Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА'

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / сотрудник полиции / физическая подготовка / боевые приемы / силовое задержание / ограниченное пространство / cadet / police officer / physical training / combat techniques / forceful detention / confined space

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Николай Алексеевич, Клименко Борис Александрович, Коник Алексей Алексеевич, Дыбов Владимир Евгеньевич

Определен уровень технической подготовленности курсантов на основе анкетирования и наблюдения за выполнением боевых приемов борьбы в условиях сбивающих факторов. Разработана методика, направленная на обеспечение эффективной подготовки сотрудников полиции, повышение безопасности на объектах транспорта, вклю-чающая боевые приемы борьбы в ограниченном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Николай Алексеевич, Клименко Борис Александрович, Коник Алексей Алексеевич, Дыбов Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING POLICE STUDENTS IN THE USE OF FIGHTING TECHNIQUES IN CONFINED SPACE

The level of technical readiness of cadets was determined on the basis of questioning and observation of the performance of combat fighting techniques in conditions of confounding factors. A methodology has been developed aimed at ensuring effective training of police officers who ensure security at transport facilities, including fighting techniques in a limited space.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011: 351.74 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-3-10

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Н.А. Алексеев, Б.А. Клименко, А.А. Коник, В.Е. Дыбов

Определен уровень технической подготовленности курсантов на основе анкетирования и наблюдения за выполнением боевых приемов борьбы в условиях сбивающих факторов. Разработана методика, направленная на обеспечение эффективной подготовки сотрудников полиции, повышение безопасности на объектах транспорта, включающая боевые приемы борьбы в ограниченном пространстве.

Ключевые слова: курсант, сотрудник полиции, физическая подготовка, боевые приемы, силовое задержание, ограниченное пространство.

TRAINING POLICE STUDENTS IN THE USE OF FIGHTING TECHNIQUES IN CONFINED SPACE

Alekseev N.A., professor, Alekseev-NA31@ mail.ru, Russia, Belgorod, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia,

Klimenko B.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, kba-4444@mail.ru, Russia, Belgorod, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia,

Konik A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, konik inf@mail.ru, Russia, Belgorod, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Dybov V.E., teacher, v.e. 90@mail.ru, Belgorod, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia

The level of technical readiness of cadets was determined on the basis of questioning and observation of the performance of combat fighting techniques in conditions of confounding factors. A methodology has been developed aimed at ensuring effective training of police officers who ensure security at transport facilities, including fighting techniques in a limited space.

Key words: cadet, police officer, physical training, combat techniques, forceful detention, confined space.

Алексеев Николай Алексеевич, проф., Акк-seev-NA31@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Пути-лина,

Клименко Борис Александрович, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, kba-4444@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,

Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, доц., konik inf@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Пути-лина,

Дыбов Владимир Евгеньевич, преподаватель, ух. 90@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина

Основной задачей сотрудников полиции является охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Сотрудникам полиции на транспорте отводится важная роль по сохранению правопорядка и безопасности на объектах транспортной инфраструктуры [1]. В процессе служебной деятельности сотрудники обязаны пресекать преступления, административные правонарушения и задерживать граждан их совершивших, в том числе с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия [2]. При пресечении противоправных

действий сотрудником полиции важен адекватный правомерный двигательный ответ на агрессивные действия правонарушителя, особенно в условиях ограниченного пространства на объектах транспорта, а критерием оценки правильности выполнения приема будет результат в достижении цели по ограничению свободы передвижения правонарушителя [3, 4].

В повседневной деятельности при охране общественного порядка сотрудникам линейных подразделений МВД России нередко приходиться вступать в физический контакт с нарушителями общественного порядка. Физическая подготовка сотрудников полиции на транспорте как учебная дисциплина должна быть направлена, в первую очередь, не на развитие общих и специальных физических качеств, технических умений и навыков, а на обучение эффективному их использованию в своей служебной дея -тельности [5, 6]. Для качественного выполнения служебных обязанностей, в том числе связанных с задержанием правонарушителя, сотрудник полиции должен уметь быстро бегать, плавать, не бояться высоты, владеть боевыми приемами (боксировать, бороться, выполнять приемы задержания, обезоруживания и т. д.), а также обладать очень важным качеством - оперативным мышлением в принятии правильного тактического решения, решительного осознанного эффективного двигательного действия, а с психологической точки зрения быть готовым к его выполнению [7-9].

Целью исследования являлась качественная подготовка сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта к применению боевых приемов борьбы в условиях ограниченного простран -ства.

Задачи исследования решались поэтапно и включали:

- определение наиболее значимых компонентов подготовки исследуемой категории сотрудников полиции;

- разработку эффективной методики обучения сотрудников линейных отделов полиции силовому задержанию правонарушителей.

Методика и организация исследования. Было проведено аналитическое исследование, включающее анкетирование и наблюдение за выполнением боевых приемов борьбы в условиях сбивающих факторов.

В исследовании приняли участие курсанты мужского пола четвер -того курса в количестве 76 человек. Данная категория была избрана с уче -том необходимости обеспечения углубленной специализации. Эксперимент проводился в естественных условиях в рамках образовательного процесса в течение трех месяцев на занятиях по учебной дисциплине «Физи -ческая подготовка». В аналитической части исследования приняли участие сотрудники полиции, имеющие стаж служебной деятельности 10 лет и более.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные анкетирования и наблюдения за выполнением боевых приемов борьбы в условиях сбивающих факторов представлены на рис. 1 .

Рис. 1. Применение боевых приемов борьбы курсантами при ограничении свободы передвижения ассистента, %

Результаты распределились следующим образом: на первом месте оказался прием «рычаг руки внутрь» (67,9 %), на втором - «рычаг руки наружу» (43,3 %), на третьем - «бросок задней подножкой с переходом на загиб руки за спину», в том числе с применением рычага наружу (32,1 %), на четвертом - «бросок вперед (через спину с захватом руки на плечо) с переходом на задержание» (15,7 %), на другие действия (приемы) пришлось 13,8 %. При выполнении названных приемов борьбы обязательным требованием были быстрота и точность реагирования на атакующие и ложные действия ассистента с использованием комбинационных технико-тактических действий. Данные технические действия послужили основой для разработки программы эксперимента.

С целью получения объективных данных о значимости различных компонентов подготовки сотрудника полиции линейных подразделений МВД России было проведено аналитическое исследование, в котором приняли участие сотрудники полиции со стажем служебной деятельности 10 лет и более. В первом блоке вопросов респондентам было предложено произвести градацию наиболее значимых, по их мнению, физических качеств (рис. 2).

По результатам анкетирования можно сделать выводы о том, что наиболее значимыми являются: сила - 79 %, выносливость - 67 %, быстрота - 59 % и ловкость - 51 %. Такое физическое качество, как гибкость, сотрудники полиции в своих ответах не отметили.

Как уже упоминалось, в контексте проводимого исследования одной из задач являлось определение влияния психофизических качеств на качественное выполнение служебных обязанностей. Во втором блоке вопросов респондентам было предложено произвести градацию наиболее значимых, по их мнению, психофизических качеств и свойств личности для сотрудника полиции (рис. 3).

Рис. 2. Значимость физических качеств для выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции

Рис. 3. Значимость психофизических качеств для выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции

Анализ результатов показал, что самыми важными психологическими качествами по значимости являются: мышление - 85 %, наблюдательность - 79 % и интуиция - 51 %.

Результаты аналитического исследования позволили разработать методику, направленную на обеспечение эффективной подготовки сотруд -ников полиции, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта, к применению боевых приемов борьбы в условиях ограниченного пространства. Содержание экспериментальной методики включала физическую, психологическую, а также технико-тактическую подготовки.

В качестве средств, реализуемых на занятиях по физической подготовке, были физические упражнения и их комплексы, боевые приемы борьбы, выполняемые с соблюдением следующих условий: без предварительной нагрузки, с предварительной физической нагрузкой, с предварительной психологической нагрузкой.

Первые две недели первого месяца педагогического эксперимента занимающиеся выполняли боевые приемы борьбы, включающие защитное действие от активного посягательства правонарушителя по заданию пре -подавателя, выполняя заданное преподавателем техническое действие. В течение третьей и четвертой недель первого месяца эксперимента курсантам рекомендовалось самостоятельно выбирать наиболее рациональный, по их мнению, способ задержания правонарушителя.

Во время второго месяца эксперимента перед выполнением каждого элемента задержания правонарушителя курсанты подвергались предварительной физической или психологической нагрузке. В данной ситуации необходимо отметить кумулятивный эффект от накопления усталости после физической нагрузки, который, в том числе, увеличивал эффект психологического давления.

Во время третьего месяца эксперимента выполнение приемов задержания происходило на элементах железнодорожной инфраструктуры (коридор, тамбур, купе пассажирского вагона).

С целью определения эффективности экспериментальной методики в начале и конце педагогического эксперимента было проведено педагогическое тестирование. Критерием оценки являлись качество и минимальные промежутки времени выполнения задания, то есть способность правильно и быстро выполнить ограничение свободы передвижения ассистента. Испытуемые выполняли в течение 30 секунд задержание правонарушителя после его активных атакующих действий. Для повышения плотности ата -кующих действий противников было двое, выполнение атакующих действий - поочередное.

Первоначальные результаты тестирования позволили сделать вывод об относительно невысокой скорости выполнения задержания после ата -кующих действий: среднее количество успешно выполненных действий -2,7 задержания. При этом отмечается 1,9 ошибки при выполнении защитных действий, не позволяющих в дальнейшем оперативно перейти к обезоруживанию и задержанию правонарушителя. Наибольшее затруднение у испытуемых вызывали защитные действия от ударов предметом.

После трех месяцев педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, позволившее выявить существенный прогресс у обучающихся. Среднее количество успешно выполненных задержаний увеличилось до 3,8 повторения, при этом количество ошибок снизилось до 1,1. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что положи -тельный прирост произошел как за счет снижения ошибок, так и благодаря

увеличению скорости выполнения технических действий, снижению времени принятия решений, увеличению способности ориентироваться в пространстве. Отмечается качественный положительный перенос навыка вы -полнения боевых приемов в условиях ограниченного пространства.

По результатам аналитической и практической части педагогиче -ского эксперимента можно сделать следующие выводы:

- наибольшие трудности у сотрудников вызывают действия по применению физической силы и боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности. На двигательные действия сотрудника при пресечении противоправных действий правонарушителя с применением боевых приемов борьбы влияют, с одной стороны, действия и намерения правонарушителя, а с другой - действия и цель самого сотрудника;

- двигательное реагирование во многом зависит от стартового воз -буждения, уровня подготовленности, самочувствия, двигательного опыта (двигательного навыка), координационных способностей. Выбор конкретных двигательных действий требует оперативного мышления и способности мгновенного их применения;

- результат поединка зависит от уровня физической подготовленности, владения техническими навыками, самообладания, хладнокровия и уверенности в себе. Эти качества необходимо целенаправленно развивать на учебно-тренировочных занятиях;

- экспериментальная методика, включающая физическую, психоло -гическую, а также технико-тактическую подготовки, имеет высокую эффективность и может применяться на занятиях по физической подготовке у сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта.

Список литературы

1. Сейтмеметова Т.С. Главное управление на транспорте МВД Рос -сии как субъект обеспечения правопорядка на объектах транспорта // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2020. № 1 (50). С. 23-27.

2. Коник А.А., Клименко Б.А., Муханов Ю.В. Совершенствование физической подготовки сотрудников МВД России в период профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 139-143.

3. Тарасенко А.А., Муханов Ю.В. Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 2. С. 89-95.

4. Индивидуально-дифференцированная физическая подготовка сотрудников полиции в рамках программы повышения квалификации / Е.И. Троян [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 1. С. 56-58.

5. Махнев Н.А., Цой К.С. Физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудника полиции // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 92-94.

6. Тарасенко А.А., Чирков Е.Н. Некоторые аспекты повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России к действиям по сило -вому пресечению правонарушений // Вестник Белгородского юриди-ческого института МВД России имени И.Д. Путилина. 2017. № 2 (30). С. 86-89.

7. Кулиничев А.Н., Дыбов В.Е. Факторы, способствующие физической работоспособности сотрудников органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 36-39.

8. Красилов О.В., Мананников С.В. Психологическая и физическая подготовка сотрудников полиции в современных условиях // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 231-232.

9. Некоторые аспекты формирования физической культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.В. Дружинин [и др.] // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 89-93.

References

1. Sejtmemetova T.S. Glavnoe upravlenie na transporte MVD Rossii kak sub"ekt ob-especheniya pravoporyadka na ob"ektah transporta [The main directorate for transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a subject of ensuring law and order at transport facilities] // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava [Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law]. 2020. No. 1 (50). P. 23-27.

2. Konik A.A., Klimenko B.A., Muhanov Yu.V. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov MVD Rossii v period professional'nogo obucheniya [Improvement of physical training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of vocational training] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 58-3. P. 139-143.

3. Tarasenko A.A., Muhanov Yu.V. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti lic, pribyv-shih dlya pervonachal'nogo obucheniya v BelYuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina [Analysis of the physical fitness of persons who arrived for initial training at the BelEU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina] // Problemy pravoohranitel'noj deya-tel'nosti [Problems of law enforcement]. 2017. No. 2. P. 89-95.

4. Individual'no-differencirovannaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov policii v ramkah programmy povysheniya kvalifikacii [Individually differentiated physical training of police officers within the framework of the advanced training program] / E.I. Troyan [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 1. P. 56-58.

5. Mahnev N.A., Coj K.S. Fizicheskaya podgotovka v professional'noj deyatel'nosti sotrudnika policii [Physical training in the professional activity of a police officer] // Tenden-cii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2021. No. 80-5. P. 92-94.

6. Tarasenko A.A., Chirkov E.N. Nekotorye aspekty povysheniya effektivnosti professional'noj podgotovki kursantov (slushatelej) obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii k dejstviyam po silovomu presecheniyu pravonarushenij [Some aspects of improving the efficiency of training of cadets (listeners) of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions for the forceful suppression of offenses] // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina [Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin]. 2017. No. 2 (30). P. 86-89.

7. Kulinichev A.N., Dybov V.E. Faktory, sposobstvuyushchie fizicheskoj rabotospo-sobnosti sotrudnikov organov vnutrennih del [Factors contributing to the physical performance of employees of internal affairs bodies] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti [Problems of Law Enforcement Activity]. 2018. No. 3. P. 36-39.

8. Krasilov O.V., Manannikov S.V. Psihologicheskaya i fizicheskaya podgotovka sotrudnikov policii v sovremennyh usloviyah [Psychological and physical training of police officers in modern conditions] // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pra-vonarusheniyami [Actual problems of combating crimes and other offenses]. 2021. No. 21-2. P. 231-232.

9. Nekotorye aspekty formirovaniya fizicheskoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Some aspects of the formation of physical culture of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / A.V. Druzhinin [et al.] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti [Problems of law enforcement]. 2016. No. 4. P. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.