Научная статья на тему 'Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы (на основе методического аппарата стабильных учебников)'

Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы (на основе методического аппарата стабильных учебников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
206
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / СТАБИЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / TEXT COMPLEX ANALYSIS / STABLE TEXTBOOKS / COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Табатчикова Кристина Дмитриевна

В статье рассматривается проблема обучения учащихся основной школы комплексному анализу текста в аспекте возможности совершенствования у них коммуникативных умений при выполнении данных упражнений. Автор анализирует стабильные учебники по русскому языку, выделяет в них материал по совершенствованию у школьников текстовых умений, определяет, насколько данный материал ориентирован на коммуникативный подход в изучении языка и речи.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Табатчикова Кристина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teaching Basic School Pupils the Complex Text Analysis (On the Methodic Instrument Basis of the Stable Textbooks)

In this article the problem of teaching the basic school pupils to the complex text analysis is considered in the aspect of the opportunity of their communicative skills improving while doing the given exercises. The author analyzes the stable textbooks for learning Russian; identifies the content aimed at schoolchildren's text-working skills improving; defines whether its content is focused on the communicative approach in studying the language and speech.

Текст научной работы на тему «Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы (на основе методического аппарата стабильных учебников)»

УДК 811.161.1 (072)

ББК 74.268.1 Рус.

Табатчикова Кристина Дмитриевна

аспирант

кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах

г. Екатеринбург Tabatchicova Kristina Dmitrievna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Methods of the Russian Language Teaching at

Primary School

Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы (на основе методического аппарата стабильных учебников) Teaching Basic School Pupils the Complex Text Analysis (On the Methodic Instrument Basis of the Stable Textbooks)

В статье рассматривается проблема обучения учащихся основной школы комплексному анализу текста в аспекте возможности совершенствования у них коммуникативных умений при выполнении данных упражнений. Автор анализирует стабильные учебники по русскому языку, выделяет в них материал по совершенствованию у школьников текстовых умений, определяет, насколько данный материал ориентирован на коммуникативный подход в изучении языка и речи.

In this article the problem of teaching the basic school pupils to the complex text analysis is considered in the aspect of the opportunity of their communicative skills improving while doing the given exercises. The author analyzes the stable textbooks for learning Russian; identifies the content aimed at schoolchildren’s text-working skills improving; defines whether its content is focused on the communicative approach in studying the language and speech.

Ключевые слова: комплексный анализ текста, стабильные учебники, коммуникативные умения, коммуникативный подход

Key words: text complex analysis, stable textbooks, communicative skills, communicative approach.

Современное обучение основывается на компетентностном подходе, предполагающем качественное изменение личности ученика, на интеграции знаний и умений, получаемых школьником. Интегрированностью обладает и комплексный анализ текста, главной целью которого является наблюдение за функциональными возможностями языковых единиц в тексте. В связи с этим большой интерес вызывает содержание обучения комплексному анализу текста в учебных комплексах по русскому языку в современной школе.

Комплексный анализ текста реализует комплексный подход (аналитикосинтетический) в объяснении фактов языка текста, не поддающихся

исследованию в рамках одной науки. Это достаточно новый научный подход, в основе которого лежит системное изучение фактов и обеспечение новых ракурсов их видения и объяснения. Посредством комплексного анализа текста исследуется особая текстовая реальность, коммуникативная модель, при этом создаётся и вторичный текст.

Подобное понимание процесса создания вторичного текста на основе комплексного анализа исходного текста привело нас к вопросу: как

совершенствуются коммуникативные умения школьников в процессе обучения комплексному анализу текста, каким образом учащиеся смогут применить лингвистические знания, уточнённые благодаря комплексному анализу текста, в собственной коммуникативной деятельности?

Известно, что стабильные (традиционные) учебники, ориентированные на программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это означает, что явления и факты языка описываются в трёх аспектах: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Особенностью учебников является представленность лингвистических единиц в их совокупности (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, синтаксис). Важно отметить и тот факт, что в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.

В стабильных учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности (образцы разборов, рассуждений, способы применения правил). Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.

Современная образовательная парадигма предполагает обучение учащихся в средней школе на основе коммуникативного подхода, который является основой для совершенствования коммуникативных умений учащихся при обучении комплексному анализу текста. Проанализируем стабильные учебники с точки зрения совершенствования коммуникативных умений в

процессе обучения комплексному анализу текста, какие виды заданий являются типичными, как регулярно представлены.

Основные теоретические знания школьники получают в пятом классе, они знакомятся с типами текста, учатся определять тему, основную мысль, в последующие годы учащиеся повторяют, закрепляют полученные знания на практике. В учебнике для пятого класса в первом разделе, посвящённом вопросам языка как системы, рассматриваются темы: «Язык и человек», «Язык и его единицы», «Стили речи». В данном разделе нет ни одного упражнения, связанного с комплексным анализом текста, ни одного задания, представляющего язык как иерархическую зависимость языковых уровней друг от друга.

С помощью новых сведений о языке расширяются познания учащихся в области строения собственных высказываний (текстов), формируются ключевые компетенции, но для выработки коммуникативной компетенции таких упражнений недостаточно. В текстах учебников представлены задания такого типа: «Озаглавьте текст», «Определите тип речи», «Определите стиль текста». Но к сожалению, упражнений на определение темы, основной мысли, ключевых слов представлено небольшое количество. Например, на выявление умений определять средства связи в тексте представлено всего лишь 7 упражнений, на определение композиционной целостности - 10.

В учебниках для 5 класса при изучении темы «Строение слова» функциональность морфем рассматривается в 7 упражнениях, а в теме «Как образуются формы слова с помощью окончаний» исследуются только

функциональные особенности окончания в тексте (5 упражнений). Иными

словами, при изучении определённых лингвистических единиц, их функций в тексте повторения предыдущих текстовых умений не происходит. Это не касается таких умений, как определение темы, основной мысли, стиля речи, типа речи, выразительного чтения.

Определение функциональности языковых единиц близко

коммуникативному подходу, в аспекте которого представлено изучение

синтаксиса в пятом и последующих классах. Описаны функции знаков

препинания (знаки завершения, разделения, выделения). В целях сознательного усвоения учениками синтаксиса и развития их устной речи, умений и навыков говорения и слушания усилено внимание к интонации как средству смысловой характеристики высказывания, кроме этого, коммуникативная направленность проявляется при изучении предложения как основы создания текста. В систематизированном виде представлено простое предложение: выделены осложнённые предложения как особый класс простых предложений, при изучении темы «Прямая речь» рассматриваются различные способы передачи чужой речи. Предложение предстаёт как структурный элемент при создании текста, поскольку в нём заключены грамматический и смысловой аспекты высказывания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учебнике есть разные виды текстов, но комплексно анализируются только 23 из 453, что никак не может качественно отразиться на формировании коммуникативной компетенции у учащихся. Большее количество заданий к текстам учебников формулируется следующим образом: «Прочитайте.

Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните условия постановки знаков препинания, вставьте пропущенные буквы. Объясните условия постановки знаков препинания и выбора орфограмм».

В своей статье «О возможности обучения комплексному анализу текста при изучении русского языка в школе» М.Л. Кусова пишет, что в стабильных учебниках в пятом классе продолжается работа над текстом как продолжение работы в начальной школе. Ведётся обучение осознанному восприятию текста и его построению. На восприятие текста направлены следующие задания: разделить текст на части, выделить основную мысль каждой из частей, составить план данного лингвистического текста, выделить основную мысль каждой из частей и сжато изложить его. Много упражнений связано с определением темы, в том числе упражнений, когда учащиеся наблюдают текстообразующую роль названия и его соотнесённость с темой: озаглавить текст, определить, какой из заголовков больше подходит к тексту, объяснить название текста [2].

В учебниках для шестого и седьмого классов продолжается изучение морфологии, углубляются знания по лексике и словообразованию. Ведётся работа по развитию речи учащихся. Начиная с шестого класса, сквозной темой проходят стили речи, однако данное положение не даёт право говорить о том, что учащиеся в полной мере овладевают умениями составления текста определённого стиля адекватного конкретной коммуникативной ситуации, не говоря уже о составлении вторичного текста на основе анализируемого.

Мы также не можем категорично утверждать, что в стабильных учебниках нет упражнений, которые не были бы направлены на совершенствование коммуникативных умений. Такие упражнения, конечно же, есть, но их недостаточно. В заданиях к этим упражнениям нет чёткого указания на то, чтобы рассмотреть языковые единицы, представленные в тексте упражнения, комплексно. Например, в учебнике для шестого класса в задании к одному из упражнений находим следующую формулировку к тексту:

Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Что именно описывает автор, чтобы раскрыть эту мысль, какие слова подчёркивают её? Как обстановка каморки характеризует её хозяина? Спишите, назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок.

Герасиму отв...ли над кухней каморку; он устроил её себе сам, по св... ему вкусу: со.рудил в ней кр.вать из дубовых д. сок на ч.тырёх ч.рбанах, истинно б... гатырскую2 кр... вать; сто пудов можно было пол... жить на неё1 -(не) п. гнулась бы; под кр...ват...ю (на)ходился дюжий сунду...; в уг.лк уст.ял столик2 такого же кре.кого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках, да т... кой проч(?)ный и приземистый, что сам Герасим, бывало, подним.т его, урон...т3ухмыл(?)нё(т, ть)ся.

(И. Тургенев)

Кроме этого, слова, отмеченные цифрами 1, 2, 3, никак не

комментируются, хотя для учащихся было бы интересно определить, как соотносятся между собой «богатырскую кровать» и «столик такого же крепкого свойства», почему слово «столик» И. С. Тургенев употребляет рядом со словами, обозначающими нечто большое) [1].

Более полно коммуникативный подход реализуется в учебниках для 8-9 классов, поскольку в них включено большое количество текстов, направленных на формирование коммуникативной компетенции, с помощью которой авторы стремятся совершенствовать и реализовывать у учащихся не только коммуникативные умения, но и умения общепредметные, обеспечивающие адекватное, объективное понимание текста с последующей его интериоризацией.

Предполагается, что в 5-7 классах уже были сформированы основные текстовые умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, умение описывать предмет, животное, природу, помещение, умение строить элементарное дедуктивное рассуждение, рассказ о себе и услышанный рассказ, наконец, умение совершенствовать написанное. Как показывает практика работы в школе, перечисленные выше умения сформированы у школьников недостаточно.

Но предлагаемое авторами учебника для восьмого класса количество текстов не всегда достаточно для того, чтобы провести комплексный анализ. Ко всему прочему, задания к текстам не представляют собой комплекс, который должен включать в себя вопросы, направленные на исследование языка, осознании литературных фактов и жизненного опыта учащегося. Для закрепления достигнутых умений в учебник для восьмого класса вводятся специальные задания: определить, в какой мере соответствует данный текст заявленной автором теме и основной мысли, жанру высказывания и т.д., кроме того, продолжается работа над заложенными ранее текстовыми и коммуникативными умениями и начинается специальная работа по программе «Связная речь». Можно утверждать, что авторам учебника не совсем удалось в целесообразных пропорциях сбалансировать лингвистический, речеведческий и коммуникативный компоненты содержания обучения русскому языку в восьмом классе.

Мы считаем, что совершенствование коммуникативных умений в процессе обучения комплексному анализу текста возможно в том случае, если компоненты содержания обучения русскому языку представлены в комплексе. Вестник ЧГПУ102011 156

Приведём пример. В учебнике для девятого класса в разделе «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» очень много упражнений посвящено средствам связи (союзам) простых частей в составе сложного - 16 упражнений, но роли союзов в процессе коммуникации речь идёт лишь в двух упражнениях, изобразительно-выразительные средства рассматриваются только в одном упражнении, функции синонимии в тексте -11 упражнений, при этом синонимы не связываются с целью коммуникации, её эффективностью, необходимо отметить и тот факт, что данные текстовые задания представлены разрозненно.

Большинство упражнений, приведённых в параграфе «Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи», включают в себя не создание вторичного текста, а написание по какому-либо заданию сочинения, изложения, ответа на вопрос обычно вне коммуникативной ситуации. Нас же интересует несколько иной аспект в совершенствование коммуникативных умений учащихся, а именно - создание вторичного (собственного текста на основе прочитанного, анализируемого) с учётом коммуникативной задачи - сообщить адресату о позиции автора первичного текста, своей позиции, используя для решения этой задачи языковые средства. Именно такая работа позволяет, по нашему мнению, совершенствовать и в дальнейшем развивать способность к коммуникации у школьников.

Теоретические сведения в стабильных учебниках связаны с практической деятельностью учащихся, которая заключается в анализе, сопоставлении и группировке фактов языка при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разборов.

Как и учебник по синтаксису для восьмого класса, учебник для девятого класса является учебником коммуникативно-системного и представляет органичную часть целостного учебного комплекса, в котором аккумулируются гуманистическая отечественная традиция преподавания родного языка в средней школе. Между двумя учебниками явно прослеживается концептуальная преемственность: авторы поставили перед собой цель

обеспечить формирование у школьников языковой, культуроведческой и

коммуникативной компетенций, что можно считать магистральным направлением современной лингводидактики. Нельзя не согласиться с ними: эти задачи решаются комплексно именно в учебниках для 8-9 классов.

Несмотря на то что авторы стабильных учебников стараются обеспечить совершенствование коммуникативных умений через упражнения, этого явно недостаточно, поскольку комплексная работа над текстом в этих упражнениях реализуется неполно. Рассматриваются отдельно вопросы по определению темы, основной мысли, типа речи, стиля речи, иногда изобразительновыразительных средств языка, но не определяется функция языковых единиц в тексте, их значение, цель использования автором. Кроме того, в представленных текстах отдельно ведётся отработка орфографических, пунктуационных и речевых умений, не представлены упражнения по созданию вторичного текста на основе анализируемого. Мало заданий, связанных с созданием текста с учётом коммуникативной задачи, коммуникативной ситуации, функционально-стилистический анализ не всегда помогает увидеть роль тех или иных единиц в тексте.

Проанализировав стабильные учебники, используемые при обучении русскому языку в современной школе, мы пришли к выводу о том, что в них значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение способам деятельности по заданному алгоритму разбора или способу применения правила. Совершенствованию коммуникативных умений уделяется не достаточное количество времени, а также не существует чёткой организации, заключающейся в функциональном анализе языковых уровней и создании вторичного текста.

Библиографический список

1. Ладыженская, Т. А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ / под ред. Н.М Шанского [Текст] /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М.: «Просвещение», 2005.

2. Кусова, М.Л. Комплексный анализ текста при изучении русского языка в школе // Филологически класс. - 2005. - № 3. - с. 13.

Bibliography

1. Kusova, M.L. The Complex Text Analysis While Learning the Russian Language at School / M.L. Kusova // Philological Class. - 2005. - № 3. - P. 13.

2. Ladyzhenskaya, T.A., Baranov, M.T., Trostentsova, L.A., et al. The Russian Language: Textbooks for 5,6,7,8,9 Classes of General Education Schools [Text] / Edit. by N.M.Shansky // T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranov, L.A. Trostentsova, et al. - M.: Prosveshchenie, 2005.