Научная статья на тему 'Использование тренажера ТА-2 для подготовки водителей'

Использование тренажера ТА-2 для подготовки водителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / АВТОШКОЛА / ВОЖДЕНИЕ / DRIVING / ТРЕНАЖЕР / ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / АВТОМОБИЛЬ / VEHICLE / ДОРОГА / ROAD / DRIVING TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Евстратова Светлана Александровна, Кротова Екатерина Андреевна

Актуальность и цели. Использование психофизиологических тренажеров при обучении водителей позволяет тренировать избирательность и концентрацию внимания, память на образы и символы, ассоциативные процессы, распределение внимания, эмоциональную устойчивость и другие показатели. Цель данного исследования состоит в определении возможности использования тренажера ТА-2 в процессе подготовки водителей. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигнута за счет использования психофизиологического тренажера ТА-2 и компьютерных методик проведения тестирования. В процессе подготовки водителей было протестировано 30 человек по 8 тестам. Результаты. В работе описаны восемь методик тестирования, цель каждого задания. Проведенные исследования показали, что результаты существенно различаются при тестировании проходящих обучение женщин и мужчин. У женщин намного лучше память на символы, образы, они более устойчивы эмоционально, но по сравнению с мужчинами они затрачивают больше времени на выполнение заданий. Выводы. Использование в процессе подготовки водителей тренажера ТА-2 позволит повысить на начальном этапе качество обучения и впоследствии безопасность дорожного движения, снизить аварийность на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Евстратова Светлана Александровна, Кротова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE SIMULATOR TA-2 FOR DRIVER TRAINING

Background. The use of psychophysiological simulators in the training of drivers makes it possible to exercise selectivity and concentration, memory for images and symbols, associative processes, distribution of attention, increased emotional stability, and a large number of other indicators. The purpose of these studies is the determination of whether the use of THE simulator-2 in the process of driver training. Materials and methods. Realization of this goal is achieved through the use of psycho-physiological simulator TA-2 and computer methods of testing. In the process of training the drivers were tested 30 people in 8 tests. Results. In the work described eight methods of testing, the purpose of each task. Studies have shown that the results are significantly different when tested studying women and men. The woman has a much better memory for symbols, images, they are more stable emotionally, but compared with men spend more time on the job. Conclusions. Use in driver training simulator TA-2 will increase at the initial stage the quality of education and subsequently the road safety to reduce accidents on the road.

Текст научной работы на тему «Использование тренажера ТА-2 для подготовки водителей»

УДК 656.13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ТА-2 ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

И. Е. Ильина, С. А. Евстратова, Е. А. Кротова

USING THE SIMULATOR TA-2 FOR DRIVER TRAINING I. E. Ilyina, S. A. Evstratova, E. A. Krotova

Аннотация. Актуальность и цели. Использование психофизиологических тренажеров при обучении водителей позволяет тренировать избирательность и концентрацию внимания, память на образы и символы, ассоциативные процессы, распределение внимания, эмоциональную устойчивость и другие показатели. Цель данного исследования состоит в определении возможности использования тренажера ТА-2 в процессе подготовки водителей. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигнута за счет использования психофизиологического тренажера ТА-2 и компьютерных методик проведения тестирования. В процессе подготовки водителей было протестировано 30 человек по 8 тестам. Результаты. В работе описаны восемь методик тестирования, цель каждого задания. Проведенные исследования показали, что результаты существенно различаются при тестировании проходящих обучение женщин и мужчин. У женщин намного лучше память на символы, образы, они более устойчивы эмоционально, но по сравнению с мужчинами они затрачивают больше времени на выполнение заданий. Выводы. Использование в процессе подготовки водителей тренажера ТА-2 позволит повысить на начальном этапе качество обучения и впоследствии - безопасность дорожного движения, снизить аварийность на автомобильном транспорте.

Ключевые слова: обучение, вождение, тренажер, водитель, автомобиль, дорога, автошкола.

Abstract. Background. The use of psychophysiological simulators in the training of drivers makes it possible to exercise selectivity and concentration, memory for images and symbols, associative processes, distribution of attention, increased emotional stability, and a large number of other indicators. The purpose of these studies is the determination of whether the use of THE simulator-2 in the process of driver training. Materials and methods. Realization of this goal is achieved through the use of psycho-physiological simulator TA-2 and computer methods of testing. In the process of training the drivers were tested 30 people in 8 tests. Results. In the work described eight methods of testing, the purpose of each task. Studies have shown that the results are significantly different when tested studying women and men. The woman has a much better memory for symbols, images, they are more stable emotionally, but compared with men spend more time on the job. Conclusions. Use in driver training simulator TA-2 will increase at the initial stage the quality of education and subsequently the road safety to reduce accidents on the road.

Key words: training, driving trainer, driver, vehicle, road, driving.

Введение

Статистические данные об аварийности по Российской Федерации и Пензенской области показывают, что действия водителя являются причиной 85-90 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [1]. Снижение количества ДТП и повышение тем самым безопасности дорожного движения явля-

ется приоритетной задачей. Повышение качества подготовки водителей в автошколах позволит ее решить.

В настоящее время применение психофизиологических тренажеров при подготовке водителей носит рекомендательный характер. Кроме этого, не все автошколы имеют финансовую возможность приобрести автотренажер. Анализ показателей аварийности на автомобильном транспорте свидетельствует о необходимости использовать психофизиологические тренажеры в учебном процессе автошкол. В связи с психофизиологическими особенностями подготовка женщин и мужчин в автошколах должна отличаться [2, 3].

1. Проведение тестирования

Психофизиологический тренажер ТА-2 предназначен для повышения надежности водителя за счет тренировки отдельных профессионально важных психологических качеств, непосредственно влияющих на уровень безопасности. Тренажер, разработанный на основе современных достижений психологии в области развития когнитивных функций и самоконтроля состояния работоспособности, позволяет развивать взаимосвязанные качества.

В данной работе представлены результаты тестирования на психофизиологическом тренажере ТА-2 по 8 методикам:

- методика 1 «Тренировка избирательности и концентрации внимания»;

- методика 2 «Тренировка ассоциативных процессов»;

- методика 3 «Тренировка памяти на образы»;

- методика 4 «Тренировка памяти на символы»;

- методика 5 «Тренировка распределения внимания»;

- методика 6 «Повышение эмоциональной устойчивости»;

- методика 7 «Повышение гибкости темпа действий»;

- методика 8 «Повышение устойчивости к монотонии».

Методика 1 «Тренировка избирательности и концентрация внимания».

Задание заключается в нахождении в таблицах заранее заданного числа на определенном фоне. Для прохождения теста отводится определенное количество времени.

Методика 2 «Тренировка ассоциативных процессов».

Задание заключается в определении и удалении повторяющихся карт. Задание прекращается в случае выявления всех повторяющихся карт или в случае, если количество ошибок больше заданного значения.

Методика 3 «Тренировка памяти на образы».

Водителю должны быть присущи такие свойства памяти, как достаточный объем, продолжительность, скорость и точность запоминания.

Задание заключается в запоминании и воспроизведении расположения различных картинок в ограниченном промежутке времени.

Методика 4 «Тренировка памяти на символы».

Задание заключается в запоминании ранее предложенных символов и выборе их из таблицы при ограниченном времени.

Методика 5 «Тренировкараспределения внимания».

В зависимости от способности быстрого распределения внимания водитель может одновременно удерживать в поле зрения несколько объектов (светофор, пешеход, знаки, скорость и т.д.). Задание заключается в одновременном восприятии зрительной и слуховой информации путем нажатия

определенной клавиши при наличии или отсутствии в тексте прозвучавшего слова.

Методика 6 «Повышение эмоциональной устойчивости».

Задание заключается в точном воспроизведении своего ранее выбранного темпа действий путем недопущения столкновения движущихся на мониторе в разном направлении шаров.

Методика 7 «Повышение гибкости темпа действий».

Задание заключается в реагировании в разном темпе в зависимости от того, какие пары букв предъявляются на мониторе.

Методика 8 «Повышение устойчивости к монотонии».

Задание заключается в реагировании на редкие события, которые будут происходить на фоне плавно и монотонно изменяющейся картинки и расслабляющей музыки, путем быстрого нажатия клавиши мыши при наведении указателя на кружки с цифрами в строгой последовательности «1», «2», «3». На первом этапе проверяется уровень бдительности, на втором этапе -уровень внимательности.

2. Результаты тестирования

Результаты теста 1 «Тренировка избирательности и концентрации внимания» показывают, что избирательность и концентрация внимания не зависит от полового признака. В то же время наблюдается, что у кандидатов в водители довольно невысокий процент идеального результата (20 правильных ответов из 20-ти).

По результатам теста 2 «Тренировка ассоциативных процессов» можно сделать вывод о том, что женщины тратят больше времени на выполнение задания, чем мужчины. Обуславливается это тем, что женщины, как правило, очень ответственно относятся к заданиям, более послушны, аккуратны, но у них есть существенный недостаток: в силу более развитого инстинкта самосохранения они испытывают страх. Мужчины при управлении автомобилем более агрессивны, чаще рискуют, затрачивая меньше времени на выполнение каких-либо действий.

Результаты теста 3 «Тренировка памяти на образы» показывают, что у женщин память на образы развита лучше, чем у мужчин.

Применительно к вождению автомобиля можно сказать, что основное преимущество женщин в том, что по их вине непредвиденные, опасные и аварийные ситуации на дороге возникают намного реже, чем по вине мужчин.

Результаты теста 4 «Тренировка памяти на символы» демонстрируют, что женщины проявляют более высокую осмотрительность и ответственность к выполнению заданий, нежели мужчины. Ошибки у мужчин происходят по причине слишком большой самоуверенности и переоценки своих возможностей, а также возможностей техники.

Результаты теста 5 «Тренировка распределения внимания» показывают, что распределение внимания у женщин развито лучше, чем у мужчин. У женщин больше правильных определений целевого слова и оценки цвета. Мужчины по этим показателям уступают.

По результатам теста 6 «Повышение эмоциональной устойчивости» можно сказать, что женщины работают более стабильно, безопасно и надежно в то время, когда находятся в безопасной ситуации. Женщины управляют

автомобилем с меньшим риском и с меньшим количеством ошибок, нежели мужчины.

По результатам теста 7 «Повышение гибкости темпа действий» можно сделать вывод о том, что женщины более приспособлены к изменению темпа действий, чем мужчины.

На основании результатов теста 8 «Повышение устойчивости к моно-тонии» можно сделать вывод, что и женщины, и мужчины достаточно устойчивы в условиях монотонных действий. Время реакции не превышает среднее значение, которое колеблется от 0,5 до 2,0 с в зависимости от возраста и физического состояния.

Таким образом, женщины показали лучшие результаты по сравнению с мужчинами. Так, при проверке памяти на образы (методика 3) женщины (67 %) справились с заданием лучше мужчин (17 %) на 50 %. При проверке памяти на символы (методика 4) у женщин (100 %) результаты лучше, чем у мужчин (67 %) на 33 % [4]. При проверке эмоциональной устойчивости (методика 6) и гибкости темпа действий (методика 7) мужчины показали неудовлетворительные результаты. Результаты тестов по избирательности и концентрации внимания (методика 1) и устойчивости к монотонии (методика 8) не показали значительных отличий мужчин от женщин. А при проверке ассоциативных процессов результаты показывают, что женщины тратят больше времени на выполнение заданий, чем мужчины, которые из-за самоуверенности выполняют задание быстро, но с большим количеством ошибок [5].

Заключение

Уровень знаний и навыков, которые водитель приобрел в процессе обучения в автошколе, определяет его подготовленность.

В свою очередь уровень психологической подготовленности водителя определяет его профессионализм, т.е. обеспечение надежности в любых дорожных условиях.

Постоянное использование автотренажера ТА-2 в процессе обучения кандидатов в водители способствует повышению уровня точности и своевременности восприятия и переработки значимой информации, снижению количества ошибок восприятия и переработки информации, а также снижению вероятности ошибок действий.

Кроме этого, занятия на психофизиологическом тренажере ТА-2 помогают развитию ассоциативных процессов, что способствует лучшей организации сбора и обработки информации, помогают научиться запоминать и систематизировать образную информацию.

Выполнение заданий на высоком уровне поможет научиться запоминать символьную информацию, распределять свое внимание при выполнении двух дел одновременно, контролировать свое эмоциональное состояние. Это достигается за счет наработки навыка объективного восприятия времени в условиях динамично развивающейся ситуации.

Упражнения помогут научиться сохранять выдержку при неблагоприятно развивающихся ситуациях, контролировать и поддерживать внешнее внимание на необходимом уровне в условиях монотонно действующих факторов.

Таким образом, совершенствование подготовки водителей путем использования психофизиологических тренажеров является важным фактором обеспечения безопасности дорожного движения [6-9].

Список литературы

1. Анализ аварийности и причины нарушения водителями правил дорожного движения по Пензенской области / И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский, С. А. Пылайкин, С. А. Евстратова // Науковедение. - 2013. - № 1. - С. 1-12.

2. Использование автотренажеров в обучении водителей категории «В» / И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский, А. И. Звижинский, С. А. Евстратова // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 1. - С. 105-111.

3. Методика экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители / И. Е. Ильина, В. В. Лянденбурский, С. А. Пылайкин, С. А. Евстратова // Науковедение. - 2014. - № 2. - С. 1-12.

4. Ильина, И. Е. Исследование психофизиологических особенностей кандидатов в водители на тренажере ТА-2 / И. Е. Ильина, М. Г. Богаткина, С. А. Евстратова // Мир транспорта и технологических машин. - 2014. - № 1. - С. 119-125.

5. Ильина, И. Е. Применение тренажера ТА-2 для оценки психофизиологических особенностей кандидатов в водители / И. Е. Ильина, Е. С. Куприянова, Д. А. Кро-това // Мир транспорта и технологических машин. - 2014. - № 3. - С. 128-136.

6. Тренажер для обучения курсантов вождению автомобиля и контроля корректирующих действий инструктора / В. В. Лянденбурский, Г. И. Шаронов, И. Е. Ильина, Ю. Д. Бреева // Науковедение. - 2014. - № 4. - С. 1-12.

7. Определение согласованности оценок по результатам тестирования водителей / И. Е. Ильина, Е. И. Титова, Е. С. Куприянова, Д. А. Кротова // Мир транспорта и технологических машин. - 2014. - № 4. - С. 131-138.

8. Родионов, Ю. В. Современная концепция обучения и повышения квалификации водителей на автомобильном транспорте / Ю. В. Родионов, А. С. Ветохин // Автотранспортное предприятие. - 2008. - № 6. - С. 20-26.

9. Родионов, Ю. В. Определение и нормирование риска водителей при обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте / Ю. В. Родионов, А. С. Ветохин // Автотранспортное предприятие. - 2010. - № 1. - С. 49-51.

Ильина Ирина Евгеньевна кандидат технических наук, доцент, кафедра организации и безопасности движения,

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: iie.1978@yandex.ru

Ilyina Irina Evgenjevna candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of organization and traffic safety, Penza State University of architecture and construction

Евстратова Светлана Александровна

студентка,

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: dekauto@pguas.ru

Evstratova Svetlana Alexandrovna student,

Penza State University of architecture and construction

Кротова Екатерина Андреевна

студентка,

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: dekauto@pguas.ru

Krotova Ekaterina Andreevna student,

Penza State University of architecture and construction

УДК 656.13 Ильина, И. Е.

Использование тренажера ТА-2 для подготовки водителей / И. Е. Ильина, С. А. Евстратова, Е. А. Кротова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 126-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.