Научная статья на тему 'Обучение как элемент системы мотивации персонала в высокотехнологичных отраслях'

Обучение как элемент системы мотивации персонала в высокотехнологичных отраслях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ / STAFF MOTIVATION / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL TRAINING AS ELEMENT OF THEIR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерова О. Н.

Обосновывается актуальность обучения как элемента системы мотивации персонала. Рассматриваются формы и методы обучения персонала предприятий высокотехнологичного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS ELEMENT OF SYSTEM OF STAFF MOTIVATION IN HIGH-TECH INDUSTRIES

The article reviews relevance of training as element of personnel motivation system. The forms and the methods of staff training (which can be used at the enterprises in high-tech industry) are discussed.

Текст научной работы на тему «Обучение как элемент системы мотивации персонала в высокотехнологичных отраслях»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 331.1

ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ

О. Н. Белозерова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Обосновывается актуальность обучения как элемента системы мотивации персонала. Рассматриваются формы и методы обучения персонала предприятий высокотехнологичного сектора экономики.

Ключевые слова: мотивация сотрудников, обучение сотрудников как элемент мотивации персонала.

TRAINING AS ELEMENT OF SYSTEM OF STAFF MOTIVATION IN HIGH-TECH INDUSTRIES

O. N. Belozerova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article reviews relevance of training as element of personnel motivation system. The forms and the methods of staff training (which can be used at the enterprises in high-tech industry) are discussed.

Keywords: staff motivation, personnel training as element of their motivation.

По определению И. А. Баткаевой, мотивация - это стратегия преодоления кризиса труда, основанная на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Следует также отметить, что мотивация является внутренним процессом сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов [1].

Система мотивации персонала - это постоянно действующая совокупность стимулов, предоставляемых компанией, которые во взаимосвязи учитывают мотивационный профиль работников, обеспечивая их удержание, рост производительности труда и постоянное повышение профессиональных достижений.

Существует достаточное количество теорий мотивации: теория А. Маслоу, Ф. Герцберга, В. Герчикова и др. Но при всем разнообразии теорий, мотивацию традиционно подразделяют на материальную и нематериальную.

Одним из элементов нематериальной мотивации является обучение. Обучение - целенаправленно организованный, планомерно осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п. [1].

К обучению можно отнести регулярные тренинги и мастер-классы, курсы повышения квалификации, предусматривающие получение диплома, обучение и

переобучение, связанное с карьерным ростом (введение в должность), и т. д. В то время как к образованию относят магистратуру, второе высшее образование, получение научной степени, обучение и переобучение, связанное с карьерным ростом (введение в должность) [2].

Существует обязательное обучение для всех категорий сотрудников, например, регулярное обучение и аттестация персонала по вопросам охраны труда и промышленной безопасности. Такое обучение носит обязательный характер и рассматривается сотрудниками как «отбывание повинности», поэтому мы не будем его рассматривать как элемент мотивации.

Почему же обучение входит в систему мотивации и рассматривается как стимулирующий фактор?

Уже давно работодатели пришли к выводу, что персонал обучать необходимо. К примеру, затраты на обучение в ОАО «Газпромнефть» в 2014 г. составили 580,5 млн руб. [3].

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» ежегодно привлекает 20 % работников для профессионального обучения и повышения квалификации. Для этого специально разработана многоступенчатая система обучения и повышения квалификации [4].

Руководство АО «Красмаш» признает необходимость постоянного совершенствования, обучения и переподготовки персонала в связи с модернизацией оборудования и уникальностью технологий производства [5].

ОАО «Лукойл» согласно собственной политике управления персоналом ориентируется на обучение и развитие необходимых навыков и компетенций у своих

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

работников и на привлечение и развитие молодых специалистов [6].

Не только руководство компаний, но и сами сотрудники заинтересованы в обучении и повышении своей квалификации. Так, по результатам внутреннего анкетирования персонала на удовлетворенность работой в одной их крупных компаний сектора геологоразведки и нефтедобычи Красноярского края, большая часть респондентов отметила, что для удовлетворенности работой им не хватает возможности обучения.

Отправляя работника на обучение, компания транслирует работнику свою заинтересованность как в специалисте, профессионале своего дела. В рамках работы программы молодых специалистов сотрудник понимает, что его обучение непосредственно связано с дальнейшей работой в данной компании, перспективами развития, зачислением в кадровый резерв и т. д. Кроме того, обучение может быть организовано в вышестоящей организации, что даст возможность посетить производственные объекты, обменяться опытом с коллегами, зарекомендовать себя. В особых случаях компания может поощрить достойных сотрудников обучением и стажировкой за границей.

Так, многие крупные компании поощряют своих топ-менеджеров выездными обучающими сессиями в разные страны мира с посещением производственных объектов по профилю деятельности компании, семинарами, тренингами, культурной программой.

Что касается молодых специалистов, в первое время работы их уровень заработной платы существенно отличается от общего уровня. Поэтому возможность пройти обучение за счет компании рассматривается не только как возможность повысить профессиональный уровень, но и как работа на перспективу, пополнение своего «интеллектуального багажа», повышение своей стоимости как специалиста в будущем.

Например, компания ОАО «ТНК-ВР Холдинг» для развития лидерских компетенций и потенциала молодых специалистов реализует программу «Три горизонта». Программа длится три года и разделена на три взаимосвязанных уровня, или «горизонта»: «Я и моя компания», «Я и моя профессия», «Я и моя карьера». В рамках этих направлений проводится обучение, идет воспитание лидерских качеств. Молодые специалисты участвуют в научно-практических конференциях, выполняют проектные работы под руководством наставников. Кроме того, с целью развития технических знаний и навыков молодых специалистов, ключевых для ТНК-ВР дисциплин, в компании разработан и реализуется ряд уникальных целевых программ развития технических компетенций: «Молодые буровики», «Молодые технологи», «Молодые специалисты дисциплины „Внутрискважинные работы"», «Молодые специалисты дисциплины „Капитальное строительство"» [7].

Таким образом, многие крупные компании в работе с персоналом используют обучение как элемент

мотивации. Независимо от специфики работы предприятия, вопросы обучения персонала остаются актуальными. Работодатель самостоятельно определяет методы и формы обучения, а также определяет место обучения в системе мотивации персонала.

Библиографические ссылки

1. Управление персоналом организации / А. Я. Ки-банов [и др.]. М. : Инфра-М, 2002.

2. HR-сообщество и публикации : Портал [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/vidy-motivacii (дата обращения: 28.08.2015).

3. Официальный сайт ОАО «Газпромнефть»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom-neft.ru/social/employee-development/ (дата обращения: 28.08.2015).

4. Официальный сайт АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решет-нева» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/personell/training (дата обращения: 28.08.2015).

5. Официальный сайт АО «Красмаш» [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasm.com/personnel/ personnel.aspx (дата обращения: 28.08.2015).

6. Политика управления персоналом ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil. ru/materials/doc/LUKOIL-HR_Policy.pdf (дата обращения: 28.08.2015).

7. Управление производством [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-ro.ru/library/person-nel_mana-gement/reserve/tri-gorizonta.html (дата обращения: 30.03.2015).

References

1. Kibanov A., Batkaeva I. A., Vorozheykin I. E. Upravlenie personalom [Human resource management of the organization]. Moscow : Infra-M Publ., 2002.

2. HR community and publications: Portal web site. Available at: http://hr-portal.ru/article/vidy-motivacii (accessed: 28 August 2015).

3. JSC "Gazprom Neft" web site. Available at: http://www.gazprom-neft.ru/social/employee-development (accessed: 28 August 2015).

4. SC "ISS" named after academian M. F. Reshetnev web site. Available at: http://www.iss-reshetnev.ru/ personell/training (accessed: 28 August 2015).

5. SC "Krasmash" web site. Available at: http://www.krasm.com/personnel/personnel.aspx (accessed: 28 August 2015).

6. Policy of human resource management of JSC "Lukoil". Available at: http://www.lukoil.ru/materials/ doc/LUKOIL-HR_Policy.pdf (accessed: 28 August 2015).

7. Production management web site. Available at: http://www.up-ro.ru/library/personnel_management/reser-ve/tri-gorizonta.html (accessed: 30 March 2015).

© Белозерова О. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.