УДК 338.246.2
ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ АВТОХИМИИ
Л.В. Левченко, Н.И. Иванова
Самарский государственный экономический университет (Самара, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 19 апреля 2016 г.
Дата принятия в печать 25 июня 2016 г.
Ключевые слова
Импорт, импортозамещение, инновации, горюче-смазочные материалы (ГСМ), автохимия, мировой рынок, бизнес-процесс
Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378
Аннотация. Раскрыты проблемы и перспективы реализации Россией стратегии импор-тозамещения на примере производства химических препаратов для автомобилей (автохимии). Выделяются следующие проблемы развития данной отрасли: высокие экспортные пошлины на масло второй и третьей групп, высокие экологические сборы и технологическая отсталость отрасли в целом. Рассмотрены те аспекты мирового опыта, которые могут оказаться полезными в современных российских условиях. Описаны шаги современных российских компаний, работающих в сфере автохимии, по решению проблем развития. Разработаны рекомендации по поддержанию и стимулированию процесса замещения импорта в секторе автохимии. На основе анализа мирового опыта были предложены следующие механизмы, применимые к рынку автохимии: 1) государственная поддержка имиджа отечественных производителей автохимии, оказание помощи в рекламе и продвижении на рынке; 2) развитие инфраструктуры по продвижению импортозамещающих автохимических товаров на внутреннем и внешнем рынках (развитие товаропроводящей сети); 3) господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований в области автохимии; 4) формирование промышленных кластеров для локализации автохимического производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов.
THE PROSPECTS FOR IMPORT SUBSTITUTION ON RUSSIAN MARKET OF AUTO CHEMICAL GOODS
L.V. Levchenko, N.I. Ivanova
Samara State University of Economics (Samara, Russia)
Article info
Received April 19, 2016
Accepted June 25, 2016
Keywords
Import, import substitution, innovations, fuels and lubricants, auto chemical goods, world market, business process
Acknowledgements
Article was prepared with financial support of the Ministry of Education and Science of RF in a framework of the state task to higher education institutions regarding carrying out sciense and research works for 20142016, project № 2378
Abstract. The authors reveals the problems and prospects of realization in Russia of the import substitution strategy on the example of production of chemical products for cars (car chemicals). The authors highlighted the following problems of the development of this industry: high export duties for oil of 2nd and 3rd groups, high environmental taxes and technological backwardness of the industry as a whole. The article considers the aspects of international experience that can be useful in modern Russian conditions. The authors describes the steps of modern Russian companies working in the field of chemistry, on solution of development problems. There were developed recommendations for maintaining and facilitating the process of import substitution in the chemicals sector. On the basis of international experience there were suggested the following mechanisms applicable to the market of auto chemistry. First, it is state support of image of the domestic producers of chemicals, assisting in advertising and promotion. Second, it is the development of infrastructure for promotion of import-substituting the auto chemical goods on the domestic and foreign markets (development of the distribution network). The third mechanism is the state support of innovative business, scientific research and research in the field of chemistry. Fourth, it is necessary the formation of industrial clusters to localize auto chemical production, increasing its volume, cooperation of research and business processes.
© Л.В. Левченко, Н.И. Иванова, 2016
Экономическая ситуация в России в 20142016 гг. поставила перед производителями сразу несколько сложных задач. Кризис на рынке энергоносителей и нефтепродуктов привел к скачку цен на импортные горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ), и вопрос замещения их на отечественные аналоги встал чрезвычайно остро. Так, сложившаяся на мировой арене ситуация заставляет обратить внимание на необходимость преодоления зависимости от иностранной продукции и иностранных капиталов на российском рынке автохимии. В связи с этим целесообразно взять курс на инновационное развитие (с применением нанотехнологий, к примеру). В результате отечественные производители автохимии в будущем смогут наладить производство конкурентоспособных продуктов и существенным образом укрепить свои позиции не только на национальном рынке автохимии, но и мировом.
В рамках государственной программы импортозамещения, приоритетной для России в текущем году, ведущие производители стратегически важных сфер промышленности заключили соглашения о сотрудничестве с целевыми потребителями. В сфере энергетики, на долю которой приходится более 60 % всей экономики страны, вопрос замещения импортных нефтепродуктов на отечественные аналоги тесно связан с необходимостью реструктуризации рынка ГСМ.
Согласно оценкам Министерства энергетики РФ, расходы нефтегазового сектора на импортозамещение к 2020 г. составят от 8 до 10 млрд руб. Среди ведущих компаний сферы энергетики ответственность за реализацию программы замещения импорта разделят между собой «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «СИБУР», «Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ» [1].
Обновление оборудования и парка машин за счет импорта постепенно сокращает потребности промышленности в стандартных маслах, что делает перспективы отечественных производителей масел и смазок неопределенными. Очевидным и едва ли не единственным направлением развития отечественного производства масел является импортозамещение — выход на рынок смазочных материалов для импортной техники. Для этого отечественным производителям необходимо включиться в конкуренцию с зарубежными брендами не только по цене, но и по качеству. Возможности для этого есть, безусловно, далеко не у всех игроков.
Имеющийся российский опыт производства смазочной продукции для импортной техники показывает, что выход на этот рынок сло-
жен. Так, среди российских автомобилистов репутация зарубежных смазочных материалов заметно лучше, чем российских аналогов. Отрасль находится на стадии реконструкции и развития. Многие инновационные разработки только внедряются, но масла ведущих отечественных производителей уже вполне конкурентоспособны [2, с. 23].
«ЛУКОЙЛ» является первопроходцем и лидером в реализации программы замещения импорта смазочных материалов в России.
Следует отметить, что работа «ЛУКОЙЛ» по программе импортозамещения в России началась намного раньше наступления экономического кризиса 2014 г. В 2006 г. дочерняя компания «ЛУКОЙЛ» - «ЛЛК-Интернешнл» -обозначила разработку и организацию производства современных гидравлических и индустриальных масел как одну из стратегических задач. Вследствие грамотной маркетинговой стратегии были подписаны несколько важных соглашений о сотрудничестве.
Так, Череповецкий металлургический комбинат, реализовав в 2007 г. серию испытаний масел «ЛУКОЙЛ Гейзер» СТ и ЛТ, частично перешел с импортных масел Mobil и Shell на продукцию отечественного производителя. За ним последовал АВТОВАЗ, для которого «ЛУКОЙЛ» разработал серию моторных и трансмиссионных масел специально для обслуживания двигателей автомобилей LADA. Новолипецкий металлургический комбинат также оценил эффективность партнерского соглашения с «ЛУКОЙЛ» и отметил существенное уменьшение затрат при производстве готовой продукции с использованием смазочных материалов и специальных жидкостей «ЛУКОЙЛ». К 2007 г. производитель обеспечил завод качественной продукцией на сумму более 70 млн руб. Кроме того, ведущими партнерами «ЛУКОЙЛ» по реализации программы импортозамещения ГСМ в России являются ПАО «Северсталь», «Уральский турбинный завод», ОАО «ПРИМ-АВТОДОР», ООО «Батумский автотранспорт» и другие предприятия различных отраслей промышленности [3].
Ведутся переговоры с ключевыми мировыми и российскими автопроизводителями о поставках масел «ЛУКОЙЛ» на конвейер для первой заливки и о внесении их в сервисные книжки автомобилей. В качестве консультанта по модернизации производства выступает компания ExxonMobil Research & Engineering.
Партнерами ведущих производителей смазочных материалов, активно участвующих в программе импортозамещения, являются прове-
ренные российские дилеры. Так, ЗАО «Пром-экспорт» является ведущим официальным дилером «ЛУКОЙЛ» в реализации программы.
В связи с государственной стратегией, направленной на импортозамещение, замена зарубежной продукции приобретает особое значение для энергетиков. Широкие возможности открываются в области перевода предприятий топливно-энергетического комплекса на использование российских масел.
На теплоэлектростанциях в последние годы активно проводилось техническое переоснащение, вводились в строй современные газотурбинные и парогазовые установки. Новое оборудование требовало все более совершенной рецептуры смазочных материалов, способных обеспечить максимально полезную работу новых мощностей. В связи с этим вывод на рынок в 2013 г. серии масел «ЛУКОЙЛ ТОРНАДО Т», разработанных при участии ведущих мировых производителей турбин, стал знаковым явлением для отрасли. Продукт не имел аналогов у отечественных разработчиков, он был уникальным, в том числе по набору свойств, которые учитывали специфику работы современных турбин - огромные нагрузки. На сегодня турбинное масло «ТОРНАДО Т» одобрено такими компаниями, как ABB, Voith и Siemens.
Продвижение масел в новые сегменты рынка в порядке импортозамещения представляет собой сложную задачу, так как требует не только повышения качества продукции, но и использования разрешительной системы, принятой на мировом рынке.
По признанию многих специалистов, сегодня в России единой государственной системы допуска масел к эксплуатации нет, а государственный сертификат является скорее формальным разрешением на продажу, а не документом, подтверждающим качество масла [4]. Необходимо законодательно обязать производителей масел подтверждать все заявляемые параметры путем испытаний на реальных двигателях и механизмах, запретить реализацию масел без этих испытаний.
На сегодняшний день в России работает межведомственная комиссия (далее - МВК), в которую входят представители российских производителей техники, топлив и масел. Комиссия организует эксплуатационные испытания продукции и выдает допуск МВК, который подтверждает соответствие требованиям тех изготовителей техники, для кого этот продукт предназначен. По такому пути пошел «ЛУКОЙЛ», организовавший испытания своих масел для сельхозтехники на нескольких
машиноиспытательных станциях. Однако для производителей импортной техники допуск МВК юридической силы не имеет.
Отсутствие системы делает процесс оценки качества смазочных материалов и допуска их на рынок многовариантным и, следовательно, неоднозначным.
В рамках реализуемой программы по им-портозамещению «Газпром нефть» заключила с администрацией ряда российских регионов Соглашение о содействии импортозамещению моторных масел и смазочных материалов. Согласно достигнутым договоренностям, оператор бизнеса масел «Газпром нефти» - «Газпром нефть - смазочные материалы» — расширит сотрудничество с городскими и муниципальными предприятиями регионов, направленное на подбор качественных смазочных материалов отечественного производства, способных заменить дорогостоящие импортные аналоги. Компания организует обучение персонала работе с различными маслами и техническими жидкостями, предоставит квалифицированную инженерную и сервисную поддержку. Соглашения также предусматривают возможность поставки компанией «Газпром нефть -смазочные материалы» продукции на различные предприятия. В числе приоритетов - сотрудничество в таких сферах, как пассажирский автотранспорт, коммунальное хозяйство, грузоперевозки, спецавтотранспорт и обслуживание тепловых сетей.
Экономический эффект от Соглашения о содействии импортозамещению моторных масел и смазочных материалов только в Санкт-Петербурге в 2015 г. превысил 150 млн руб. [5]. Переход на смазочные материалы отечественного производства обеспечивает регионам существенную экономию бюджетных средств [6].
Продукция «Газпром нефти» не уступает по качеству маслам, выпускаемым под самыми известными в мире брендами, а наличие собственных новых производственных площадок в России позволяет быть успешнее зарубежных производителей в ценовой конкуренции, расширяя возможности в сфере им-портозамещения.
Основой для производства любой масляной продукции являются базовые масла - один из продуктов переработки нефти. Сейчас объем импорта базовых масел находится на уровне 0,4 млн т в год, экспорт составляет примерно 1,1 млн т в год [7].
В России выпускаются так называемые масла первой группы, а за рубежом закупаются продукты более высокой степени очистки -
второй и третьей групп. В стране существует огромная потребность в создании мощностей для выпуска масел именно этих групп. Однако российские масла второй-третьей групп смогут успешно продаваться на международных рынках, если будут созданы адекватные условия для конкуренции по цене. Создание же этих условий — вопрос госрегулирования. Ранее нефтяным компаниям удалось убедить правительство в том, что экспортная пошлина на масла и темные нефтепродукты должна быть разной. Высокий размер пошлин может оказать серьезное негативное влияние на развитие технологий, налаживание масштабного производства в России масел второй и третьей групп, необходимых для производства высокотехнологичной продукции. В целом, только при фискальных преференциях (по экспортной пошлине) на масла второй-третьей групп относительно дизельного топлива можно ожидать возврата инвестиций в организацию их производства в России [8].
Помимо пошлин еще одним препятствием для развития производства могут стать экологические сборы. Необходимо создание таких условий, которые будут способствовать повышению экологической ответственности производителей масел и стимулировать развитие переработки. Цивилизованный выход — это системное налаживание процедуры сбора и переработки отработанных масел, а здесь существует множество пока не разрешенных вопросов, в том числе - как мотивировать потребителя к сдаче отработанного масла в официальные пункты сбора. В связи с этим требуется нормативная база, а также ввод в строй дополнительных современных мощностей для регенерации отработанного масла.
Санкции не остановили развитие и такого игрока нефтяной отрасли, как «Роснефть». Компания продолжает масштабную модернизацию мощностей по переработке нефти, расширяет ассортимент производимых смазочных материалов, собирается нарастить свою долю на отечественном рынке в сегменте смазочных материалов за счет импортозамещения иностранных брендов.
«Роснефть» наращивает портфель предложений смазочных материалов и для отечественной и зарубежной спецтехники, и для автолюбителей, и для предприятий. Например, в рамках стратегического партнерства «Роснефти» и Новолипецкого металлургического комбината нефтяная компания поставляет металлургическому гиганту полный спектр нефтепродуктов — от спецмасел до топлива. Специа-
листами компании была подобрана эффективная замена иностранных продуктов смазочными материалами «Роснефти» под каждый тип производственного оборудования. Аналогичная работа проводится с «Металлоинвестом» и другими металлургическими компаниями, которые отныне не будут зависеть от иностранных масел. Применяет российскую продукцию и немецкий промышленный гигант Siemens: компания использует трансформаторное масло «Роснефти», которое не уступает по качеству мировым аналогам, при этом имеет более привлекательную цену.
«Роснефть» обеспечивает клиентов не только качественными отечественными смазочными материалами, но и комплексной поддержкой в сфере контроля качества и состояния смазочных материалов на предприятиях и в автопарках, что позволяет эксплуатировать технику с максимальной эффективностью. Так, одно из предложений «Роснефти» — программа TechAudit, в рамках которой специалисты компании анализируют условия работы смазочных материалов на конкретном оборудовании и на основе полученных данных предлагают предприятиям технико-экономическое обоснование по оптимизации издержек. С помощью другой программы — LubeScan — можно провести мониторинг состояния масел и смазочных материалов самостоятельно даже в полевых условиях. Клиентам этой программы «Роснефть» предоставляет комплект для отбора проб, дает рекомендации по периодичности и точкам отбора. LubeScan позволяет не только выявить потенциальные неисправности в механизме, но и исключить внезапные поломки оборудования. «Роснефть» занимается также разработкой собственных специализированных продуктов для отдельных секторов промышленности и даже конкретных компаний.
Соглашения «Роснефти» с крупнейшими промышленными и энергетическими холдингами предусматривают совместную научно-исследовательскую деятельность в сфере разработки, производства и внедрения высокотехнологичных смазочных материалов и нефтепродуктов. Кроме того, предполагается проведение совместного аудита продукции, направленного на максимизацию эффективности использования и разработку новых линий масел и присадок. Это позволит повысить эффективность НИОКР и диверсифицировать каналы сбыта продукции, что в свою очередь откроет новые перспективы для отечественной экономики.
В России 4 сентября 2015 г. создан отраслевой союз по развитию индустрии автохи-
мии — Союз производителей и потребителей автохимии. Предполагается, что объединение поможет участникам сообщества успешнее вести свой бизнес и обмениваться опытом [8].
В организацию вошли:
• ОАО «ТЕХНОФОРМ», Московская обл., г. Климовск;
• ЗАО «Обнинскоргсинтез», Калужская обл., г. Обнинск;
• ООО «Тосол-Синтез-Инвест», Нижегородская обл., г. Дзержинск.
Участники союза выпускают более 60 % охлаждающих жидкостей от всего объема производства в России и на 90 % обеспечивают потребности первой заливки на конвейерах автозаводов и сборочных производств. В рамках союза предполагается выработать стандарты качества продукции, безопасности для потребителя, а также охраны здоровья и окружающей среды [9].
Развитие отечественного производства смазочных материалов в направлении импортоза-мещения затруднено технологической отсталостью отрасли. Отечественная химмотология —
прикладная наука о свойствах топлив, масел и других эксплуатационных материалов — за время рыночных реформ отстала и сегодня с трудом справляется с «осмыслением» потока информации, связанного с массированным импортом новых продуктов [10].
Мировой опыт реализации политики импортозамещения позволяет предложить следующие механизмы, применимые к рынку автохимии:
1) поддержка имиджа отечественных производителей автохимии, оказание помощи в рекламе и продвижении на рынке;
2) развитие инфраструктуры по продвижению импортозамещающих автохимических товаров на внутреннем и внешнем рынках (развитие товаропроводящей сети);
3) господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований в области автохимии;
4) формирование промышленных кластеров для локализации автохимического производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов.
Литература
1. Замещение импорта смазочных материалов в России: поставленные цели и достигнутые результаты // Промэкспорт : офиц. сайт. - URL : http://promexport.ru/zamena-importnykh-masel/ strategiya-zameshcheniya-importa (дата обращения: S.08.201S).
2. Топтун А., Пушкарев В., Тимерханов А. Российский рынок моторных масел для легковых автомобилей : маркетинг. отчет / Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». - Тольятти, 201S. -40 с.
3. Смирнов В. О. Программа импортозамещения в действии: масла «ЛУКОЙЛ» для российской промышленности // Масла@Лукойл. - 201S. - № 20. - С. 2-4.
4. Смирнов В. С. Замещение импорта в действии // Турбины и Дизели. - 201S. - № S. - С. 22-23.
5. Эксперты обсудили возможности импортозамещения смазочных материалов // Администрация Санкт-Петербурга : офиц. сайт. - URL : http://gov.spb.ru/ (дата обращения: 28.09.201S).
6. «Газпром нефть» развивает сотрудничество с регионами в сфере импортозамещения смазочных материалов // Газпром нефть : офиц. сайт. - URL : http://www.gazprom-neft.ru/ (дата обращения: 18.06.201S).
7. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. - URL : http://www.gks.ru/.
8. Алексеева Е. Российские производители автохимии объединились в союз // За рулем.рф. -URL : http://www.zr.ru/ (дата обращения: 30.10.201S).
9. Союз производителей и потребителей автохимии (СППА) : офиц. сайт. - URL : http://сопра.рф/.
10. Егорова А. А., Иванова Н. И. Импорт и перспективы импортозамещения на российском рынке автохимии. - Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2016. -109 с.
References
1. Zameshchenie importa smazochnykh materialov v Rossii: postavlennye tseli i dostignutye re-zul'taty [Import substitution of lubricants in Russia: effective objectives and the achieved results]. Promexport, official site, available at: http://promexport.ru/zamena-importnykh-masel/strategiya-zame-shcheniya-importa (accessed August S, 201S).
2. Toptun A., Pushkarev V., Timerkhanov A. Rossiiskii rynok motornykh masel dlya legkovykh av-tomobilei [The Russian market of motor oils for cars], Marketing report, Tolyatti, 201S, 40 p.
3. Smimov V.O. Programma importozameshcheniya v deistvii: masla "LUKOIL" dlya rossiiskoi promyshlennosti [Import substitution program in operation: oils of "Lukoil" for the Russian industry]. Masla@Lukoil [Oils@Lukoil], 2015, no. 20, pp. 2-4.
4. Smirnov V.S. Zameshchenie importa v deistvii [Import substitution in operation]. Turbiny i Dizeli [Turbin and Diesels], 2015, no. 5, pp. 22-23.
5. Eksperty obsudili vozmozhnosti importozameshcheniya smazochnykh materialov [Experts have discussed possibilities of import substitution of lubricants]. Administration of St. Petersburg, official site, available at: http://gov.spb.ru/ (accessed September 28, 2015).
6. "Gazprom neft" razvivaet sotrudnichestvo s regionami v sfere importozameshcheniya smazochnykh materialov ["Gazprom Neft" develops cooperation with regions in the sphere of import substitution of lubricants]. Gazprom Neft, official site, available at: http://www.gazprom-neft.ru/ (accessed June 18, 2015).
7. Federal State Statiscs Service, official site, available at: http://www.gks.ru/. (in Russian).
8. Alekseeva E. Rossiiskie proizvoditeli avtokhimii obyedinilis' v soyuz [The Russian producers of auto chemical goods have united in the union]. Za rulem.rf, available at: http://www.zr.ru/ (accessed October 30, 2015).
9. Soyuz proizvoditelei i potrebitelei avtokhimii, official site, available at: http://conpa.p$/.
10. Egorova A.A., Ivanova N.I. Import i perspektivy inportozameshcheniya na rossiiskom rynke av-tokhimii [Import and prospects of import substitution in the Russian market of auto chemical goods], Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2016, 109 p.
Сведения об авторах
Левченко Лариса Владимировна - канд. экон. наук, профессор
Адрес для корреспонденции: 443090, Россия, Самара, ул. Советской Армии, д. 141 Е-тэИ: lvls@mail.ru
Иванова Наталья Игоревна - канд. экон. наук, доцент Адрес для корреспонденции: 443090, Россия, Самара, ул. Советской Армии, д. 141 Е-тэИ: cleotasha@rambler.ru
About the authors
Levchenko Larisa Vladimirovna - Candidate of Economic sciences, Professor
Postal address: 141 Sovetskoi Armii st., Samara, 443090, Russia
Е-mail: lvls@mail.ru
Ivanova Natalia Igorevna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor
Postal address: 141 Sovetskoi Armii st., Samara, 443090, Russia
Е-mail: cleotasha@rambler.ru
Для цитирования
Левченко Л.В., Иванова Н.И. Перспективы импорто-замещения на российском рынке автохимии // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 51-56.
For citations
Levchenko L.V., Ivanova N.I. The prospects for import substitution on Russian market of auto chemical goods. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 51-56. (in Russian).