Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку студентов технического вуза на основе модульно-рейтинговой технологии (на примере Пензенского государственного технологического университета)'

Обучение иностранному языку студентов технического вуза на основе модульно-рейтинговой технологии (на примере Пензенского государственного технологического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MODULAR-RATING TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING BASED ON MODULAR-RATING TECHNOLOGY / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амитрова Мария Вячеславовна, Гусарова Юлия Васильевна, Нелюбина Елена Андреевна

Рассматривается модульно-рейтинговое обучение иностранному языку как эффективное средство профессиональной подготовки студентов технического вуза. В статье дается определение модульно-рейтингового обучения. Представлена сущность обучения иностранному языку на основе модульно-рейтинговой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амитрова Мария Вячеславовна, Гусарова Юлия Васильевна, Нелюбина Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language teaching based on modular-rating technology of technical students (on the example of Penza State Technological University)

Modular-rating technology of foreign language teaching is examined as an effective means of technical students’ professional training. “Modular-rating education” is defined in the article. The essence of foreign language teaching based on modular-rating technology is described.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку студентов технического вуза на основе модульно-рейтинговой технологии (на примере Пензенского государственного технологического университета)»

Section 6. Pedagogy

Amitrova Maria Vyatcheslavovna, Penza State Technological University, senior lecturer, the Faculty of Foreign Languages E-mail: amitrova79@mail.ru Gusarova Yulia Vasilievna, Penza State Technological University, associate professor, the Faculty of Foreign Languages E-mail: gusarovauvg@yandex.ru Nelubina Elena Andreevna, Penza State Technological University, senior lecturer, the Faculty of Foreign Languages

E-mail: el-nel @bk.ru

Foreign language teaching based on modular-rating technology of technical students (on the example of Penza State Technological University)

Abstract: Modular-rating technology of foreign language teaching is examined as an effective means of technical students’ professional training. “Modular-rating education" is defined in the article. The essence of foreign language teaching based on modular-rating technology is described.

Keywords: modular-rating technology, foreign language teaching based on modular-rating technology, professional training.

Амитрова Мария Вячеславовна, старший преподаватель

E-mail: amitrova79@mail.ru Гусарова Юлия Васильевна, доцент E-mail: gusarovauvg@yandex.ru Нелюбина Елена Андреевна, старший преподаватель, Пензенский государственный технологический университет,

Факультет иностранных языков E-mail: el-nel @bk.ru

Обучение иностранному языку студентов технического вуза на основе модульно-рейтинговой технологии (на примере Пензенского государственного технологического университета)

Аннотация: Рассматривается модульно-рейтинговое обучение иностранному языку как эффективное средство профессиональной подготовки студентов технического вуза. В статье дается определение модульнорейтингового обучения. Представлена сущность обучения иностранному языку на основе модульно-рейтинговой технологии.

Ключевые слова: модульно-рейтинговая технология, обучение иностранному языку на основе модульнорейтинговой технологии, профессиональная подготовка.

Современный этап развития российского общества главной задачей образовательной политики определяет обеспечение качества образования на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять соб-

ственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни — главная цель современного образования, отвечающая социальным запросам. В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» обновление образования должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим интересам,

86

Секция 6. Педагогика

склонностям и запросам человека. В этих условиях все большую значимость приобретает идея качества подготовки будущих специалистов по каждой учебной дисциплине. Реализуя эту идею, многие вузы модернизируют планирование и мониторинг подготовки в направлении усовершенствования образовательного процесса, что способствует адаптации образовательного процесса к сложившимся условиям. В этом контексте планирование и мониторинг качества подготовки по отдельно взятой дисциплине приобретает особое значение в образовательном процессе вуза [1, 3-4].

Как отмечают Е. В. Горюнова, Ю. Ю. Ковалева, С. Е. Мазанова и др., один из факторов, обеспечивающих качество профессионального образования, является модульно-рейтинговая система [2, 3].

Рассмотрению вопросов психолого-педагогического обоснования возможности использования модульного обучения и рейтинговой системы в высшей школе, оценки знаний обучающихся, особенностей, основных функций, принципов модульного обучения и рейтинговой системы, специфики организации процесса обучения в высшем учебном заведении с использованием модульно-рейтинговой технологии посвящены исследования многих педагогов и психологов.

Под модульно-рейтинговой технологией понимается педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов.

Модульно-рейтинговая технология обучения в современной педагогике определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины [4, 127-128].

Мы разделяем точку зрения Т. В. Гуськовой и считаем, что рейтинговая система оценки знаний представляет собой совокупность научных, организационных, технологических и правовых положений, обеспечивающих объективную оценку учебных достижений студентов. При этом комплексным количественным показателем качества учебных достижений студентов является рейтинговая оценка, выраженная в баллах. Для повышения объективности оценки качества знаний студентов используется сто балльная шкала [5, 101-103].

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что рейтинговая система оценки знаний приобретает все более высокую значимость и активно внедряется в учебный процесс российских вузов.

Нами будет рассмотрены некоторые аспекты обучения иностранному языку на основе рейтинговой системы, организованной в Пензенском государственном технологическом университете (далее ПензГТу).

В ПензГТу рейтинговая система выступает основным средством оценки знаний, умений и навыков обучающихся, в рамках которой сочетается объективное оценивание уровня подготовки (профессиональных качеств) студентов посредством компьютерного тестирования и экспертное оценивание индивидуальных (личностных) качеств обучающихся. Результаты комплексного оценивания знаний, умений и навыков обучающихся на основе рейтинговых технологий чрезвычайно интересны студентам, так как позволяют наиболее оптимально выявить уровень знаний и сформированность профессиональных и личностных качеств [6, 7-8].

Гуманитарные дисциплины, к которым относится «Иностранный язык», являются обязательной частью профессионального образования, способствуют осознанию студентами места и значения своей профессии в инновационном развитии общества, стимулируют понимание возможностей знаний по иностранному языку как средства решения профессиональных задач, формирования социально значимых качеств для профессиональной деятельности.

Одной из наиболее эффективных и перспективных технологий организации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, по нашему мнению, считается именно модульное обучение.

Соглашаясь с мнением Т. В. Гуськовой Ю. Ю. Ковалевой, о том, что обучение по модульно-рейтинговой технологии формирует у студента осознание необходимости регулярной и качественной работы в течение семестра, повышает процесс самообразования, развивает способности и качества студента, повышает результаты учебной деятельности, мы используем модульно-рейтинговую технологию с использованием образовательной среды MOODLE на кафедре иностранных языков ПензГТУ [3, 5].

Основной структурно-организационной и структурно-содержательной единицей программы модульного обучения иностранному языку выступает модуль, который соответствует профессионально-ориентированному содержанию учебной дисциплины

87

Section 6. Pedagogy

«Иностранный язык». Каждый модуль обладает относительной самостоятельностью, и позволяет объединять профессионально-ориентированное содержание обучения и технологию овладения им в систему высокого уровня целостности; включает комплекс взаимосвязанных блоков учебного материала (учебных элементов и подэлементов), предназначенного для изучения студентами с разным уровнем владения иностранным языком, адаптированного к индивидуальным потребностям каждого обучаемого, обеспечивающего комплексное овладение студентами знаниями, навыками и умениями во всех видах иноязычной речевой деятельности.

Введение в содержание каждого модуля учебной дисциплины «Иностранный язык» тематического материала, основанного на специальной терминологии; речевых клише, необходимых для ведения переговоров с проектными организациями и поставщиками технологического оборудования; специальных текстов, связанные с особенностями технологического процесса и производства; коммуникативных заданий, имитирующих ситуации профессионального общения, направлено на осуществление углубленной, языковой подготовки по специальностям, формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности, начиная с младших курсов вуза.

В каждом модуле структура и содержание материалов взаимосвязаны и коррелируют с квалификационными требованиями к выпускникам и видами их профессиональной деятельности (производственнотехнологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, маркетинговая).

Использование балльно-рейтинговой системы контроля после изучения каждого модуля предполагает:

• систематичность контрольных срезов на протяжении всего курса в течение семестра или семестров, выделенных на изучение данной дисциплины по учебному плану;

• обязательную отчетность каждого студента за освоение каждого учебного модуля/темы в срок, предусмотренный учебным планом и графиком освоения учебной дисциплины по семестрам и месяцам;

• регулярность работы каждого студента, формирование должного уровня учебной дисциплины, ответственности, самостоятельности, инициативности, медиакомпетентности и системности в работе;

• обеспечение быстрой обратной связи между студентами и преподавателем, деканатом, что позволяет корректировать успешность учебно-познавательной деятельности каждого студента и способствовать повышению качества обучения;

• ответственность преподавателя за мониторинг учебной деятельности каждого студента на протяжении курса.

Каждый семестровый курс предлагается оценивать по шкале в 100 баллов. Для получения зачета достаточно набрать 51 балл.

Таким образом, применение модульно-рейтингового обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза позволяет решить такие важные задачи, как реализация профессионально-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса; обязательный учёт потребностей и интересов обучаемых, связанных с достижением высокого уровня иноязычной компетенции, который является достаточным для эффективного межкультурного профессионального общения; сформированность социально значимых качеств для профессиональной деятельности, что обеспечивает интеграцию иноязычной подготовки в общую профессиональную подготовку будущих специалистов на основе специально разработанных модулей.

Список литературы:

1. Мутырова А. С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.08. - Астрахань. - 2008.

2. Горюнова Е. В. Повышение качества образовательных услуг региональных вузов на основе внедрения инноваций и инновационных стратегий: автореф. дис. ... канд. э. н. 08.00.05. - Ростов-на-Дону. - 2011.

3. Ковалева Ю. Ю. Концепция модульного обучения иностранному языку студентов вузов: автореф. дис. ... д. п. н. 13.00.02. - Нижний Новгород. - 2013.

4. Насырова Э. Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии обучения студентов с учетом личностно-деятельностного подхода//Вестник Челябинского государственного педагогического университета -2009. - № 2. - с. 127-135.

5. Гуськова Т. В. Использование информационных технологий в образовательном процессе высшей шко-лы//Регинология. - 2010. - № 4. - с. 101-105.

88

Секция 6. Педагогика

6. Андреев А. Б. Рейтинговая система мониторинга качества подготовки специалистов с применением компьютерного тестирования/А. Б. Андреев, А. А. Федосеев, Т. В. Гуськова, И. П. Дивненко, Р. Ю. Авдеев//Ка-чество и ИПИ (САЬЗ)-технологии. - 2006. - № 2. - с. 6-11.

Anpilogova Ludmila Vladimirovna, Orenburg State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Faculty of Journalism E-mail: anpilogova62@mail.ru

Anpilogov Dmitry Georgievich, Orenburg State University, Student, Architecture and Construction Faculty E-mail: DmitriyAnpilogov@gmail.com

The structure of professional communication training process of students-journalists at the university

Abstract: the article examines the structural components of professional communication training process of students-journalists at the University. The proposed structure provides the freedom of choice of educational contents by the student to meet their own professional needs of life.

Keywords: training, professional communication, the structure of training process, the contents of education.

Анпилогова Людмила Владимировна, Оренбургский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, факультет журналистики

E-mail: anpilogova62@mail.ru

Анпилогов Дмитрий Георгиевич, Оренбургский государственный университет, студент, архитектурно-строительный факультет E-mail: DmitriyAnpilogov@gmail.com

Структура процесса обучения студентов-журналистов профессиональному общению в вузе

Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты процесса обучения студентов-журналистов профессиональному общению в вузе. Предлагаемая структура обеспечивает свободу выбора содержания образования студентом с целью удовлетворения собственных профессионально-жизненных потребностей.

Ключевые слова: обучение, профессиональное общение, структура процесса обучения, содержание

обучения.

На современном этапе развития общества образование приходит к новому ракурсу осмысления человека — как уникального творца ценностей. Данное видение обусловливает необходимость организации такого образовательного процесса, в котором будут создаваться условия для эффективного развития личности. Одним из таких условий является усвоение человеком теории и практики общения. Мы считаем, что сегодня в системе образования вуза речь должна идти о создании особого пространства

формирования и развития общения, являющегося частью профессиональной деятельности журналистов.

Определяющей характеристикой содержания обучения выступает его структурное оформление. Нами были определены следующие задачи структурирования учебного материала по обучению профессиональному общению студентов:

- разработать структуру рациональной подачи учебного материала с точки зрения её хранения в памяти студента;

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.