Научная статья на тему 'Обучение и переподготовка водителей автомобиля пожилого и старческого возраста'

Обучение и переподготовка водителей автомобиля пожилого и старческого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / геронтология / обучение водителя / автошкола / водители пожилого и старческого возраста. / road safety / gerontology / driver training / driving school / elderly drivers.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Юрий Александрович

Статья посвящена проблеме обеспечения безопасного управления автомобилем лицами пожилого и старческого возраста. Психофизиологические и физические изменения, происходящие с возрастом в организме человека, ухудшают его возможности по управлению автомобилем. Устойчивое демографическое старение населения увеличивает количество таких водителей, что снижает общую безопасность дорожного движения. Обучение лиц пожилого и старческого возраста требует особого подхода, учитывающего все их слабые стороны и позволяющего полнее использовать сильные. В статье описывается разработанная автором программа обучения и переподготовки таких водителей. Она состоит из нескольких этапов, которые помогают решить возникающие с возрастом психологические, медицинские и психофизиологические проблемы водителя, а также облегчить его теоретическое и практическое обучение, выработать индивидуальные практические рекомендации для безопасного управления автомобилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF ELDERLY DRIVERS

The article deals with the problem of ensuring safe driving for people of elderly and senile age. Psychophysiological and physical changes that occur with age in the human body impair his ability to drive a car. Sustained demographic aging of the population increases the number of such drivers, which reduces the overall road safety. Training the elderly and senile age people requires a special approach that takes into account all their weaknesses and allows them to fully use their strengths. The article presents the training and retraining program developed by the author for such drivers. It consists of several stages that help to solve psychological, medical and psycho-physiological problems of the driver arising with age, as well as to facilitate his theoretical and practical training, to develop individual practical recommendations for safe driving.

Текст научной работы на тему «Обучение и переподготовка водителей автомобиля пожилого и старческого возраста»

СЛОВО ■ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ■

УДК 377.5 ББК 74.40

ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Ю. А. Кузнецов

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения безопасного управления автомобилем лицами пожилого и старческого возраста. Психофизиологические и физические изменения, происходящие с возрастом в организме человека, ухудшают его возможности по управлению автомобилем. Устойчивое демографическое старение населения увеличивает количество таких водителей, что снижает общую безопасность дорожного движения. Обучение лиц пожилого и старческого возраста требует особого подхода, учитывающего все их слабые стороны и позволяющего полнее использовать сильные. В статье описывается разработанная автором программа обучения и переподготовки таких водителей. Она состоит из нескольких этапов, которые помогают решить возникающие с возрастом психологические, медицинские и психофизиологические проблемы водителя, а также облегчить его теоретическое и практическое обучение, выработать индивидуальные практические рекомендации для безопасного управления автомобилем.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, геронтология, обучение водителя, автошкола, водители пожилого и старческого возраста.

TRAINING AND RETRAINING OF ELDERLY DRIVERS Yu. A. Kuznetsov

Abstract. The article deals with the problem of ensuring safe driving for people of elderly and senile age. Psychophysiological and physical changes that occur with age in the human body impair his ability to drive a car. Sustained demographic aging of the population increases the number of such drivers, which reduces the overall road safety. Training the elderly and senile age people requires a special approach that takes into account all their weaknesses and allows them to fully use their strengths. The article presents the training and retraining program developed by the author for such drivers. It consists of several stages that help to solve psychological, medical and psycho-physiological problems of the driver arising with age, as well as to facilitate his theoretical and practical training, to develop individual practical recommendations for safe driving.

Keywords: road safety, gerontology, driver training, driving school, elderly drivers.

Последние годы наблюдается устойчивая тенденция к демографическому старению населения. По информации Организации Объединенных Наций, количество жителей планеты в возрасте старше 60 лет утроилось в период с 1950 по 2000 г. К 2050 г. прогнозируется, что оно вновь увеличится в три раза, достигнув численности в 2 млрд человек. В России на сегодняшний момент 37,3 млн человек находятся в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4% от общего населения страны [1].

В соответствии с Международной классификацией пожилыми считаются люди в возрасте старше 60 лет. Переход в старческий возраст происходит в 75 лет, лица, перешагнувшие 90-летний рубеж, считаются долгожителями [2].

Вместе с общим старением населения увеличивается и количество водителей пожилого и старческого возраста. Ежегодно наблюдается устойчивый рост дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), случившихся по вине водителей старше 60 лет. В частности, в 2018 г. доля таких аварий в России увеличилась на 10,2% по сравнению с предыдущим [3].

Управление автомобилем лицами пожилого и старческого возраста осложнено ухудшением их физического и психофизиологического состояния. Среди самых распространенных проблем исследователи чаще всего называют следующие:

• нарушение зрения,

• ухудшение слуха,

• быстрое утомление,

• понижение внимания,

• увеличение времени реакции,

• снижение функций памяти, особенно кратковременной,

• ослабление взаимосвязи между познавательными процессами, ухудшающими, в частности, ориентирование в дорожной ситуации.

Вследствие всех перечисленных факторов, у пожилых водителей наблюдается самый высокий процент попадания в ДТП в пересчете на пройденный километр пути

(за исключением начинающих водителей в возрасте до 25 лет). У водителей старческого возраста этот показатель такой же, как у 20-летних подростков. Лица 85 лет и старше погибают или получают серьезные травмы при управлении автомобилем чаще, чем любая другая возрастная группа [4].

В похожих авариях люди пожилого и старческого возраста страдают, как правило, больше своих более молодых партнеров по движению. Это объясняется повышенной хрупкостью и ослабленностью их организма. По этой же причине значительно дольше идет процесс их выздоровления.

По причине вышеперечисленных факторов в разных странах мира последнее время все чаще звучат предложения запретить лицам преклонного возраста управлять автомобилем; реализуются всевозможные бонусные программы для добровольно отказавшихся от вождения машины пенсионеров. Например, в Японии правительство стимулирует отказ пожилых водителей от управления автомобилем с помощью разнообразных скидок. Сдав свое водительское удостоверение, они получают соответствующий сертификат, предъявив который могут получить скидки на такси, общественные бани, питание в ресторане. Если же человек не хочет отказываться от вождения собственного автомобиля, то по достижении им 75-летнего возраста он обязан промаркировать его с обеих сторон специальным опознавательным знаком. Интересно, что его первоначальный вид красно-желтого листка вызвал широкое недовольство в среде пенсионеров, не пожелавших ассоциировать себя с опавшими листьями, поэтому позднее знак переоформили в четырехлистник.

Ограничительные меры целиком и полностью находятся в ведении государственного аппарата. Задача автошколы - обучить и выпустить на дорогу качественно подготовленного и безопасного для окружающих водителя. С этой целью коллектив нашей организации разработал и реализовал специальную программу обучения и переподготовки водителей автомобиля пожилого и старческого возраста. Ее основное назна-

чение - объяснить водителю его сильные и слабые стороны и научить безопасному вождению автомобиля с учетом произошедших возрастных изменений; минимизировать отрицательное влияние на безопасность движения ухудшившихся психофизиологических параметров за счет более полного и грамотного использования пришедших с возрастом положительных качеств, таких как знания, опыт, рассудительность, ответственность.

Программа состоит из пяти этапов:

• психологического,

• медицинского,

• психофизиологического,

• теоретического,

• практического.

Психологический этап подготовки

Психологическая составляющая очень важна при работе с лицами пожилого возраста. У действующих водителей часто отмечается процесс отторжения и даже агрессии при попытках указать им на появляющиеся с возрастом недостатки психофизиологии. Имея за плечами многолетний стаж вождения автомобиля, они не желают признавать, что уже не в состоянии управлять им так же, как раньше. У учеников, впервые пришедших в автошколу для получения водительского удостоверения, в пенсионном возрасте уже противоположные сложности - они, наоборот, очень не уверены в своих силах, сильно сомневаются в том, что смогут на старости лет освоить профессию водителя. Им также требуется психологическая поддержка. На первом этапе подготовки, после беседы с психологом, действующие водители решают «Тест безопасного вождения для пожилых людей». Это специальный опросник, разработанный Американской Автомобильной Ассоциацией для реализации своей программы обучения водителей старше 55 лет - AAA Roadwise Driver. Он используется во многих странах мира для определения возможности управления автомобилем лицами старческого возраста. Мы адаптировали его под свою программу подготовки и

используем полученные с помощью этого теста результаты как отправную точку при составлении индивидуального учебного курса для пришедшего к нам водителя.

Медицинский этап подготовки

Состояние здоровья пенсионеров таково, что им приходится регулярно принимать большое количество лекарственных препаратов. В Соединенных Штатах Америки подсчитали, что на лиц старше 65 лет приходится четвертая часть потребления всех выпускаемых в стране рецептурных медикаментов [5]. Прием всех этих таблеток, капель и микстур отрицательно влияет на способности управлять автомобилем: ухудшаются психофизиологические параметры, увеличивается вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие. Некоторые исследователи утверждают, что прием ряда назначаемых для снятия тревоги, стресса, мышечных спазмов препаратов, таких как диазепам (Валиум), увеличивает вероятность совершить аварию примерно в два раза [5]. Еще больше ухудшает ситуацию тот факт, что, имея несколько заболеваний, пожилые люди обращаются к разным специалистам и принимают назначаемые ими препараты одновременно, что может вызывать самые неожиданные и опасные побочные эффекты.

На медицинском этапе подготовки мы собираем информацию обо всех принимаемых нашим учеником препаратах для того, чтобы составить рекомендации по безопасному вождению автомобиля с учетом выявленных лекарственных противопоказаний. На сегодняшний день этой работой занимаются сотрудничающие с нашей автошколой практикующие врачи. Параллельно с этим мы работаем над созданием онлайн-ресур-са, который позволит нашим выпускникам оперативно получать важную информацию о влиянии приема лекарственных препаратов на управление автомобилем даже без личного обращения в автошколу с помощью своего личного кабинета на сайте нашей организации. Подобные интернет-программы уже доказали свою эффективность и исполь-

зуются автомобильными ассоциациями в разных странах. Например, портал ЯоасЫБе ЯХ, который был взят нами за образец.

Психофизиологический этап подготовки

У каждого человека изначально разные психофизиологические параметры: реакция, внимание, восприятие времени и скорости, динамический глазомер, память и т. д. По мере старения возрастные изменения организма тоже у каждого протекают сугубо индивидуально. В связи с этим для подготовки индивидуальных рекомендаций для водителя первоначально необходимо определить персональные особенности его психофизиологии. Для этого мы используем специально разработанное нашей компанией компьютерное тестирование. Этот универсальный продукт в нашей автошколе уже более семи лет используется как при подготовке учеников, так и при проверке психофизиологического уровня подготовленности водителей-профессионалов. И если оценить его вклад в качество обучения крайне сложно, то определить снижение аварийности на предприятиях после внедрения разработанного нами тестирования не представляет особого труда. В этом направлении оно показало очень высокую эффективность, демонстрируя уменьшение количества ДТП с участием водителей предприятий-партнеров до невероятных 8,2 раз [6].

На основании результатов психофизиологического тестирования, а также данных, полученных на психологическом и медицинском этапах подготовки, для водителя разрабатывается индивидуальная программа по безопасному управлению автомобилем. В ней перечисляются все его сильные и слабые стороны, а также практические рекомендации по их использованию при вождении.

Теоретический этап подготовки

Этот этап представляет собой курс лекций по безопасности дорожного движения для пожилых водителей, в котором стандартные для

физически здорового человека дорожные маневры и ситуации переосмысливаются с учетом возникающих с возрастом проблем. Скажем, проезд перекрестков, перестроения и контроль «мертвых зон» при уменьшенной подвижности в области шеи, плеч и корпуса; движение по скоростным дорогам и в плотном транспортном потоке с учетом развивающейся мышечной слабости и прочее. На занятиях мы учим пожилых водителей грамотно выбирать время и маршрут движения. Например, водители старше 65 лет очень часто попадают в аварии при совершении левого поворота на перекрестке. Это объясняется развивающейся с возрастом деменцией, провоцирующей к небезопасным маневрам и несоблюдению дистанции. Следовательно, поездку надо спланировать так, чтобы минимизировать или при возможности вообще исключить повороты налево.

Практический этап подготовки

При переподготовке действующих водителей этот этап заключается в тестовом управлении автомобилем под контролем специально подготовленных нами инструкторов практического вождения. Наблюдая за особенностями работы с органами управления автомобиля и стилем движения подопечного, они составляют перечень рекомендаций по дальнейшему самостоятельному безопасному вождению.

При обучении будущих водителей для учащихся пожилого возраста преподается дополнительный курс тренажерной подготовки, позволяющий в спокойной обстановке получить необходимые для уверенного управления автомобилем первоначальные навыки вождения. Это особенно актуально с учетом низкой самооценки и неуверенности в своих силах большинства возрастных учащихся.

Дополнительное обучение и переподготовка водителей пожилого и старческого возраста - это необходимый элемент повышения безопасности дорожного движения. Правительства ряда стран проводят целенаправленную политику популяризации таких курсов.

Например, в некоторых штатах США лицам старше 55 лет после прохождения переподготовки снижают стоимость страховых взносов, а по достижении 70 лет такие курсы делают для водителей обязательными. Дополнительные разрешения необходимо получать водителям старше 80 лет и в ряде европейских стран: Германии, Голландии, Дании, Испании и

Франции. В Великобритании это необходимо делать каждые три года всем водителям, перешагнувшим 70-летний рубеж.

Разработав и реализуя программу обучения и переподготовки водителей пожилого и старческого возраста, наша организация вносит свой посильный вклад в безаварийное движение на российских дорогах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год. - URL: https://rosmintrud.ru/docs/1294/ (дата обращения: 08.03.2019).

2. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

3. Статистика автокатастроф за 2018 год в России. - URL: http://provodim24.ru/ statistika-dtp.html/ (дата обращения: 08.03.2019).

4. Driver Improvement Courses For Seniors. - URL: https://seniordriving.aaa.com/ maintain-mobility-independenc e/driver-improvement-courses-seniors/ (дата обращения: 11.03.2019).

5. How to help an older driver / AAA Foundation for traffic safety. - New York.: American Automobile Association, 2000. - 32 p.

6. Алексеев Л. А., Кузнецов Ю. А. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения // Автотранспортное предприятие. - 2014. - № 1. - С. 16-18.

REFERENCES

1. Doklad o rezultatakh kompleksnogo monitoringa sotsialno-ekonomicheskogo polozheni-ya pozhilykh lyudey za 2017 god. Available at: https://rosmintrud.ru/docs/1294/ (accessed: 08.03.2019).

2. Rybalko E. F. Vozrastnaya i differentsialnaya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2001. 224 p.

3. Statistika avtokatastrof za 2018 god v Rossii. Available at: http://provodim24.ru/statistika-dtp. html/ (accessed: 08.03.2019).

4. Driver Improvement Courses For Seniors. Available at: https://seniordriving.aaa.com/main-tain-mobility-independence/driver-improvement-courses-seniors/ (accessed: 11.03.2019).

5. How to help an older driver / AAA Foundation for traffic safety. New York: American Automobile Association, 2000. 32 p.

6. Alekseyev L. A., Kuznetsov Yu. A. Fiziologiya voditelya i ee vliyaniye na bezopasnost dorozhnogo dvizheniya. Avtotransportnoye predpriyatiye. 2014, No. 1, pp. 16-18.

Кузнецов Юрий Александрович, кандидат технических наук, директор по учебной части автошколы «Мустанг»

e-mail: [email protected]

Kuznetsov Yuriy A., PhD in Engineering, Educational Director, Driving School "Mustang" e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2019 The article was received on 18.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.