Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР В США'

ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР В США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
США / USA / СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NURSING EDUCATION / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДСЕСТЕР / NURSE LICENSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларокко С.А.

Представлены сведения о сестринском образовании в США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NURSE TRAINING IN THE USA

The paper gives data on nursing education in the USA.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР В США»

© С.А. ЛаРокко, 2010

ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР В США1

С.А. ЛаРокко, PhD, RN, MBA Curry College Milton, Massachusetts, США

E-mail: slarocco0603@curry.edu

Представлены сведения о сестринском образовании в США.

Ключевые слова: США, сестринское образование, лицензирование медсестер.

Подготовка медсестер в США началась в 1870 г. в школах при больницах (по типу школ, созданных Ф. Най-тингейл в Англии). В настоящее время существует 3 основных способа подготовки лицензированных медсестер (registered nurse - RN): получение степени бакалавра (baccalaureate degree - BS), степени ассоциата2 (associate degree - AD) и диплома. Существуют также ускоренные программы для тех лиц, которые уже имеют степень бакалавра в другой области.

Регулирование подготовки медсестер и их дальнейшей деятельности осуществляется каждым из 50 штатов США. Цель обучения - подготовка медсестер, которые умеют критически мыслить и обеспечивать комплексный уход. Ожидается, что медсестры (медбратья) будут выполнять свои обязанности, опираясь на доказательную сестринскую практику, с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Деятельность сестринских школ регламентируется правительством штата, в котором они находятся. Большинство учебных заведений проходят также добровольную аккредитацию, которая проводится неправительственными организациями.

Все выпускники сдают один и тот же экзамен для получения лицензии. Экзамен проходит в виде компьютерного тестирования и содержит от 75 до 265 вопросов.

Задачи обучения - дать студентам основанные на доказательной практике знания и умения с акцентом на безопасность и качество ухода, навыки обучения и ведения пациентов с хроническими заболеваниями.

Немного истории

Первой в США получила диплом медсестры Линда Ри-чардс в 1873 г. в больнице для женщин и детей в Бостоне (New England Hospital for Women and Children in Boston). Обучение длилось 1 год. Привычных для нас уроков и учебников тогда еще не было.

В дальнейшем при больницах стали создаваться школы для подготовки медсестер по типу школы, основанной Флоренс Найтингейл при больнице Св. Томаса в Лондоне в 1860 г. Первые сестринские школы были созданы в 1873 г. в Белвью, штат Нью-Йорк, в Нью Хэвене, штат Коннектикут, в Бостоне, штат Массачусетс (школа при больнице). К 1910 г. существовало уже более 1100 подобных школ для

1Перевод Т. Бромли, И.В. Островской.

2Младшая ученая степень, присваиваемая выпускнику колледжа.

подготовки медсестер при больницах. Большинство больниц были частными, многие из них работали при церквях. Во многих школах отсутствовали образовательные программы. Их главной целью было обеспечение бесплатного ухода за больными (Dolan, 1978).

Первый учебник для медсестер, написанный медсестрой Кларой С. Уикс, вышел в свет в 1885 г. Это было «Руководство по подготовке к уходу для школ, семей и студентов» (A Textbook of Nursing for the Use of Training Schools, Families, and Private Students). До этого 2 школы опубликовали справочники. В 1896 г. Общество директоров подготовительных школ распространило список со ссылками на справочники и 50 учебников для медсестер. Менее половины книг было написано медсестрами (Roberts, 1954).

Мужчины не принимались в большинство сестринских школ. Первая сестринская школа специально для мужчин открылась в Нью-Йорке в 1886 г., однако в 1903 г. закрылась. В 1888 г. была основана вторая мужская школа «Миллс» в больнице Белвью (Mills School of Nursing at Bellevue Hospital), затем - еще 3. Из них 2 организовал немецкий монашеский орден «Братья Алексиане» в Чикаго (1898 г.) и в Сент-Луисе (1928 г.). Третья школа была создана в отделении психических и нервных расстройств Пенсильванской больницы (Roberts, 1954).

Регулирование сестринского образования

Регулирование подготовки медсестер и их дальнейшей деятельности осуществляется каждым из 50 штатов США. Правительство США не принимает законов, касающихся сестринского дела. Так как медсестры (медбратья) могут иметь лицензию не в одном штате, не существует единого списка всех зарегистрированных медсестер (медбратьев) (RN) США. Используя современные методики, правительство США все же предоставляет информацию о числе медсестер (медбратьев) в стране. Согласно статистике 2004 г., около 2,9 млн медсестер (медбратьев), в том числе 68 тыс. (5,8%) мужчин имели лицензии. Приблизительно 2,4 млн лицензированных специалистов нашли работу по специальности (Health Resources & Services Administration, 2006).

Образовательные программы

Как уже говорилось, в США существует 3 основных способа подготовки лицензированных медсестер (registered nurse - RN): подготовка для получения степени бакалавра (baccalaureate degree - BS), степени ассо-циата (associate degree - AD) и диплома.

Все 3 программы предусматривают изучение биологических наук, сестринскую теорию и практику и получение

практического опыта. Чтобы получить степень бакалавра (BS), нужно учиться в колледже или университете в течение 4 лет3 . В программу подготовки бакалавра входит большое число гуманитарных дисциплин вдобавок к дисциплинам сестринским. Степень ассоциата4 может быть получена в общинных (местных) колледжах (community colleges) и колледжах низшей ступени5 (junior colleges) . Срок обучения - 2-3 года. Программы для получения диплома предлагаются больницами (срок обучения - 3 года). В 2006 г. в США существовало 709 программ для получения степени бакалавра, 850 - для получения степени ассо-циата и около 70 - для получения диплома в школах при больницах (Bureau of Labor Statistics, 2006).

Для людей, которые уже имеют степень бакалавра в другой области, существуют ускоренные программы для получения степени бакалавра сестринского дела. Обычно обучение занимает 12-18 мес, но до начала обучения может потребоваться дополнительное время, чтобы пройти основные научные дисциплины, если они не были пройдены при получении уже имеющейся степени бакалавра. В 2008 г. в США существовало около 200 таких программ и еще около 40 находились в стадии разработки. Подготовка по большинству из них началась в последние 15 лет (Health Resources & Services Administration, 2008).

В 2004 г. 31% всех зарегистрированных медсестер(мед-братьев) получили первоначальное образование по программам бакалавриата (в 1980 г. таких было всего 17%). Число медсестер(медбратьев), которые получили первоначальное образование в школах при больницах, снизилось с 64% в 1980 г. до 26% в 2004 г. Это привело к закрытию большинства программ при больницах в 70-80-х годах прошлого века. Программы для получения степени ассоциата начали открываться в 50-х годах прошлого века, и их число продолжает расти. В 1980 г. только 19% зарегистрированных медсестер получили степень ассоциата, в то время как в 2004 г. уже 43% медсестер закончили обучение по данным программам. Уменьшение числа программ, предлагаемых сестринскими школами при больницах, соответствует уменьшению ежегодного числа выпускников. В 2004-2008 гг. выпускники, обучавшиеся по этим программам, составляли от 3,63% до менее 3,00% всех выпускников, и далее их число продолжало снижаться. Многие медсестры, получающие степень ассоциата или диплом сестринской школы при больнице, продолжают образование по программам бакалавриата (Health Resources & Services Administration, 2006).

С 60-х годов прошлого века Американская сестринская ассоциация (American Nurses Association, ANA) выступает за то, чтобы рассматривать степень бакалавра как обязательную для любой медсестры. В некоторых штатах (особенно в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси) разрабатываются законы, в соответствии с которыми всем медсестрам(мед-братьям) необходимо будет получить степень бакалавра в течение 10 лет после получения первой лицензии. Исход таких инициатив пока неизвестен (Boyd Т., 2009).

Учебные программы

Анатомия и физиология, микробиология и химия, а также общественные науки, такие как психология и со-

циология, являются основными компонентами любой программы подготовки. В число специальных дисциплин входят «Основы сестринской практики», «Сестринское дело в хирургии (для взрослых)», «Педиатрия», «Сестринское дело по обеспечению психического здоровья» и «Акушерство»,

Обычно программы бакалавриата включают в себя изучение здоровья населения какой-либо территории (community health nursing), причем в обязанность студентов входит оказание помощи пациентам на дому, Дисциплина «Оценка здоровья» может изучаться в рамках отдельного курса или быть включенной в основной курс, Программы подготовки бакалавров для научных исследований в сестринском деле включают в себя такие дисциплины, как статистика, фармакология и патофизиология, В программах подготовки ассоциатов эти дисциплины являются частью других и изучаются поверхностно, В связи с ростом числа пожилых людей уход за ними может быть как отдельной дисциплиной, так и дисциплиной, включенной в курс по уходу за пожилыми,

Дополнительно могут изучаться этика, история сестринского дела, современные проблемы сестринского дела, лидерство, развитие человека. Часто в программы включают курсы по общению. Во всех программах выделено время для прохождения практики в различных учреждениях,

Выпускники, обучавшиеся по всем 3 программам, должны быть готовы к осуществлению непосредственного ухода за пациентами. У выпускников, получивших степень бакалавра, больше всего возможностей для карьерного роста; чаще всего они продолжают обучение, чтобы стать администраторами, исследователями, клиническими специалистами (clinical specialists) или практикующими медсестрами (nurse practitioners).

Аккредитация

Деятельность сестринской школы регламентируется правительством того штата, в котором она расположена. Аккредитация же - сугубо добровольный процесс, проводимый неправительственной организацией. Аккредитация подтверждает соответствие программ обучения образовательным стандартам. В США существует 2 организации, проводящих аккредитацию. Это - Национальная лига сестринских аккредитационных комиссий (National League for Nursing Accrediting Commission - NLNAC), которая наделена полномочиями на проведение аккредитации всех видов базовых программ и программ постдипломного образования, и Комиссия по университетскому образованию медсестер (Commission on Collegiate Nursing Education - CCNE), которая занимается аккредитацией программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Большинство программ по обучению медсестер аккредитованы одной из этих организаций. Аккредитация дается на определенное время, обычно - на 5-10 лет. Каждую сестринскую школу посещает команда преподавателей сестринского дела. Они проверяют документы и встречаются со студентами и профессорско-преподавательским составом, чтобы определить, соответствует ли учебное заведение высоким стандартам, необходимым для аккредитации.

3Это - первая ступень высшего образования, в России только начинает внедряться (прим. переводчика).

4В России соответствует подготовке медсестер в училищах и колледжах (прим. переводчика).

5 Государственный или частный колледж с двухлетним сроком обучения.

Стоимость сестринского образования

Стоимость обучения зависит от типа программы и от того, является школа государственной или частной. Обычно государственные школы находятся в ведении правительства штата, в котором они расположены. Студенты, проживающие в этом штате, платят за учебу меньше. Подготовка ассоциата стоит меньше в связи с более низкими расценками и более короткой программой. Подготовка ассо-циата в государственной школе может стоить минимум 5000 долларов, в то время как стоимость обучения по четырехгодичной программе бакалавриата в частной школе достигает 120 000 долларов (сюда входят стоимость проживания, форменной одежды и учебников). Многие студенты получают финансовую поддержку в виде стипендий и кредитов для оплаты за обучение.

Лицензирование медсестер - Экзамен Национального совета лицензирования для медсестер (медбратьев)

Выпускники, обучавшиеся по всем программам, сдают для получения лицензии один и тот же экзамен -Экзамен Национального совета лицензирования для медсестер (медбратьев) - NCLEX-RN. Продолжительность экзамена зависит от времени, которое тестируемый затрачивает на ответ. Максимальное время, отведенное для экзамена, - 6 ч.

Задаются вопросы разных типов: с несколькими правильными ответами; в ряде случаев нужно вписать правильный ответ; вопросы типа «горячая точка» (hot spots): тестируемый должен поставить курсор на определенное место на диаграмме (например, указать положение стетоскопа), В связи с тем, что набор вопросов подбирается индивидуально для каждого кандидата и проведение экзамена полностью управляется компьютером, выпускники выбирают дату и время для экзамена в одном из местных тестовых центров (National Council of State Boards of Nursing, 2009).

До 1994 г. на экзамене использовались бумажные носители, предлагались вопросы с вариантами ответов. Такой экзамен проводили только дважды в год в центрах тестирования по всей стране, все кандидаты приезжали в одно и то же время и, чтобы их разместить, требовались большие помещения.

Поскольку сестринское дело рассматривается как искусство и наука, в его основе должно лежать критическое мышление. Поэтому вопросы составлены с учетом Таксономии мыслительных умений Б. Блума (Bloom's Taxonomy of cognitive domains). Вопросы охватывают 4 основные области ухода за пациентами: безопасный и эффективный; содействие здоровью и его поддержание; психосоциальная сохранность; физиологическая сохранность (National Council of State Boards of Nursing, 2009).

Экзамен организует и проводит National Council of State Boards of Nursing. Каждый из 50 штатов самостоятельно определяет, допускать ли определенную кандидатуру к тестированию. Обычно лица, окончившие сестринскую школу, деятельность которых одобрена Правительством штата, обладающие высокими моральными качествами, имеют право на сдачу экзамена. Совет по сестринскому делу, существующий в каждом штате, также устанавливает критерий для утверждения сестринских программ внутри штата.

В 2007 г. почти 120 тыс. выпускников образовательных учреждений США сдавали экзамен впервые; 85,5% сдали

экзамен с первого раза. Те, кто не сдал экзамен с первого раза, могут пересдать его позже. Медсестры (мед-братья), получившие образование за рубежом, допускаются к экзамену после того, как их кандидатура утверждена правительством штата, в котором они получают лицензию. В 2007 г. почти 34 тыс. таких медсестер (медбратьев) сдавали экзамен в первый раз. Из них более 21 тыс. (64%) были из Филиппин, 5370 (16%) - из Индии, 1906 (5,6%) - из Южной Кореи, 888 (2,6%) - из Канады, 673 (2%) - с Кубы. В 2007 г. сдали экзамен 52% кандидатов, получивших образование в других странах (National Council of State Boards of Nursing, 2008).

В каждом штате существует Совет по сестринскому делу, который регулирует деятельность медсестер и следит за уровнем их компетентности. До 2000 г. медсестра (медбрат) должны были получить лицензию именно в том штате, в котором собирались работать. С тех пор почти половина из них присоединились к Соглашению по лицензированию медсестер. Соглашение позволяет медсестре (медбрату), получившим лицензию в одном штате, работать по ней в другом при условии соблюдения законодательных актов, касающихся сестринской практики данного штата. Цель Соглашения - расширить доступ к сестринской деятельности (National Council of State Boards of Nursing).

Тенденции в сестринском образовании

Тенденции в сестринском обучении - обеспечение знаний и умений, основанных на доказательной практике, с акцентом на безопасность и качество ухода. Увеличение продолжительности жизни и числа людей с хроническими заболеваниями повлекло за собой повышенное внимание к вопросам обучения пациентов и ведения пациентов, страдающих хроническими заболеваниями. Была признана важной роль генетики и гено-мики с последующей интеграцией этих предметов в образовательные программы. Существенным аспектом образования стало использование имитирующих устройств (симуляторов) в доклинической подготовке студентов. Развитие дистанционного обучения, особенно с помощью интернета, внесло изменения в образовательный процесс многих студентов. Изменения связаны также с акцентами на постоянное обучение и междисциплинарный подход к организации ухода за пациентом.

Таким образом, сестринское образование в США исторически базировалось на модели Ф. Найтингейл, впервые введенной в Англии. В настоящее время подготовка медсестер (медбратьев) - строго регламентированный процесс. Профессия медсестры считается уважаемой, хорошо оплачиваемой как для мужчин, так и для женщин. Но, несмотря на увеличение числа абитуриентов и распространение сокращенных программ, в будущем прогнозируется нехватка медсестер (медбратьев).

NURSE TRAINING IN THE USA

Susan A. LaRocco, PhD, RN, MBA

Curry College

The paper gives data on nursing education in the USA.

Key words: nursing education, nurse licensing, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.