Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА'

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информационные тексты / сплошные и несплошные тексты / обучение чтению / понимание прочитанного / приемы и упражнения. / information / informational texts / complete and incomplete texts / learning to read / reading comprehension / techniques and exercises.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голомолзина Елена Викторовна

в данной статье рассматривается работа на уроках по обучению функциональному чтению информационных текстов. Работа в этом направлении представляет собой комплекс методических приемов, направленных на развитие осознанного чтения, навыков поиска и извлечения информации, заданной в явном виде, интерпретации и обобщения полученной информации, анализа и оценки содержания текста, его языковых особенностей и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голомолзина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SCHOOL EDUCATION FUNCTIONAL READING OF INFORMATION TEXT

this article discusses the work in lessons on teaching functional reading of information texts. Work in this direction is a set of methodological techniques aimed at developing conscious reading, skills in searching and extracting information given explicitly, interpreting and summarizing the information received, analyzing and evaluating the content of the text, its linguistic features and structure.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА»

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА Голомолзина Е.В.

Голомолзина Елена Викторовна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кунарской средней общеобразовательной школы,

п. Кунарск, Свердловской обл.

Аннотация: в данной статье рассматривается работа на уроках по обучению функциональному чтению информационных текстов. Работа в этом направлении представляет собой комплекс методических приемов, направленных на развитие осознанного чтения, навыков поиска и извлечения информации, заданной в явном виде, интерпретации и обобщения полученной информации, анализа и оценки содержания текста, его языковых особенностей и структуры.

Ключевые слова: информация; информационные тексты; сплошные и несплошные тексты; обучение чтению; понимание прочитанного; приемы и упражнения.

PRIMARY SCHOOL EDUCATION FUNCTIONAL READING OF INFORMATION

TEXT Golomolzina E.V.

Golomolzina Elena Viktorovna - primary school teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE KUNAR SECONDARY SCHOOL,

KUNAR, SVERDLOVSK REGION

Abstract: this article discusses the work in lessons on teaching functional reading of information texts. Work in this direction is a set of methodological techniques aimed at developing conscious reading, skills in searching and extracting information given explicitly, interpreting and summarizing the information received, analyzing and evaluating the content of the text, its linguistic features and structure.

Keywords: information; informational texts; complete and incomplete texts; learning to read; reading comprehension; techniques and exercises.

Читательская грамотность в начальной школе

В современном мире настолько много различной информации, и ее количество очень огромно, что перед взрослым, а тем более учениками встает вопрос о поведении в изменяющейся ситуации, как адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

Умение читать - это прекрасное качество, но будет еще лучше, если люди читают хорошо. Речь идет в первую очередь об осмысленном процессе. Бегло пробежаться глазами по тексту - этого совсем недостаточно, чтобы говорить о читательской грамотности.

В реальной жизни и учителя, и родители жалуются, что дети не любят и не хотят читать. Успеваемость школьников находится на недостаточно высоком уровне из-за того, что во время чтения ученик не проявляет должного внимания к читаемому тексту. Он не определяет, какая информация в тексте является главной, не ведет диалог с его автором.

Мы задумались над этой проблемой и попытались найти пути решения.

Как правило, эта проблема берет свое начало еще в начальных классах. Все дело в том, что ребенок не понимает всю ценность чтения, книга для него - это всего лишь источник сведений, которые нужно освоить [1].

Часто ученики младшей школы имеют следующую проблему: они умеют быстро и уверенно читать, но стоит учителю задать вопрос по тексту, школьники не могут на него ответить. Они испытывают трудности в пересказе, не получается выделить главную мысль.

Цель исследования — выявление проблем, связанных с недостаточной сформированностью читательской грамотности младших школьников.

В задачи исследования входило изучение теоретических основ формирования читательской грамотности, анализ и обобщение имеющегося научно-методического опыта, разработка системы упражнений по формированию читательской грамотности младших школьников, определение критериев уровня сформированности у них умений работать с текстом.

Для выявления уровней читательской грамотности была сконструирована диагностическая методика, включавшая 15 заданий на основе работы с художественным и научно-познавательным текстами, которая была реализована в ходе исследования на базе нашей школы [6].

Исследование показало, что высокому уровню сформированное™ читательской грамотности соответствуют 0 %, базовый - 43%, низкий - 57 %.

Необходимость формирования функционального чтения

Проведя анализ учебников по литературному чтению в начальной школе, можно сделать вывод, что имеющего содержания достаточно. Подобран достаточно хороший материал для обучения чтению, развития и воспитания детей. Хорошие художественные тексты и методические рекомендации, направленные на поверхностный неглубокий анализ. Чтобы добиться реального воспитательного эффекта и прожить, эмоционально осмыслить текст, надо построить работу на пределе возможного.

Установлено, что неполный анализ текста, невнимание к особенностям языковых средств, отсутствие заданий, связанных с интерпретацией текста, обобщением информации, нахождением несоответствий являются одной из причин несформированности читательской грамотности.

При выполнении заданий, направленных на проверку умений анализировать и интерпретировать информацию, основные трудности у школьников связаны с неумением осознано читать тексты; извлекать информацию из разных частей художественного и информационного текстов, объединенных общей темой; видеть основную мысль и выделять главную и второстепенную информацию из прочитанного.

Теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, сформулированные Н.Н. Светловской и её последователями О.В. Кубасовой, Е.В. Бунеевой, связаны с умениями ставить цель чтения, самостоятельно выбрать нужную книгу и понять её смысл, позицию автора [4]. Е.В. Бунеева обращает внимание на значимость читательской самостоятельности, способности учащихся к полноценному восприятию и пониманию прочитанного текста на уроках литературного чтения [2]. Научные исследования О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Т.В. Рыжиковой и др. опираются на особенности восприятия художественных и информационных текстов, на формирование читательских умений школьников, связанных с готовностью и умением задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них [3].

Зарубежные исследователи Smith, Mikulecky, Kibby, & Dreher отмечают, что раньше основное внимание уделялось не пониманию текста, а умению пересказывать его содержание, основное требование к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». В настоящее время, утверждают авторы, меняется позиция читателя, необходимо учить детей поиску информации и ее практическому использованию. Такие читательские умения будут служить основой успешности обучения по школьным дисциплинам, а также являться условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни [6].

Учителя начальных классов хорошо знают, как традиционная методика предлагает работать с новым текстом на уроке: восприятие, непонятные слова, чтение про себя и вслух, вопросы по содержанию... На самом деле они не получают ответ на свой вопрос: что же значит читать? И вот на этом этапе появляется скука и нежелание читать.

За последнее время в школе очень многое изменилось, и появилась необходимость изменить подход к урокам не только литературного чтения, но и к другим предметам.

Формирование функционального чтения в начальной школе решает эту проблему.

Функциональное чтение - это процесс, при котором в тексте идет поиск информации для решения задачи. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению. Такое умение позволяет читать внимательно, с выражением и понимать информацию.

Развитие функционального чтения происходит в начальной школе. В заданиях вначале небольшие тексты и простые вопросы. Дети учатся выделять ключевые слова, различать основную и второстепенную информацию. Получается, что читатель ведет диалог с автором текста.

В начальной школе до сих пор остается чтение учителя при первичном восприятии текста одним из основных способов восприятия произведения. Мы предлагаем использовать следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.

При просмотровом чтении ученик получает общее представление о смысле текста, проводит анализ заголовка, подзаголовка.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста. Ребёнок вчитывается в текст, делает графические пометы. Вводим правило: различную информацию нужно подчеркивать разными цветами. При этом ученик удерживает в памяти несколько параметров. Можно использовать рисунки разных художников, иллюстрирующих произведение, предложить детям подписать иллюстрацию предложением из текста. Как вариант, использовать предложения с пропущенными словами, ребёнок дописывает предложение или вставляет нужное слово.

Изучающее чтение чаще всего проводится как повторное, его цель - проникнуть в смысл через анализ содержания, выделения смысловых частей, вычитыванием подтекста. Таким образом, при работе над пониманием конкретного содержания теста необходимо использовать определенные приёмы в процессе первичного чтения, в противном случае первичное восприятие завершается неполным пониманием текста или его отсутствием. У младших школьников в работе с текстом необходимо формировать умения, связанные с развитием механизма осмысления: определять тему речевого сообщения, членить его на

смысловые части; определять главную мысль смысловой части и мысли, детализирующие главную; устанавливать логику смыслового сообщения [5].

При анализе текста необходимо обращать внимание на мотивы поведения героев, проблему выбора, итог. Учащиеся должны научиться самостоятельно задавать вопросы к прочитанному, причем ответ на такие вопросы не должен лежать на «поверхности» текста, а содержать в себе интерпретацию и обобщение прочитанного. При этом очень важно задавать вопрос так, чтобы он словесно не совпадал или, по крайней мере, не вполне совпадал с текстом.

Чтение художественных и информационных текстов

Использование проблемных заданий, кейс-технологий, анализ поведения героев, соотнесение с собственным опытом и знаниями на основе литературного или информационного текста поможет учащимся сформулировать собственное мнение о прочитанном произведении. При формировании такого сложного умения, как оценивание содержания, языка и формы всего сообщения и его отдельных элементов опыт изучающего чтения нужно обязательно дополнить размышлениями на основе текста о других ситуациях, с возможностью перекладывания на них той или иной информации из прочитанного текста. Здесь важен опыт рассуждений, сравнения и критики разных точек зрения, который должен приобрести каждый ребенок. На данном этапе важны работы исследовательского типа: создание иллюстраций к тексту, связанных одной темой; различные варианты творческой доработки текста (с предысторией, с продолжением, переложении сказки в стихи, составление синквейна, катрана, лимерика и т.п.)

В существующих к настоящему времени исследованиях вопросы формирования читательской грамотности преимущественно рассматриваются с точки зрения овладения конкретным содержанием произведения, пониманием темы, основной мысли, авторской позиции. Интерпретация текста, обобщение информации, решение ситуаций несоответствия и ситуативной задачи в большинстве случаев не рассматриваются. В этом смысле авторская разработка привлекает внимание к ещё нерешенным вопросам при работе с текстами на уроках литературного чтения в начальной школе.

Таким образом, целенаправленное и систематическое чтение художественных и информационных текстов; обеспечение полноценного восприятия изучаемых произведений на уроках литературного чтения, использование специальных приемов и форм работы с текстом будет способствовать формированию читательской грамотности у младших школьников.

Если правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, корректировать и контролировать результаты учащихся, которые, обязательно, будут меняться в лучшую сторону[5].

Заключение

Итак, диагностическая работа, связанная с выявлением уровня читательской грамотности у учащихся 10-11 лет показала, что большинство учащихся имеют базовый и низкий уровень сформированное™ читательской грамотности (соответственно 43% и 57%). Подобраны диагностические задания для определения уровня сформированности каждой группы читательских умений, характеризующих читательскую грамотность младшего школьника. Выделены основные причины несформированности читательской грамотности:

• неумение осознано читать тексты;

• извлекать информацию из разных частей художественного и информационного текстов, объединенных общей темой;

• видеть основную мысль, выделять главную и второстепенную информацию из прочитанного;

• бедность словаря, отсутствие опыта работы со схожими заданиями, невнимательность к языковым особенностям текста.

Подтверждено, что понимание художественных текстов значительно выше, чем информационных текстов, что связано с особенностями восприятия детьми эмоционально окрашенного текста, которое проявляется в воображаемом эффекте личного участия.

Художественный и информационный тексты воспринимаются поверхностно, учащиеся не учитывают детали произведения, испытывают сложности в поиске и обобщении информации, с трудом применяют найденную информацию для решения любого вида задач - от учебных до жизненных. Поэтому поиск наиболее продуктивных форм, методов, приемов и технологий формирования читательской грамотности продолжается. На основе выводов, полученных в ходе исследовательской работы, разработаны рекомендации по формированию читательской грамотности у младших школьников.

Система формирования читательской грамотности предполагает работу со специально отобранными текстами, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся, содержат изученные языковые явления и побуждают к ответу автору.

Мы полагаем, что результаты исследования позволяют говорить о несовременности традиционного подхода к работе с художественными и информационными текстами и необходимости разработки новых подходов к анализу произведений разного плана.

Список литературы /References

1. Богданова Е.С. Критерии отбора художественных текстов для формирования умений текстовой деятельности старших школьников на уроках русского языка // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 58—59.

2. Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем: пос. из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии) М.: Баласс, 2012. 167 с.

3. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 221 с.

4. Светловская Н.Н. О чем нельзя не знать учителю начальных классов, обучая младших школьников чтению // Известия института психологии и педагогики образования. 2017. № 3. С. 60-64.

5. Соболева О.В. Психодидактический подход к формированию читательской компетентности младших школьников: в сб. «Проблемы и перспективы дошкольного начального образования: современный научный поиск». Курск, 2013. С. 124-129.

6. Титова И.О. Система работы по формированию читательской грамотности младших школьников // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 365—380. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/17_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.