добавить

Авиационная и ра- 2 Знать основы менеджмента кач-ва

кетно-космическая Гр.2. добавить

техника

М.2

Знать основы менеджмента кач-ва

*) По всем направлениям подготовки

Необходимо констатировать что требования к профессиональным компетенциям выпускников в части владения ими средствами и методами менеджмента качества в своей профессиональной деятельности на настоящий момент носят несистемный характер, не дают представление о реально существующих в организациях СМК, тенденциях их развития и совершенствования. Целесообразно и просто необходимо в раздел 5.2 ФГОС по всем направления подготовки включить требование о формировании профессиональных компетенций в части знания «Основ менеджмента качества» и готовности использования средств и методов управления качеством выпускниками ВУЗов в своей профессиональной деятельности, т.е включить во все направления подготовки требование: Знать основы менеджмента качества.

Обоснование дисциплин для обучения ОМК студентов технических специальностей ВУЗов осуществлено методом экспертного оценивания с привлечением как преподавателей, специализирующихся на обучении менеджменту качества, так и представителей промышленных предприятий, т.к. они как никто другой, способны оценить перспективы той области, в которой работают, и предвидеть характеристики тех систем, в создании которых непосредственно участвуют. Основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.

Экспертные оценки - это суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для использования при принятии решений.

Для проведения экспертиз необходимо привлекать как минимум 5 специалистов, при этом в соответствии и в зависимости от уровня их квалификации количество экспертов может соответствовать данным, приведенным в табл. 2. Численный состав экспертной группы определяется в зависимости от направления проводимого оценивания.

Создаваемые экспертные комиссии для принятия решения должны состоять из специалистов, участвующих в работах по данному направлению деятельности.

При этом весомость мнения [1] (система оценки экспертов для определения приоритетных направлений обучения студентов технических ВУЗов ОМК):

В=1 - для эксперта (преподавателя кафедры по управлению качеством одновременно являющегося специалистом в области качеством, работающим на предприятии промышленного профиля);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В=0,8 - для эксперта в основном занимающегося деятельностью по качеству (преподавателя кафедры по управлению качеством или являющегося специалистом в области качеством, работающим на предприятии промышленного профиля)

В=0,2 - для эксперта (специалиста или преподавателя с узкой направленностью - один из аспектов менеджмента качества).

Специалисты, не работающие в данной области, к проведению экспертных оценок не привлекаются.

Таблица 2.

Состав Квалификация Количество специалистов

группы Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

5 экспертов i 5 4 3 3

0.8 - i 2 i

0.2 - - - i

7 экспертов i 7 6 6 5

0.8 - i - i

0.2 - - i i

i 5 5 4 4

0.8 2 - 3 2

0.2 - 2 - i

Одним из наиболее перспективных методов формирования групповой оценки экспертов является метод Дельфи.

Обоснование направлений обучения ОМК студентов технических специальностей ВУЗов осуществлено методами экспертного оценивания: ранжирование, непосредственных измерений, сопоставления.

Теория качества, новые тенденции ее развития, проблемы создания СМК, требования нормативных документов к реализации деятельности по обеспечению функционирования СМК и ее сертификации позволяют определить необходимый объем для проведения базовой подготовки специалистов и студентов технических специальностей вузов в области менеджмента качества, включающей следующие основные направления:

- Эволюция понятий качества. Развитие СМК в России. Современные системы менеджмента (mi)

- Нормативные требования по управлению качеством по отраслям промышленности (m2)

- Принципы СМК. Процессный и системный подходы (m3)

-Алгоритмизация процессов ЖЦП (m4)

- Контроль качества продукции и процессов (ms)

- Планирование качества (m6)

- Организация работ по внедрению и обеспечению функционирования СМК (mv)

- Виды сертификации. Сертификация СМК (ms)

- Статистические методы управления качеством СМК^д)

- Затраты на качество СМК^ю)

- Экспертное оценивание качества процессов и продукции (mii)

- Квалиметрический подход к оцениванию качества процессов и продукции (mi2)

- Оценка результативности СМК^з)

- Метрологическое обеспечение (mi4)

- Организационно-функциональные структуры управления организациями (mis)

- Разработка документации по СМК( mi6)

- Сертификация продукции (miv) ,

- Менеджмент ресурсов. Управление персоналом (mis) ,

- Внутренние аудиты организаций (Ш19)

При экспертном оценивания и определении приоритетных направлений для включения в образовательную программу «Основы менеджмента качества» методом ранжирования экспертами высказаны мнения, представленные в таблице 3.

Таблица 3.

Эксперт/ /оцениваемая дисциплина i-ый 2-ой 3-ий >s 3 5-ый Сумма рангов Усредненное знач. Ранжированный ряд

mi 5 5 5 5 5 25 5 i

m2 5 5 5 5 5 25 5 i

m 3 5 5 5 5 5 25 5 i

m 4 5 5 5 5 5 25 5 i

m 5 5 5 5 5 5 25 5 i

m б 5 5 5 5 5 25 5 i

m 7 5 5 5 5 5 25 5 i

m 8 5 4 5 5 5 24 4,8 2

m 9 4 5 4 4 4 2i 4,2 4

mio 4 3 3 3 4 is 3, б 6

mii 3 3 4 4 4 is 3,6 6

mi2 3 4 5 3 3 is 3,6 6

mi3 5 5 5 5 5 25 5 i

m14 5 5 5 5 5 25 5 i

mi5 4 3 3 4 5 i9 3,s 5

mi6 3 - 3 - - б i,2 7

miv 3 4 - - 3 io 2 6

m18 5 4 5 4 5 23 4,6 3

m19 4 4 5 5 5 23 4,6 3

Как видно из таблицы наблюдается полное единодушие мнений экспертов (ранжированный ряд включает 1, 2, 3 ранги) о включении в перечень обязательных для изучения (инвариантная подготовка студентов) дисциплин: mi, m2, m3, m4. m5, Шб, mv, ms, mi3, mi4, mis, mi9.

Для определения согласованности мнений экспертов для включения в вариативную подготовку (ранги 4, 5, 6, 7) был применен метод непосредственных измерений (Таблица 4) для следующих

дисциплин:

- Статистические методы управления качеством СМК(Ш9)

- Затраты на качество СМК(шю)

- Экспертное оценивание качества процессов и продукции (шц)

- Квалиметрический подход к оцениванию качества процессов и продукции (ш^)

- Организационно-функциональные структуры управления организациями (mi5)

- Разработка документации по СМК( mi6)

- Сертификация продукции (miv) ,

Таблица 4

Эксперт/ /оцениваемая дисциплина i-ый 2-ой 3-ий 4 -ый 5-ый Сумма рангов Отклонение от среднего арифметического Квадрат отклонения от среднего арифметического

m 9 4 5 4 4 4 2i б 36

mio 4 3 3 3 4 is 3 9

mii 3 3 4 4 4 is 3 9

mi2 3 4 5 3 3 is 3 9

mi5 4 3 3 4 5 i9 4 i6

mi6 3 - 3 - - 6 9 si

miv 3 4 - - 3 io 6 ioo

X iio 260

Коэффициент конкордации (согласованность мнений экспертов) определяется по формуле:

W = 12 S / (n2 (m3- m),

где S - сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; n - число экспертов; m - число объектов экспертизы.

В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).

W = i2 260 / (25 (343- 7) = 0,37

Полученный коэффициент конкордации низкий, что говорит о несогласованности мнений экспертов и необходимости провести уточнение значений показателей весомости многотуровой экспертизой (метод Дельфи). При этом, из числа рассматриваемых дисциплин исключена « Разработка документации по СМК (mi6)», как набравшая наименьшее количество баллов. Это вполне закономерно, т.к. разработку документации по СМК осуществляют специалисты организаций по направлению своей деятельности и досконально знающих специфику производственных процессов.

Окончательный вариант экспертного оценивания направлений для вариативного обучения студентов ОМК методом непосредственных измерений представлен в таблице 5.

Таблица 5

Эксперт/ /оцениваемая дисциплина 1-ый 2-ой 3-ий 4 -ый 5-ый Сумма рангов Отклонение от среднего арифметического Квадрат отклонения от среднего арифметического

m 9 5 5 5 5 5 25 9 81

Шю 5 5 5 5 5 25 9 81

mu 3 3 3 3 2 14 5 25

Ш12 3 3 2 3 3 14 5 25

Ш15 3 3 3 3 3 14 5 25

Ш17 2 2 2 2 1 9 7 49

X 101 276

Полученный коэффициент конкардации говорит о согласованности мнений экспертов. W = 12 271 / (25 (216- 6) =3312/ 5250=0,63

Т.О. методом экспертного оценивания определен перечень направлений подготовки студентов технических вузов по дисциплине ОМК.

ЛИТЕРАТУРА

1 Граб В.П. Целесообразность обучения студентов технических высших учебных заведений основам обеспечения качества Менеджмент Вооружение Качество. Бюллетень Центрального органа Системы добровольной сертификации «Военный Регистр». М., 2011. - № 1/ 27 (стр.31-42).

2 Затылкин, А.В. Метод связанных систем в моделировании процесса обучения / А. В. Затылкин, В. Б. Алмаметов, И. И. Кочегаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2011. № 4 (9). - С. 56-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.